Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:08

Куала-Лумпур, Куала Селангор — Малайзия Март 2019

Познакомившись со столицей и с красотами острова Борнео, мы уже столько интересного увидели в Малайзии, что казалось бы, чем еще можно нас удивить, но наша гид Татьяна предложила тур, от которого мы не смогли отказаться. Он сочетал в себе одновременно историко-архитектурные и природные ценности и это обещало быть интересным.

Наша экскурсия ($50 чел) началась с визита в пещеры Бату, затем мы поехали к берегу моря в сторону форта Мелавати и познакомились там с оригинальным животным миром — обезьянами лангуры и мириадами светлячков. Дистанция в одну сторону составила около 85 км.

Маршрут поездки: Пещеры Бату - Холм Мелавати - Светлячки

Пещеры Бату

Пещерный комплекс Бату считается интересным со многих точек зрения — с исторической, духовной и геологической. От отеля Platinum Residence, в котором мы остановились, эти пещеры находятся в 15 км в районе Гомбак и, миновав небольшие заторы на дорогах, мы через полчаса прибыли на стоянку перед этим природно-духовным шедевром.

В многонациональной Малайзии очень толерантно относятся к самым различным религиям и, наряду с мусульманской и китайской, индусская, если не ошибаюсь, находится на третьем месте. Этот храм, выстроенный в необычном для такого рода заведений месте, находится в одной из самых громадных пещер этой страны, получившей свое название от протекающей рядом реки Сунгаи Бату. Перед входом в этот храм стоит позолоченная фигура бога Муругана — второго сына Шивы, которому поклоняются южные тамилы. Она считается самой высокой его статуей в мире — ее высота 43 метра.

Куала-Лумпур. Светлячки, обезьяны и рыбацкие крючки на языке индусов

А сама пещера является одной из самых популярных индуистских святынь за пределами Индии и посвящена предводителю войска богов и богу войны в индуизме — Муругану. Также она является центром индуистского фестиваля Тайпусам в Малайзии, некоторые сценки из которого шокируют избалованных культурой европейских туристов — об этом чуть позже.

В пещерный храм так просто не попадешь! Он находится довольно высоко наверху и никакого лифта туда нет. Всем верующим и туристам нужно преодолеть, шагая по красивой лестнице, все 272 ступеньки.

Куала-Лумпур. Светлячки, обезьяны и рыбацкие крючки на языке индусов

Поднимаются, как говорится — и стар, и млад. В принципе, это не скучно, если отвлекаться на снующих по перилам попрошаек-обезьян. Но — это макаки. Они наглые до безобразия и даже могут выхватить из рук конфету, которую вы припасли лично для себя. Это не вежливые лангуры, которых мы увидим ближе к вечеру.

Вот, наконец, показался и вход в этот пещерный храм. Как рассказала нам Татьяна, пещеры Бату также называют 10-ю Пещерами или Холмом для Господа Муруги. Таких индийских святынь в Малайзии всего четыре. Три остаотные — это храм Каллумалай в Ипохе, храм Таннермалай в Пенанге и храм Саннасималай в Малакке.

Куала-Лумпур. Светлячки, обезьяны и рыбацкие крючки на языке индусов

Поднявшись наверх, мы попали сейчас в «Светлую» или «Храмовую» пещеру. Еще одна пещера под названием «Галерея искусств» содержит много различных росписей и статуй, посвященных индуистской мифологии. Вход в «Галерею» платный.

Куала-Лумпур. Светлячки, обезьяны и рыбацкие крючки на языке индусов

Если кто интересуется геологией, тот сразу определит, что возраст известняковых пород этих пещер составляет примерно 400 млн.лет. Установлено, что до обожествления этих мест, представители местного племени Temuan использовали эти пещеры в качестве своих укрытий. А вездесущие и предприимчивые китайцы с 1860 года стали добывать в них гуано (птичий помет) для удобрения своих плантаций.

Однако большинству людей это место стало известно только после того, как в 1878 году его обнаружил американский натуралист Уильям Хорнадей.

Куала-Лумпур. Светлячки, обезьяны и рыбацкие крючки на языке индусов

Ну, а начиная с 1892 года в пещерах Бату каждый январь стал проходить тамильский фестиваль Таипусам, в котором принимают участие более 1,5 млн паломников со всего мира. Стоит отметить, что это весьма своеобразный фестиваль и, порой, увиденное здесь очень даже шокирует даже видавших многое на своем веку европейских туристов.

В пещерах Бату разрешены некоторые тамильские ритуалы, на которые наложен запрет даже в Индии. Например, паломники прикрепляют дары, предназначенные богу, рыболовными крючками прямо на свое голое тело.

Куала-Лумпур. Светлячки, обезьяны и рыбацкие крючки на языке индусов

Шествие верующих сопровождается боем барабанов. Некоторые паломники впадают в транс и наносят себе раны, прокалывают щеки и язык.

Есть в этом комплексе и самая большая пещера под названием «Темная». Ее длина составляет 2 км, а высота — 122 метра. В ней можно полюбоваться сталактитами и сталагмитами. Но это, как говорится — уже другая история. Она находится в сторонке и специальные образовательные поездки в эту пещеру организовывает Малазийское Общество Природы. И так как мы насмотрелись на эти подземные чудеса в пещерах Борнео, то решили туда не ехать, а сразу направиться в сторону Малаккского пролива, разграничивающего Малайзию и индонезийский остров Суматра.

Форт Мелавати и обезьяны лангуры

Следующая остановка на нашем пути — Парк Букит Мелавати — историческое место, которое раньше называлось Форт Мелавати. На этом холме в колониальное время стояла хорошая крепость, построенная султаном Ибрагим Селангор в конце 17 века для обороны государства от голландцев, которые завоевали Малакку, расположенную чуть дальше на юг — там мы побываем завтра.

Сегодня его разрушенные в результате Гражданской войны, которая продолжалась в этих местах с 1867 по 1874 год, остатки находится на вершине холма, с которого открывается хорошая вечерняя панорама Малаккского пролива. Когда-то именно здесь и высадились войска знаменитого покорителя Гоа и Малакки — португальца Альбукерке.

Куала-Лумпур. Светлячки, обезьяны и рыбацкие крючки на языке индусов

В итоге, разрушенный форт облюбовали серебристо-черные обезьянки особой породы — лангуры. Они-то и составляют теперь главную достопримечательность и прелесть этого места.

Эти очень дружелюбные и милые создания с удовольствием поедят с ваших рук. Хорошее настроение и улыбки вам будут гарантированы. Но они могут и своровать оставленный без присмотра бананчик.

Куала-Лумпур. Светлячки, обезьяны и рыбацкие крючки на языке индусов

Всех умиляют и удивляют их малыши — детеныши этой породы абсолютно рыжие!

Куала-Лумпур. Светлячки, обезьяны и рыбацкие крючки на языке индусов

Лангуры не имеют ничего общего с разбойниками-макаками, которых мы видели у пещер Бату. Они дружелюбные, веселые, их можно относительно безопасно взять на плечи. И чем-то эти милахи даже напоминают лемуров, которых мы видели на Мадагаскаре.

Но и в этом деле следует соблюдать осторожность. Соревнуясь между собой в захвате еды, которую мы прикупили для них у стоявших в сторонке местных продавцов (10 рингитов порция), лангуры совершенно свободно и нагло могут прыгнуть выше головы и невзначай расцарапать лицо…

Но обычно они, сами побаиваясь, хоть и заберутся на плечи, делают это осторожно. Не нужно только нам делать резких движений и не прятать высоко приготовленную в руке зелень, а спокойно угостить. Вдоволь насладившись тесным общением с такими милыми приматиками, выехали к нашей последней цели — реке Селангор. Там нас ждет еще одно местное чудо — мириады светлячков, рассеянные по прибрежным кустам вдоль этой реки.

Светлячки на реке Селангор

Еще одним впечатляющим местом и изюминкой данного тура был ночной сплав по реке со светлячками. Такая экскурсия в парк светлячков Куала Селангор (Kuala Selangor Fireflies), пожалуй одна из самых популярных из Куала-Лумпура. В это место нужно приезжать с наступлением сумерек. Там несколько как бы станций, с которых проводятся эти экскурсии — мы начинали с Kampung Kuantan. Первая лодка отходит в 19:45, когда уже стемнеет. Этот бизнес по светлячкам работает сравнительно недавно — с 1989 года…

Куала-Лумпур. Светлячки, обезьяны и рыбацкие крючки на языке индусов

После регистрации нам всем выдали спасжилеты и мы уселись на длинную лодку. Пассажиров было немного и каждый из нас занял свое место, как говорится — «в партере» — с краю борта.

Отчалив от пристани, наш капитан направил лодку к противоположному берегу и, приблизившись к деревьям и зарослям кустарников, мы ошалели от увиденной картины. Волшебное путешествие по реке, берега которой от мириадов светлячков напоминали рождественскую елку — началось!

Куала-Лумпур. Светлячки, обезьяны и рыбацкие крючки на языке индусов

Рулевой, заплывая порой под свисающие к воде ветви, периодически выключал мотор и тогда мы погружались в тишину тропической ночи. Тихие джунгли и пульсирующие огоньки на всех деревьях и кустах создавали атмосферу романтики и спокойствия.

Красота необыкновенная. В полной тишине мы плыли по реке, а вокруг нас всё мерцало и пульсировало. Тысячи светлячков облюбовали прибрежные мангровые заросли реки Селангор. Живут эти светлячки большими колониями, что встречается нечасто — поэтому эти места и объявлены заповедником. Фотографировать особо было нечего и поэтому все сосредоточились только на созерцании этой тихой ночной красоты…

Что же это за чудо такое летало и светило вокруг нас? Оказывается, эти светлячки давно известны как «Жуки-молнии» и обитают они вокруг вида мангровых деревьев под названием Берембанг, растущих именно вдоль берегов реки Селангор. Эти мангровые деревья служат источником пищи для этих уникальных существ. Для иллюстрации нижесказанного я использовал фото, взятые из интернета.

Куала-Лумпур. Светлячки, обезьяны и рыбацкие крючки на языке индусов

Ученые установили, что продолжительность жизни светлячков около 2–3 месяцев. На самом деле они сияют и днем, но из-за солнца их свет нам не виден. Даже личинки светлячка могут производить такой чудесный свет и это проявляется порой в трех цветах: желтом, оранжевом и даже зеленом.

Думаю, никому из нас не покажется удивительным, что светлячки используют свой свет, чтобы привлекать и общаться с противоположным полом во время брачного сезона. Даже мы можем отличить по внешнему виду самочек — они, как правило, чуть покороче и ведут, прикрепившись к листьям, более оседлый образ жизни. А самцы, как и положено — блуждают вокруг и вечно чего-то выбирают…
Куала-Лумпур. Светлячки, обезьяны и рыбацкие крючки на языке индусов
Женские светлячки общаются посредством кратких ритмических вспышек и выбирают самцов, основываясь на их ответные вспышки. У них выработалась своя, типа азбуки Морзе, способность к передаче информации. Вот благодаря такому языку жестов и брачному ритуалу светлячков, светящиеся огни и украсили во время нашей ночной прогулки эту часть Куала-Селангора.

Думаю, что это маленькое чудо запомнится нам на всю жизнь!

Маленький совет: избегайте планирования посещения в полнолуние или дождливый вечер, поскольку светлячки не будут появляться в своем обычно большом размере колонии. Дождь, сильный ветер или молния также могут сделать светлячков неактивными.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия