Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 6:47

Юта — США Октябрь 2020

Все национальные парки в Юте (Арки, Каньон Брайса, Каньонлендс, Зайон) являются природными жемчужинами, и парк Капитол Риф здесь не исключение. Но если обаянию одних парков уступаешь сразу, с первого взгляда, то с другими надо подольше «пообщаться», чтобы в полной мере оценить их разнообразную красоту. Если это происходит, то и привязанность к ним — более глубокая и продолжительная, поскольку опирается не столько на внешние впечатления, сколько на проделанную работу познания чего-то потаенного. Национальный парк Капитол Риф (Capitol Reef National Park) — явно из второй категории, и по-настоящему он нам открылся только во второй, более продолжительный визит. Впервые мы побывали там в 2009 г., тогда любовь с первого взгляда не случилась, но и разочарования не было. Просто тогда осталось чувство, что-то пропустили, не досмотрели… Когда появилась оказия в этот парк вернуться, мы это сделали и были вознаграждены в полной мере! Мы там провели целых три дня, и в один рассказ все впечатления (и фотографии) вместить невозможно, поэтому рассказ будет в двух частях.

Утверждённый в статусе нацпарка в 1971 г., Капитол Риф достаточно велик по площади — 980 кв. км, что почти в три раза больше Арок, но уступает Каньонлендс. Всё это немалое пространство имеет очень своеобразную форму: парк вытянут на 97 км в длину (с севера на юг), но в ширину очень узок — в среднем порядка 10 км (правая карта).

НП Капитол Риф на карте Юты и его план-схема

Своё название эта местность (а затем и нацпарк) получили от пионеров-мормонов, обосновавшихся в этих местах в 1880-х гг. Одна гора из светлого песчаника напомнила им купол Капитолия, а слово «риф» использовалось в смысле «препятствие, неприступный барьер», поскольку эту длинную гряду скал действительно было непросто преодолеть.

Каменный Капитолий, давший название парку
Каменный "Капитолий", давший название парку

Парк фактически образован вокруг уникальной складки в земной коре протяженностью около 150 км, которая называется по-английски «Waterpocket Fold». Складка (fold) означает изгиб в поверхности земли, а «водный карман» (water pocket) — небольшой водоём, образовавшийся на поверхности песчаника в результате выветривания. Складно перевести «Waterpocket Fold» на русский язык очень затруднительно, поэтому в дальнейшем, вслед за мормонами, будем называть это место просто «Рифом». Вид на него сверху показан на двух следующих снимках. Они хорошо иллюстрируют драматический характер Рифа, который не всегда можно разглядеть снизу.

В этом рассказе мы опускаем геологические подробности образования Рифа, однако интересующиеся могут найти их на нашем сайте: Capitol Reef NP (altravelstories.org)

Карта центральной и северной частей парка. Дорога №24 обозначена красной линией, идущей с востока на запад.

На карте выше приведён подробный план парка Капитол Риф. В нём условно можно выделить 4 части, на подробное изучение каждой из которых требуется целый день. Первая часть лежит вдоль дороги № 24 (Utah 24, на карте это отрезок AB), единственного шоссе, пересекающего Риф с востока на запад. Именно по этой дороге попадают в парк все его посетители и на ней же находится бывшее мормонское поселение Фрута, в котором расположен визитор-центр (точка С на карте). Вторая часть — это «живописная дорога» (Scenic Drive), которая начинается от Фруты и идёт на юг вдоль западного склона «Рифа» (линия СD на карте). Третья (северная) часть начинается от точки, А на шоссе № 24 и проходит по грунтовой дороге Хартнет (Hartnet Road) до красивейшего места под названием «Долина соборов» (Cathedral Valley) — отрезок АЕ на карте. Наконец, четвёртая (южная) часть начинается примерно от точки, А и идёт на юг по грунтовой дороге Нотом-Булфрог (Notom-Bullfrog Road) вдоль восточного склона Рифа (на карте показана частично).

В этой части мы рассказываем о красотах парка вдоль дороги № 24 и живописной дороги. Это то, что в той или иной степени видят туристы, приезжающие в парк на 1 день. Во второй части речь пойдет о трудно досягаемых (нужна полноприводная машина типа джипа), но фантастически красивых северном и южном районах парка.

Вдоль дороги № 24

Дорога № 24 пересекает Риф с востока на запад вдоль каньона реки Фремонт (Fremont River). Она была построена в 1962 году и стала первой асфальтированной трассой сквозь Риф, практически впервые открыв его красоты для массового туризма. Мормоны в своё время пересекали его по ущелью «Capitol Gorge» немного южнее (об этом интересном месте рассказано ниже). Мы ехали в парк по 24-й дороге с востока, и ещё на подъезде к нему стали попадаться впечатляющие картины.

Началось всё с «плохих земель» (Badlands) из аргиллита, напоминающие бекон. Перед самым въездом в парк показались холмы из белого песчаника — окаменевшие песчаные дюны.

Юта: Национальный парк Капитол Риф — Часть 1
На подъезде к парку появились напоминающие бекон плохие земли из аргиллита
На подъезде к парку появились напоминающие бекон "плохие земли" из аргиллита

В самом парке преобладают красные скалы. Многие из них имеют собственные имена, которые были подсказаны их формой.

Скала Замок (The Castle)
Скала "Замок" (The Castle)
Рифлённая стена (The Fluted Wall)
"Рифлённая стена" (The Fluted Wall)
Печная труба (Chimney Rock)
"Печная труба" (Chimney Rock)
Скалы-близнецы (Twin Rocks)
"Скалы-близнецы" (Twin Rocks)
Вечерний вид со смотровой площадки Panorama Point на дороге №24
Вечерний вид со смотровой площадки "Panorama Point" на дороге №24

Наша гостиница под названием «Capitol Reef Resort» располагалась в крошечном поселении Torrey (около точки В на карте парка) на фоне красивых скал. Мы были там в октябре и жили в простой мотельной комнате, а вот летом приезжающие могут разместиться в оригинальных помещениях: стилизованных индейских вигвамах и фургонах переселенцев. Парадоксально, но гостиничный ресторан работал даже во время пандемии.

Юта: Национальный парк Капитол Риф — Часть 1

Одно из предлагаемых развлечений в той гостинице — прогулка на альпаках. Мы сами не пробовали, но услуга была очевидно востребована.

С парковок на 24-й дороге начинается несколько интересных троп, из которых нам больше всего понравился маршрут под названием Chimney Rock Trail (тропа «Печная труба»). Она относительно короткая, около 6 км, но в самом начале предполагает крутой подъём на плато на высоту около 180 м. По этому плато тропа приводит к обзорной точке, откуда открываются потрясающие панорамные виды на западную сторону Рифа.

Начало тропы находится рядом с Печной трубой
Начало тропы находится рядом с "Печной трубой"
Вид сверху на Печную трубу и парковку, от которой мы поднялись
Вид сверху на "Печную трубу" и парковку, от которой мы поднялись
Юта: Национальный парк Капитол Риф — Часть 1

Следующий поход в районе 24-й дороги был к природному объекту под названием «Мост Хикмана» (Hickman Bridge), который много лет назад был «вырезан» протекавшим под ним ручьём. По пути туда увидели множество разбросанных в разных местах кусков чёрной лавы. Некоторые из них были просто огромными. Как оказалось, потоки воды от тающих ледников притащили их сюда с близлежащих гор, где 25 млн. лет назад было вулканическое извержение. По дороге куски лавы были обтёсаны, и сейчас лежат вокруг в виде груд чёрных булыжников.

Мост Хикмана (Hickman Bridge)

С тропы к мосту Хикмана открываются самые лучшие виды на скалу «Капитолий», давшую название парку. А уже в самом низу удалось снять обе местные достопримечательности: речку Фремонт и местный «Капитолий».

Река Фремонт (Fremont River) с видом на Капитолий

Последний наш поход в районе 24-й дороги был в небольшой каньон под названием Cohab Canyon. Сам по себе этот каньон ничем не замечательный, но в нём начинаются боковые тропы, которые ведут наверх к обзорным площадкам с прекрасными видами на Фруту и окружающие её скалы Рифа.

Каньон реки Фремонт, разрезающий Риф по линии восток-запад. По нему проложена дорога №24

Живописная дорога

«Живописная дорога» (по-английски Scenic Drive) была построена специально для посетителей парка, чтобы дать им возможность рассмотреть Риф во всех подробностях. Эта дорога отходит от шоссе 24 в том месте, где раньше располагалось мормонское поселение Фрута (см. карту парка). От него остались несколько домов и большие фруктовые сады, за которыми до сих пор ухаживают и куда пускают туристов самим собирать фрукты в сезон урожая (за умеренную плату). Там же находится информационный центр парка, консультирующий посетителей.

Фруктовые сады Фруты

Живописная дорога идёт вдоль западной стороны Рифа и позволяет увидеть бесконечную череду его утесов. Немудрено, что мормоны назвали эту гряду «рифом» по аналогии с барьерным рифом Австралии — преодолеть этот барьер совсем непросто! (Чуть позже мы увидим, через какую щелочку они сами просочились).

Юта: Национальный парк Капитол Риф — Часть 1

Когда 50 миллионов лет назад произошло поднятие земли, 3-х километровый слой осадочных пород не разрушился, а просто изогнулся, образовав складку. Однако, когда в дело вступила эрозия, она как бы «вскрыла» эту складку и обнажила срез многочисленных осадочных пород, доступных теперь для обозрения. Нашему глазу открывается геологическая история многих десятков миллионов лет — рай для геологов и развлечение для непосвящённых.

Многослойность Рифа с близкого расстояния

После образования этой складки в земной коре (Рифа) реки и ручьи начали «прогрызать» в ней каньоны. Самый большой из них — каньон реки Фремонт, по которому проложена дорога № 24. Южнее Риф пересекается еще двумя каньонами меньших размеров, и в обоих мы побывали. Первый называется Grand Wash, что приблизительно можно перевести как «Большая промоина». Поворот к этому каньону находится в 3.5 км от начала живописной дороги (между точками C и D на карте), а длина его (до соединения с рекой Фремонт и дорогой 24) — тоже около 3 км. Дно каньона плоское и песчаное, и вода бывает в нём только после сильных дождей. В середине каньон сужается, и это место (The Narrows) кажется наиболее живописным.

Стены каньона Grand Wash высокие и почти отвесные...

Второй каньон называется Capitol Gorge («Ущелье Капитолий»), и до 1962 года это был единственный путь через Риф. Именно здесь мормоны преодолели этот барьер и смогли обосноваться в плодородной долине реки Фремонт. Чтобы добраться до парковки у этого ущелья, в самом конце живописной дороги (точка D на карте) надо свернуть на грунтовую дорогу и затем трястись по ней около 4 км. Трудно сказать, стоит ли этот каньон таких жертв — с природной точки зрения он ничем не лучше предыдущего.

Такие дырчатые стены из песчаника иногда называют сотами (honeycomb). Они возникают, когда участки неплотно скреплённого песка высыпаются в результате выветривания, образуя многочисленные полости в стенах каньона
Такие "дырчатые" стены из песчаника иногда называют "сотами" (honeycomb). Они возникают, когда участки неплотно скреплённого песка высыпаются в результате выветривания, образуя многочисленные полости в стенах каньона

Вероятно, этот каньон ценится главным образом как исторический объект, поскольку в конце 19-го века многие следовавшие через него путешественники считали своим долгом «отметиться» на стенах. В результате появилась исписанная и исцарапанная именами стена, которую назвали «Реестром пионеров» (Pioneer Registry), и которая сохранилась до наших дней. Некоторые надписи сделаны так высоко, что трудно представить, как люди могли туда забраться. На стене также сохранились следы от пуль (видны на снимках) — кто-то пытался «расписаться» с помощью револьвера.

Юта: Национальный парк Капитол Риф — Часть 1
Реестр пионеров, обратите внимание на даты. Сейчас расписываться уже нельзя: стоят камеры и будут штрафовать
Реестр пионеров, обратите внимание на даты. Сейчас "расписываться" уже нельзя: стоят камеры и будут штрафовать