Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:04

Святая Цамбика: Сначала 310 ступеней вверх к месту чуда, а затем резко вниз в монастырь к чудотворной иконе

Архангелос — Греция Июнь 2017

После посещения Семи источников Спрятанные в бетонном туннеле молодость и безгрешная жизнь мы отправились в дальнейший путь.

Есть на Родосе места, где кишмя кишит от туристических автобусов и туристов, желающих приобщиться к истории и красотам острова. А есть места, где бурный туристический поток сужается до узкого ручейка, выдавливающего из себя капля за каплей немногочисленных туристов. Одно из таких мест — часовня Богородицы Цамбики, которую иначе называют Новый или Верхний монастырь Богородицы Цамбики.

Святая Цамбика: Сначала  310 ступеней вверх к месту чуда, а затем резко вниз в монастырь к чудотворной иконе

Находится она на самой высокой точке горы, возвышающейся над уровнем моря на 240 метров, также называемой Цамбикой. Стало понятно, почему сюда не ездят туристические автобусы.

Серпантин змейкой вился во склону холма, слева не было никаких ограждений и внизу виднелась прилегающая долина.

С этим местом связано несколько легенд и поверий. Про них нам рассказывал в пути наш гид Янис- Иван.

Собственно имя горе дала легенда, На местном диалекте греческого языка слово «tsamba»(цамба) означало искра, вспышка. Легенды — составная часть жизни греков, вот что рассказывают про Цамбику.

Дело было в XV веке. Сидел как-то вечером пастух и отдыхал от трудов праведных. Любят греки отдыхать даже днём, а в вечернюю пору сам бог велел. Как сказал один знакомый грек, что люди рождаются не для работы, а для отдыха: «Кто хорошо отдыхает, тот хорошо и работает».

Жил пастух в деревне Архангелос. Подняв взор на возвышающуюся вдалеке гору, пастух заметил мерцание. Далёкий свет появился и на следующую ночь. Время было тревожное, в окрестных водах баловались пираты, случались набеги турок и арабов. Собрав толпу мужчин из деревни, пастух двинулся с ними на гору. Каково же было их удивление, когда они увидели икону в серебряном окладе, висевшую на дереве. Рядом горела лампада, чей свет привлёк взгляд пастуха. Найденную икону назвали Богородица Цамбика.

Слух о чудесной находке разошёлся по всему острову, а мореплаватели разнесли по всему греческому миру. Дошёл рассказ о неожиданном обретении иконы до Кипра, где незадолго до этого из одного монастыря пропала похожая икона. На Кипре подобные истории случались, там охотник нашел в глухом лесу другую икону Богородицы Красивый храм в честь «Святой леса», так переводится название города «Айя-Напа». Поэтому киприоты приехали на Родос и признали пропавшую икону. Делать нечего — найденную икону отдали.

Но через некоторое время икона снова объявилась на прежнем месте в лесу, последующие попытки вернуть икону на Кипр заканчивались тем же результатом — икона возвращалась на Родос. На горе поселились монахи, появился мужской монастырь. Правда в настоящее время монастыря на горе Цамбика уже нет, он перебрался в глубь острова.

На горе осталась часовня Богородицы Цамбики. Паломники стали навещать чудотворную икону. Выяснилось, что женщины, у которых нет детей, после посещения и молитвы у иконы обретали радость материнства. Рождённых детей называли: девочек — Цамбикой, мальчиков — Цамбикосом.

Монастырь располагался высоко и платой за посещение иконы стали не деньги, а стройматериалы, которые паломники несли с собой наверх. После завоевания турками острова Родос земли вокруг горы стали принадлежать богатому и знатному турецкому паше. Он плохо относился к христианам. Но его бесплодная жена, тайком от мужа, съела огарок фитиля свечи и забеременела. Турок не поверил жене, но когда родился ребёнок, то в руке он держал горящий фитилёк. Пораженный увиденным турецкий паша подарил монастырю все прилегающие к горе земли.

Вот такие истории слушали мы, пока мы ехали от Семи источников к легендарному месту.

Доехав до широкой и ровной площадки, оглянулись где же часовня?

Увидели лишь небольшую таверну и несколько автомобилей, на одном из которых паслась коза.

Протерев глаза, еще раз присмотрелись. Нет не показалось. Приехав на место, Янис показал нам лестницу, теряющуюся, как показалось с первого взгляда, где-то в облаках.

«Всего на лестнице 310 ступеней, но Вы не бойтесь они невысокие. Раньше на вершину холма женщины, желающие родить ребёнка, на коленях поднимались. Если у Вас желание будет, то можете попробовать. Жду Вас через 45 минут», — порадовал он нас и остался около машины.

Перед подъёмом нас ждал один из вездесущих коммивояжеров, но мы прошли мимо него.

