Турист Андрей Ерофеев (erofei2014)
Андрей Ерофеев
был вчера 16:08

Большое путешествие по Австрии и не только. День 3. Вольфгангзее: Санкт-Гильген, Санкт-Вольфганг и гора Шафберг

Санкт-Гильген, Санкт-Вольфганг-им-Зальцкаммергут — Австрия Июль 2019

1. С утра погода снова начала портиться. Позавтракав, мы решили поехать к соседнему озеру Вольфгангзее, на берегу которого мы останавливались предыдущим вечером, и уже там спланировать наш день. Первую остановку сделали в городке Санкт-Гильген, всего в 10 километрах от нашего Фушль-ам-Зее.

2. Оставили машину на бесплатной парковке в центре города и вышли к озеру. Пошёл сильный дождь, но даже в такую пасмурную погоду Вольфгангзее поражает своим магическим бирюзовым цветом. Вода как будто светится изнутри. Вольфгангзее, как и другие озёра Зальцкаммергута, имеет ледниковое происхождение. В том числе и благодаря этому, вода здесь кристалльно чистая.

3. Главные курорты Вольфгангзее — города Санкт-Вольфганг и Санкт-Гильген — идеально подходят для занятий всевозможными водными видами спорта. Можно купаться в прозрачной воде, ловить рыбу, загорать (но, как видите, не всегда), взять в аренду лодку или парусник. Идеально подходит озеро и для любых активных видов спорта: водные лыжи, виндсерфинг, дайвинг. Но это, конечно, в ясную погоду. Нам же осталась только возможность походить по берегу, полюбоваться пейзажами и покормить многочисленных уток и лебедей у берега.

4. Любители хайкинга и гор тоже не будут скучать. Из Санкт-Гильгена по канатной дороге можно подняться на гору Цвёльферхорн — на высоту более полутора километров. С горы открываются великолепные виды на город и озеро. Здесь же стартуют многочисленные пешеходные маршруты. Поэтому спуститься с горы можно и без помощи подъемника, при большом желании — и подняться. Есть и еще один способ совершить спуск с Цвёльферхорна — параглайдинг. На официальном сайте подъёмника можно найти всю интересующую информацию о ценах. Но мы оставим для себя Цвёльферхорн на следующую поездку сюда — в этот день из-за погодных условий подъемник, к сожалению, не работал.

5. О самом Санкт-Гильгене тоже можно сказать пару слов. Санкт-Гильген находится на северо-западном берегу Вольфгангзее и пусть город он тоже небольшой, но заметно крупнее нашего Фушль-ам-Зее. Здесь много сувенирных лавок, интересных ресторанчиков, есть, где погулять. Однако тут и более шумно от туристов, в основном — китайских. Санкт-Гильген хоть и невелик, но уже почтенного возраста. Первым поселениям в этом месте более тысячи лет, а в начале XIV века здесь была построена первая христианская церковь в честь отшельника, защитника охотников, пастухов и блаженных, Эгидия (Святого Жиля). Возникшее возле церкви поселение и назвали Санкт-Гильген (т. е. Святой Жиль). Санкт-Гильген тесно связан с именем Моцарта. Здесь родилась его мать, Анна Мария Вальбурга. Сейчас в доме, где она жила, находится музей Моцарта. Возле дома установлен фонтан-скульптура, изображающая мать Моцарта в детстве. Главная городская площадь носит название Моцартплатц, а возле здания ратуши стоит памятник самому композитору. Памяти Моцарта посвящён и городской музей музыкальных инструментов, в нём более тысячи различных экземпляров со всех уголков мира.

6. Пока мы гуляли по Санкт-Гильгену, дождь закончился, а облака стали медленно расползаться. Было решено рискнуть и подняться на гору Шафберг, в надежде, что к тому времени, вершина не будет скрыта облаками. Для этого, сначала нужно было добраться до города Санкт-Вольфганг, на другом берегу озера. Именно оттуда по старой зубчатой железной дороге можно было подняться к вершине. По Вольфгангзее курсируют несколько корабликов. Один из которых — спущенный на воду в 1873 году старый лопастной пароход «Император Франц Иосиф», модернизированный с соблюдением всех современных стандартов. В кассе возле причала Санкт-Гильгена мы купили единый билет на этот пароход и на поезд до Шафберга. На официальном сайте, посвященном железной дороге на гору Шафберг, можно приобрести билеты онлайн, а также посмотреть расписание паромов и железной дороги. Цены немаленькие (на двоих за билеты на кораблик и подъем на поезде мы заплатили около 100 евро), но красота требует жертв. Загрузились на пароход и, рассекая лазурь Вольфгангзее, с толпой шумных китайских туристов мы направились к Санкт-Вольфгангу (чтобы сразу попасть к железной дороге, нужно выходить на станции Shafberbahn).

7. С воды открывается незабываемый вид. Озеро Вольфгангзее, можно сказать, находится в самом сердце Зальцкаммергута, в окружении живописных горных вершин. С севера и северо-востока над озером нависает гора Шафберг (1783 метра), цель нашей сегодняшней программы, с юга проходит горная цепь Остерхорнгруппе, а с запада — уже упомянутый мной Цвёльферхорн. Формой озеро Вольфгангзее похоже на очки. Ширина водной перемычки в самом узком месте всего 200 метров, тогда как максимальная ширина озера достигает двух километров. Длина озера более одиннадцати километров, а максимальная глубина — 114 метров.

8. Спустя полчаса водного путешествия подходим к берегу Санкт-Вольфганга. Этот городок был назван так в честь священника-миссионера, святого Вольфганга, канонизированного в 1052 году. Центральная достопримечательность Санкт-Вольфганга, католическая церковь Св. Вольфганга — одна из немногих церквей в мире, в которой установлены два алтаря. В одном из приделов на потолке имеются живописные изображения чёрта, который, по легенде, помог св. Вольфгангу со строительством. Вскоре церковь стала местом постоянного паломничества верующих, а позднее была перестроена в собор.

9. В Санкт-Вольфганге, как и в Санкт-Гильгене, туристам доступны любые виды водных развлечений: как активных, так и спокойных. Мы, например, сразу встретили рыбака на набережной.

10. Посмотрели, есть ли рыба — есть, и много. У берега чистейшая прозрачная вода, видимость идеальная.

11. Подходим к станции зубчатой железной дороги. Вот на таком поезде мы и отправимся к вершине горы Шафберг. Дождались по расписанию ближайшего поезда и сели в вагон.

12. Железная дорога называется зубчатой, потому что, чтобы забраться в гору, локомотиву приходиться зацепляться шестеренкой за специальные зубцы, расположенные между рельсов. Это самая крутая зубчатая дорога Австрии, и очень старая. Работает она с 1893 года, локомотивы только стали современнее со временем. Путешествие на поезде занимает примерно полчаса, уже через несколько минут дорога стала набирать высоту и увеличивать наклон.

13. А спустя еще несколько минут медленного подъема нашему восхищенному взору открылся вид на Вольфгангзее.

14. Сделав короткую остановку на промежуточной станции и проехав через небольшой тоннель, наш поезд вскарабкался на самую вершину горы и остановился на станции. Отсюда можно любоваться окрестностями. Это северо-западная половина Вольфгангзее.

15. А это вторая половина озера. Внизу — здание вокзала железной дороги, куда мы приехали. Если планируете обратно спускаться так же на поезде, сразу забронируйте себе обратный путь. У нас же в планы входил пеший спуск, который должен был занять не более трёх часов. Первые минуты видимость, несмотря на пасмурное густое небо, была хорошая.

16. Однако вскоре небо начало заволакивать облаками, и видимость ухудшалась, как в густом тумане. Мы поднялись на самую вершину горы. На противоположной стороне открывался вид на большую отвесную скалу.

17. На вершине Шафберга есть отель, в котором можно остаться переночевать, а еще есть ресторан в здании отеля и открытая веранда. Из-за плохой погоды веранда не работала, и мы зашли в ресторан, пообедать и отогреться. Не тепло было и у подножия горы, в Санкт-Вольфганге, а здесь, на высоте выше 1700 метров градусник показывал меньше +10. Середина июля, напомню. Пока мы обедали, Шафберг накрыла сплошная туча, из окон не было видно ничего. Словно весь отель поместили в стакан с молоком.

18. Дождавшись, когда очередная туча отступит, мы продолжили прогулку. С горы видно сразу несколько озёр Зальцкаммергута, даже в такой пасмурный день, как этот. Вот вдали на фото можно разглядеть наше маленькое домашнее озеро Фушль. Отсюда оно кажется скромной лужицей.

19. Справа отлично видно извивающееся озеро Мондзее, одно из крупнейших в Зальцкаммергуте и тоже очень популярное у туристов. Если приглядеться, то за ним можно увидеть еще одно озеро — Иррзее.

20. Правее от Мондзее сквозь туман мрачного облака различимо самое большое озеро региона, то, в котором мы купались в первый день нашей поездки, Аттерзее. Какие потрясающие цвета!

21. Вот она, вершина Шафберга. Последний раз любуемся видами и начинаем спуск.

22. Снова вернулись к железнодорожной станции. Поезд уже ждёт пассажиров, чтобы ехать вниз, но у нас свой особый путь. Нашли желтый указатель пешего маршрута до Санкт-Вольфганга, и вступили на тропу неизвестности и приключений. Тем временем, нас снова накрыло густое облако.

23. Мы спускались в полном одиночестве, наверное потому, что погода была неподходящая для такого треккинга — помимо нулевой видимости и холода, периодически моросил дождик. Едва заметная тропинка сначала петляла посреди густой высокой травы по достаточно пологому склону. Спустя минут 10–15 мы вышли к нашей железной дороге, но уже на несколько десятков метров ниже уровня станции. Мы перешли через пути и снова оказались на тропе. Примерно в этом месте из-за густого тумана на одной из развилок мы выбрали неправильное, как оказалось потом, направление. Точнее, цель была верная — Санкт-Вольфганг, вот только маршрут, которым мы шли (маршрут № 25), оказался более экстремальным и долгим, чем стандартный, по которому спускается большинство туристов.

24. Первые несколько сотен метров мы шли по едва уловимой тропе в траве. Постепенно склон стал более резким. Так как мы метр за метром спускались ниже облаков, то видимость улучшалась.

25. Земля под ногами окончательно сменилась на камни и булыжники. Иногда было сложно понять, тропинка это, или просто обломки скалы, но всегда на глаза попадались ориентиры — подкрашенные камни, указатели маршрута. Так мы понимали, что идем в правильном направлении.

26. Местами приходилось идти очень медленно и осторожно, так как после дождя камни были скользкие. Палки для треккинга, которые мы предусмотрительно взяли с собой в этот день, очень пригодились.

27. Пейзаж вскоре совсем сменился. Вместо лугов, которые были в самом начале нашего спуска, — почти голые скалы.

28. Экстрим нашего маршрута компенсировался потрясающим видом на окрестности…

29. …на озеро и окружающие горные цепи.

30. Местами идти было жутковато, особенно там, где тропинка шла вдоль почти отвесного склона. Без всяких поручней и ограждений.

31. На самых опасных участках к скале даже был прикреплен металлический тросс. Вроде бы всё было достаточно надёжно, но тем не менее жутковато. Так прошло примерно полтора часа нашего спуска.

32. Тут сердце вообще ушло в пятки. Если бы такая картина попалась нам в самом начале пути, то, скорее всего, мы бы вернулись к поезду. Нам предстоял почти вертикальный продолжительный спуск по ступенькам, выдолбленным в горе, а справа ждала пропасть в несколько десятков метров и скалы внизу.

33. Медленно, ступенька за ступенькой мы преодолели эту экстремальную лестницу. Этот участок оказался самым страшным в нашем маршруте. Дальше дорога была уже более спокойная и вскоре скалы сменились высоким хвойным лесом.

34. Примерно через 20 минут после нашего эпичного спуска со скалы мы вышли к небольшому и необычному озеру Мёнихзее. Озеро представляло из себя почти совершенный круг, а еще обращал на себя внимание его цвет — очень тёмный. Казалось, что озеро просто бездонное, и, несмотря на его небольшие размеры, легко можно было вообразить, что именно здесь, а не в каком-нибудь Лох-Нессе, и может водиться страшное чудовище.

35. После озера тропа стала более широкой. Еще примерно час-полтора мы шли по лесу. Дорога была местами пологая, местами более крутая, местами петляла как серпантин.

36. Но везде она оставалась по-прежнему очень живописной. Как было увлекательно спускаться по каменной скале, хоть и немного жутковато, так же интересно было идти по лесу.

37. Свежий воздух, потрясающая чистота и аккуратность во всём. Каждое дерево как будто искусственно вырастили и высадили в этом лесу в чётком соотвествии со схемой специально для создания ощущения комфорта и гармонии.

38. Еще около часа мы спускались всё ниже и ниже. Норматив на спуск в три часа к этому времени уже был исчерпан. Несмотря на то, что сама тропа уже не была такой экстремальной, камни под ногами сменились сырой от дождя землёй, усталость от прогулки накапливалась, и мы всё-таки пару раз подскользнулись. Один раз я неприятно упал на рюкзак, в котором был металлический термос. Термос помялся, и, к сожалению, перестал сохранять тепло. Но хорошо, что помялся он, а не мой позвоночник. Спина потом болела ещё пару дней. Наконец, среди деревьев, окутанных низкими тяжелыми облаками, мы увидели полноценную дорогу.

39. Маршрут теперь вёл нас уже по настоящей дороге, и идти стало значительно проще. Стало понятно, что скоро конец нашего приключения.

40. Оглядываемся назад. Там, в облаках спрятался тот самый вертикальный спуск из каменных ступеней. Жуть!

41. Наконец, спустя примерно 4 часа спуска мы вышли к окраинам Санкт-Вольфганга.

42. Сначала мы прошли мимо нескольких отдельно стоящих больших деревенских домов, рядом увидели большую поилку. Возможно, она сделана для местных коров.

43. Вышли к Санкт-Вольфгангу. Осталось совсем немного, финальный спуск. Отсюда можно было разглядеть почти весь город. Санкт-Вольфганг тоже совсем небольшой, здесь живет около трех тысяч человек.

44. Спустившись, мы немного прогулялись по центру города. Санкт-Вольфганг часто называют пряничным городком за его «игрушечные» живописные домики, похожие на сказочные декорации. На улицах старинного города многие дома расписаны фресками.

45. От Санкт-Гильгена и Фушль-ам-Зее Санкт-Вольфганг отличала особенно шумная атмосфера. Здесь было очень много народу, открытых уличных ресторанчиков. Совсем непохоже на наш сонный и тихий Фушль. В самом Санкт-Вольфганге есть множество интересных мест и занятий: ночные бары, танцевальный зал, кинотеатр.

46. Многие местные здания выделяются различными украшениями и необычными элементами.

47. Местные жители нередко одеваются в народные костюмы. Австрийские национальные одежды можно найти в магазинчиках города. А еще здесь советуют приобретать разнообразные фигурки из мыла.

48. В центре почти каждый дом можно долго рассматривать и изучать как произведение искусства.

49. В туристические сезоны здесь бывает много музыкальных мероприятий: вечера оперетты, выступления народных коллективов, джазовые фестивали, классические концерты.

50. Снова вышли к озеру и проводили взглядом последний корабль. День подходил к концу. Из-за нашего долгого путешествия на Шафберг и обратно, мы припозднились. Общественный транспорт здесь рано прекращает свою работу, примерно в 7–8 вечера (кстати, для путешествующих на общественном транспорте: из Зальцбурга до Санкт-Гильгена ходит автобус № 150, а до Санкт-Вольфганга можно добраться, пересев со № 150 на автобус № 2560 в Штробле). Так как машину мы оставили в Санкт-Гильгене, то нам пришлось заказывать такси, чтобы как-то добраться туда. Удивительно, но в самом Санкт-Вольфганге нет своих такси, машина ехала к нам из соседнего Бад-Ишля. Имейте в виду — такси здесь возмутимо дорогое: 10-минутная поездка длиной в 12 километров (маршрут можете посмотреть на первой фотографии) обошлась нам в 60 евро!

Рассказы об остальных днях, по мере готовности, будут по ссылкам ниже:

День 1. Из Вены в Зальцкаммергут.

День 2. Фушль-ам-Зее, Ледяная пещера Айсризенвельт, Хоэнверфен, закат солнца на Вольгангзее.

День 4. Немецкий вояж — Берхтесгаден, Кёнигзее, панорманое шоссе Россфельд. Вечерний Зальцбург.

День 5. Дахштайн, смотровая площадка 5 пальцев и Гальштат.

День 5–6. Гмунден. Переезд к Цель-ам-Зее через Грундльзее и Дахштайн.

День 7. Подъем на гору Шмиттенхёэ, прогулка по Целлер Зее и Цель-ам-Зее.

День 8. Снежный июльский день сурка на панорамном высокогорном шоссе Гроссглокнерштрассе.

День 9. Вылазка в Мюнхен, или туда и обратно по Австрии и Баварии, и последний вечер в Цель-ам-Зее.

День 10. Дорога в Инсбрук через Капрунские водохранилища и Криммльские водопады.

День 11. Прогулка по Инсбруку и над Инсбруком.

День 12-13. Из Инсбрука в Вену. Небольшая прогулка по столице Австрии.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия