Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была вчера 22:23

3. Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта
  4. Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина
  5. Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа
  6. Карантинная Мальта — услада для души, рыбный Маршалокк, древность в Паоле, Гоулубой Грот
  7. Прекраное палаццо Паризио — мальтийский Версаль, являющийся частным жилым домом
  8. Гипогеум — единственное свидетельство исчезнувшей цивилизации
  9. Самый-самый из всех Соборов! И Караваджо в придачу!
  10. Цитадель — символ мужества Гозо
  11. Базилика Та Пину — место обращения к Богу
  12. Океанариум на Мальте
  13. Рыбный ресторан в рыбацкой деревне, куда приезжают полакомиться со всей Мальты
  14. Морепродуктовый рай!
  15. Чайный сад - десертное царство.
  16. Очень удобный аэропорт Мальты.

12.11.2020.

С утра, еще не веря, что мы в отпуске, продолжили катать «обязательную программу» — мы же в инфо-туре. Наш гид на ближайшие два дня, Лариса, декабристка , переехавшая на мальту из Санкт-Петербурга четверть века назад, выйдя замуж за мальтийца. От нее мы узнали о жизни классической мальтийской семьи, ее быте, традициях, взаимоотношениях между родными. Вот общаясь с местными гидами, всегда считаю, что в каком году родился, крестился, женился и умер местный герцог магистр — я и сама почитаю, а вот что едят в семьях, чем живут, как смотрят на мир — это очень важно и запоминаемо! Вот для чего местные гиды.

По плану — палаццо Паризио, Мдина и Валлетта. По собственному плану — добавка в виде вечерней Мдины.

Экскурсионные поездки по острову — трэш. Мало того, что как я уже писала, маску мы обязаны носить везде — и на берегу моря, и в горах, и находясь на совершенно безлюдной улице. Ну, за 8 месяцев безумия, я давно не ищу логику нигде и ни в чем, ощущение, что это понятие перестало существовать (и зачем я ее учила, решала трудные задачи и сдавала экзамен?). Но это еще не все. Возить туристов можно не более, чем по 6 человек (нас, слава богу, четверо), это даже неплохо, у нас микроавтобус на два дня. Окна должны быть открыты в течении всей поездки, и не важно, что на трассе тебя сдувает, что это грозит кучей прелестей, типа не поворачивающейся шеи, не важно — в мире теперь существует единственная болезнь — ковид. И это еще не все, следующий идиотизм долго не мог улечься в моей голове: мы не должны трогать ручки дверей машины, поэтому открывать их нам и закрывать за нами, будет наша водитель — молодая девушка (внутри мы трогали все, держались за поручни, что бы не сдуло — окна-то открыты!). И это еще не предел: каждый вход — выход сопровождался дезинфекцией рук, которую нам в обязательном порядке проводила наша водитель какой-то на редкость вонючей гадостью. Я тихо затосковала по Германии, где ничего этого и в помине нет, и где вирусологи убедили правительство, что вирус с поверхностей не передается. Правда, позже я поняла, что на Мальте вирус очень избирательный, он опасен только в микроавтобусах с туристами, ни на кораблике, ни в рейсовом автобусе, ни в попутной машине, не было ничего подобного и в помине. Видимо, в этих видах транспорта другой вирус.

Кстати, на острове мало каких-то супер дорогих машин, но и особо стареньких нет, вот, один микроавтобусик старичок повстречался. А какой номер на «Ауди», все должны знать, что он Академик!

Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина

И, первым пунктом сегодня значится город Нашшар, точнее — только один дворец в нем, и все же, пару слов о городке. Он совсем небольшой, около 12 тысяч жителей, но расположен очень удобно — по пути в Мдину. Так что, заехать стоит, что бы посмотреть две достопримечательности, тем более, они расположены через дорогу друг от друга.

Первая — это церковь Мадонны — Победительницы, построенная в 1630 году. Храм в стиле барокко архитектора Тумаса Дингли, с богато украшенным фасадом. Говорят, что именно здесь мальтийцы приняли христианство «из рук» апостола Павла, в 60 году.

Второе место обязательного посещения всеми, заехавшими в Нашшер — частный дом, за умеренную плату показываемый туристам. С виду — все очень скромно, но внутри, вполне «дорого — богато».

Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина

Отзыв о палаццо Паризио здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/malta/city/naxxar/castles/38986/responses/7746

Говоря о Мдине, нельзя не говорить об истории острова. Первыми мальтийцами, по-видимому, были сицилийцы, чьи предки покинули остров в 4000 годах до н. э., и перебрались на острова южнее, в самый центр Средиземноморья. Они привезли с собой имущество — посуду, орудия труда. семена, и даже, домашних животных. Однако, около 1800 годо в. до н. э. острова подверглись нападению новых поселенцев, не таких созидателей — они истребили первых поселенцев, разрушили храмы и захватили их земли.

Постепенно захватчики становились фермерами, но не столь мирными, как сицилийцы. А руины храмов начали использовать как места погребений. Примерно через 600 лет после их прибытия, острова захватывают новые племена, и основывают новые поселения, происходило это в Бронзовом Веке, примерно в 1200 годах до н. э.

Но, начиная с Железного века, на Мальте (это название, конечно, появилось позже) появляются финикийцы. В 800 годах до н. э. они, оценив природные гавани Мальты, начинают строить свои военные базы. Затем они начинают активную торговую деятельность, и, закрепившись, ассимилируются, смешавшись с местным населением. Финикийцы начинают продвигаться вглубь островов, развивают ткацкое дело, производят керамику, изготавливая ее на колесе, а не спиральным способом, как ранее, и активно экспортируют свою продукцию. Даже после падения Финикии после захвата Карфагеном, для финикийцев с Мальты мало что изменилось. Удивительное дело, но на Мальте вполне мирно сосуществовали не только финикийцы и карфагеняне, но и греки, в один и тот же период.

Следующими завоевателями были римляне, которым не пришлось прилагать особых усилий, для захвата острова. Дело в том, что в это время на Мальте возникли трения между финикийцами и их карфагенскими собратьями, в результате чего финикийцы добровольно передали гарнизоны римлянам. Правда, выступая в роли союзников, на условиях сохранения традиций, языка и вероисповедания.

К середине 9 века, когда Мальта находилась под властью Византии, начались атаки арабов. Аглабиды, арабы, жившие на территории современного Туниса, оккупировавшие вначале Сицилию, через 30 лет захватили Мальту, и остров Гозо. Арабы начали использование водяного колеса, приводимого в движение силой домашнего скота, а также выращивание хлопчатника. Это и стало главной отраслью мальтийской экономики на несколько веков вперед.

Но, все проходит, и арабское владычество тоже. Захватчики на острове исхитрились враждовать между собой, и, используя их распри, граф Роджер Норманнский провел успешную военную компанию в 1090 году, и установил на части островов свое господство. Он благоразумно сделал арабов своими вассалами и освободил христиан — рабов. Вот только вернувшись на Сицилию, он даже не потрудился позаботиться о защите островов, проявив удивительную беспечность. Через 30 лет Роджер Второй, сын графа Роджера успешно провел вторую атаку, установил норманнское господство над всеми Мальтийскими островами, назначил норманнского губернатора и укрепил три крепости, поставив там свои гарнизоны. Но, этот род оказался не самым плодовитым, последний норманнский король умер, не оставив наследника и началась череда хозяев — из правящих домов Швабии, Анжуя, Арагона, Кастилии. Мальта, как феодальное владение, была передана сицилийской короне, и стала местом сбора налогов, не более. Последний феодал Мальты, Дон Гонсальво Монрой, был изгнан с острова в результате восстания. К этому времени подавляющее большинство мальтийцев исповедовали христианство, и на островах появились представительства религиозных орденов: в 1370 году — францисканцы, в 1418 — кармелиты, в 1450 — августинцы, в 1466 — доминиканцы, и в 1492 — минориты, в 1497 голу — бенедиктинцы. Ордена появлялись, как грибы после дождя.

Подошли к самому главному — к тому, с чем всегда и у всех ассоциируется Мальта, точнее — к кому. К рыцарям — Иоанитам. Но, мы же не на лекции, о рыцарях расскажу, когда «дойду» до Валлетты. Равно, как и о Британском периоде. И, после краткого исторического экскурса, переходим к Мдине. Вот она, красавица, видна с дороги.

Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина

На Мальте совсем мало зелени, поэтому радует любая. Особенно, вот такое интересное дерево, растущее перед стеной Цитадели.

На месте Карфагенского поселения (сегодняшняя Мдина) римляне основали город, назвав его именем острова — Мелита. В мусульманские времена арабы отделили часть старого римского города Мелита рвом, и получившуюся крепость они назвали Мдиной. Остальная часть старого поселения, вне Цитадели, стала называться Рабатом, так они и именуются по сегодняшний день. Немногочисленная арабская знать поселилась внутри крепостной стены, деревушки с беднотой были раскиданы по острову. Толщина стен Цитадели дает нам представление о том, что город был практически неприступен.

В эпоху Средневековья Мдина была резиденцией городского управления и административным центром, а также сборным пунктом для войск. в случае нападения врагов. Вход в город — через главные городские ворота, возле которых останавливаются городские автобусы. И вновь, почти пусто, если учесть, что в городе живут менее 400 человек, а с туристами сейчас напряженка, то ничего удивительного. Главные ворота были возведены в 1724 году Великим Магистром де Вилена. Они заменили подъемный мост, если посмотреть вправо от ворот, то можно увидеть его следы. К воротам ведет узкий каменный мост, он перекинут через ров, который прорыли арабы во время своего владычества. Украшение моста — вырезанные с двух сторон гербы, с изображением льва, на щите Великого Магистра, и военными символами на гербе города.

Для уставших, есть облегченный вариант прогулки — кароццин, лошадка с коляской, в которой можно проехать по узеньким городским улицам. Лошадки очаровательны, но на месте извозчиков я бы приобрела како-нибудь средневековый костюм, выглядело бы поживее. Впрочем, их жаль, они тоже простаивают. Мы выбираем пеший вариант.

Практически рядом с воротами — Часовня Святой Агаты, совершенно невзрачное строение, но очень важное с точки зрения исторической ценности. Часовня была построена в 1410 году на частное пожертвование Франческо Гатта и его жены, Донны Паолы Кастелли. После землетрясения 1694 года часовня была восстановлена архитектором Лоренцо Гафа, и торжественно освящена епископом Давидом Кокко — Палмиери, да еще и в присутствии Великого магистра Ордена Рыцарей Святого Иоанна Адриена де Виньякура. Это было столь важное событие, что в кладку часовни вмонтировали памятные медали.

Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина

Святая Агата — покровительница города и всей мальты, она действительно побывала на острове в 249 году. А в 16 веке именно она помогла городу устоять против османов. В 1551 году армия турок «отрепитировла» будущую Великую Осаду, высадившись в заливе святого Павла и подойдя, осадив Цитадель Мдину. Когда защитникам города уже было нечего есть, а Синан — Паша праздновал победу, одной из монашей Бенедиктинского монастыря явилась Святая Агата, повелев всем защитникам взять ее изображение и выйти с ним на городские стены. Уж не знаю, чего испугались турки — изображений святой Агаты или огромного количества защитников (а вышел весь город), но османы сняли осаду и ретировались. Вот так часовня выглядит вечером:

Когда столицей стала Валлетта — новый город, Мдине был присвоен статус «Старого города». Многие жители переехали в новую столицу — наиболее молодые, активные и предприимчивые, а аристакратические семьи предпочли остаться в особняках предков. И сегодня, гуляя по эти узким улочкам, мы видим особняки 14 и 15 веков. О деньгах особо заботиться не приходилось — богатые семьи владели угодьями за крепостными стенами, и фермеры, арендующие эту каменистую земли, приезжали в мдину заплатить за аренду. Происходило это в традиционный местный праздник урожая, который назывался Мнарья. Сегодня, христиане называют его праздником святых Петра и Павла.

К этому времени захотелось того, что мне хочется всегда — вкусненького. Скажем честно — «пироженко» захотелось. И кафе подходящее оказалось рядом, словно по мановению волшебной палочки. С волшебными же десертами. Отзыв о кафе «Чайный сад» здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/malta/city/mdina/cafe/38968/responses/7738

В Мдине частенько можно увидеть изображения и барельефы святых покровителей города — Святого Павла, Святой Агаты и Святого Публия. Я же, помимо колодцев с надписями (которых на Мальте не нашла), дверных ручек и замков, еще очень люблю интересные почтовые ящики. Вот очередной — след английского присутствия.

Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина

И, если с колодцами мне на Мальте не повезло, то такого изобилия дверных молоточков и ручек, как на Мальте, наверное, нет нигде. Во всяком случае — я не видела.

Подходим к зданию Семинарии 18 века, построенной в стиле барокко. Сегодня в нем расположен музей Кафедрального Собора с великолепной коллекцией.

Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина

Самая глапвная достопримечательность Мдины, во всяком случае, самая известная — Кафедральный Собор Святого Павла. Почему на Мальте культ именно Святого Павла? Согласно описаниям в Деяниях Апостолов, его корабль потерпел кораблекрушение в 60 году возле берегов Мальты. Апостол пробыл на острове три месяца, и «посеял семена» христианства. которое и по сей день исповедуют большинство мальтийцев. В это время Апостол находился под арестом и следовал на корабле в Рим, где и должен был предстать перед судом, как гражданин Рима. В числе заключенных был святой ЛукаЮ, который и описал это путешествие.

После кораблекрушения, проведи три дня на вилле Публия, римского наместника, они отправились в главный город — Мелиту. Там, очень кстати, Павел излечил от лихорадки отца Публия, после чего, Публий, конечно, уверовал и принял христианство. За что Апостол Павел сразу же возвел Публия в сан епископа, первого на Мальте, за что позже он тоже стал святым. Через три месяца, когда миновал сезон дождей, Павел отправился в Рим, где и принял мученическую смерть.

Вот на месте, где Павел исцелил отца Публия, и была построена первая церковь. После многократной перестройки, здесь вырос Кафедральный Собор. В 1693 году страшное землетрясение разрушило старый Собор почти до самого основания. К счастью, стихия пощадила несколько фресок и пять работ кисти Маттиа Прети, а также алтарную часть, ризницу и хоры. Строительство нового, большего по размеру собора, было поручено местному архитектору Лоренцо Гафа, который уже построил апсиду для хоря при перестройке одиннадцатилетней давности. Самое удачное, что могло случится — не было необходимости в проекте, собор и так собирались перестраивать, и за 8 месяцев до землетрясения был готов и проект и макет. Новый Собор был освящен епископом Кокко Пальмиери в октябре 1702 года. К сожалению, мы не попали в него — днем посещение не входило в программу, а вечером, когда мы приехали самостоятельно, в Соборе шла служба, смогли только заглянуть в двери. Вечером он выглядит вот так:

Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина

После того, как мы погуляли по Мдине (днем), мы отправились в Валлетту, но столица стОит отдельного описания. А мы с супругом вернулись вечером в Мдину, воспользовавшись обществнным транспортом. Вот так эта красота выглядит из открывшейся на остановке двери автобуса.

Во время вечерней прогулки становится понятно, почему Мдина является одной из главных достопримечательностей острова, с ее старыми средневековыми улочками, зданиями в стиле барокко, с ее идиллической атмосферой, которая так явно ощущается вечером.

Купол Кармелитской церкви виден великолепно, он словно парит над ближайшим зданием. А ближайшее здание — это наше дневное кафе, в котором мы лакомились пирожными, любуясь на Мдину и окрестности.

Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина

Нам повезло, при нас снимали фильм! Все, как положено: «Камера, мотор!». Эпизод закончили, все артисты натянули маски — сюр какой-то, смазали все впечатление.

А если подняться на крепостную стену, то открывается великолепная панорама на окрестности.

Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина

Надо сказать, что вечером в Мдине было гораздо оживленнее, нарядный народ активно гулял, к стенам постоянно подъезжали машины. Если соберетесь, то вот карта. Хотя город столь миниатюрен, что несмотря на огромное количество тупиков, заблудиться невозможно.

А мы пошли на остановку автобуса, которые ходят по расписанию. Почти по расписанию. Забавно, я протянула водителю 20 евро, а он мне посоветовал прочесть правила поездки в автобусе, которые висят у него за спиной, где написано, что принимается только мелочь, и купюры в 5 и 10 евро, 20 — это уже крупная (в супермаркете двадцатки через сканер прокатывают!). остановка расположена рядом с каким-то памятником павшим, не успела рассмотреть.

Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина

Вечером, в отеле, отметили удачно проведенный день ананасовым коктейлем, и отправились переваривать ощущения — в горизонтальном положении.

Спасибо за внимание, продолжение следует.

Цикл материалов "Мальта"

1. Карантинная Мальта — услада для души. Остров Комино
  2. Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо
  3. Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта
  4. Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина
  5. Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа
  8. Гипогеум — единственное свидетельство исчезнувшей цивилизации
  9. Самый-самый из всех Соборов! И Караваджо в придачу!
  10. Цитадель — символ мужества Гозо
  11. Базилика Та Пину — место обращения к Богу
  12. Океанариум на Мальте
  14. Морепродуктовый рай!
  15. Чайный сад - десертное царство.
  16. Очень удобный аэропорт Мальты.