Турист Андрей Ерофеев (erofei2014)
Андрей Ерофеев
был вчера 16:08

Большое путешествие по Австрии и не только. День 10. Дорога в Инсбрук через Капрунские водохранилища и Криммльские водопады

Целль ам Зее, Инсбрук, Герлос, Капрун, Криммль — Австрия Июль 2019

1. Наше очередное утро на озере Целлер наконец-то разбудило нас приветливой солнечной погодой. Проводя последние минуты в номере, сидим на балконе, ловим солнечные лучи и любуемся видом на уютный Цель-ам-Зее и покорённую нами гору Шмиттенхёэ, наконец-то полностью освободившуюся от облаков.

2. В отличие от Шмиттенхёэ, его сосед-исполин Кицштайнхорн, высочайшая вершина земли Зальцбург, и сегодня спрятался от нас за облаками. Можно бы ещё долго сидеть так на берегу Целлер Зее, восхищаясь этой чудесной альпийской природой, но нас ждёт продолжение путешествия. Впереди насыщенный день — долгий переезд в Инсбрук с посещением сразу нескольких интересных достопримечательностей. Выселяемся из отеля, загружаем вещи в машину — и в путь!

3. На пути к Инсбруку у нас по плану две крупных остановки: Капрунские водохранилища и Криммльские водопады. Чтобы добраться до первой из них, придётся сделать небольшой объезд. Прощаемся с Цель-ам-Зее и, выехав на основное шоссе, ведущее к Инсбруку, почти сразу сворачиваем в сторону известного горнолыжного курорта Капруна. Капрун — один из самых популярных горнолыжных курортов Австрии, предлагающий гостям огромный выбор отличных трасс разной степени сложности, спускающихся с горных вершин Кицштайнхорн, Мэйскёгель и других соседних гор. Помимо самого катания в городе хорошо развиты развлечения ares-ski, поэтому он так популярен у туристов. Летом курорт не замирает, а наполняется новой жизнью: сюда едут любители горных походов, свежего альпийского воздуха, пешего и велотуризма. Канатные дороги, работающие и летом, дотавят вас к вершине Кицштайхорна (свыше 3000 метров) и к другим интересным местам и развлечениям для всей семьи, таким, например, как трасса для летних саней. Вместе с Цель-ам-Зее, Капрун образует общий туристический кластер. Между двумя курортами отлично налажено транспортное сообщение — постоянно курсируют рейсовые автобусы. Нам, к сожалению, не хватило времени хорошо изучить Капрун и Кицштайнхорн. Оставляем на следующий раз.

Проезжаем город насквозь и едем дальше. По пути, на выезде из Капруна, попадается вход в ещё одно интересное место, которое нам не удалось посетить в этот раз — ущелье Зигмунд Тун Кламм. Ущелье это образовалось около 14 тысяч лет назад во время схода мощного ледника. Ледник растаял, а на его месте сейчас течёт речка Ахе (Ache). Аттракцион представляет собой прогулку вдоль русла шумной и бурной горной речки в окружении высоченных отвесных скал высотой несколько десятков метров. Частично прогулка проходит по деревянным мосткам и лестницам, прикрепленным к скалам на высоте нескольких метров над водой. Таких ущелий в этом регионе Австрии несколько. В среднем билет в такое место стоит около 10 евро на человека. Самое известное такое ущелье в Австрии — это, пожалуй, Лихтенштайнкламм. Оно находится на полпути от Зальцбурга к Цель-ам-Зее, рядом с городом Санкт-Иоганн-им-Понгау. В 2019 году ущелье Лихтештайнкламм было закрыто для посетителей в связи с ремонтными работами, иначе обязательно бы его посетили. Поищите в интернете отызывы — фотографии из этих ущелий завораживают.

После небольшого отступления возвращаемся к нашему маршруту. Примерно в 10–15 километрах от Капруна делаем первую остановку, у подножия Капрунских водохранилищ. Заезжаем на многоуровневый крытый паркинг, он бесплатный. Общественным транспортом сюда тоже можно добраться, на автобусе 660 от Цель-ам-Зее. От паркинга идем вверх по дорожке в сторону касс, покупаем билет: 24 евро с человека за подъём и спуск. Мы платим не за вход на водохранилища, а за то, чтобы к ним попасть: дорога туда непростая.

