Турист Oleg N. (Nomad)
Oleg N. — был 23 апреля 22:53
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Тулум — Мексика Январь 2020

Золотое Кольцо Юкатана. Тулум.

Следующим утром я подхватил дежурящее у гостиницы такси, и доехал на нем до автобусной станции в Канкуне, который город. Ага, там еще и город есть, а коса — это просто его часть. На автостанции я взял билет до Тулума на ближайший автобус компании ADO. По Юкатану ездят разные компании, но эта наиболее популярна и маршрутов у нее много, но тем не менее, лучше проверить расписание на их сайте или еще лучше — прямо на станции. Билет обошелся мне в 190 песо, в дороге чуть больше полутора часов.

Тулум расположен на побережье Юкатана прямо вниз от Канкуна, если смотреть на карту. В связи с близостью со всемексиканской здравницей, туда приезжают на полдня на экскурсии прямо из Канкуна, но я же вам не какой-то пакетный турист, поэтому я решил задержаться в Тулуме на три ночи.

Приехав на автостанцию ADO в Тулуме, я вышел из автобуса (люблю мексиканские автобусы! Там даже для меня много места!) и попытался сориентироваться, где находится Bungalow Zamna, которое я забронировал. Мда, я плохо представлял себе Тулум. Вернее, вообще не представлял. Городок растянулся на несколько километров вдоль трассы вне пределов видимости моря, конечно. Самая жизнь (рестораны, турагентства, магазины и прочая тусовка) была сосредоточена как раз в районе автостанции. Мое бунгало находилось километрах в двух от станции и от дороги с жизнью, вглубь, если можно так сказать, материка. Подумав, что на пару километров такси брать не стоит, я взвалил на плечо уже изрядно потяжелевшую сумку, включил навигатор и поплелся искать бунгало. Найти его оказалось непросто. Оно располагалось в, как бы сказать, частном секторе. Там, вдоль узких улочек без названия, были раскиданы одно-двухэтажные домики, отгороженные от жизни заборами и деревьями.

Местами за заборами рычали и лаяли собаки, не прибавляя мне оптимизма. Побродив по улочкам, я вышел к очередному забору, за которым были видны только деревья, и никакого жилья. Вывески на нем тоже не было (позже я обнаружил рукописную табличку на стратегическом повороте). Стрелка на мапс.ме указывала на этот забор, и я решительно постучал в калитку. Через пару минут ко мне вышел мужичок, одетый в одни шорты и шлепки. Не подумайте чего плохого, просто на улице было очень жарко. Оказалось, что я пришел по адресу. За забором оказался небольшой бассейн и два домика — побольше и поприличнее и поменьше и попроще. Оказалось, что тот, что побольше — мой, это и есть мое бунгало! Кто такой или что такое Замна я выяснять не стал, тем паче, что мужичок говорил по-английски немногим лучше, чем я по-испански. То есть, объясниться и т. д. нам слов хватило, но вот поговорить с ним за жизнь уже не удалось.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 2

Бунгало (читай домик) было весьма простеньким, но там было все необходимое, включая кондей, холодильник, кухню и горячую воду, не было там только вай-фая… Зато у меня был свой личный бассейн, коим я не преминул воспользоваться, ибо, как я уже писал, было очень жарко.

Придя в себя и переодевшись, я отправился на поиски цивилизации. Ближайший магазинчик оказался метрах в пятистах от моего жилища (это если не заплутать во многочисленных улочках), до трассы по прямой было чуть больше километра. Там же обнаружилось два весьма, как позже оказалось, популярных ресторана, где я и столовался. Но до всего остального надо было идти в «центр» города, то бишь в сторону Канкуна.)

На Тулум у меня были следующие планы. Перво-наперво я хотел посетить археологическую зону, а потом сеноты, которых в этом районе полуострова было полно. С археологической зоной все было просто — надо было сесть на маршрутку, которые курсируют по трассе, и проехать минут 15 опять-таки в сторону Канкуна. Собственно, большая часть народа туда и едет. Выйдя из маршрутки нужно повернуться к трассе спиной и идти примерно километр до входа в археологическую зону. Но туда я решил идти завтра.

С сенотами было проблематичнее. Обойдя несколько агентств, я понял, что сеноты — дело дорогое и не очень понятное в плане логистики уже на месте. Не очень понятное, потому что я не очень понимал по-испански. Почему дорогое? Этого мне не удалось понять, но ценник начинался где-то от 50 долларов и доходил до 150, в зависимости от программы и посещаемых сенотов. В результате я нашел себе какой-то сомнительный вариант всего за 200 песо сразу и еще 200 на месте (20 баксов), мне были обещаны несколько сенотов, но добираться до них я должен был сам. Ну, к этому мы еще вернемся позже. Я перекусил, купил манго, пиво, и чего-то пожевать на завтрак и отправился домой отдыхать. В самом городке кроме как ходить по сувенирным магазинам делать было нечего.

Археологический комплекс открывается в 8 утра, поэтому я встал пораньше, позавтракал, дошел до дороги, сел на маршрутку и к половине восьмого уже шел в направлении входа. Крайне рекомендую приезжать к открытию, тогда у вас будет примерно полчаса, чтобы обежать комплекс по кругу и сделать фотографии без толп народу. Но обо всем по порядку.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 2

Уже по дороге я обнаружил изрядные группы людей (при этом большая их часть говорила по-русски) двигающихся в сторону входа. Меня это немного напрягло, но что делать. Касса открывается в 8 утра, билет стоит 80 песо — бесплатно, по сравнению с остальными сайтами, которые я посетил позже. Я быстренько обогнал медленно идущие группы, и, как писал выше, поимел некое время не то, чтобы один, но с относительно небольшим количеством народа. К девяти утра парк был уже изрядно запружен людьми, к десяти — там уже было не протолкнуться. Народ подвозили и водили по парку огромными группами — откуда такие толпы, ума не приложить! Если такая толпа становилась напротив какой-либо постройки, то пробиться к ней уже не представлялось возможным. Очень много было русских групп, видимо, сказывалась близость к Канкуну.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 2

Тулум, согласно данным археологов, возник примерно в 1200 году и просуществовал до конца 16 века, когда был окончательно заброшен. В период своего расцвета это был важный портовый город, через который поступали товары, в последствии распространяющиеся вглубь полуострова. Со стороны моря город защищают 12-метровые утесы, а со стороны суши — стена, достигающая 750 метров в длину, со стенами до 5 метров высотой и 8 толщиной. Через них-то и осуществляется вход на территорию города.

На территории находятся десятка полтора построек той или иной степени разрушенности сохранности. Главной постройкой считается Замок или the Castle, возвышающийся на утесе спиной к морю

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 2

и Храм Фресок, украшенный сохранившейся резьбой по камню. Углы крыши первого этажа храма сделаны в виде голов, которые вы наверняка видели в любой сувенирной палатке того региона в виде масок, если были в тех краях, а вот рассмотреть замок поближе не получится — он весь огорожен.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 2

Остальные постройки по большей части разрушены, но тем не менее, сохранились стены и колонны, когда-то поддерживающие крыши, и даже относительно целые постройки.

Территория не сказать, что большая, по ней проложены тропинки и все, ВСЕ храмы огорожены веревочными оградами, заходить за которые, что понятно, нельзя. Тут мне живо вспомнился Тикаль, где можно было лазить практически везде.

Выше я писал, что в Тулум лучше приезжать с утра, когда меньше народа, но вот одна незадача… Главный храм, Замок, стоит лицом на запад. А это значит, что всю первую половину дня солнце светит ему в спину, и толком снять его не получается. В связи с этим, я, неспешным образом навернув по территории круга три-четыре, на что мне понадобилось часа два с половиной, решил подождать этой самой второй половины дня.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 2

Мне там было чем заняться. Несмотря на предупреждение отдельных блогеров, что в Тулуме мне будет скучно, ибо птичек там нет, птичек там оказалось с избытком, в том числе и довольно интересных. А увлекшись этим делом, можно дождаться не только второй половины дня, но, при желании, и заночевать.

Бурокрылая чачалака, Ortalis vetula pallidiventris, Plain Chachalaca

Масковый цветной трупиал, Icterus cucullatus igneus, Hooded Oriole

Помимо птичек там было полно уже знакомых мне по Коста-Рике игуан.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 2

Плюс к этому там был пляж. Если зайти за Замок, то можно обнаружить деревянную лесенку, ведущую на небольшой пляж с бурными волнами со всех сторон огороженный скалами.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 2

С утра вход на пляж был закрыт, но на очередном круге я обнаружил целую толпу мокрого народа — пляж открыли, чем я и воспользовался, благо взял с собой плавки и полотенце, что и вам рекомендую сделать при посещении Тулума. Пляж был небольшой, и бирюзовые волны, замешанные с песком, с шумом бились об скалы. Пристроив свои шмотки на камне подальше от воды, я занырнул в волны… Все-таки, море — это блаженство! Поплавать там в связи с волнами было проблематично, но вот понырять под огромные набегающие стены воды, или просто покачаться на волнах — было самое оно! Тем более, что погода была жаркая, и, не смотря на сильный, но непродолжительный дождик, купанию только способствовала.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 2

Все было хорошо, пока очередная волна не развернула меня физиономией к берегу, и я с ужасом не увидел, что над утесом нависают совершенно черные тучи! Я с максимальной скоростью выбрался на берег, обтерся, переоделся (никаких кабинок тут нет, если что), и по лесенке выбрался наверх. Огого! Если со стороны моря все еще светило солнце, то с другой стороны эту часть Юкатана накрыла огромная туча! Тут я уже перестал ждать, пока солнце осветит храм, судя по состоянию неба, в ближайшее время оно вообще ничего не осветит, запихал фотоаппараты и все промокающее в рюкзак, одел на него непромокаемый чехол, и в темпе двинул в сторону выхода под уже начинающимся дождем.

Мне не хватило буквально трех-пяти минут. До касс, которые находятся в здании под крышей, я бежал уже под конкретным ливнем. Кстати, оказалось, что единственный на территории туалет находится здесь же. В результате, я провел в Тулуме около четырех часов, и остался бы там еще, если бы не дождь. Минут сорок с неба лило, как будто из перевернутого океана. Я, и еще десятка два-три человек разной степени промокшести тусили под крышей, пока дождь не утих.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 2

Когда лить перестало, и дождик стал просто моросить, я двинул в сторону трассы. Идти было тяжело, так как большая часть ведущей в археологическую зону дороги была затоплена. Ближе к концу (или к началу, смотря откуда идти) этой дороги обнаружился целый комплекс, состоящий из огромного сувенирного магазина, ресторанов и даже ряженых в индейцев мексиканцев. Утром я его проскочил, видимо, он открывается позже. У индейских мексиканцев в зрачках крутились очень похожие на значки доллара значки песо — фоткать за деньги, ценник в ресторане тоже не особо располагал к плотному обеду, да и сувениры стоили отнюдь не копеечку. Прикупив себе магнитик, я пошел в сторону маршрутки, и вдруг с радостью обнаружил обычный магазин, не соврать, так вообще 7/11. О, банка холодного пива мне была нужна куда как больше, чем ряженым мексиканцам деньги! Я присел на сухой кусочек бордюра, с наслаждением выпил холодное пиво, и перешел на другую строну трассы в надежде, что маршрутки останавливаются именно тут. Вскорости подъехал нужный минивен, я было полез на переднее сиденье (в салоне мест не было), как увидел стоящую неподалеку промокшую как мышь девушку. Впереди мест было два, и я, как жентльмен, пропустил ее вперед.

— Спасибо, но я совершенно мокрая! — заявила мне девушка. — Ничего?

— Нет проблем, я и сам не сильно сухой…)))

Я вышел у автостанции, и решительно пошел в поисках еды. Небо тучилось, и я понял, что надо в темпе есть и валить домой, пока снова не ливануло. К счастью, мне тут же попалось симпатичное заведение, куда я и зарулил.

Пару слов о мексиканских едальных заведениях. Что меня не переставало удивлять и радовать — так это то, что как только ты садишься за столик, тебе тут же приносят огромную (чаще всего) миску начосов, которыми уже можно наесться. К ним прилагается от двух-трех до десятка различных соусов — когда в мисочках, когда в баночках. Два из трех соусов — острые, третий — очень острый, так что аккуратнее с ними. В результате, пока ты заказываешь и ожидаешь заказ, тебе ни разу не скучно — ведь пиво там приносят быстро, а под начосы оно идет просто великолепно! Плюс ко всему, там почти везде можно курить, не жизнь — а сказка!

В ожидании заказанной рыбы я хрустел начосами и, пользуясь наличием вай-фая, выходил в свет, как вдруг, совершенно неожиданно, как будто включили душ, ливануло! Мне казалось, что дождь был сильный в Тулуме, но нет, тогда был просто дождик. Я сидел на крытой веранде, и с крыши лило так, что казалось, что я сижу внутри водопада! Ай, как это было замечательно! Немного смущала дорога домой, но я верил, что к тому времени дождь уже кончится, тем более, я никуда не спешил. От кухни до веранды было метра полтора и три ступеньки, и официанты проявляли чудеса эквилибристики, одним подносом накрывая голову, а другим — еду, чтобы ее не смыло потоками воды.

Жареная рыба оказалась великолепной, пиво с начосами помогли скоротать мне время, дождь закончился, и я поплыл домой. По-хорошему, стоило бы где-нибудь взять лодку, не самые ровные грунтовые дороги, ведущие к моему бунгало, были затоплены местами по щиколотку. Но было тепло, свежий воздух был напоен тропическими ароматами, в желудке в пиве плавала рыба — жизнь была прекрасна!!!

На следующий день мне предстояло посещение сенотов. Напомню, в каком-то из уличных агентств я за 200 песо получил браслетик и сомнительные гарантии. Суть была следующая — мне нужно сесть на ту же маршрутку, что идет до археологической зоны, и приехать на ней к 9 утра в местечко под названием Casa Tortuga (не волнуйся, все водители знают это место!). Там мне нужно было заплатить еще 200 песо, и обныряться в сенотах. Гм… Ну, посмотрим.

Водитель маршрутки действительно знал, где мне нужно выйти. Я вышел, и на противоположной стороны трассы, в чистом поле, обнаружил арку-ворота и небольшую будку для охранника. От арки тянулась дорога куда-то вдаль. У будки сидели пара человек, которым мой браслетик мало что сказал. Они махнули рукой, и попросили подождать. Я примостился на бордюрчик и стал ждать. Через некоторое время подошел еще один человек, и сказал, что я должен идти по дороге до ресепшена, и там показать браслетик. Я пошел. Через некоторое время я действительно увидел нечто вроде большой веранды, на которой было написано Casa Tortuga, Reception. Как минимум, я приехал в нужное место. Стойку оккупировала толпа азиатов, минивен с которыми обогнал меня по дороге, поэтому я опять стал ждать. Когда они разошлись, я сунул под нос мужику за стойкой свой браслетик. Он сделал вид, что обрадовался, спросил ваучер, который мне дали вчера в городе, и где было написано, что я уплатил 200 песо, выписал мне новый, уже на 400, взял с меня оставшиеся деньги и показал, что мне нужно идти куда-то еще дальше… Дальше по дороге, я имею в виду. Я мальчик послушный, поэтому пошел, куда меня послали.

Через некоторое время я обнаружил искомое место. Там была некая постройка, где за небольшие деньги можно было арендовать камеру хранения для ценных или промокающих вещей, получить спасательный жилет и маску для снорклинга, и душевые, где перед посещением сенотов надо было обязательно принять душ.

Сдав все, кроме тапок и полотенца, я сполоснулся в душе, отказался от маски (она у меня была своя), и меня присоединили к небольшой группе из семейства канадских китайцев и пары австралийцев. Нам выдали двух мальчиков-гидов, и мы гуськом отправились к первому сеноту.

Короче, процесс оказался следующим. У сенота мы складывали обувь и прочие вещи, которые не дружат с водой, в корзинку, за которую отвечал менее важный мальчик. Потом спускались в сенот, и под предводительством более важного мальчика плавали под землей. Некоторые сеноты были сквозные, и мы выходили с другой стороны. Как вы догадываетесь, у другого выхода нас уже ждал мальчик с корзинкой с обувью. Мы разбирали тапки, и шли к следующему. У последнего, открытого сенота в виде полумесяца, длиной около 120 метров нам сказали, что экскурсия закончилась, поэтому мы тут можем плавать и прыгать в воду с берега самостоятельно в свое удовольствия.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 2

Таким образом мы посетили 5–6 разных сенотов, которых на территории этой касы оказалось как грязи. Большинство из них были небольшими, но ни разу не скажу, что это было не интересно! Плавать в прозрачной голубой воде между каменными сталактитами, свисающими с потолка, стараясь не стукнуться о них головой, наблюдать за разноцветными цихлазомами, заглядывать в освещенные фонариком гида темные уголки, и уворачиваться от мелькающих перед тобой пяток — что может быть веселее! В конце концов это были мои первый сеноты! Конечно, это были немного другие сеноты чем те, что я видел по каналу Дискавери, начиная от размеров и заканчивая количеством народа, но где я и где Дискавери…

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 2

Знаете, какая самая засада была в этих сенотах? Холодная вода! Я замерз там до дрожи! Несмотря на то, что солнце светило в три луча, практически вся территория находилась в тени от деревьев и согреться не получалось. Пришлось эффективно поплавать в последнем сеноте, а эффективно там плавать не хотелось, потому что хотелось смотреть через маску на этот аквариум с кристальной водой.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 2

Наплававшись, я вылез на берег, нашел шлепки, и пошлепал за своими вещами. Одевшись и забрав фотоаппарат, я спросил, можно ли мне погулять по территории и пофотографировать сеноты. Можно! Я воспрял духом, ибо, что понятно, ни одной фотки я не сделал. И вы не сделаете, если не возьмете с собой какую-нибудь непромокаемую технику.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 2

Конечно, снимать сеноты от «входа» и снимать их изнутри — это разные вещи, но тут уже ничего не поделаешь. Поснимав то, что можно было снять, и особое внимание уделив большому открытому сеноту, я понял, что хватит, и повторил свой путь в обратную сторону — одолел длинную пыльную дорогу до трассы (тут я окончательно согрелся), дождался маршрутки и доехал до любимой остановки — автовокзала. Завтра мне нужно было ехать в Мериду, так что я отстоял небольшую очередь в кассу, и приобрел билетик в искомое место. Билет стоил 300 песо, и я взял утренний рейс на 7,10. Дорога туда была неблизкая, Мерида находится на другой стороне Юкатана, а я еще планировал посмотреть город. Больше делать в Тулуме было нечего, поэтому я пошел домой, и потом гулял вокруг моей касы в поисках птичек, должен заметить небезуспешных.

Юкатанская сойка, Cyanocorax yucatanicus yucatanicus, Yucatan Jay

Сантакрузский меланерпес, Melanerpes santacruzi dubius, Velasquez's Woodpecker

Еще раз вернемся к мексиканской кухне. Вечером я пошел ужинать, и помимо жареных осьминогов заказал себе маленькую порцию севиче (в меню значилась малая, средняя и большая порция). Севиче, как вы знаете, это сырая рыба, кальмары, креветки, мидии и прочий сифуд, порезанный небольшими кусочками и замаринованный в соке лайма. Туда еще добавляется небольшое количество лука и прочая зелень. Нет, я уже где-то брал это вкусное на мой вкус блюдо, и все было хорошо. Но тут мне принесли «маленькую» порцию на овальной тарелке сантиметров 30 в длину и с хорошей горкой! В общем, осьминогов можно было уже не заказывать! Должен отдать должное этому ресторану, и севиче, и осьминоги, и вообще все, что я там заказывал, было очень вкусным. Охо-хо! В общем, умял я эту порцию под пиво и начосы за милую душу, только вот челюсти устали жевать…) Но это я к чему… Ночью мне приснился кошмарный сон, в котором мне, кроме как огромную порцию сырого белка, больше винить нечего! Мне приснилось, что я каким-то образом ехал в Мериду через Москву! И обнаружив себя в своем родном городе, я никак не мог понять, почему это дорога из Тулума в Мериду оказалась короче через Москву!))))) Проснулся я поперек кровати и весь потный от ужаса — какая, нафиг Москва! Обнаружив себя все еще в Мексике, я покурил, чтобы успокоиться, и заснул снова. Больше кошмары мне не снились. Отсюда вывод — друзья, не ешьте много севиче перед сном!)))