Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 8:08

Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument) — часть 2: Южные холмы койотов

Пейдж, Канаб, Аризона — США Декабрь 2018

В части 1 мы рассказали о поездке в Белый карман

Теперь — о еще одной природной жемчужине национального монумента «Багряные скалы» (Vermilion Cliffs) — Южные холмы койотов (South Coyote Buttes).

Сначала немного про терминологию. Термин «butte» (произносится: бьют) не имеет однозначного перевода на русский. По-научному, это — одна из разновидностей «останцов» (под которыми понимают изолированные скалы или холмы, которые остались после разрушения окружавшей их более неустойчивой породы в результате выветривания, эрозии, воздействия воды и т. д.). Однако этот термин чрезмерно научный и не слишком известный среди обычных смертных. Кроме того, в английском языке butte является бытовым понятием, и может обозначать много разных вещей - от высоких гор до небольших холмов. Применительно к данной местности, "бьютами" назвали небольшие холмы с крутыми склонами и маленькой, относительно плоской вершиной (фото 1–2). Поэтому мы будем использовать для обозначения этого природного объекта простое слово «холмы».

Багряные скалы (Vermilion Cliffs National Monument) — часть  2: Южные холмы койотов

Теперь по поводу прилагательного «южный» в его названии — South Coyote Buttes. Различают северные и южные Койотовы холмы (карта 1), где северные — это и есть та самая знаменитая Волна (фото 3), в которую так трудно добыть разрешение на посещение и в которой мы так до сих пор и не побывали.

Карта 1. Карта монумента Багряные скалы
Фото 3. The Wave Источник: Adventure Pro Magazine
Фото 3. "The Wave" Источник: Adventure Pro Magazine

Кстати, с 1 февраля 2021 г. вероятность попадания в Волну для страждущих существенно возросла, поскольку теперь такое право ежедневно будут получать 64 человека (вместо прежних 20). 48 из них — это победители лотереи, разыгрываемой в Интернете на основе заявок, поданных за 4 месяца до предполагаемого визита, и еще 16 — при личном участии в лотерее в территориальном офисе Bureau of Land Management в Канабе накануне поездки. Короче, попасть в число счастливчиков непросто. Однако, добираться до места, где туристы оставляют машины и идут смотреть Волну, относительно несложно. Используется та же дорога и парковка, что и для попадания в Оленье ущелье (Buckskin Gulch), о чем мы расскажем в части 3.

В этом рассказе речь о южных Холмах койотов. Здесь картина — ровно противоположная: получить разрешение на посещение намного проще, чем в Волну, зато добираться до начала маршрута — существенно сложнее, поскольку часть дороги туда идет по песку.

И северные, и южные Койотовы холмы управляются одним и тем же федеральным органом — Бюро по управлению земельными угодьями (Вureau of Land Management, или BLM). Они же проводят розыгрыши разрешений на посещение этих мест (очные и виртуальные). Количественные ограничения на поездки в холмы Койотов установлены с целью сохранения хрупкой песчаной формации от нашествия посетителей.

С тем, как это организовано, можно ознакомиться на сайте BLM: Coyote Buttes South | Bureau of Land Management (blm.gov).

Получение разрешений на визит южных Койотовых холмов онлайн — не лотерея, а больше похоже на заблаговременное бронирование мест в гостинице через Интернет. Первого числа каждого месяца, за 3 месяца до планируемого посещения, открывается возможность резервировать разрешения. На каждый календарный день выделяется по 10 мест. Так, с 1 марта можно бронировать разрешения на посещение холмов на июньские даты, с 1 апреля — на июль месяц и т. д. Еще 10 ежедневных квот на посещение южных Койотовых холмов разыгрываются в офисе BLM в Канабе — накануне предполагаемого визита.

Знаем, что иногда, особенно в зимние месяцы, не все разрешения в южные холмы «выбираются» туристами. Выяснили это на своем опыте. Путешествуя по северной Аризоне в декабре 2018 года, мы решили попытать счастья, поучаствовав в лотерее на попадание в Волну, проходившую в офисе BLM в Канабе. После проигрыша мы подошли посоветоваться к сотруднику BLM и неожиданно получили от него предложение посетить южные Койотовы холмы прямо в этот день. Мы про них тогда вообще ничего не знали, но показанные фотографии нас впечатлили. Необходимая машина 4×4 у нас в наличии была, а в ответ на наше упоминание об отсутствии опыта вождения по песку мы получили совет просто не останавливаться на песке, а продолжать движение. И мы поехали.

Южные Койотовы холмы, как и Белый карман, находятся примерно на полпути между Канабом (Юта) и Пейджем (Аризона) — см. карту 2. Если заранее получить разрешения на их посещение онлайн, то базовую остановку можно с одинаковым успехом сделать либо в Канабе, либо в Пейдже. Если же надо принимать личное участие в лотерее, то предпочтительнее Канаб, где она и проводится накануне предполагаемого визита.

Карта 2. Южные Койотовы холмы, как и Белый карман,  находятся примерно на полпути между Канабом (Юта) и Пейджем (Аризона)
Карта 2. Южные Койотовы холмы, как и Белый карман, находятся примерно на полпути между Канабом (Юта) и Пейджем (Аризона)

Но в любом случае, с хайвея 89/89А надо съехать на грунтовую House Rock Valley Road. В сухую погоду она проходима на любой машине. Ну, а дальше начинается участок дороги по песку.

Имеется две точки доступа с парковками в южные Койотовы холмы: Paw Hole в юго-западной их части и Cottonwood Cove — на востоке (карта 3). Легче попасть в Paw Hole (Дыра-от-Лапы, точка 2 на карте 3): надо съехать на песчаную дорогу № 1079 в месте под названием Одинокое дерево (Lone Tree, точка 1 на карте 3) и проехать оттуда примерно 4 км до парковки. Вначале дорога довольно приличная, потом становится хуже: песок углубляется. Для нас это был первый опыт вождения по песку и, видимо, сработал beginner’s luck (удача новичка), и мы весь этот участок проехали без проблем и туда, и обратно.

Карта 3. Маршрут к южным Койотовым холмам

Другая парковка расположена восточнее и называется Cottonwood Cove (Тополиная пещера, точка 3 на карте 3). Некоторые туристы, чтобы попасть туда, и после Paw Hole продолжают движение по дороге № 1079, но этот ее участок не рекомендуют даже для машин 4×4 (отмечен красным пунктиром на карте 3). Поэтому обычный путь в восточную часть Холмов, начинается в месте под названием Corral (точка 4 на карте 3) с поворотом в точке 5 на дорогу № 1066 и далее до места назначения (обозначено голубым пунктиром на карте 3) — примерно 19–20 км по песку. Восточная часть южных Койотовых холмов считается более живописной, чем ближняя Paw Hole, но и «песочный» отрезок дороги туда почти в 5 раз длиннее. Как и в Белый карман, туда можно нанять местных водителей-гидов (спросите в офисе BLM в Канабе, мы тоже можем поделиться сведениями о гиде, возившем нас в Белый Карман). Это недешево, но нервные клетки, вероятно, дороже.

Ну, а теперь про сами южные Койотовы холмы. Это высокогорная пустыня с выветренными мягкими породами необыкновенно причудливых форм и ярких оранжево-красных расцветок (фото 4–7).

Фото 4 -7. Южные Койотовы холмы- это высокогорная пустыня с выветренными мягкими породами необыкновенно причудливых форм и ярко-оранжевых расцветок

Наиболее типичная формация здесь — это яркие холмики разных размеров, по форме напоминающие индейские жилища вигвамы, или типи (Teepee, фото 8–10).

Фото 8-10.Типичная формация южных Койотовых холмов

Территория южных Койотовых холмов протянулась примерно на 5 км с севера на юг, и здесь нет обозначенных троп. Ходить можно, где хочется, карабкаясь на склоны одних холмов, обходя с разных сторон другие. За каждым поворотом открывается новый вид, иной ракурс (фото 11–13), и следовать каким-то определенным маршрутом невозможно. Путеводители советуют иметь при себе компас или, еще лучше, навигатор.

Фото 11-13. За каждым поворотом открывается новый вид, иной ракурс

Геологи считают, что возраст этих окаменевших дюн — примерно 190 млн. лет. На протяжении веков песчаники, из которых они сформированы, претерпевали изменения, постепенно трансформируясь в скалы, сложенные из разнонаправленных наслоений (фото 14–17).

В создании сегодняшней удивительной картины поучаствовали ветра и дожди, ставшие природными скульпторами этого чуда природы. Преобладавшие в этих краях в разное время года ветра «укладывали» песок в различных направлениях, и в таком виде он затвердел многие миллионы лет назад (фото 18–20).

Сюрреалистические виды и очертания — повсюду. Время и силы природы создали фантастические формации из песчаника. Здесь огромный простор для человеческой фантазии (фото 21–27).

Фото 27. Нечто совершенное, устремленное в небеса

Песчаные скалы сильно различаются в размерах — от одного-двух метров высотой до нескольких десятков метров (фото 28–31).

Фото 29. Ещё одна мини-скала

По окаменевшему песчанику перемещаться не сложно (фото 32–36), а вот по песку — утомительно. А песок здесь повсюду. Но открывающиеся все новые и новые виды придают силу к продолжению движения.

Фото 32- 36. По окаменевшему песчанику  перемещаться легко, а вот по песку - совсем иначе...
Фото 32- 36. По окаменевшему песчанику перемещаться легко, а вот по песку - совсем иначе...

И в западной части, и тем более, в восточной части этого природного объекта можно смело провести по полдня. Мы там были в декабре, когда световой день короток, да из песков хотелось выбраться засветло. Так что путешествие в восточную часть Холмов (Cottonwood Cove) осталось на следующий раз. А вернуться хочется!