4. Наш путь наверх состоит из нескольких этапов. Сначала, вместе с остальными скопившимися туристами мы садимся в автобус. Автобусы курсируют примерно каждые 20–30 минут. Петляя по серпантину и набирая высоту, автобус подвозит нас к нижней станции фуникулёра. Пока ждём, когда фуникулёр спустится за нами, осматриваем окрестности. Это окружённая высокими горами долина речки Ахе, ниже по течению которой и находится Капрун, откуда мы приехали.

5. Наконец, за нами подъезжает гигантская платформа-фуникулёр. Вот такой необычный транспорт нам приготовлен для второго участка пути — огромная тележка на 185 человек, которая с помощью троссов поднимается по склону горы к верхней станции. Этот самый большой в Европе открытый подъемник изначально служил строительству водохранилищ, поднимая наверх тяжёлую технику и строительные материалы. Сейчас же этот лифт — ещё одна туристическая достопримечательность, которая поднимает восхищенных туристов вверх по склону на 431 метр, двигаясь под углом примерно в 45 градусов.

6. Преодолев этот необычный подъем, мы снова оказываемся у остановки автобуса, который курсирует уже между верхней станцией лифта и нашей главной целью — верхним водохранилищем. Плотину уже видно отсюда, но пока она кажется такой маленькой. Автобус постепенно поднимается вверх, приближаясь к плотине, то и дело ныряя в очередной узкий тоннель, прорытый при строительстве водохранилищ. Этих тоннелей здесь несколько. Длина некоторых достигает нескольких километров, а ширина такая, что не всегда есть возможность разъехаться встречному транспорту — необходимо пропускать.

7. Итак, мы добрались, выходим из автобуса и переводим дух. Теперь, любуясь необычайным цветом воды и отражающимися в ней заснеженными вершинами и низкими густыми облаками, можно рассказать подробнее о том, где же мы оказались. Комплекс из двух водохранилищ (нижнее — Вассерфальбоден и верхнее — Моозербоден), зажатый в окружении трёхтысячеметровых горных вершин, был построен в середине XX века для производства электроэнергии на Капрунской ГЭС. Бурные молодые ручьи несут сюда каждую весну талую воду с горных ледников, наполняя эти огромные рукотворные резервуары.

8. Мы сейчас прогуливаемся вдоль берега верхнего водохранилища, Моозербоден. Это чудо инженерной мысли находится на высоте 2036 метров над уровнем моря. Несмотря на то, что в целом стоит хорошая погода, на такой высоте всё равно сегодня достаточно облачно.

9. Масштаб и монументальность сооружений просто потрясают. Огромная бетонная стена высотой сотню метров. Находясь рядом, ощущаешь, насколько человек крохотное существо. Но в то же время, насколько велики и безграничны его возможности.

10. С плотины верхнего водохранилища открывается потрясающий вид на нижнее водохранилище, Вассерфальбоден. Оно расположено на высоте 1672 метра над уровнем моря, почти на 400 метров ниже того места, откуда мы рассматриваем его. Его бетонная стена достигает в высоту 120 метров. Нижнее водохранилище строилось в период между 1938 и 1951 годами.

11. Идем по гребню плотины. Его ширина достаточна для того, чтобы по плотине могла проехать спецтехника. Справа от нас бирюзовая вода Моозербодена, слева — почти полукилометровая пропасть.

12. Не перестаём удивляться цвету воды и наслаждаемся видом на заснеженные вершины, пусть и частично скрытые облаками. Многие из этих вершин превосходят высотой 3000 метров.

13. Обратили внимание, что на соседнем берегу водохранилища течёт ручей, подпитываемый тающим снегом на склоне горы. Неспеша идём к нему.

14. Плотина верхнего водохранилища состоит из двух бетонных стен (Мозерсперре и Дроссенсперре), разделённых горой Хёенбург. Вид на соседнюю стену, выгнутую в сторону водохранилища.

15. Особо заинтересовавшиеся историей строительства водохранилищ и спецификой работы этих гидротехнических сооружений могут посетить расположенный здесь музей «Erlebniswelt Strom und Eis». Здесь есть также кафе и сувенирный магазинчик.

16. Поднимаемся на гору Хёенбург, высота которой 2112 метров над уровнем моря. Подъем с плотины не слишком долгий и не особо утомительный. Будете здесь — поднимитесь обязательно. Виды — потрясающие. В какую сторону ни посмотри.

17. Туристы выстраивают здесь пирамидки из камней. Такие вот местные развлечения. Просто, но красиво.

18. Вот такой отсюда потрясающий вид на верхнее водохранилище Моозербоден. Справа у плотины видна остановка, куда нас привёз второй автобус и спускающиеся от неё завитки горного серпантина.

19. Зацепил на одном фото сразу обе бетонные плотины, разделённые горой. Широкоуголные объективы позволяют получить здесь ещё более удивительные кадры, но и с обычным хороший результат.

20. Вид с вершины на Вассерфальбоден. Слева юго-восточный склон Кицштайнхорна, утопающий в облаках. На противоположном склоне горы катаются зимой горнолыжники, отдыхающие в Капруне.

21. Спустились с горы Хёенбург и идём дальше. Это как раз вид на вершину со второго участка плотины. Бетонная стена так органично соединяется с горой, как будто она тоже часть этого удивительного мира, сотворённого природой, а не дело рук человека.

22. Прошли оба участка плотины и приближаемся к противоположному берегу водохранилища.

23. Спустились с плотины и прогуливаемся вдоль берега. Отсюда видно оба участка стены и разделяющую их гору.

24. Присели на несколько минут отдохнуть и осмотреться. В зависимости от освещённости вода постоянно меняет цвет с голубовато-бирюзового до зеленоватого и обратно. По рельефу берега заметно, какой бывает максимальный уровень воды в водохранилище. Сейчас вода заметно ниже своего максимума на несколько метров. Осенью же, когда горные ручьи стихают, водохранилища пустеют ещё сильнее, снова наполняясь свежей водой с ледников во второй половине весны.

25. Наконец, дошли до ручья. Снега в горах так много, что даже в середине июля он всё продолжает таять, подпитывая чистейшей водой это рукотворное озеро.

26. У берега ручей превращается в бурный поток, с шумом обрушивающийся на ровную водную гладь, растворяя свою кипучую энергию в холодном спокойствии Моозербодена.

27. Время на прогулку вышло — возвращаемся обратно, наблюдая за тем, как гордые снежные вершины продолжают любоваться собой в отражении огромных горных зеркал — Капрунских водохранилищ.

28. Вот мы снова в автобусе, спускаемся вниз. Проезжая вдоль нижнего водохранилища Вассерфальбоден, бросаем взгляд туда, где мы только что бродили, в который раз задумавшись о том, на что способен человек. И снова в голове появляется мысль о том, насколько же всё-таки органично в Австрии творения человека дополняют, и никогда не разрушают величественные пейзажи, созданные природой.

29. Это плотина нижнего водохранилища, Вассерфальбоден. Цвет воды здесь тоже какого-то магического бирюзового оттенка. Спускаемся к нашему автомобилю тем же маршрутом, как и поднимались. При желании, Капрунские водохранилища могут служить не конечной целью маршрута, а отправной точкой для длинных горных прогулок. В этом месте начинается очень много трекинговых троп различной сложности. Есть и самые сложные — «черные» маршруты, ведущие к заснеженным трёхтысячеметровым вершинам. В общем, развлечения на любой вкус.

30. Капрунские водохранилища — потрясающее место. Но на сегодня наши впечатления не заканчиваются. Следующая цель — Криммльские водопады. Возвращаемся к Капруну и, выехав из города, поворачиваем на шоссе в сторону Инсбрука. Никаких объездов больше не нужно — Криммльские водопады расположены прямо по пути.

31. Примерно час в пути до Криммльских водопадов проходит вдоль таких пейзажей. Горы сменяют очередные горы, ещё выше, ещё величественнее. Милые альпийские деревни выстраиваются чередой, завлекая путешественника своими пряничными домиками, вызывая желание остаться здесь навсегда. Но дорога зовёт вперёд! Ведь мы знаем, что впереди ещё столько удивительных мест, которые стоит посмотреть.

32. Возле небольшой деревушки Криммль делаем вторую нашу ключевую остановку на сегодня. А вот и причина остановки — Криммльские водопады во всей красе. Это самый высокий каскад водопадов в Центральной Европе. Перепад высот составляет целых 380 метров. Водопад настолько большой, что не так просто сфотографировать его целиком. С этой удалённой точки видно только первые два из трёх основных порогов водопада. Нижний порог поднимается на 140 метров, средний — 100 метров, а верхний высотой — 145 метров. Доехать до Криммльских водопадов можно и на общественном транспорте: автобус 670 из Цель-ам-Зее, автобус 260 из Зальцбурга.

33. А вот первый порог слегка детальнее. Он самый шумный, мощный и самый эффектный. Эту смотровую площадку мы нашли случайно, проехав мимо парковки и поднявшись на пару витков вверх по серпантину. Насмотревшись на водопад со стороны, мы вернулись к большой специализированной парковке, состоящей из нескольких участков, и оставили там автомобиль, чтобы прогуляться теперь к самому водопаду. Парковка платная, но не очень дорогая. От парковки мы прошли пару сотен метров к кассам и заплатили по 5 евро за человека за входной билет. Всю важную информацию о водопадах можно узнать на официальном сайте.

34. Маршрут прогулки состоит из достаточно крутой тропинки, поднимающейся в гору рядом с водопадами. От тропинки отходит множество ответвлений к смотровым площадкам. Вот, например, вид с одной из смотровых площадок. Сама тропинка широкая, ухоженная, с указателями и лавочками для отдыха. Идти по ней несложно, несмотря на то, что подъем существенный. Однако, если вам тяжело даются крутые подъемы по состоянию здоровья, будьте осторожны.

35. Водопад поражает своей мощью. Огромный столб воды обрушивается вниз с такой силой, что вокруг образуется целое облако из мелких брызг. Рядом с водопадом очень высокая влажность. Создаётся ощущение, что ты находишься в тропическом лесу. Одежда промокает насквозь за несколько минут.

36. После мощного и стремительного падения с почти 400-метровой высоты, растеряв в виде ослепительных брызг и неимоверного шума большую часть своей энергии, ледниковая вода успокаивается и превращается в ручей Криммлер Ахе.

37. Этот небольшой ручей несёт воды Криммльского водопада в небольшую деревеньку Криммль, давшей своё название этому чуду природы. В деревеньке, расположенной на границе земель Зальцбург и Тироль, живёт всего 900 человек, зато приезжает сюда посмотреть на водопады более 350 000 туристов в год.

38. Миллион искрящихся на солнце брызг не только создает особый влажный микроклимат в хвойном лесу, но и играя в солнечных лучах образует радугу, украшающую и без того восхитительный пейзаж.

39. Мы поднимаемся всё выше, к границе первого порога Водопадов. Преодолеть этот подъем получается примерно за час неспешной прогулки. Останавливаемся почти на каждой смотровой площадке.

40. Так как время поджимало, то пора была спускаться вниз. Мы немного не дошли до хижины у вершины первого порога, в которой располагалось кафе. Также внизу было несколько сувенирных магазинчиков. Если запас времени у вас не ограничен, то вы можете не только подняться к вершине водопада, увидев все три порога, но и прогуляться дальше по национальному парку Хохтауэрн к подножию ледника, питающего Криммльский водопад. Эта прогулка не на пару часов, поэтому планируйте маршрут заранее.

41. А мы тем временем спустились вниз.

42. Попытались пробраться ближе к подножию водопада. Рядом с ним брызги летят со всех сторон, ты словно стоишь под циркулярным душем или попадал в сильнейший шторм. После такой прогулки вся одежда насквозь, пришлось переодеться в машине. Но было здорово! Главное, не подскользнитесь на мокрых камнях.

43. Говорят, зимой это место не менее притягательно. Вода замерзает в причудливых воздушных формах.

44. Немного прошлись вдоль ручья. На противоположном берегу пасутся местные коровы. А мы возвращаемся в машину. Теперь уже следующая остановка — наш отель в Инсбруке. Ещё примерно полтора часа пути.

45. Так получилось, что наша дорога в Инсбрук проходит по еще одному панорамному высокогорному шоссе — Герлос. Это шоссе, как и Гроссглокнер, платное (9,5 евро за автомобиль). Шоссе начинается практически сразу за Криммлем и сразу же резко забирается вверх. Здесь же проходит граница земель Зальцбург и Тироль. (Если не хотите платить за проезд, то можете миновать платное шоссе, свернув направо в местечке Миттерзиль, не доезжая Криммля. Но тогда и на Криммльские водопады вы не посмотрите, либо придётся делать большой крюк.)

46. В самом начале шоссе попадаются отличные смотровые площадки, с которых открываются потрясающие виды на Криммльский водопад. Останавливаемся на одной ненадолго.

47. Поднимаемся еще выше — и снова останавливаемся. Местность как на ладони: видны все три участка Криммльского водопада. Водопад питают талые воды ледника, расположенного на высоте 3000 метров. Если приглядеться, то в дымке можно заметить снежную шапку — это ледник.

48. На панорамном шоссе Герлос есть еще много мест для остановки с красивыми видами (например, на ещё одно водохранилище, Шпайхер Дурлассбоден). Нам с этим не повезло, и почти сразу, как мы отъехали от Криммльских водопадов, пошёл такой ливень, что абсолютно ничего не было видно на расстоянии нескольких метров. Так мы и проехали панорманое шоссе, в дождевой завесе. Ливень закончился, когда мы проезжали мимо деревеньки Герлос, которая и дала название одноимённому шоссе. И сразу вышло солнце.

49. Вторая треть пути от Криммльских водопадов до Инсбрука проходила в окружении высоченных, но пологих горных склонов, усыпанных многочисленными домиками.

50. Постепенно долина расширилась, а склоны сделались более плоскими. Вскоре мы выехали на автобан, связывающий Инсбрук с Германией. До Инсбрука оставалось совсем немного, но и день уже завершался. К моменту, когда вечернее солнце медленно клонилось к горизонту и, утомлённое, стремилось спрятаться в одеяле горных вершин Тироля, а вся природа была окутана наползающей сумеречной магией, мы приехали в наш отель в пригороде Инсбрука. Получился очень насыщенный и красивый день. Нам удалось совместить необходимое с приятным — переезд в новый дом и посещение очередных сказочных мест этой удивительной страны. Но и это было ещё не всё — наше австрийское путешествие продолжается!

Рассказы об остальных днях путешествия, по мере готовности, будут по ссылкам ниже:

День 1. Из Вены в Зальцкаммергут.

День 2. Фушль-ам-Зее, Ледяная пещера Айсризенвельт, Хоэнверфен, закат солнца на Вольгангзее.

День 3. Санкт-Гильген, Санкт-Вольфганг и Вольфгангзее. Гора Шафберг. Незабываемое путешествие туда и обратно.

День 4. Немецкий вояж — Берхтесгаден, Кёнигзее, панорманое шоссе Россфельд. Вечерний Зальцбург.

День 5. Дахштайн, смотровая площадка 5 пальцев и Гальштат.

День 5–6. Гмунден. Переезд к Цель-ам-Зее через Грундльзее и Дахштайн.

День 7. Подъем на гору Шмиттенхёэ, прогулка по Целлер Зее и Цель-ам-Зее.

День 8. Снежный июльский день сурка на панорамном высокогорном шоссе Гроссглокнерштрассе.

День 9. Вылазка в Мюнхен, или туда и обратно по Австрии и Баварии, и последний вечер в Цель-ам-Зее.

День 11. Прогулка по Инсбруку и над Инсбруком.

День 12-13. Из Инсбрука в Вену. Небольшая прогулка по столице Австрии.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия