Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — сейчас на сайте
Мы будем путешествовать!

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

Витториоза, Коспикуа, Сенглея, Виктория, Валлетта + 1 город — Мальта Ноябрь 2020

Цикл материалов "Мальта"

1. Карантинная Мальта — услада для души. Остров Комино
  2. Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо
  3. Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта
  4. Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина
  5. Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа
  6. Карантинная Мальта — услада для души, рыбный Маршалокк, древность в Паоле, Гоулубой Грот
  7. Прекраное палаццо Паризио — мальтийский Версаль, являющийся частным жилым домом
  8. Гипогеум — единственное свидетельство исчезнувшей цивилизации
  9. Самый-самый из всех Соборов! И Караваджо в придачу!
  10. Цитадель — символ мужества Гозо
  11. Базилика Та Пину — место обращения к Богу
  12. Океанариум на Мальте
  13. Рыбный ресторан в рыбацкой деревне, куда приезжают полакомиться со всей Мальты
  14. Морепродуктовый рай!
  15. Чайный сад - десертное царство.
  16. Очень удобный аэропорт Мальты.

10.11.20. Подготовка.

Как я его ждала, этого дня! Больше, пожалуй, ждала только первый послелокдаунский полет, состоявшийся 8 июня. И ведь в тот, первый полет, казалось, что все, мы возвращаемся к нормальной жизни, но нет. После относительно нормальных четырех месяцев (я даже понемногу работала — с местными туристами), в середине октября нам объявили о неизбежном приближении локдауна — 2. Правда, обещали сделать его максимально «мягким» (пока обещание держат, в отличии от первого, не закрыли ни школы, ни садики, ни магазины, не знаю — надолго ли). Стало тоскливо. Но, видимо, высшие силы решили, что для меня это «чересчур» и послали «благую весть». Не в виде голубя, а в виде моей коллеги — партнера, постоянной заказчицы, хозяйки туристического агентства из Баварии. Весть звучала так: «А полетели на Мальту в инфо — тур?». «А полетели, конечно!». Правда, Мальта — «Красная» и на тот момент, по возвращении, надо было сдать бесплатный тест в аэропорту, и посидеть дома сутки — двое, до получения результата, при отрицательном — ты свободен. Но это же ерунда по сравнении с несколькими днями на Мальте! Вот такая красная:

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

Тур короткий, три дня — с 11 по 15 ноября, но очень не дорогой, да и вообще — я «на все согласная», лишь бы на месте не сидеть, а на Мальте я была давно, в 2011 году, и то всего неделю, и то — на острове Гозо по горам скакала. Однако, у моего мужа 15 ноября день рождения, и я прикинула, что при неработающих ресторанах, при запрете собираться большими компаниями и прочих карантинных «радостях», лучшее, что можно придумать — лететь вместе и остаться еще на пару дней. Супруг слегка покочевряжился, он не такой безбашенный как я, объясняя это тем, что «в семье кто-то должен быть разумный». Сделать, как обычно, сюрприз, не рискнула, получила его «одобрямс» заранее. Высказано оно было с большим сомнением, поэтому быстренько все оплатила, что бы не передумал.

Как только оплатила, небеса решили, что перестарались с подарками мне, и решили, что правила возвращения слишком простые, а посему, их, небесное, представительство в Германии, в лице нашего Института Роберта Коха и Правительства, изменили правила прилета из «Красных» стран. Теперь никаких тестов по возвращении, зато обязательный карантин дома, в течении 10 дней. Прервать его можно, сделав бесплатный тест через 5 дней, и дождавшись результата — отрицательного, естественно. Я решила, что там видно будет, посмотрим — как сидеться будет (меня, что-то, не тянет на сдачу теста). Муж от новости пришел в ступор, но, сцепив зубы, смолчал.

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

(эта картинка встречает гостей Мальты).

А я начала считать дни. Впервые в жизни, собираясь в поездку, я даже вещи не собирала заранее, до самого дня отъезда тянула, боясь, что еще что-нибудь придумают и поездку вообще отменят. Но нет, накануне, стало ясно, что летим! Сутра сделали грандиозный закуп долгоиграющих продуктов, учитывая предстоящее сидение дома. Когда мы выезжали, сынок, имеющий совершенно немецкий менталитет, смотрел на нас так, как-будто мы на фронт уходим.

Вылет утренний, 11 ноября, как обычно, заказала отель вблизи аэропорта. Кстати, официально, отели не имеют право принимать туристов, только командировочных и по важным делам. Я подписала в отеле бумажку, что мы «по важному делу» и все — полное доверие гражданам. Я не обманула, что может быть важнее путешествия? Только долгожданное путешествие.

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

Заранее заказали парковку в 10 км от аэропорта, очень дешевую — всего 22 евро за 6 ночей, еще и с бесплатным трансфером в/из аэропорт. Очень рекомендую, если понадобится — паркинг «Парадиз». Интересно, что за ночь парковки перед отелем с меня тоже содрали 22 евро! И завтрак в отеле (от которого мы отказались) стоил 22 евро с человека. Может, у них, во Франкфуртском аэропорте и окрестностях акция: «все по 22»?

Отзыв об отеле «NH Аэропорт» здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/kel_sterbakh/hotels/19526/response/10299

11.11.2020. Перелет.

Утром подумалось, что 11112020 — выглядят магически, значит, все будет хорошо!

Аэропорт Франкфурта производит жуткое впечатление: второй по величине аэропорт Европы выглядит, как в фильме — катастрофе, совершенно пустым. Рейсы, конечно, есть, но так мало.

Полет в наше время — это квест под названием «Заполни правильно все бумаги и ты попадешь на самолет». До полета было заполнено:

1. Регистрация на сайте Аир Мальта, распечатка которой понадобилась на обратном пути.

2. Распечатанный и заполненный бланк для Министерства Здравоохранения Мальты (не был, не состоял, не привлекался), забрали при прилете.

3. Распечатанный и заполненный бланк для Аир Мальты, забрали перед посадкой.

4. Распечатанный и заполненный бланк Министерства Здравоохранения Германии, забрали на обратном пути, перед посадкой в самолет.

5. Регистрация на сайте Института Роберта Коха, заполняется за трое суток до возвращения, для проверки соблюдения карантина (пока не проверяли, но только третий день пошел).

Не знаю, а как с этим справляются пожилые люди, не пользующиеся интернетом?

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

Интересно, что в тот, июньский полет, ничего подобного не было, видимо, тоже предполагали, что все плохое закончилось. Кстати, в аэропорт совершенно свободный вход, никаких запретов для провожающих и встречающих (на Мальте только вылетающих пускают), и никаких измерений температуры (в Германии ее нигде не меряют). Сиденья в зоне ожидания можно занимать через одно, но, учитывая, количество пассажиров, можно было даже по одному в ряду сидеть. Персонала и полиции неимоверное количество, по ощущениям, больше, чем пассажиров. Возможно, их всегда столько было, но раньше это было менее заметно. Мой постоянный малюсенький швейцарский ножик «Викторинокс», маленькие ножнички, пинцет и штопор прошли, как всегда, без проблем.

В самолете было 11 пассажиров, хотелось плакать… Никаких стюардесс в скафандрах и перчатках, единственное — все в масках.

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

Я загадала: самолет какой страны увижу первый, туда и состоится следующий полет. Оказались ОАЭ, я там была миллион раз, но в наше время согласна хоть куда, хоть тушкой, хоть чучелом.

Полет прошел отлично, 2.5 часа. Совсем не кормят, напитки можно купить, зато — красоты в иллюминаторе! И Альпы прекрасны, и слияние трех стихий: моря, неба и суши над Мальтой.

Видео посадки на Мальте здесь: https://klaudia.tourister.ru/videos/14072

В аэропорту все мгновенно, мы без багажа, трансфер уже ждал, и минут за 40 мы оказались в отеле. Наш отель назывался «Дольмен» и я даже не задумалась — почему. Оказывается, когда его строили, наткнулись на вполне настоящий дольмен! Стройку тотчас заморозили, и начали совещаться — что с этим делать? В результате пришли к консенсусу: длиннющий прямой отель изгибают, меняя проект, дольмен остается во дворе отеля со свободным круглосуточным проходом к нему любого желающего, даже не постояльца. Вот он:

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

Дольмен оказался остатком доисторического храма Буджибба, построенного между 4 и 3 тысячелетиями до н. э. Так что он является свидетелем доисторической культуры. Руины храма Буджибба были впервые обнаружены в 1920 году, ученым — филологом, известным и в области археологии, теми Заммитом. Он увидел в чистом поле небольшую насыпь, состоящую из нескольких необработанных камней, и через 8 лет здесь были проведены археологические раскопки. Руины включают в себя полукруглую стену, которая изначально была частью вогнутого фасада; и вход в трилитон, состоящий из двух стоек и горизонтальной перемычки, ведущий к центральному двору, с остатками апсиды. Камень — известняк, который до сих пор используют при строительстве домов. Коралловый известняк — твердый, в отличии от своих известняковых собратьев. Один мегалит украшен двойным спиральным мотивом, другой — серией изображений рыб.

Отель огромный, на 1000 человек, к моменту нашего приезда, он был заполнен на одну десятую — 100 постояльцев. Это очень грустно, хотя нам было удобно — никаких толп нигде, даже в местах, где обычно от туристов не протолкнуться. Отзыв об отеле «Дольмен» здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/malta/city/san-pawl-il-ba-ar/hotels/44933/response/10302

И, с корабля на бал, мы двинулись на экскурсии. У нас же первые три дня — инфо-тур. Группа — 4 человека, плюс гид и водитель. Первый день, наш гид, Бойко (это имя, он болгарин, давно живущий на Мальте, прекрасно говорящий по-русски, если кому-то понадобится гид на Мальте, очень рекомендую и с удовольствием поделюсь контактом, он рассказал нам много интересного, из местной жизни), повез нас в Три города. Их, всех вместе, так и называют: Три города. В названиях разобраться сложно, каждый имеет два названия, историческое и современное. Это Биргу (Витториоза), Бормла (Коспикуа) и Исла (Сенглеа).

Вот так и буду писать, как об одном, что бы не запутаться. Об истории Мальты и рыцарей (которые с ней неизбежно ассоциируются, хотя, на сегодняшний день, Республика Мальта — это одно, а Орден Иоанитов — совсем другое) расскажу в следующей части, слишком много места уделила сборам и дороге.

Три города.

В 1530 году прибывшие на Мальту рыцари решили обосноваться в Биргу, все-таки, Мдина была слишком далеко от побережья (по сегоднящним меркам «слишком далеко» звучит смешно, применительно к Мальте, вытянутой аж на 27 км!).

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

Что бы защитить полуостров Исла, были построены бастионы. Под защитой этих бастионов образовалось поселение, позже названное Сенглеа, в честь Клода-де ла Сенглеа, который в то время был Великим Магистром Ордена. На противоположном берегу залива красуется форт Сент Анджело.

Во время Великой Осады Мальты в 1565 году жители двух этих городков с такой отвагой защищали их, что получили почетные названия: «Город Витториоза» — «Победоносный», и «Город Инвикта» — «Непокоренный».

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

Третий город, расположенный между Биргу и Сенглеа, получил название Бормла. Все три города населяли купцы, прибывшие сюда со всей Европы. Здесь процветала торговля рабами, поставляемыми сюда рыцарями, по совместительству корсарами, совершенно не брезговавшими пиратством. До сих пор фамилии местных жителей напоминают обо всех уголках Европы.

Во времена Британского правления, все три городка процветали, так как Великая Гавань являлась базой британского флота в Средиземном море. В Биргу и Сенглеа поселились несколько богатых судовладельцев с семьями.

