Турист Oleg N. (Nomad)
Oleg N. — был вчера 22:53
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Тикаль, Петен — Гватемала Декабрь 2019

Как вы помните из предыдущей части…

…Потратив последние колоны, я сел в самолет и полетел в Гватемалу…

Гватемала. Начало и Тикаль.

Тут был тонкий момент. На регистрации в Сан Хосе мне дали два посадочных, ибо по прилету в Гватемала-Сити у меня через два часа был вылет в город Флорес той же авиакомпанией (Авианка). Вот только мне нужно было пройти таможню, получить багаж, найти местные вылеты, сдать багаж и успеть на самолет… И все это меньше, чем за два часа. Даже не буду говорить, что наш вылет из Сан Хосе задержали… Где-то на полчаса. В результате время для вышеописанной процедуры стремительно уменьшалось. Не успели мы приземлиться, как я начал ломиться к выходу, с извинениями пролезая мимо индеанки, которая весь полет кормила грудью новорожденного младенца на соседнем сидении. Весело тут!

Галопом я летел по переходам аэропорта Гватемала-Сити в поисках паспортного контроля. К счастью, тут не было ни народа, ни лишних вопросов. Офицерша прокатала мою красную паспортину, и, не задав ни единого вопроса, улыбнулась и проставила штамп. Осталось получить багаж. Как назло, моя сумка никак не появлялась на ленте. В ожидании сумки, я поменял сотку баксов (хотел поменять больше, но курс был очень уж низкий) на будущее такси и прочие мелкие расходы, и подпрыгивая, продолжал ждать сумку… Времени до вылета оставалось минут сорок.

Наконец выплыла моя помятая жизнью и Авианкой сумка, я подхватил ее и ломанулся на выход. Но не тут-то было! На выходе багаж досматривают, причем довольно плотно — расстегивают сумки-чемоданы, достают и прощупывают вещи — не то, чтобы досконально, но довольно тщательно. Не знаю, что они ищут у прилетевших из Коста-Рики, но у меня ничего криминального не обнаружилось.

Подхватив ощупанную сумку, я поскакал на выход, в надежде, что где-то рядом будет вход. Как бы не так! Раз — и я оказался на улице, а все близлежащие двери были только на выход. Напомню, что я прилетел в международный терминал, а мне нужно было попасть на домашние вылеты. Но, язык — он и до Флореса доведет, меня направили на какую-то автостоянку в соседнем здании, откуда, оказывается, надо было подняться на лифте или по лестнице на второй этаж, и где-то там были доместик депарчерс… Сколько оставалось времени, я уже не помню, но помню, что совсем немного. Выскочив в зал вылета, я сунул свой посадочный в нос первому же официальному лицу, и оно мне показало, где находятся стойки Авианки. На регистрацию уже никого не было, благо, что по другую сторону стойки был персонал. У меня проверили посадочный, приняли сумку, заверили, что я успеваю, и направили дальше. Быстренько проскочив досмотр, я поскакал к нужному гейту, где уже шла посадка. Меня ждал ATR-72, которые я очень люблю и на которых давно не летал. Я плюхнулся на свое место, и, похоже, первый раз выдохнул… И последний, ибо на соседнее со мной кресло села такая гм… обширная девушка, что места мне уже почти не осталось… Это я к тому, что вдохнуть уже практически не получилось. Как и опустить ручку кресла, находящуюся между нами. Благо, там было лету чуть меньше часа…

Во Флоресе мы приземлились уже затемно, моросил дождик, я получил сумку и вышел на улицу оглядеться. Я забронировал себе номер в местечке Jaguar Inn Santa Elena, которое находится буквально в полутора километрах от аэропорта, и еще ближе к автобусной станции, откуда ходят маршрутки в Тикаль. Блин, было бы светло и не шел бы дождь, я бы дошел туда пешком, а так пришлось отдать таксисту аж 20 кецалей (около 3 долларов, fixed price), и буквально через несколько минут, он остановил меня на темной улице около темного здания, на котором были написаны искомые буквы. Слава богам, я был в Гватемале!

Поняв, в тут не кормят, я пошел за справкой на ресепшен — узнать, где тут ближайший магазин… Оказалось, что нужно пойти налево, на светофоре свернуть еще налево, и там метров двести до магазина. Mas o menos. Ну, налево так налево, и действительно, вскорости, на темной улице обнаружилось световое пятно — это был магазин. Затарившись едой на сейчас и на утро, я благополучно вернулся в свой Инн. Спалось в Гватемале хорошо, а с утра я пошел сдавать ключ от номера со словами, что пошел я на минибас до Тикаля.

— А давай я позвоню, и он приедет за тобой сюда? — предложил мне добрый мужик с ресепшена. Ясно дело, я не стал отказываться, и вот, в самом начале девятого, к парадному подруливает минибас. Я-то думал, что он туристический, ан нет, обычная городская маршрутка, битком набитая гватемальцами и их скарбом. К счастью меня посадили вперед, и вот, останавливаясь каждые десять минут чтобы кого-нибудь посадить или высадить, мы направились к Тикалю. 60 с хвостиком километров мы преодолели часа за два с небольшим, и стоило это всего 50 кетцалей. Самое интересное, что на полпути ко мне подсела девушка, которая, как оказалось, работает в Jungle Logde Tical, куда я, собственно, и ехал. Она знала десяток слов по-английски, я десяток по-испански, так что диалог состоялся. Въезд в нацпарк находится примерно в 20 километрах от входа в сам Тикаль. Тут нужно предъявить паспорт и заплатить 150 кетцалей (около 20 долларов) за посещение. При подъезде к пункту оплаты, девушка с трудом объяснила мне ситуацию (я догадывался, что за это дело надо платить, но вот про паспорт не знал), после чего мой паспорт и полторы сотни кетцалей подхватил кондуктор маршрутки, и умелся в кассу. Видимо, он подумал, что гринго будет слишком долго там тупить (и, наверное, он был прав, да и очередь была в кассу), а честные гватемальцы в это время будут томиться в тесном минибасе.

Буквально через пять минут он вернулся с моим паспортом и билетом, и мы продолжили свой путь уже по территории нацпарка, с разрешенной скоростью в 20 км/ч, дабы не задавить местную фауну, о чем каждые сто метров предупреждали знаки на обочине. Словом, путь оказался длиннее, чем я думал. Маршрутка остановилась уже у входа в сам парк, где нужно предъявить купленный билет и получить на руку браслетик. Гринго проходят в меньшей очереди левее. Дождавшись, пока я получил браслетик, моя попутчица подхватила меня, и отвела на ресепшн. Кто был в Тикале — может вспомнит. Сразу после браслетика все идут прямо, на территорию археологической зоны, ну, или налево, где находится музей, ресторан и куча сувенирных палаток. Мы же пошли по дорожке ведущей вправо, которая метров через сто привела нас к искомому лоджу. Получилось, что я жил на территории археологической зоны, и, в результате, за четыре проведенных там дня, заплатил только один раз. С другой стороны, я немало заплатил и за лодж, но это уже другой вопрос…)

Масковая титира, Tityra semifasciata personata, Masked Tityra

Так как я приехал рано, меня попросили погулять (чаще всего они официально заселяют с трех часов), я оставил сумку в камере хранения, и пошел изучать территорию лоджа. Там были раскиданы симпатичные домики, соединенные между собой мощеными камнем дорожками и окруженные густой растительностью, ресепшн с прилегающим к нему рестораном и бильярдом, бар с бассейном, где работала моя попутчица, и блок хостелов, с небольшими номерами без душа и туалета. В два часа дня меня как раз и проводили в такой номер. Видимо, я невнимательно читал когда бронировал номер, или, скорее всего, я подумал, что за такую цену в номере должен быть не то, что унитаз, а целое джакузи. Но не было ни джакузи, ни, что обидно, унитаза с душем. Чуть расстроившись, я закинул вещи, посетил общий на наш блок туалет (весьма приличный и чистый, должен заметить), и пошел изучать территорию Тикаля.

Кобальтовый овсянковый кардинал, Cyanocompsa parellina parellina, Blue Bunting

Так как время было уже довольно много, плюс ко всему небо было затянуто плотным слоем облаков, я, сориентировавшись по карте,

Гватемала. Страна, куда хочется вернуться. Часть 1

для начала пошел к какому-то отдаленному храму, для, так сказать, вникания в суть дела. Суть оказалась весьма интересной, и я вникал в нее следующие три дня, облазив всю территорию не один раз. В первый день меня прогнал из парка весьма сильный дождь, благо он начался уже вечером.

Во второй день погода наладилась, и мне даже удалось поймать буквально 15 минут когда светило солнце и небо стало почти голубое, и заснять на таком фоне центральный храм. В третий день солнца не было, но и дождя тоже.

Great Plaza, The Big Jaguar Temple

Территория парка отнюдь не маленькая, и сами храмы-пирамиды раскиданы друг от друга на километр-другой. Плюс к этому есть много интересных тропинок, ведущих через джунгли. Если посмотреть и залезть на основных храмы, причем передвигаться бодрым темпом, то для осмотра парка хватит одного дня. Если ходить с удовольствием, не спеша, от пирамиды к пирамиде и от храма к храму, плюс просто прогуляться по джунглевым тропкам — то лучше, конечно, планировать два дня. Если при этом еще параллельно снимать птичек, коих там множество, то три с половиной дня, которые я там провел, будет в самый раз.

Длиннохвостая пиайа, Piaya cayana thermophila, Squirrel Cuckoo

Central Acropolis

Желтокрылый траупис, Tangara abbas, Yellow-winged Tanager

Знаете, что самое классное в Тикале (подтверждаю это еще раз, буквально сегодня побывав в Тулуме)? Практически на все пирамиды можно залезать, по всем храмам можно ходить, это немного утомительно, но очень интересно! Поэтому, если вас не удовлетворило хождение по ограниченной веревочками территории вокруг храмов в Мексике — приезжайте в Гватемалу!

Гватемала. Страна, куда хочется вернуться. Часть 1

Несколько советов по поводу посещения археологического парка Тикаля. Если есть такая возможность, то приезжайте туда как можно раньше, к восьми часам утра у центральных храмов уже довольно много народа. Если есть возможность, приезжайте туда в будние дни. Народу будет много, но в выходные — вообще мрак. Туда приезжают гватемальцы с семьями, друзьями, детьми, бабушками и дедушками, и шум от этих толп просто неимоверный!

Great Plaza, The Big Jaguar Temple

В какой-то из дней, ряженные в индейцев гватемальцы и примкнувшие к ним сомнительные личности, видимо, справляли какой-то языческий обряд на центральной площади, сжигая на древнем каменном алтаре что-то жирное, испускавшее в небеса черный дым. Надеюсь, это жертвоприношение обошлось без человеческих, как в былые времена, жертв.

Рядом с основными пирамидами есть туалеты и примитивные кафешки, где можно купить пиво-воды и чипсы-печеньки. Там есть столики и лавочки, так что можно передохнуть.

7 Temples Plaza

Поднимайтесь на все пирамиды, на которые можно подняться, пока их не закрыли. Во-первых, это интересно, во-вторых с них зачастую открываются интересные виды.

Sloping Panel Temple

Делайте это осторожно — ступеньки скользкие. Вообще, самое опасное в Тикале — это скользота. Скользкие ступеньки пирамид и храмов, скользкие каменные дорожки, ведущие от храма к храму, скользкая земля, корни и камни. Больше ничего опасного там нет. Из насекомых присутствовали комары в небольшом количестве, и муравьи, местами в большом, и кусались они куда как больнее комаров. Больше ничего страшного и ужасного там обнаружить не удалось.

Complex Q

Из крупного зверья постоянно слышен рев обезьян-ревунов. Совершенно потрясающий по своей мощи звук, к которому просто невозможно привыкнуть. В парке много паукообразных обезьян, которых легко увидеть, если задрать голову вверх, когда в кронах деревьев слышен шум и треск.

Коата Жоффруа, Ateles geoffroyi, Geoffroy's spider monkey

В храмах, где сохранились крыши, если посветить фонариком, можно обнаружить небольших летучих мышек. Они будут скалить на вас зубы и шипеть, поэтому лучше долго на них не светить.

Очковый листонос, Carollia perspicillata, Seba's short-tailed bat

На земле, если повезет, можно увидеть агути и наверняка носух-коати.

Центральноамериканский агути,Dasyprocta punctata, Central American agout

Во второй день мне попалось всего две штуки, зато на третий день парк разоряла стая этих симпатичных зверьков штук, наверное, под сто! Они буквально вспахивали почву, суя свои длинные шевелящиеся носы в каждую щелку, под каждый листик и в каждую помойку, которые они очень ловко открывали, а потом подтягивали пластиковые мешки, чтобы добраться до вкусняшек. Повсюду были видны гордо задранные хвосты, и стоял щебет от их разговоров. Признаться, такое количество зверей (вне зависимости от размеров) я до сего момента видел только в Африке.

Из птиц наверняка можно будет услышать попугаев, которые сидят в кронах высоких деревьев и орут настолько громко, что от них начинает болеть голова,

Желтощёкий амазон, Amazona autumnalis autumnalis, Red-lored Parrot

и увидеть радужных туканов — но это надо внимательно смотреть на деревья, особенно в районе площади семи храмов, и… пожалуй, что и все…

Радужный тукан, Ramphastos sulfuratus sulfuratus, Keel-billed Toucan

Ну может еще мелочь какая попадется на глаза. А нет, в районе центральной площади зачастую можно увидеть пасущихся на земле здоровенных глазчатых индеек. Поверьте, они того стоят, чтобы их чуть-чуть поискать! Совершенно шикарные птицы, павлины просто отдыхают. Особенно если учесть, что птицы эти довольно редкие, и реально увидеть их можно только здесь.

Глазчатая индейка, Meleagris ocellata, Ocellated Turkey

На самом деле птиц там навал, но вот увидеть их непросто, а снять еще сложнее. В общем, для этого нужно задаться целью, а она у меня была…)

Ржавобрюхая пенелопа, Penelope purpurascens purpurascens, Crested Guan

Каштановый целеус, Celeus castaneus, Chestnut-colored Woodpecker

Что еще можно сказать полезного. Там жарко, даже если нет солнца. И лазание по ступенькам пирамид — занятие весьма потоотделительное. Поэтому футболки и шортов будет достаточно. Длинные брюки и рукава там точно не нужны, возьмите с собой репеллент, если боитесь комаров. На ноги будет достаточно обычных кроссовок, желательно с толстой подошвой — придется много ходить по камням. Теоретически, там можно и в шлепках, но будет неудобно и, не забывайте, там скользко. Плюс придется ходить энное количество километров. Что-нибудь на голову. Воду и закуску — по потребностям. Гид… если вы думаете, что без него вы что-то не найдете — это не так, при наличии времени, вы найдете абсолютно все храмы. А вот стоять и слушать выдуманные истории про то, что тут было и как это использовали, да еще и по-английски — это на любителя. Лучше прочесть информацию до или после — это мое мнение. Да, около основных храмов и пирамид есть информационные щиты с разъяснениями, в том числе и на английском.

Рыжешейный лесной пастушок, Aramides albiventris, Russet-naped Wood-Rail

Две трети посетителей парка — гватемальцы, что меня с одной стороны радовало, люди интересуются своей историей, с другой стороны раздражало — очень они шумные. Оставшаяся треть — всякого рода иностранцы. Русских увидел всего один раз, вообще первый раз, кстати, за мою поездку. Вернее, сначала услышал.

— Б…, я сегодня совсем не выспался.

— Да ладно, это все фигня, я вот ни х… не знаю, куда дальше идти.

Как оказалось, это был диалог крашеной в желтый цвет мамаши с великовозрастным сынком, посасывающим в теньке пиво. Папа в обтягивающей круглый живот футболке с крупной надписью RUSSIA в диалоге участия не принимал, видимо, не знал, что и сказать…

На выходе, правее того места, где вам дали браслетик, есть дорогой ресторан и куча сувенирных магазинчиков, где можно будет прикупить что-нибудь на память о посещении Гватемалы вообще и Тикаля в частности.

Кошачий пересмешник, Dumetella carolinensis, Grey Catbird

Мое исследование древнего майянского города подходило к концу, завтра мне нужно было переместиться в местечко под названием Rio Dulce, где я планировал провести следующие три дня. Увы, телепортацию еще не изобрели, так что пришлось выяснять, как мне попасть в искомое место уже на месте. Итак, на ресепшене мне сказали, что в 6 утра от входа в археологическую зону отходит маршрутка в Санта-Елену, а оттуда есть шаттл в Рио Дульсе. Ну что, попробуем! К слову сказать, Гватемала — самая большая страна центральной Америки, так что поездить мне там пришлось изрядно!