Турист Oleg N. (Nomad)
Oleg N. — был 12 апреля 21:14
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Чичен-Ица — Мексика Январь 2020

Золотое Кольцо Юкатана. Чичен-Ица.

Как я уже писал выше, я узнал, что первая маршрутка в Чичен-Ицу отходит в 7 утра. И мне посоветовали прийти чуть пораньше. Я так и сделал, и без двадцати семь уже занял свое место в маршрутке. Я пришел вовремя, ибо народ подходил довольно бодро, и всего через 10 минут, не дожидаясь семи, маршрутка отчалила в сторону археологической зоны. Катила она шустро, и в 7,30 мы были на месте. Кассы открываются в 8, но я не стал тормозить, и занял очередь. Мне повезло быть четвертым. Ближе к восьми за нами образовалась длиннющая очередь — подъезжали маршрутки, рейсовые и экскурсионные автобусы, частные машины. В нужное время кассы открылись, я заплатил безумные 480 песо и быстрее поскакал на территорию.

Скажу честно, сердечко даже чуть-чуть колотилось… Ведь когда я мечтал увидеть майянские пирамиды (а мечтал я об этом много лет) и до которых все никак не мог добраться, я представлял себе именно пирамиду Кукулькана в Чичен-Ице. Плюс, как я помнил, она попала в семь новых чудес света, так что получается, что за половину из семи я перевалил — Петру, Колизей и Мачу Пикчу я уже видел.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

Случилось так, что к пирамиде я вышел первый. Кроме меня и нее вокруг никого не было, если не считать продавцов сувениров, которые, запряженные как ослики в тяжелые тележки, везли их на точки. Вот это был кайф! Спустя несколько минут подошел еще один товарищ, к слову сказать, соотечественник, который и запечатлел меня на фоне чуда света.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

Погода шептала, было пусто — снимай ее как хочешь, весь день был впереди — красота. Если только не считать, что это был предпоследний день моего путешествия, завтра у меня был самолет из Канкуна домой… Но сегодня я старался об этом не думать, да и как можно думать о таких вещах, когда ходишь вокруг великолепной пирамиды!!!

Немного пробежимся по истории этого замечательного места. Город был основан около 525 (по другим данным 455) года, и просуществовал до 1250 года, то есть, примерно 700–800 лет, практически как Москва. Его название можно перевести как «У колодца народа Ица» или «В устье колодца Ица» (на территории находится два сенота), или еще как-то, как всегда, древняя история индейских цивилизаций нам практически неизвестна. Существование города можно разделить на два периода — до 10 века, майянский, и после 10 века, когда его захватили тольтеки, принесшие культ пернатого змея Кукулькана. Более древние постройки украшены носатыми изображениями уже знакомого нам по Ушмалю бога дождя Чака.

В период своего расцвета Чичен-Ица была важнейшим городом на Юкатане, что можно понять по величественным постройкам на его территории, о которых я немного расскажу.

Первое, что бросается в глаза, и самая культовая постройка — это великолепная (действительно великолепная!!!) пирамида Кукулькана, построенная между 1050 и 1300 годами в период тольтеков, о чем свидетельствуют головы пернатого змея Кукулькана, охраняющие вход на лестницы, ведущие к храму на вершине пирамиды. У пирамиды квадратное основание длиной 55,5 метров, она состоит из 9 ступенчатых ярусов, поднимающихся на высоту 24 метра, где находится храм. Высота пирамиды с храмом составляет 30 метров. С четырех сторон пирамиды находятся лестницы, ведущие к храму, в каждой из них 91 ступенька. Суммарно получается 364 ступеньки, плюс верхняя платформа — итого 365, количество дней в календарном году. Все-таки что-то они знали… Пирамида построена таким образом, что в дни весеннего и осеннего равноденствия, тени от 9 ступеней пирамиды падают так, что создается ощущение, что пернатый змей Кукулькан спускается с пирамиды к ее подножию.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

Внутри пирамиды тоже все не так просто — это пирамида-матрешка, третья по счету. Майя не разрушали священные постройки, а просто их надстраивали. Внутри находятся еще две пирамиды — первая, самая маленькая, построенная между 500 и 800 годами, потом на ее основе и вокруг нее была построена вторая пирамида, и наконец та, которую мы видим сегодня. Под пирамидой находится сенот, а в самой пирамиде было открыто несколько помещений, где при раскопках были найдены интереснейшие артефакты — украшенная перламутром скульптура Чак-Мооля, скульптура ягуара с инкрустацией из нефрита, имитирующей его пятна, и прочие изделия. Одна из комнат была открыта во второй пирамиде, что подтвердило версию пирамиды-матрешки.

Левее пирамиды (если смотреть со стороны входа) находится Большое поле для игры в мяч, пок-та-пок, — самое большое в Мезоамерике.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

Поле с прилегающими к нему постройками образует прямоугольник размером 168 на 70 метров. Оно состоит из центральной площадки с восточной и западной сторон ограниченной 8-метровыми стенами-платформами длиной 95 метров, и тремя храмами.

По центру стен находятся каменные кольца, а наклонное основание украшено барельефами — по три с каждой стороны и змеем-Кукульканом, тянущимся по всей длине стены.

В центре барельефа изображена процессия воинов-игроков в мяч, по семь с каждой стороны от круглого центрального барельефа в форме черепа, символа смерти. Первый из группы справа обезглавлен, с одним коленом на земле и из его шеи выходит кровь в виде змей. Первый из группы слева — это тот, кто совершает жертвоприношение, держа в одной руке нож, а в другой — отрезанную голову. Все персонажи богато одеты, костюмы украшены перьями и драгоценностями. Вряд ли они играли в таких костюмах, скорее всего это как раз финал игры, вручение медалей, так сказать…

С севера и юга стадион ограничен меньшими стенами и двумя храмами. Южный храм сильно разрушен, а на севере находится хорошо сохранившийся Храм Бородатого Человека, названный так по барельефу внутри храма. Колонны и внутренние стены храма сплошь покрыты фресками, но, так как доступ в храм закрыт, разглядеть их проблематично.

На южной стороне восточной стены находится прекрасно сохранившийся украшенный барельефами и колоннами-змеями «двухэтажный» Храм Ягуара. Свое название он получил по каменному трону Ягуара, находящемуся в нижнем храме и фрескам с их изображениями. Храм Ягуара был построен между 1000 и 1150 годами. В верхнюю часть храма, расположенную на десятиметровой высоте, ведет узкая лестница (КАК жаль, что туда нельзя подняться!!!).

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

Крышу верхнего храма поддерживают мощные колонны в виде змей, покрытые орнаментом. Внутри стены и потолок храма украшены фресками, изображающими людей, битвы, деревья, сцены домашней жизни.

Нижний храм имеет квадратные, с остатками фресок колонны, между которыми стоит каменный трон ягуара. Внутри храм так же украшен барельефами, изображающими воинов в «атлатл» — богатых головных уборах из перьев и в парадной одежде, панно с изображением Кукулькана и человека, сидящего на троне ягуара.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

Фасад Храма Ягуара смотрит в сторону Стены или Платформы Черепов, или Цомпантли. Предполагается, что на штыри, размещенные на этой платформе, после матча насаживались отрубленные головы проигравшей команды (все-таки, умели индейцы веселиться!). Или выигравшей, это до сих пор неизвестно. Платформа размером 60 на 12 метров «украшена» изображениями более чем 500 черепов, вырезанными из камня и расположенными в четыре ряда вдоль стен платформы.

Рядом с Платформой Черепов находится храм или Платформа Орлов и Ягуаров, украшенная барельефами с вышеупомянутыми животными, пожирающими человеческие сердца.

Рядом с ней расположена Платформа Венеры, напоминающая небольшую усеченную пирамиду.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

На платформу с каждой из четырех сторон ведут десять ступенек, с традиционными головами Кукулькана, на свободных гранях опять можно увидеть отличные барельефы орлов и ягуаров с одной стороны, а с другой — геометрические узоры и маски богов. Статуя Чак-Мооля, стоящая неподалеку, была найдена в этой пирамиде.

Теперь идем к следующему комплексу построек — Храму Таблиц, Храму Воинов и Группе Тысячи Колонн.

Храм Таблиц представляет собой практически полностью разрушенную постройку на вершине небольшой ступенчатой пирамиды.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

Подобно пирамиде Кукулькана, храму Воинов, Группе Тысячи Колонн, Цомпантли, платформе Венеры и Ягуаров и Большому полю для игры в мяч, это здание было построено во времена владычества тольтеков в Чичен-Ице, то есть между 900 и 1200 годами нашей эры. Как обычно, на пирамиду подняться нельзя, но снизу можно увидеть остатки змеиных колонн, когда-то поддерживающих крышу храма.

При реконструкции в 90-х годах прошлого века внутри пирамиды была обнаружена первичная пирамида с храмом, на стенах которого сохранились раскрашенные фрески, изображающие пернатого змея Кукулькана.

Правее от этой пирамиды находится так называемый Храм Воинов — еще одна крупная и хорошо сохранившаяся постройка.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

Он был построен около 1200 года и конструктивно напоминает храм Тлауизкальпантекухтли в Туле, столице государства тольтеков. Храм представляет собой ступенчатую пирамиду с 40-метровыми сторонами, на вершине которой, как и на пирамиде Храма Таблиц, можно увидеть остатки змеиных колонн. Между ними находится статуя Чак-Мооля, к сожалению, ее практически не видно снизу.

Лестница обращена на запад и украшена рельефными изображениями пернатых змеев. В основании находится храм квадратной формы, со сторонами длиной 21 метр, с широкой платформой с пилястрами, украшенными фигурами богов и воинов, которые раньше поддерживали балки крыши.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

Храму воинов предшествовало более раннее сооружение, которое было найдено внутри нынешнего храма. В нем так же была статуя Чак-Мооля. Чак-Мооль считался посредником между верховным богом и людьми, он принимал подношения, которые делали люди. Если обойти храм с правой стороны, то на сохранившейся стене по углам и посередине можно увидеть маски бога Чака, а между ними бога Кукулькана, выходящего из пасти пернатого змея с раздвоенным языком.

Правее Храма Воинов находится Группа Тысячи Колонн, которая когда-то тоже была храмом, связанным с Храмом Воинов. Колонн там около двухсот, но кажется, что их гораздо больше, за счет чего это место и получило свое название. Скорее всего эти колонны поддерживали плоскую крышу несохранившегося храма. В отличии от квадратных колонн Храма Воинов, эти колонны круглые и без фресок.

Дальше тропинка выводит к так называемому Рынку, который, как понятно, может быть как рынком, так и чем угодно. Это довольно высокая платформа длиной 80 и шириной 15 метров с центральной лестницей. На платформе находится множество высоких колонн с капителями, в свое время поддерживающих потолок здания. Интересно, кто и чем на этом рынке торговал …

Дальше надо свернуть левее и выйти к одному из двух открытых сенотов — Штолок (The Xtoloc Cenote). Около сенота можно увидеть руины небольших храмов, но сам сенот расположен и огорожен крайне неудобно, до такой степени, что его даже не получилось сфотографировать.

Если от сенота вернуться немного назад и повернуть налево, то попадаешь в более древнюю, майянскую часть города, где тоже много всего интересного.

Дорожка выводит к 10-метровой пирамиде, которая называется Храм Священника или пирамида Осарио.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

Девятиярусная пирамида напоминает уменьшенную копию пирамиды Кукулькана. В верхней части пирамиды, на месте бывшего храма есть вход внутрь пирамиды. Он уходит вниз на глубину 12 метров в пещеру, где были обнаружены семь гробниц с многочисленными драгоценными изделиями. Говорят, что из этой гробницы можно попасть в естественный туннель более 20 километров длиной, который ведет в соседний майянский город Яксуна. По верованиям древних, туннель или пещера представляют собой врата между миром мертвых и раем.

Левее этой пирамиды находится еще одно культовое место Чичен-Ицы — Обсерватория, или Эль-Караколь.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

Круглое здание расположено на трехъярусной платформе высотой 6 метров и размером 67 на 52 метра. Наверх, с западной стороны, ведут три лестницы. Сама обсерватория представляет собой круглое здание высотой 5 и диаметром 16 метров. В частично разрушенном куполе обсерватории можно видеть небольшие окна, через которые велось наблюдение за звездами. На первом ярусе платформы сохранились колонны — когда-то тут был храм или жилой дом.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

Одной из основных функций Обсерватории было наблюдение и изучение траектории движения Венеры, которая играла значимую роль в верованиях майя. Понятно, что они наблюдали и за другими звездами, всем известен календарь майя, они могли предсказывать дни солнцестояния, затмений и прочее. Наблюдения за звездами играли важнейшую роль в жизни майя — они определяли даты священных ритуалов, определяли циклы земледелия и сельскохозяйственной деятельности, и прочее, прочее, прочее, чего я и сейчас не понимаю.

Напротив Обсерватории стоит так называемый Красный Дом (Chichanchob), прекрасно сохранившееся здание, построенное в 850 году в стиле Пуук, знакомому нам по Ушмалю. Храм стоит на 7-метровом основании с закругленными углами, к нему ведет лестница шириной почти 10 метров. Фасад храма гладкий, без барельефов, зато выше мы видим фриз с уже почти родными масками бога дождя Чака.

Идем дальше, и выходим к комплексу Монастыря. Основная постройка с широкой лестницей ведущей наверх не привлекает особого внимания, нужно идти левее, где находятся два небольших, но, наверное, самых красивых здания в Чичен-Ице — Восточные палаты, или Церковь.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

Небольшое здание в стиле Пуук с низким входом посередине полностью покрыто каменной резьбой, по углам здания расположены маски Чака, буквально цепляющие друг друга изогнутыми носами.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

Если вы понимаете майянский, то на каменной балке над входом можете прочесть надпись, где, в том числе говорится, что храм был построен в 880 году.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

Отсюда радикально не хотелось уходить, тем паче, что мне повезло, и я тут был в полном одиночестве. Мне даже удалось покурить, присев на какой-то древний камень, хотя, как и везде, курить на территории комплекса запрещено.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

С трудом оторвавшись от резного храма, я пошел в обратную сторону, осталось посетить еще одно знаковое место — Священный сенот. Попасть туда несложно — надо выйти на главную площадь к пирамиде Кукулькана, и примерно между Платформой Венеры и Храмом Воинов вы увидите прямую дорогу, которая метров через триста приведет вас к сеноту. Правда при этом вам придется пройти через «палочный строй» сувенирных палаток, которые занимают обе обочины не очень широкой дороги.

С сувенирами в Чичен-Ице все хорошо. Вернее, все очень плохо. Обочины практически всех основных дорожек, ведущих от одной постройки к другой, плотно забиты столиками и витринами с сувенирами. Особой популярностью пользуются глиняные дуделки, которые издают звук, напоминающий рев ягуара. Так как набор сувениров у каждого продавца процентов на 90 одинаковый, то дуделки-ревелки есть у всех, и продавцы, силясь привлечь покупателей, ревут в эти ревелки как бешеные. От постоянного рева и шума начинает болеть голова и хочется уйти куда-нибудь в джунгли, в тихое спокойное место. Первыми в голову приходят Тикаль и Ушмаль, где такого безобразия нет даже близко. Пожалуй, миллион сувенирных столиков, рев и вопли продавцов оставили самые отрицательные впечатления от посещения этого места.

Однако сувениры стоят отнюдь не «ванн долла», как орут продавцы, а гораздо дороже, поэтому мы игнорируем сувенирную продукцию и все-таки выходим в Священному сеноту. Сенот представляет собой почти идеально круглый колодец диаметром 50 метров и практически такой же глубины. Сенот использовался для обрядов и жертвоприношений все время существования здесь города. При его исследовании на дне было обнаружено множество археологических объектов, драгоценностей и человеческих костей. Около сенота находятся развалины двухкомнатного храма, в одной из комнат которого была паровая баня, где жертвы проходили очищение перед обрядом.

Вот пожалуй и все, что я хотел вам рассказать про Чичен-Ицу. Неспешный осмотр комплекса (при этом я сделал по нему около трех кругов), занял у меня примерно шесть часов. Часть этого времени я традиционно потратил на охоту за птичками, которых, несмотря ни на что, было довольно много, и я ухитрился снять интересные кадры.

Зеленая сойка, Cyanocorax luxuosus maya, Green Jay

Начиная часов с десяти утра, а то и раньше, на территорию комплекса прибывает огромное количество народа, так что на съемку панорамных кадров, или просто построек без людей у вас есть минут сорок, максимум час, при условии, что вы попали на территорию в числе первых. В этом случае есть полный смысл бодро пробежаться по территории с целью фотосъемки, а уже потом, по второму кругу, наслаждаться деталями. Питье, вода и туалеты есть только на входе, до турникетов, так что рассчитывайте свои силы.

Мексика. Золотое Кольцо Юкатана. Часть 6

С обратной доставкой моей уставшей тушки в Вальядолид проблем не возникло. Я вышел с территории, и у первого же человека в форме спросил, где тут останавливаются коллективо в Вальядолид. Человек послал меня в сторону небольшого автобуса, который без всяких проблем привез меня в исходное место. На чем, можно считать, мое путешествие закончилось, ибо про автобус Вальядолид — Канкун (который, кстати, очень удобно делает остановку у аэропорта) и перелет Канкун — Брюссель — Москва я уже рассказывать не буду…)

_____________________________________________________________________________________________

Хочется резюмировать мою поездку. Итого, за 36 дней я посетил три новых для меня страны — Коста-Рику, Гватемалу и Мексику. Меня часто спрашивают, где мне понравилось больше, и я затрудняюсь с ответом. Дело в том, что времяпрепровождение в каждой из них у меня было совершенно разное, и понравилось по-своему.

В Коста-Рике я отдался природе — я посетил нацпарки Ареналь, Монтеверде, Карара. Получается, что страны как таковой я и не видел. Но то, что я успел видеть в промежутках между брожением по джунглям, мне очень понравилось — это озеро Ареналь и красивая дорога в сторону Монтеверде, и океан в Тарколесе… пожалуй и все. Но главную задачу по Коста-Рике я выполнил, мне удалось снять 136 видов птиц, из них 112 новых для меня, так что я был полностью удовлетворен этим местом. Нет, не полностью, потому что в Коста-Рике обитает 933 вида птиц, так что стоит туда вернуться.

Гватемала. Наверное, именно она стоит на первом месте, ибо такое разнообразие встречается нечасто. Я насмотрелся на вулканы, был и на природе и в городах (Антигуа пока на первом месте из всех!), увидел мой первый майянский город Тикаль, первый раз искупался в Карибском море, да и вообще, была масса всего интересного! Несмотря на то, что я никуда не спешил, пребывание в Гватемале получилось крайне насыщенным и очень приятным. Смело могу рекомендовать эту не самую популярную у нас страну к посещению! Ну и птички не подкачали, несмотря на то, что в отличие от Коста-Рики, снимал их чаще попутно — 99 видов всего и еще 54 новых.

Мексика. Конечно, именно Мексика у меня (да и думаю, что у большинства) ассоциировалась с индейскими пирамидами и городами. И большая часть моего там пребывания и была посвящена историческим памятникам майя — я посетил Тулум, Ушмаль и Чичен-Ицу, получив при этом изрядное удовольствие. Помимо этого я поставил галочку на всеамериканской здравнице — Канкуне, лишний раз убедившись, что хоть я и люблю песок, солнце и море, Канкун — это не мое место.

В общем, мне хочется вернуться в Коста-Рику и поснимать птичек, хочется вернуться в Гватемалу, чтобы увидеть не увиденное, хочется вернуться в Мексику на Юкатан и посмотреть другие части страны.

Итак, как вы уже поняли, у меня было три цели — посмотреть новые места и страны в принципе, наконец-то увидеть пирамиды и поснимать птичек. Про новые места я рассказал, из 236 видов птичек я вам показал не всех, но наиболее, на мой взгляд, интересных, теперь про пирамиды.

Как я писал, я побывал в четырех заброшенных городах — Тикале, Тулуме, Ушмале и Чичен-Ице. Тулум, честно говоря, на город не тянет, и его стоит посетить либо по пути, либо ради красивых видов на океан — по сравнению с большими городами, Тулум, положа руку на сердце, ни о чем.

Тикаль оказался самым «диким» городом, раскинувшимся в джунглях на довольно большой территории. Самое интересное то, что кроме центральной пирамиды, на все остальные постройки можно либо подниматься, либо заходить внутрь. И это очень здорово и интересно! Архитектурно, за исключением двух центральных пирамид, он проигрывает Ушмалю и Чичен-Ице, но, как я писал, он самый дикий. Благодаря обширной территории кажется, что народу там не очень много, хотя днем и особенно в выходные в отдельных местах может быть довольно людно. Но там легко найти и тихие, спокойные места. Еще раз — там можно подняться минимум на пять пирамид и зайти в любое сохранившееся здание.

Ушмаль оказался самым малолюдным местом, что очень приятно. Второе его достоинство — хорошо сохранившиеся здания и пирамиды с невероятными фресками, чего в других местах я не видел. Там тоже можно ходить и подниматься практически везде, кроме главной пирамиды. Это особенно удобно, когда хочется рассмотреть фрески поближе. Даже в разгар дня там было немного народа (особенно, если сравнивать с Тулумом и Чичен-Ицей).

Чичен-Ица — про нее я рассказал только что. Красивое место с просто потрясающей пирамидой Кукулькана, шикарное поле для игры в мяч, да и остальные здания весьма интересны. Самое фиговое в этом месте — это бешенное количество народа и еще большее количество продавцов сувениров, которые оккупировали буквально каждый метр свободного пространства. Иной раз мне казалось, что их там больше, чем туристов, а количество однотипной сувенирной продукции просто зашкаливает. Второй момент — все (ВСЕ!!!) постройки огорожены веревочками, то есть, там не то, чтобы куда-то зайти или подняться, до них чаще всего даже рукой не дотронуться. Кстати, в Тулуме такая же ситуация. В Ушмале и особенно в Тикале после этого чувствуешь себя как дома — иди куда хочешь, бери что хочешь.

Кстати, туалеты на территории и возможность купить попить и пожевать есть только в Тикале! В Мексике эти заведения находятся на входе-выходе, за турникетами. Но, можно выйти и снова зайти на территорию, но лучше об этом предупредить человека на турникетах. Кафешки там ни разу не дешевые, поэтому воду и, если надо, еду, лучше брать с собой, пиво там в разы дороже, чем в городе.

Итак, все три города СОВЕРШЕННО разные, и если есть такая возможность и интерес, то лучше посетить их все. Я ни разу не скажу — увидел один, считай, что увидел все. Нет, они радикально различаются между собой, и у меня осталось четкое желание когда-нибудь увидеть и другие места, типа Паленке или Кобы.