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

Во время ВМВ вражеские бомбардировки нанесли «Трем Городам» огромный ущерб ввиду их непосредственной близости к военным объектам.

После предоставления Независимости военные суда на верфях сменили танкеры и грузовые суда. Сейчас для этой отрасли пришли тяжелые времена — починку судов переносят из дорогой Европы в более дешевый Китай.

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

На побережье привлекает внимание небольшая башня — бартизана, называемая «Гардола». С трех сторон барельефы. три символа: ухо, глаз и цапля на одной ноге. Башня сторожевая, соответственно, символы означают: все видим, все слышим. никогда не спим (цапля на одной ноге, если уснет, то сразу упадет).

Мальта — совсем не «зеленая» страна, лесов и рощ нет, поэтому радует любой скверик, даже такой маленький, как этот, перед Гардолой.

На Мальте меня удивило огромное количество памятников и бюстов всевозмолжным политикам. Но, не везде оказались политики. Рядом с бартизаной, в сквере. два бюста людям искусства. Вот этот Шарль Клюз, оказался не политиком, а комедийным актером, создателем мальтийского радио. Предметом его постоянных шуток была теща, он (шутя, конечно) выставлял ее сущим демоном, при этом она была милейшей женщиной и у них были отличные отношения. Вот откуда берутся анекдоты про тещу!

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

Рядом, бюст актрисе середины 20 века, Виторин Галеа. Выйдя замуж за танцора, своего партнера по сцене, она переехала в Сенглеа, вот благодарные жители и увековечили.

На противоположной стороне залива доминирует здание таможни. Поскольку уже темнело, на фото не очень видно, но все окна и двери Таможни — разных цветов, очень ярких. Дело в том, что купцы (и не только, матросы, рыцари — пираты тоже) были не всегда грамотны. Просто повесить табличку с фамилией чиновника на дверь было без толку — не прочли бы. А идти надо было к определенному (иногда каждый своим направлением занимался, иногда просто «подмазанный» был). вот и красили в разные цвета, для понимания ситуации — кому куда денежки нести.

Вот этот красиво подсвеченный мост перекинут через спокойный заливчик. Это так называемый «Сухой док», с ним связана интересная история. Англичане решили построить в этой заводи док для ремонта судов, но когда начали рыть, то натолкнулись на недоуменные взгляды местных жителей. Немногословные (почему-то, ставшие молчаливыми именно в этот момент) мальтийцы только и сказали, что ничего не получится, не объяснив причину. Но зачем их, аборигенов, слушать? Прорыли, здания построили, начали принимать суда, и при первом ливневом дожде, случилось непоправимое — сухой док поплыл.

Один из корпусов дока теперь Университет. Если вы начнете читать информацию про Мальту, то почти везде будет указано, что на Мальте один Университет, и вовсе не здесь. На самом деле их два. Этот, МАУ — Мальтийский Американский Университет, был построен в надежде на рабочие места и приток денег от студентов — съем жилья, кормежка и содержание студентов и преподавательского состава, индустрия развлечения для молодежи. Одна беда — из 4000 мест заполнено около 180, подавляющее большинство которых — африканские студенты, которые много денег не привезли.

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

Креативно решена задача кнехтов верфи — это старые пушки:

А мы, уже в полной темноте, отправляемся в Витториозу. Она была заселенаеще в доисторические времена. По одной из версий, у самого обрыва мыса, выступающего на середину бухты Гранд Харбор, мог находиться храм, построенный финикийцами. Сейчас его место занимает великолепный форт Святого Анджело.

Заходим через ворота Кувр, главный вход в город. Это первые из трех ворот, возведенных по проекту французского архитектора Шарля де Мондиона. Когда-то, над всеми воротами красовались рыцарские гербы, но вот приходит Наполеон, маленький гений, который отлично помнит все унижения, пережитые им в годы учебы. И, применяя девизы о Равенстве и Братстве, приказывает срубить все гербы знатных родов, выходцами из которых были те рыцари.

У входа еще один бюст — на этот раз политику, уроженцу Витториозы, Полу Боффа, врачу, во время ПМВ служившему в Королевском медицинском корпусе на Мальте, потом в Салониках. А после войны остался на Мальте, работал терапевтом, пока не «пошел» в политику. Стал председателем Лейбористской партии, ратовал за равенство и права рабочего класса. Во время ВМВ вновь вернулся в медицину, служил врачом. После войны «дорос» до поста премьер — министра, за заслуги был удостоин звания «сэра» и рыцаря Британской Империи. За время своего правления очень «продвинул» мальтийский язык. Язык очень своеобразный. из семитской группы, но использующий латиницу. Многие слова — это арабский корень, с надставленным по европейскому образцу окончанием. Звучит совершенно как арабский, такой же гортанный.

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

Крепость очень красиво подсвечена, легко представить, как в 1565 году форт служил штабом Великого Магистра Ла Валлетта. Город — побратим французского Сен Тропе, что ж, форт — ядро обоих городов.

Еще один бюст — местный совет Биргу с гордостью вспоминает Несту Лавьера, уроженца города, спикера мальтийского парламента. Я живя в Германии, не привыкла к бесконечным памятникам политикам. На Мальте они везде, в основном — времен Британского владычества.

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

Если подняться на смотровую площадку, то можно насладиться огнями вечернего города. Ступени широкие и невысокие, удобно было подниматься на лошади и пушки закатывать.

Через ворота Прованса (не зря же Сен Тропе — побратим. Шутка, позже расскажу, почему постоянно географические названия) продвигаемся в город.

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

Нас встречает скульптура Святого Доминика, одного из двух покровителей города.

Несмотря на серьезные разрушения в войну, в Биргу осталось много интересного для туристов. Восхитительные здания 16 — 17 веков, особенно те, которые принадлежали рыцарям Ордена: дворец Инквизитора и Церковь Святого Лаврентия (второго покровителя города), почти напротив дворца. Она была построена на месте старой средневековой, на деньги папы Римского Александра Седьмого, он когда-то жил рядом, руководил местной инквизицией, был знаком со всеми местными монахами, и когда он стал Папой, те монахи сразу же воспользовались личными связями и попросили деньги на храм. А у Папы их много, чего ж не дать? Наняли местного архитектора Лоренцо Гафа и создали шедевр. Происходило это в 17 веке, за исключением правой башни, пристроенной в 20 веке.

В переулке напротив — неприметные дверь и окно обыкновенного здания. Это — дом палача. Никто из местных жителей, коих всегда было не очень много, не хотел служить палачом, это была презираемая всеми профессия. И тогда был вызван палач из Сицилии, но возникла другая проблема — никто из местных жителей не хотел брать его на постой. Пришлось хозяеваи города. преподобным отцам. построить палачу дом. Когда-то, в СССР, многие родители пугали деток дядей — милиционером, а здесь — дверью в дом палача.

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

Очень интересны вот такие решетки — фальш — входы. Мы не отгадали — для чего они? А между тем, с ними связана целая эпидимиологическая история (как актуально!). Фермеры, разводящие коз, пасли их в 10 км от города. Мальта — место жаркое, и пока фермер со своим молоком прибывал в город, оно было скисшим. Тогда какой-то предприимчивый хозяин коз, придумал пригонять их в город, и доить на месте. Но вот беда, пока он доил одну, остальные «немного какали», преимущественно — на ступеньки крыльца (любят козы возвышенности). Вот и начали ставить такие решеточки от них. Но, вдруг, люди начали болеть страшной болезнью, и она явно была связана с молоком. Весь 18 век ее называли «мальтийская лихорадка» (как, впрочем, и кипрская, и средиземноморская). Правильное название болезни — бруциллез, и она известна со времен Гиппократа. В 1887 году английский врач Брюс открыл микроба — возбудителя. К этому времени великий француз Луи Пастер уже предложил метод обеззараживания продуктов, названных его именем — пастеризацией. И тогда у английских военных на Мальте появилось еще одно дело — скупать молоко у фермеров, растеризовать его и продавать населению. Что ж, это гораздо лучше, чем воевать. А решетки сохранились в виде декора.

Брожение прогулка по узким улочкам вечернего города — это что-то особенное, особая атмосфера. Можно не знать про то, что вокруг тебя, ничего, даже не смотреть, что это за здания и кому это памятники, но получать огромное удовольствие от атмосферности. Мальта совершенно безопасна, а в наше время туристов мало, но абсолютно не жутко. ощущения перемещения на 4 века назад полное!

Вот, на одном из домов, увидела такое! Уже завопила, что неужели «наше все» и здесь отметился, и как я этот факт могла упустить, но наш Бойко указал мне, подслеповатой, на маленькую приписочку внизу: Гете здесь не жил. А вот сейчас явно немец живет, никто другой не поймет, при чем здесь Гете. А у нас в каждой деревне есть дом, где жил вездесущий Гете, на радость гидам, он дома не сидел совсем, носился по городам и весям.

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

Если бы не таблички, то административные здания ничем не отличаются от жилых. Вот это, слева, — местный совет Биргу:

А вот это выделяется — роскошный фасад, мелитанская лепнина. Эта работа, возможно, принадлежит Бартоломео Дженга или Никколо Беллаванте, оба — известные итальянские архитекторы. Здание Французского Обержа. Рыцари принадлежали восьми регионам (о них в следующей части расскажу), и селились своими «землячествами». Гораздо скромнее — здание Прованского Обержа.

Ручки на Мальте — это отдельный рассказ, буду писать про валетту, остановлюсь на этом. А пока — просто наслаждение.

Двери — отдельный разговор. Это шедевры, а не утилитарные предметы строений. А вот все почтовые ящики и двери почты — это явное напоминании о Британском прошлом.

Удивительно, но вся жизнь горожан добавляет ощущение нереальности — все напоказ. Вот такую картину мы наблюдали неоднократно, могли посмотреть — кто, чем и где занимается, прямо, как у кальвинистов. Просто неудобно было фотографировать.

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

В каждом старом городе я убеждаюсь, что не бывает мелочей, и что их обязательно надо видеть, даже гуляя вечером. Вместо номеров домов, частенько, по старинке, можно увидеть табличку с названием. Иногда, это дома, посвященные кому-либо, иногда — имя хозяйки, или, сборное — первые слоги хозяина и хозяйки.

А вот этот бюст — священнику, отцу Каруанну, жителю города Паола (какое-то время служил в местной церкви). Он занимался делами католической молодежи, основал Молодежный центр и был удостоин национальной награды за работу с молодежью. Он недавно погиб, его сбил фургон в родном городе Паола.

Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа

На центральной площади возвышается памятник победе над турками, у постамента — свежие цветы. Обратите внимание на решетку — сверху победивший крест, внизу — поверженный полумесяц.

А из Кафедрального Собора рыцари выгнали церковников и заняли его. Спустя пару веков, уезжая, вернули Собор церкви. Сбоку, на стене, памятник погибшим во Второй Мировой войне местным жителям очень красив, на табличках — все фамилии.

Первый день получился очень интересный и насыщенный, при этом, мы ни капельки не устали. Спасибо Бойко за тот театральный спектакль, в который он превратил нашу экскурсию.

Спасибо за внимание, продолжение следует.

Цикл материалов "Мальта"

1. Карантинная Мальта — услада для души. Остров Комино
  2. Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо
  3. Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта
  4. Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина
  5. Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа
  8. Гипогеум — единственное свидетельство исчезнувшей цивилизации
  9. Самый-самый из всех Соборов! И Караваджо в придачу!
  10. Цитадель — символ мужества Гозо
  11. Базилика Та Пину — место обращения к Богу
  12. Океанариум на Мальте
  14. Морепродуктовый рай!
  15. Чайный сад - десертное царство.
  16. Очень удобный аэропорт Мальты.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия