Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — сейчас на сайте

Канаб, Аризона — США Октябрь 2020

Введение

На самом севере штата Аризона на границе с Ютой находится крайне любопытный природный объект — Национальный монумент Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument, карта 1).

Этот национальный монумент — не слишком «раскрученное» место, и о нем не знают даже многие американцы. Этот природный объект — пустынный регион со скалами и каньонами на плато Париа. Имя монумента происходит от названия 60-километрового хребта из ярко окрашенных скал (Vermilion Cliffs), охватывающих его территорию с юга и востока (карта 2).

Вдоль всего хребта в Аризоне проложена дорога 89А, с которой этими скалами можно полюбоваться (карта 3). Особенно эффектно они смотрятся на закате, полностью оправдывая свое название — багряные (фото 1 и 2).

Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument) — часть 1: Белый карман
Фото 1-2. Vermilion Cliffs в декабре 2018 года мы увидели вот такими. Ну разве не багряные?

На севере земли монумента пересекает река Париа, текущая в глубоком живописном одноименном каньоне, — до слияния с рекой Колорадо. Немного западнее этот каньон соединяется с еще одним популярным туристическим объектом — Оленьим ущельем (Buckskin Gulch, карты 2 и 4), о посещении которого мы тоже рассказываем Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument) — часть 3: Оленье ущелье.

Карта 4. Карта национального монумента Багряные скалы

Центральную же часть национального монумента Багряные скалы занимает плоское и покрытое песком плато Париа (фрагмент более крупного плато Колорадо) с одиночными, кое-где разбросанными по пустыне ранчо. Самая привлекательная для туристов — это северная часть монумента. Здесь главные магниты — несколько небольших, но крайне неординарных формаций, среди которых самые известные — Волна (The Wave), Холмы койотов (Coyote Buttes) и Белый карман (White Pocket, все отмечены на картах 2 и 4).

Узнали мы про Багряные скалы достаточно случайно, когда при подготовке поездки в северную Аризону в 2018 году наткнулись в Интернете на фотографию «Волны», ставшую уже канонической (фото 3).

Фото 3. Ставшая уже канонической фотография Волны. Источник: Wikipedia.org

В эту Волну мы до сих пор так и не попали, несмотря на две попытки (из-за её безумной популярности и очень сложного получения разрешения на ее посещение), зато увидели другие, не менее впечатляющие природные жемчужины. Мы были в этом регионе в трех местах, посетив в декабре 2018 года южные Холмы койотов (South Coyote Buttes), а в октябре 2020 года — Оленье ущелье (Buckskin Gulch) и Белый карман (White Pocket).

Нашей базой для посещения региона в 2020 году был город Канаб (карта 3). Этот небольшой городок в южной Юте с населением около 4,5 тыс. человек стал настоящим туристическим центром с развитой инфраструктурой, благодаря своему стратегическому расположению между несколькими национальными парками и национальными монументами. В окрестностях города компаниями из Голливуда снято несколько десятков фильмов, в основном вестернов.

Белый карман (White Pocket)

Белый карман (White Pocket) расположен в северной части плато Париа, в пустынном и сравнительно труднодоступном его регионе (карты 2 и 4). Путь туда от Канаба занимает около двух с половиной часов, причем последняя треть пути — километров 25 — пролегает практически по бездорожью, точнее — по раздолбанной песочной колее со спусками и подъемами (один из вариантов маршрута показан на карте 5).

В отличие от Волны и Холмов койотов, для посещения Белого кармана не требуется участвовать в лотерее и получать разрешения. Сложность дороги к этому месту сама по себе естественным образом ограничивает поток посетителей этой геологической жемчужины.

Требуется полноприводной автомобиль с высоким клиренсом, а еще крайне желателен опыт вождения по песку (фото 4). Такая машина в нашем распоряжении была, а в отношении опыта мы могли похвастаться только довольно короткой и благополучно завершившейся поездкой по песку к южным Холмам койотов в декабре 2018 года (об этом — вторая часть рассказа).

В этот наш приезд дорожная ситуация оказалась намного сложнее. 2020 год в этих краях выдался исключительно сухим (перед нашим приездом дождей не было в течение около 5 месяцев), поэтому последние 25 км надо было ехать по глубокому и рыхлому песку. Местные нас убедили не рисковать, и мы обратились в частную фирму, специализирующуюся на проведении подобных туров в этом регионе. Нам очень повезло с гидом (интеллигентный, с отличным чувством юмора, с 30-летним опытом вождения по песку, желающим можем дать его координаты), и мы ни разу не пожалели о принятом решении. Наоборот, всю дорогу по песку, особенно когда кто-то ехал навстречу, сильно радовались, что за рулем — не мы.

Белый карман — это компактно расположенная группа многоцветных формаций совершенно экзотического вида: с большой площадью многоцветных поверхностей из песчаника «с завихрениями» и полигональными рельефами. Эти формации прихотливо выветрены до крайне необычных форм, и все это, вместе взятое, создает совершенно марсианский пейзаж. Общее представление об объекте лучше всего передают виды сверху, сделанные с помощью дрона, которыми мы и дополним наши собственные фотографии. Термином «карман» в данном случае называют относительно небольшой регион площадью примерно 1,5 кв. км, значительно отличающийся от невыразительных песчаных равнин вокруг (фото 5–6).

Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument) — часть 1: Белый карман

Белый или светло-серый — это доминирующие в Белом кармане цвета камня, дополняемые также разными оттенками кирпично-розового и кремового (фото 7–11).

Фото 7-11. Цвета и фактуры Белого кармана

Одна из «фишек» этого места — обширные полигональные поверхности (плоские и куполобразные), покрытые светлым песчаником. В народе такие структуры называют «мозги» (brain rock). Действительно, очень похоже (фото 5–8 и 12–22).

Фото 12-16. Обширные полигональные поверхности - фишка Белого кармана
Фото 12-16. Обширные полигональные поверхности - "фишка" Белого кармана

Полигональная структура создается сетью глубоких трещин («морозобойных» по науке), которые расчленяют поверхности (в данном случае — песчаник) на многоугольники, называемые полигонами. Эти трещины возникают под воздействием сжатия верхних слоев покрытия при сильном зимнем охлаждении. При замерзании в них воды образуются ледяные клинья, выдавливающие часть мягкого песчаника наверх. «Морозобойные» трещины развиваются, как правило, на одних и тех же местах в течение многих лет, и в результате поверхность разбивается на полигоны четырех-, пяти- шестиугольной формы (фото 17–21).

Фото 17-20. С мозгами в Белом кармане все в порядке
Фото 17-20. С "мозгами" в Белом кармане все в порядке

Фото 21. Вид на мозги сверху. Источник: https://Rider3099.livejournal.com)
Фото 21. Вид на "мозги" сверху. Источник: https://Rider3099.livejournal.com)

Понаблюдав все это изобилие «мозгов», мы сказали нашему гиду, что всем, у кого с головой проблемы, надо ехать в это место. Он живо откликнулся, предположив, что обоим кандидатам в президенты Соединенных Штатов 2020 года хорошо бы пожить здесь некоторое время (дело было после первых теледебатов, которые шокировали многих американцев своей неинтеллигентностью с обеих сторон). Чуть позже он добавил, что некоторые гиды называют эти камни «мозги Трампа». Дождавшись нашего удивленного взгляда («почему именно Трампа?»), после паузы он продолжил: «А Байден вообще не помнит, что он тут был»…

Сложнее дело обстоит с другой геологической загадкой, которая обсуждается учеными: что образовалось раньше? Все эти художественные завитушки-завихрения, а потом уже куполообразные структуры из песчаника? Или наоборот: сначала осадочные породы уплотнились, зацементировались, затвердев в песчаник, а уже затем, как результат выветривания и эрозии, возникли все эти завитушки-завихрюшки?

Информации по теме не так уж много, но как мы поняли, превалирует первая точка зрения. Предполагают, что много миллионов лет назад мягкие осадочные породы, скапливавшиеся в низинах между песчаными дюнами, были деформированы (изогнуты, перекручены) мощными потоками воды, вызванными произошедшим землетрясением. Накрывшие эти нижележащие породы массы песка с окружающих дюн со временем затвердели, превратившись в песчаник. А последующая эрозия со временем открыла нам очертания и текстуру когда-то причудливо деформированных формаций, находящихся внизу. Но это неточно, как говорится. Так что учёные-геологи до сих пор не могут достоверно объяснить, как образовался столь странный ландшафт этих замысловатых бело-красно-оранжевых скал (фото 22 -27).

Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument) — часть 1: Белый карман

Белый карман можно назвать местом, вызывающим многочисленные кулинарные ассоциации (фото 28–40). Например, когда мы видели на некоторых склонах упорядоченную полосатость с последовательным чередованием соответствующих цветов, нас не покидали мысли о беконе (фото 28–32).

Фото 28-32. Беконные пейзажи Белого кармана

Территория Белого кармана небольшая, все обойти можно быстро. Но остановки с изумленным взглядом и открытым ртом так часты, что там можно провести целый день, разглядывая все эти чудеса природы.

Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument) — часть 1: Белый карман

Фото 37-38. Ну а это – точно грибочки, пусть и каменные. Или все же мороженое горкой в конусе ?

Фото 40. Ну а это - гарнир, цветная капуста (а вовсе не мозги, как можно подумать)
Фото 40. Ну а это - гарнир, "цветная капуста" (а вовсе не мозги, как можно подумать)

На некотором удалении тонкий бело-серый слой кажется сахарной пудрой, покрывающей весь ландшафт из кирпично-розового песчаника (фото 41–42). Но главное чувство, которое испытывает турист в Белом кармане: «Этого не может быть!» Невероятно, чтобы все эти изыски были созданы не умелыми скульпторами и художниками с изощренной фантазией, а просто водой и ветром (фото 43–46).

Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument) — часть 1: Белый карман

Фото 41-42. Тонкий бело-серый слой песчаника кажется сахарной пудрой, покрывающей весь ландшафт. Вид на Белый карман сверху. Источник: https://Rider3099.livejournal.com