Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 19:05
Мы будем путешествовать!

Шаффхаузен — Швейцария Август 2020

Городок, в котором проживает всего 35 тысяч жителей, и который входит в список моих любимых. Поэтому, когда получила заказ на проведение экскурсии в нем, обрадовалась двум вещам: есть работа, что для гида периода «пандемии» уже радость; и эта работа в красоте!

Очень удобная городская парковка построена прямо за вокзалом. Железнодорожное сообщение в городе началось в 1857 году. В Шаффхаузене один железнодорожный вокзал, но он разделен на две части — швейцарская и немецкая — граница.

Город Шаффхаузен — столица одноименного кантона, готовился к местным и кантональным выборам, удивил агитационный плакат на русском языке. Интересно, сколько здесь носителей проживает?

Прекрасный эркерный городок Шаффхаузен

Входить в город лучше всего через городские крепостные ворота Швабентор, 14 века.

Город Шаффхаузен существует тысячу лет, благодаря своему географическому положению. Мелководье и следующий за ним Рейнский водопад мешал судоходству на линии Боденское озеро — Базель. Все товары должны были перегружаться с кораблей и лодок и по суше перевозиться ниже течения водопада.

Прекрасный эркерный городок Шаффхаузен

Именно это сделало Шаффхаузен важным перевалочным пунктом в регионе. В 1045 году король Генрих Третий объявил поселение городом, а в 1049, в Кельне, граф Эберхард Шестой наделил Шаффхаузен правом чеканить деньги. Так он и был городом — государством до 1798 года, до самого прихода Наполеона, несколько перекроившего карту Европы.

Дом «В большую клетку» был перестроен веке, тогда же появились прекрасные фрески, изображающие величие и воинскую славу легендарного завоевателя Средней Азии Тамерлана (Тимура).

Прекрасный эркерный городок Шаффхаузен

Если перейти через дорогу, выйдя из Старого города, то можно увидеть памятник первому штадтпрезиденту Шаффхаузена Конраду Фишеру, кстати, из партии «зеленых», они в Швейцарии с незапамятных времен.

Йоханн Конрад Фишер, первый Штадтпрезидент.

Вернувшись назад, мы видим сохранившуюся башню — ворота бывшей крепостной стены, относящуюся к Верхнему Городу.

Прекрасный эркерный городок Шаффхаузен

Главные достопримечательности, прославившие Шаффхаузен — многочисленные эркеры, которых в городе насчитывается 170. Каждый приезд планирую посчитать, но никак не получается. По такому эркеру можно было определить благосостояние владельца — ведь за тень, отбрасывающую эркером на общественную улицу, необходимо было платить налог.

На пересечении Нижней и Верхней частей города, на одноименной площади — башня Фронвагтурм, с часами со сложным механизмом, установленными в 1564 году.

Бывший дом общества лордов. Упоминается в 14 веке, как питейная для городской знати. На портале  -герб общества: два скрещенных копья, справа и слева фигуры Афины Паллады с головой Медузы и Марса.
Бывший дом общества лордов. Упоминается в 14 веке, как питейная для городской знати. На портале -герб общества: два скрещенных копья, справа и слева фигуры Афины Паллады с головой Медузы и Марса.

В самом центре исторической части города — три фонтана. Первый — Моренбруннен, (как неполиткорректно), фонтан Мавра 1535 года, волхва, принесшего дары младенцу Иисусу.

Прекрасный эркерный городок Шаффхаузен

Второй фонтан — фонтан Мясника, установленный на Рыночной площади. На фонтане интересная надпись, практически дающая индульгенцию на любое количество выпивки.

Третий фонтан — фонтана Вильгельма Телля, главного национального героя Швейцарии, история которого послужила поводом для объединения первых общин, в будущем — кантонов, и создания государства Конфедерация Гельвеция, а Швейцария называется именно так. А историю эту знают все — про яблоко на голове сына Вильгельма Телля. Лучший стрелок вместе с сыном пришел в город на ярмарку, но не поклонился шляпе императора, за что наместник Габсбургов пообещал не заключать его в тюрьму, если он одним выстрелом из арбалета собьет яблоко с головы собственного сына. Выстрел был мастерский, но наместник увидел вторую стрелу, явно приготовленную для него. И, поскольку он был хозяином своего слова — как дал, так и взял, то нарушив обещание, арестовал Телля. По дороге в тюрьму на остров, лодка попала в шторм, и спастись смог только сам Вильгельм. Идет он себе по тропинке, и видит — ему навстречу — сам наместник. Первым же выстрелом между глаз, он убил наместника., а швейцарцы решили объединиться против Габсбургов.

Прекрасный эркерный городок Шаффхаузен

Один из самых интересных домов с эркером, на мой взгляд, именно этот. Дом был выстроен в 1608 году, а через год к нему был пристроен роскошный эркер, изображающий пять чувств. Это зрение (дама с зеркалом), вкус (дама со сладостями), обоняние (дама с цветком), слух (дама с музыкальным инструментом), осязание (дама с перчатками). На стенах — фрески 17 века, репродукции античных героев Троянской войны, герои истории Вавилона, и золотой бык — как символ и название дома. В 70-х годах прошлого века дом подвергся полной реконструкции и реставрации фасада.

Дом 1608 года, резиденция семьи Хагелох.

Кто только не гулял по этому городу, и не выходил на эти эркеры: Карл Юнг, Вольфганг Амадей Моцарт, Императрица Мария — Луиза, Император Александр Первый, Император Франц Первый, Мишель Монтень, Иоганн Гете. теперь вот мы гуляем.

Прекрасный эркерный городок Шаффхаузен

В самом центре города расположилась городская церковь Святого Иоганна. Основа ее — романская постройка начала тысячелетия, но в 16 веке она была существенно перестроена, и фасад получился позднеготический. Эклектика полная, учитывая, что внутри барокко (мы в этот раз не заходили). Башня собора 1200 года сохранила строгий романский стиль, она считается одной из самых красивых церковных башен Швейцарии.

Один из самых красивых домов в городе — «У рыцаря». Это единственный дом, на фасаде которого не оригинальная фреска, а копия 20 века, оригинал хранится в Музее Всех Святых. Дом принадлежал Хансу фон Вальдкирху, и по его заказу мастер Тобиас Штиммер в 1570 году выполнил росписи по штукатурке на рыцарскую тему. В центре — Одиссей, которого соблазняют томные красавицы, над ним римский воин, жертвующий собой во славу родины. В нижней части изображена Добродетель, принимающая покровительство Короля (правительства), в то время, как другая Дева держит в руках митру (Церковь).

А еще одна фреска — Гулливер в стране Лилипутов.

Прекрасный эркерный городок Шаффхаузен

На доме «Штайнбок» — «Горный козел» — установлен он сам, это геральдическое животное кантона. Его всегда изображают одним цветом, а рога, копыто и хозяйство — золотые.

А что бы ему было не скучно — на одном из домов неподалеку -овечка с золотыми рогами.

Ну, а корова, обязательный атрибут любого швейцарского города.

Прекрасный эркерный городок Шаффхаузен

По затерянной между домов лестнице мы поднимаемся в крепость Мунот, построенной жителями в 16 веке. Крепость была построена по эскизам самого Дюрера, но он был великим художником, но не лучшим фортификатором. Местные жители любят гордо рассказать, что в течении двух столетий ее никто не завоевал! Помните анекдот про неуловимого Джо? Его никто не ловил. Так и с этой крепостью. А потом пришел Наполеон, и на раз-два крепость захватил. Но даже ему она не понадобилась, и стояла Мунот, никому не нужная, медленно разрушаясь и служа каменоломней. Пока не нашелся неравнодушный человек, учитель рисования, который собрал деньги на восстановление (учитывая, что учитель рисования, не иначе — из уважения к Дюреру).

Сегодня в крепости проходят фестивали, прокаты фильмов, праздники, танцы и работает кафе. Точнее, сегодня этого ничего нет — «пандемия». Зато, красота никуда не делась, и виды на виноградники, город, и на Рейн — восхитительны!

Отзыв о крепости Мунот здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/switzerland/city/schaffhausen/castles/29620/responses/3775

На пути к Рейну невозможно не заметить бывший Монастырь Всех Святых — Аллерхайлиген, обитель, основанная в 1049 году, сегодня — музей. В музее отделы искусства, истории, археологии, природы. Это один из крупнейших многоотраслевых музеев Швейцарии. Именно здесь хранится колокол, с надписью на латыни: «Зову живых, оплакиваю мертвых, ломаю молнии». Именно этот колокол вдохновил Шиллера на написание «Песни о колоколе».

В 1866 году по проекту Генриха Мозера (знаменитого часовщика, чьи предприятия были расположены в России) была выстроена плотина на Рейне, которая в то время была крупнейшая в Швейцарии. В 1967 году плотина Мозера была выведена из эксплуатации и построена электростанция.

Прекрасный эркерный городок Шаффхаузен

Прямо на Рейне установлен бассейн, он бы сейчас был очень кстати — температура была не среднеевропейская, столбик термометра стремился к 40!

Вот такого старичка застала на парковке, хорошее пополнение моей коллекции старых автомобильчиков.

Прекрасный эркерный городок Шаффхаузен

А еще, город известен тем, что именно здесь расположен часовой завод IWC, и при нем музей, который я опишу в другой раз.

Гуляли и радовались, что эта красота сохранилась, ведь 1 апреля 1944 года город подвергся бомбардировке ВВС США. После налета последовало судебное разбирательство, американцы объяснили все ошибкой в навигации, якобы, летели бомбить Зинген, а случайно «зацепили» два швейцарских города, одним из которых и стал Шаффхаузен. Конечно, правительство США принесло официальное извинение, и выплатило компенсацию. Но, 22 апреля 1945 года, ошибка повторилась. Историки предполагают, что это была месть за «поведение» «нейтральной» Швейцарии в годы ВМВ.

Несмотря на жару, день получился прекрасный, побольше бы таких!

Спасибо за внимание.

Цикл материалов "Кантон Шаффхаузен, Швейцария."

1. Любимейший город в Швейцарии!
  2. Прекрасный эркерный городок Шаффхаузен
  3. К ней "Приложил руку" сам Дюрер!
  4. Памятник первому алюминию
  5. Рейнский водопад - чудо природы!

Теги: Автобусные туры, Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия