Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 18:56

Канаб, Юта — США Октябрь 2020

В первой части повествования о Багряных скалах мы рассказали о поездке в Белый карман , во второй — про Холмы койотов, а третья часть посвящена Оленьему ущелью (Buckskin Gulch).

Строго говоря, оно не является частью расположенного в Аризоне национального монумента Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument). Оленье ущелье примыкает к нему с севера и входит в состав штата Юта. Но геологически — это один и тот же регион, управляемый одним и тем же федеральным органом — Вureau of Land Management, или BLM. И для того, чтобы добраться в каждую из описанных нами точек, используется тот же самый участок дороги House Rock Valley Road. Вдобавок, Оленье ущелье и Волна имеют одну и ту же парковку, где туристы оставляют свои машины. Короче, мы посчитали, что не будет большим допущением, если к рассказу про Багряные скалы мы добавим и сюжет про Оленье ущелье.

Название ущелья (Buckskin Gulch) дословно переводится как ущелье Оленьей кожи. Звучит очень по-индейски, но значимой индейской истории в этом регионе нет. От оленей в этом ущелье, пожалуй, только что песочно-сероватый окрас большинства скал, но не везде. Кстати, buckskin — это и обозначение буланой масти у лошадей, напоминающей цвет оленьей кожи. Учитывая сказанное, мы решили, что для простоты ущелье можно называть просто Оленьим и таким его именем будем пользоваться в дальнейшем.

Оленье ущелье имеет протяженность 21 км — от точки, А до точки В, в которой оно соединяется с каньоном реки Париа (карта 1). Это ущелье — комбинация сухого русла ручья с одноименным названием (Buckskin Creek, Buckskin Wash) и длинного-предлинного щелевого каньона (англ. slot canyon).

Карта 1. Расположение Оленьего ущелья и других достопримечательностей Багровых скал
Карта 1. Расположение Оленьего ущелья и других достопримечательностей "Багровых скал"

Мы прошли только часть этого маршрута и начали свой путь от парковки под названием Wire Pass (точка С на карте 1). Оттуда до пересечения с Оленьим ущельем (точка D на карте 1) — порядка 2,7 км. Этот вариант маршрута наиболее популярен у туристов, поскольку он обеспечивает быстрый доступ к самым выразительным частям Оленьего ущелья. Чтобы добраться до этой парковки из Канаба (и из Пейджа — тоже), требуется проехать порядка 13 км в южном направлении по грунтовой дороге House Rock Valley Road, съехав туда с хайвея 89 (этот участок пути выделен красной линией на карте 2). Дорога эта вполне приличная, там пройдет любая машина.

Карта 2. Дорога к Оленьему ущелью

Парковка Wire Pass используется и для тропы по Оленьему ущелью, и для похода в знаменитую Волну. Посещение Волны требует получения разрешения в BLM (см. часть 2). Для похода в Оленье ущелье надо только заплатить маленький туристский взнос ($5) на парковке Wire Pass.

От парковки Wire Pass — короткий проход по сухому руслу ручья, и затем начинаются каньонные красоты. Wire Pass — это боковой каньон, но тоже достаточно узкий и интересный (фото 1–4).

Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument) — часть 3: Оленье ущелье

Щелевым, или слот-каньоном называют длинный, узкий, глубокий и извилистый канал с крутыми скальными стенами, обычно из осадочных пород. Как правило, отношение глубины к ширине в таких каньонах превышает 10:1.

Считается, что южная Юта имеет самую высокую концентрацию щелевых каньонов на единицу площади не только в Соединённых Штатах, но и во всём мире. Этому способствуют не только характеристики горных пород этого региона, но и местные особенности выпадения осадков.

Скалы здесь сформированы преимущественно из песчаников, легко поддающихся эрозии, в результате чего в породах образуются многочисленные глубокие трещины и щели, со временем увеличивающиеся в размере. Большую часть года этот регион находится вне зоны осадков, но летом во второй половине дня нередки обильные муссонные дожди, сопровождаемые грозами. Бурные потоки воды, несущие с собой песок, камни, валуны, завершают дело создания щелевых каньонов, пробивая в горных породах сквозные извилистые каналы. Результаты подобного природного творчества — на фото 5–9.

Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument) — часть 3: Оленье ущелье

Wire Pass имеет две достаточно протяженные и узкие секции (англ. Narrows), вторая из которых неожиданно выводит к широкому открытому пространству — к перекрестку с Оленьим ущельем (точка D на карте 4). Здесь открывается огромная нависающая скала с гигантской полуаркой в углублении (фото 10–12). Внутри этой ниши при хорошем воображении можно увидеть очертания стены, окружающей старый город (фото 12).

Фото 12. В полуарке: ну чем не очертания стены, окружащей старый город?

На перекрестке Wire Pass с Оленьим ущельем приходится решать, куда идти дальше: налево (в сторону точки, А на карте 1) или направо — в направлении каньона реки Париа (точка В на карте 1). Мы свой выбор сделали заранее: идем налево, вверх по Оленьему каньону, где хотим найти секретный уголок маршрута (точка Е), о котором прочитали в Интернете и которого нет на картах.

Описания альтернативного варианта маршрута, то есть вниз по ущелью направо от пересечения двух каньонов, предсказывают, что там туриста ожидают несколько углублений или даже небольших бассейнов, которые остаются наполненными водой даже по прошествии нескольких месяцев после обильных летних дождей. А это значит — вброд, мокрые и грязные одежда и обувь… Приходилось видеть фотографии в сети, где туристы идут по этому каньону по пояс в воде, но верится в это с трудом. К тому же, как сказали нам местные жители, в 2020 году с мая по октябрь в этих местах дождей не было совсем. В том направлении скалы постепенно становятся все выше и выше, достигая в конце, при встрече с рекой Париа, примерно 150-метровой высоты.

Итак, теперь мы идем по главной части этой тропы — влево, вверх по Оленьему ущелью. Поверхность под ногами состоит наполовину из песка и наполовину из камней, временами попадаются крупные валуны (фото 13–16).

Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument) — часть 3: Оленье ущелье

Высокие стены узкого каньона большую часть дня препятствует его освещению на полную глубину. И песчаник, из которого сложены местные скалы, — преимущественно неярких, серо-бежево-желтоватых тонов (цвета оленьей кожи!). Поэтому Оленье ущелье не так красочно, как, скажем, Каньон антилопы в Аризоне. Тем не менее, и то, что можно увидеть здесь, потрясает воображение: все эти характерные для слот-каньонов разнообразные текстуры пород и изощренные рельефы скал (волнистые, извилистые, угловатые), над которыми в течение многих лет «трудилась» природа (фото 17–20).

Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument) — часть 3: Оленье ущелье

Постепенно ущелье становится шире, его стены — ниже и, в конце концов, выводит нас на обширное открытое пространство, окруженное разбросанными по сторонам песчаными холмами и невысокими скалами с покатыми склонами (фото 21–23).

Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument) — часть 3: Оленье ущелье

Мы продолжаем идти еще некоторое время по сухому руслу ручья, пока не добираемся до своей цели под названием Секрет Эдмайерса (Edmaier’s Secret). Это место получило название по имени немецкого фотографа Бернхарда Эдмайера, первым обнаружившим эту необычную формацию с воздуха. А секретом она называется потому, что на картах до сих пор не обозначена. Этот небольшой регион с причудливо выветренными странными структурами известен также под именем Коричневый карман (Brown Pocket) — из-за цвета местного песчаника (фото 24–27).

Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument) — часть 3: Оленье ущелье

Секрет Эдмайерса — это группа многослойных куполо- и конусообразных образований из песчаника с узловатой, похожей на мозги структурой. Во многих местах эта формация перекрещивается с тонкими пластинками-плавниками (фото 28–31).

Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument) — часть 3: Оленье ущелье

Каменные «мозги» ("brain rocks") — одна из крайне интересных характеристик этого региона. Нам такую структуру видеть ранее не приходилось. Правда, на следующий день, уже в Белом кармане, мы увидели еще более впечатляющие образцы подобного рода. Не менее интересными в Секрете Эдмайерса нам показались также рельефы и структуры из выветренных тонких пластинок-плавников. В некоторых местах они образовали целые пространственные решетки, громоздящиеся в верхней части конусов из песчаника (фото 32–35), в других — почти вертикально стоящие «скульптуры» (фото 36–38).

Фото 32-35. Пластинки-плавники на конусах из песчаника

Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument) — часть 3: Оленье ущелье

От Секрета Эдмайерса мы повернули назад. Освещение к моменту, когда мы вернулись в узкую часть ущелья, поменялось, и прежние виды с солнечными пятнами на стенах стали смотреться иначе (фото 39–44). Очень интересный и несложный маршрут!

Фото 39-44. В Оленьем ущелье при хорошем освещении не так уж и мрачно

На этом мы пока заканчиваем описание достопримечательностей «Багровых скал». Надеемся когда-нибудь попасть в Волну и удаленную часть южных Койотовых холмов...

Часть 1: Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument): Белый карман

Часть 2: Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument): Южные холмы койотов