Насчёт высоты ступенек Янис не обманул, были они невысокие, но большей частью широкие.

Только возле самой часовни они стали миниатюрными. Каменная лестница наверх виляла зигзагами и иногда на ней появлялись скамеечки. Но людям порой было не до особых приличий и они садились прямо на ступеньки, отдыхали и опять карабкались вверх. Встречались как молодые пары, так и люди средних лет и в возрасте. Но встретилось людей на пути не более десятка. Мало кто добирается до здешних мест из туристов. До часовни дошли красные как раки и задыхающиеся. Но главное дошли. Второе дыхание пришло- когда среди каменных глыб появилась смотровая площадка.

Она была оборудована перед последними ступенями, на ней находится подзорная труба-бинокль.

Брось 1 евро и смотри. Отсюда хорошо видно место, где находится монастырь Цамбика, построенный в 1760 году.

В монастыре мы побывали чуть позже.

Затем на подъёме появился крест

и часовня.

Вход в небольшой дворик,

где имеется описание истории Святой Цамбики.

Часовня небольшая, состоит из крытого дворика с входом, ведущем в холл.

Во дворике можно утолить жажду.

Судя по дате, мозаика на полу выложена в 2009 году.

Можно установить свечи, которые продаются здесь же.

Из холла — три двери. Налево комната с портретами, на одной из них — митрополит Родосский, ипертим и экзарх Кикладских островов Кирилл (Койеракис).

Прямо — древнее помещение

с иконами.

Направо находится комната

с копией иконы Богоматери Цамбики.

Разных икон с Цамбикой в часовне много.

Хотя есть и другие иконы.

Под иконой восковые фигурки-свечи и жестяные младенцы.

Жестяные фигурки можно приобрести у здешнего смотрителя за 5 евро. Он не сидит на месте, время от времени обходя свои владения.

Живёт смотритель внизу и каждый день поднимается в гору утром и спускается вниз вечером.

Одна из женщин рассказала, что она приехала сюда специально, чтобы попросить за дочку, у которой нет детей.

Вниз было идти гораздо легче. А пока шли вниз, в голове сформировалась отчётливо мысль. Судя по второму названию часовни — Новый монастырь — построена она недавно. На эту мысль навели вид комнат, строительные материалы за часовней на горе и вдоль лестницы, а также дата мозаики на полу часовни. А вот небольшая дальняя комната сохранилась видимо с давних пор. Опять греческие легенды облагораживаются современной действительностью. Но об этом нам гид не рассказывал.

Не каждый паломник мог добраться до вершины, где находилась икона и тогда в 1760 году был построен монастырь на равнине.

В него была перенесена икона и здесь она постоянно хранится, покидая монастырь только раз в году. 8 сентября в праздник Рождества Богородицы икона выносится за пределы монастыря и поднимается на холм, где находится верхний монастырь Цамбики. Туда, где она была найдена много веков назад.

Мы же проделали путь в обратном направлении и не только пешком, иначе до верхнего монастыря Цамбики не доберешься, но также на автомобиле. И вот перед нами ворота, в которые можно въезжать на машине.

Широкая площадь практически пуста, лишь несколько автомобилей притулились на ней.

Мимо старого дерева на краю площади мы чуть не проскочили на всех парах, торопясь быстрее попасть в храм.

Нас притормозил гид Янис. рассказав очередную историю про чудо дерево, вокруг которого необходимо обойти дважды и при этом загадать желание. Сколько в разных странах деревьев, скульптур, пещер, тоннелей, ручьев про которые туристам байки рассказывают и предлагают загадать желание. А мы верим всему…

Совершив обходной обряд вокруг дерева, стали спускаться к храму, расположенному немного ниже, в отличие от Верхнего монастыря.

Правда ступенек здесь было гораздо меньше.

Колокольня как у многих греческих храмом стояла отдельно

от красивого храма.

Во дворе находился источник со святой водой, испить воды можно было также из сосуда, стоящего внутри небольшой часовенки рядом с церковью.

Красивая роспись на потолке и на стенах храма, как при входе, так и внутри.

Старинный иконостас со старыми иконами выглядел впечатляюще.

Красиво горели в полумраке свечи.

Для тех, кто писал записки «за здравие» гид объяснил, что имена можно писать любые, но только латинскими буквами, иначе никто не будет заниматься ими.

Среди множества икон чудотворная икона не выделялась, она была маленькой,

но была отмечена специальной надписью и большинство людей стремилось именно к ней.

Дальше во дворе находится церковная лавка,

где главным действующим лицом была Богородица Цамбики. Её облик присутствовал на различного вида и размера иконах, шкатулках.

Мне понравился крестик, правда покупать я его не стал.