Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — сейчас на сайте

3. Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта
  4. Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина
  5. Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа
  6. Карантинная Мальта — услада для души, рыбный Маршалокк, древность в Паоле, Гоулубой Грот
  7. Прекраное палаццо Паризио — мальтийский Версаль, являющийся частным жилым домом
  8. Гипогеум — единственное свидетельство исчезнувшей цивилизации
  9. Самый-самый из всех Соборов! И Караваджо в придачу!
  10. Цитадель — символ мужества Гозо
  11. Базилика Та Пину — место обращения к Богу
  12. Океанариум на Мальте
  13. Рыбный ресторан в рыбацкой деревне, куда приезжают полакомиться со всей Мальты
  14. Морепродуктовый рай!
  15. Чайный сад - десертное царство.
  16. Очень удобный аэропорт Мальты.

14 ноября 2020. Остров Комино.

Наша программная поездка закончилась вчера, наши коллеги — друзья улетели домой, и мы остались одни еще на два дня. Эти дни были добавлены мной сознательно, у супруга 15 ноября день рождения, уже более десяти лет мы оба отмечаем эти дни в поездках, а в этом году я с ужасом думала — что делать. Дома тоже был не вариант, рестораны закрыты, собираться не больше 5 человек из не более двух домохозяйств — в общем. не весело. так что. тур подвернулся более, чем удачно, вот я и «добрала» два свободных дня, что бы отметить день рождения.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Комино

И тут встала дилемма — у меня «море» планов, а супруг, который ничего не имеет против достопримечательностей и старых камней. очень любит плавать в море, в отличии от меня. Так что, наступив на горло собственной песне, «мы подумали и я решила» — едем на пляж на остров Комино. Ну как «едем на пляж» — Сергей на пляж, купаться, а я — по горам скакать.

От отеля до порта решили поехать на рейсовом автобусе, вдоль прекрасной набережной, но тут выяснилось, что мы можем сесть на двухэтажный туристический, который довезет нас до нужного места, и который останавливается прямо возле крыльца нашего отеля. Погода отличная, у этого автобуса нет крыши — лучше обзор, конечно, мы воспользовались этим вариантом.

Береговая линия очень изрезанная, автобус петляет вдоль берега, открывая прекрасные виды в обе стороны. Я порадовалась выбранному варианту дороги.

В Буджиббе, прямо на набережной, нас ждет куча предложений морских прогулок, что очень радует — несмотря на ковидоистерию, туризм если не совсем жив, то точно не совсем мертв — жизнь в нем теплится, благодаря таким «НЕБОнутым и поездкозависимым», как я.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Комино

Справа от набережной, на косе, выступающей в море, высится крепость. Мы там не были, очень хочется, но, сила воли плюс характер, пляж для мужа — значит пляж для мужа.

У немки — зазывалы мы купили билеты на весь день на остров Комино, стоимость — 20 евро на человека. Мы, как всегда, сказали, что мы из России (мужу приятно), она, как всегда, поинтересовалась — где учили язык. Дальше всегда шоу: я рассказываю, что язык учим в Сибири, сами, так как мои родители живут в Берлине (что правда). Тут у всех немцев случается полный экстаз, они представляют, как вся Сибирь сидит и самостоятельно изучает немецкий!

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Комино

Кстати, она нам рассказала, что многие немца на пенсии покупают себе жилье на Мальте и живут припеваючи на немецкую пенсию. А она еще и подрабатывает — заманивает туристов на кораблики, за определенный процент.

Наш кораблик отчаливает, время в пути — чуть больше часа. По пути мы еще завезем на Гозо часть пассажиров. Самое яркое впечатление от морской прогулки (от дороги) — это заход в грот. Нам повезло, наш кораблик оказался идеальным по размеру, мы зашли внутрь, а те, которые побольше не могут, смотрят снаружи. а те, которые меньше — не комфортные, но об этом мы узнаем позже.

По дороге вспоминается «Белеет парус одинокий», хотя — у нас они, как негативы — один белеет, второй чернеет. Но очень красиво и романтично.

Проходим мимо пустынного островка, на нем нет ничего, кроме перелетных птиц, отдыхающих здесь во время перелетов из Африки в Европу и назад. И здесь, и на самом Комино, живут птицы — эндемики, Елькоунские буревестники. На Комино их всего 85 пар, на этом маленьком островке — чуть больше. Птицы находятся под угрозой исчезновения, так как живущие здесь крысы, уничтожают яйца птиц и маленьких птенцов. На Комино существует специальная программа «Натура 2000», по охране этих буревестников.

А вот на таких утесах — островках нет и птиц, просто скала, торчащая из моря.

Высаживаем тех, кто проведет день на Гозо, и отправляемся дальше, теперь дорога занимает буквально пару минут.

Наш кораблик бросает якорь. И вот тут, увидев маленькие, мы поняли, какой у нас удобный транспорт оказался. Мало того, что не болтало, удобные открытые и закрытые палубы, так еще и купаться можно с борта — мы специальный трап выдвинули.

Думаю, что в обычные сезоны, когда, как говорят, здесь яблоку упасть негде, это очень важно. Но сейчас, народу мало, я оставляю супруга на небольшом песчаном пляже и отправляюсь на прогулку.

Название острова Комино происходит от растения Кумин, произрастающего здесь. Это то, что по-русски звучит «зира», которую в плов добавляют.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Комино

Всю свою историю Комино считался небезопасным местом для проживания, но тем не менее, немногочисленные поселенцы. все же, селились здесь. История сохранила память о двух поселенцах.

Первый, не факт, что существовавший. По легенде, когда-то, жил на Мальте человек, по имени Коррот, бывший очень праведным и добродетельным. Что, естественно, раздражало менее правильных соседей. и, как-то раз, «добрые» соседи подослали к Корроту «женщину с низкой социальной ответственностью», которая обнажившись перед праведником, попросила о помощи. Праведник собрался было помочь, но злые соседи с улюлюканьем, начали гнать его к морю, швыряя в него камни. И тогда Коррот расстелил свой плащ, и прыгнул на нем со скалы., поплыв к острову Комино. Видимо, остров ему не глянулся, потому как через три месяца он покинул его, и перебрался на более обжитый Гозо. Это происходило здесь (или не здесь, или — вообще не происходило):

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Комино

Второй известный поселенец — совершенно реальный. Это раввин, каббалист (основатель т.н. Пророческой каббалы), философ Авраам бен Самуэль Абулафия. Уроженец Сарагосы, в детстве увезенный родителями в Наварру, получил там от отца знания Талмуда. В 1260 году, когда ему было всего 20 лет, он отправился в путешествие. и первым местом его паломничества стала Земля Израилева, где он предполагал начать поиска Десятого Колена Израилева. Но, планам не удалось сбыться, он через Грецию вернулся в Европу. За Каббалу он принялся через 11 лет, находясь в Барселоне. Он совершал поездки по Испании и Греции, имел много учеников и последователей, но когда он собрался в Рим, обращать в иудаизм Папу Николая Третьего — это было уже слишком. (Папа в это время находился в Суриано). Папа «по-доброму, по-христиански» приказал сжечь Абулафию, уже и костерок сложили, но входя в город Авраам услышал новость — Папа умер ночью от апокалиптического удара. Авраам вернулся в Рим, был арестован, но в тюрьме его продержали только месяц и выпустили на свободу. Он отправился на Сицилию, где и провел следующие 9 лет. Пока его не изгнали и отсюда, а от Сицилии до Мальты — рукой подать. Здесь, на Комино, он написал самые известные свои труды — «Книгу Знака», и «Слова красоты». Здесь (предположительно) и умер, в возрасте 51 года.

Я пошла вдоль берега, ориентируясь на како-то форт, видимый отовсюду. Оказался — Санта — Мария, единственный из трех, который сохранился. Еще в 1416 году мальтийцы обратились к арагонскому королю Альфонсу Пятому с просьбой о строительстве сторожевой башни на острове Комино, что бы изгнать оттуда поселившихся в местных гротах корсаров.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Комино

Однако, жителям острова пришлось ждать еще двести лет, прежде, чем начались строительные работы. Башня была возведена в 1618 году, во время правления Великого магистра Алофа де Виньякура. Обычно, в нее можно зайти, вход свободный. но, видимо, в связи с пандемией, все было закрыто.

Рядом с башней — корпус лагеря, куда французы времен Наполеона пленных сажали. Когда англичане французов победили, сюда заключили бывших хозяев. Потом это была инфекционная больница времен пандемий (тьфу, тьфу, сейчас заброшено).

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Комино

Остров, хоть и считается обитаемым, практически пустынный. Да, есть церковь конца 17 века, один отель для туристов и несколько постоянно живущих здесь семей. Я увидела только таких жителей, причем — в огромном изобилии.

Еще на подходе к острову видна маленькая часовенка:

И, даже те, у кого боязнь высоты, должны пересилить себя и подойти к краю скал, полюбоваться на «Пятьдесят оттенков серого бирюзового»! Голубая лагуна — главная достопримечательность острова, ради которой сюда стремятся тысячи туристов.

Я видела фото в интернете, когда воды не видно из-за корабликов, лодок и яхт! Их и сейчас много, но картинку это не портит И если повернуться в другую сторону, то вода из бирюзовой превращается в синюю — индиго.

Море здесь идеально чистое, песок — ровный и белый, идеальное место для релаксации (если есть возможность прогнать нас всех). Как этот остров сохранил свою первозданную красоту, совершенно неиспорченную цивилизацией — непонятно.

Хотя кораллов здесь нет, как и ярких рыбок, но для дайвинга — рай. На дне можно исследовать затонувшие корабли, чем дайверы и пользуются.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Комино

Я вернулась через несколько часов, мой муж продолжал плескаться в море! Но, аппетит нагуляли оба, и несмотря на необжитость, с кормежкой и напитками здесь все в порядке. Во всяком случае, когда народу не много, всем всего хватает. И, за 15 евро, два лежака и зонт на песочке в нашем распоряжении, так что, пообедав, я еще и вздремнула.

На одном из корабликов народ из Британии слегка перебрал (уж не знаю — эль или виски пили англичане), и немного чересчур развеселился, тотчас подъехал катер с охраной и народ угомонили. Молодцы!

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Комино

Ровно в 16.00. наш кораблик отправляется в обратный путь. забрали тех, кого высадили на Гозо, и тут выяснилось, что не хватает двух пассажиров. Мы вернулись на Комино их звали в рупор, сигналили, но — безрезультатно, наверное, решили пожить в этом раю. Видимо, я на пляже не доспала, отключилась на палубе, а супруг изобразил папарацци:

Парусники в закатных лучах смотрелись еще романтичнее, чем утром. Только Ассоли не хватает.

Берег приблизился уже в полной темноте, город сверкал огнями.

Как и ожидалось, от отдыха мы устали гораздо сильнее, чем от работы или экскурсий. решили поехать домой на такси. Подошли к будке, на которой написано. что работают круглосуточно, цены на поездки и номер телефона. Жаль только, что по нему никто не отвечал. Нам это очень странно и удивительно: ведь написано, что круглосуточно! И как здесь немецкие пенсионеры живут? Но рядом была парковка и добрый местный житель отвез нас ровно за половину цены, и, кстати, маску он не надел! А мы пятый день в намордниках (правда, сегодня и мы не носили — я в горах, супруг в море).

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Комино

Так прошел день отдыха на Мальте, на острове Комино. Следующий день ожидался насыщенный, да еще и день рождения.

Спасибо за внимание, окончание следует.

Цикл материалов "Мальта"

1. Карантинная Мальта — услада для души. Остров Комино
  2. Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо
  3. Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта
  4. Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина
  5. Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа
  8. Гипогеум — единственное свидетельство исчезнувшей цивилизации
  9. Самый-самый из всех Соборов! И Караваджо в придачу!
  10. Цитадель — символ мужества Гозо
  11. Базилика Та Пину — место обращения к Богу
  12. Океанариум на Мальте
  14. Морепродуктовый рай!
  15. Чайный сад - десертное царство.
  16. Очень удобный аэропорт Мальты.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия