Турист Андрей Ерофеев (erofei2014)
Андрей Ерофеев
был вчера 16:08

Большое путешествие по Австрии и не только. День 8. Снежный июльский день сурка на панорамном высокогорном шоссе Гроссглокнерштрассе.

Целль ам Зее — Австрия Июль 2019

1. Помимо того, что Цель-ам-Зее — сам по себе потрясающий город с великолепной природой и интересными достопримечательностями, он еще и очень удобно расположен по отношению к многим другим туристическим местам, добираться до которых из Цель-ам-Зее очень удобно и быстро. Одним из таких мест и, пожалуй, самым главным из них является высокогорное шоссе Гроглокнер. Во многих путеводителях и рейтингах Гроссглокнерхохальпенштрассе входит в Топ 5 или Топ 10 достопримечательностей Австрии. А ещё, многие говорят, что если вы не были здесь, то считайте, что вы не видели Австрию. Не буду столь категоричным, но могу сказать однозначно, что впечатления, которые вы заберёте с собой отсюда, останутся с вами на всю жизнь. Немного о самом шоссе: построенное в 1930–35 годах по проекту инженера Франца Валлакка, шоссе протяжённостью всего 48 километров соединяет между собой регионы Зальцбург и Каринтия. В связи с тем, что часть шоссе проходит на высоте свыше 2 км над уровнем моря, а некоторые его участки имеют уклон до 12%, зимой Гроссглокнерштрассе закрыто, а открывается оно в конце мая и работает до середины осени. С открытием других дорог по соседству, шоссе утратило своё значение в качестве важной транспортной артерии, но осталось знаковым местом прежде всего как туристическая достопримечательность, позволяющая с удобством любоваться грандиозными видами австрийских высокогорий.

2. Въезд на панорамную дорогу находится в 20 километрах к югу от Цель-ам-Зее, возле посёлка Брук-ан-дер-Гроссглокнерштрассе. Въезд на шоссе Гроссглокнер — платный. Даже наличие автрийской виньетки не спасёт ваш кошелёк от трат. Билет можно купить на месте, а можно заранее онлайн на официальном сайте. Цена дневного ваучера на автомобиль — 37 евро (вне зависимости от количества пассажиров), мотоцикл — 27 евро. На сайте можно заказать красивый подарочный ваучер. Проехав пункт оплаты, мы сразу же начинаем подниматься по крутому серпантину по северному склону горного массива Высокий Тауэрн. Почти на каждой петле оборудованы площадки для остановок. Часто установлены столбы с отметками высоты над уровнем моря. С каждым новым витком мы прибавляем по паре десятков метров.

3. День традиционно выдался облачный и очень холодный. С противоположной стороны долины реки Фушер-Ахе, в неё стремятся многочисленные ручьи, словно слёзы облаков, окутавших вершины, скатываются по зелёным щекам гор, чтобы раствориться в бурной реке.

4. А вот таким видом вы можете насладиться, оказавшись здесь в безоблачную яную погоду.

5. Поднимаемся выше и выше. Высота уже более 2000 метров над уровнем моря. Очередная короткая фотоостановка. Наблюдаем за шеренгой велосипедистов внизу. Их здесь нам встретилось очень много, даже в такой холодный день. Представить сложно, сколько усилий требуется, чтобы преодолеть этот путь наверх на велосипеде, по мокрому серпантину в холод.

6. Периодически тучи расползались и открывали нам покрытые снегом вершины. Всё это — часть национального парка Высокий Тауэрн (Hohe Tauern), названного так в честь одноименного горного массива, самого высокого в Австрии, через который и проходит панорманое шоссе Гроссглокнер. Высокий Тауэрн — крупнейший в Центральной Европе заповедник, расположившийся на территории трёх земель Австрии: Каринтия, Зальцбург и Тироль. Высокий Тауэрн — популярное туристическое направление. Кроме возможностей для занятия альпинизмом и горным туризмом, гостям парка предлагается большое количество прогулочных маршрутов по нетронутой природе заповедника.

7. На высоте 2 404 метров над уровнем моря у перевала Фушер Тёрль от трассы налево ответвляется еще более витиеватое Эделвейсштрассе. Ещё 150 метров вверх по узкому двухкилометровому вымощенному камнем серпантину с уклоном до 14% — и мы оказываемся на вершине горы Edelweissspitze. Это самая высокая точка автомобильной дороги и нашего путешествия — 2 571 метр над уровнем моря.

8. Вот такая дорога ведет к смотровой площадке. Местами двум встречным машинам разъехаться весьма непросто.

9. Даже в такую облачную погоду здесь просто потрясающие виды, от которых в буквальном смысле захватывает дух.

10. А в ясную погоду со смотровой площадки открывается настоящая альпийская панорама: при хорошей видимости можно увидеть 37 вершин высотой более 3000 метров и аж 17 ледников.

11. Внизу вьёт кружева шоссе Гроссглокнер. Справа часть дороги, по которой мы поднимались сюда. Слева, миновав перевал по короткому тоннелю длиной 311 метров, путешественники начинают спускаться в сторону Каринтии.

12. По этому серпантину мы поднимались сюда.

13. Рядом со смотровой площадкой, на вершине Эдельвейсшпитце, находится большая парковка и приют Edelweisshutte, где есть кафе и магазин сувениров. Этот участок дороги, в зависимости от погодных условий, может открываться для проезда даже позже того, как начинает работать само шоссе Гроссглокнер.

14. На вершине Эдельвейсшпитце совместились две экстремумы нашего австрийского путешествия: самая большая высота (2 571 метр) и самая низкая температура (около ноля). Несколько минут, пока мы находились наверху, даже шёл мокрый снег. Июль июлем, но горы, да еще если вы на высоте свыше двух километров, это всегда непредсказуемо. Температура здесь градусов на 10–15 ниже, чем у пункта пропуска. Учитывайте это и одевайтесь тепло.

15. В ясную погоду со смотровой площадки здесь хорошо просматривается и главная вершина Австрии, гора Гроссглокнер (3797 метров над уровнем моря), давшая своё имя нашему высокогорному шоссе. В этот раз она нам не покорилась и осталась скрыта облаками.

16. Ветер играет с облаками и то сводит их над нами в кучу, а то прогоняет их прочь. В этот момент небо слегка расчистилось, и нам открылся вид на одну из мрачных заснеженных вершин.

17. Спускаемся с Эдельвейсшпитце к основной трассе. Здесь, возле перевала Фушер-Тёрль шоссе делает петлю, огибая его.

18. Снова делаем небольшую остановку, чтобы полюбоваться горным серпантином, по которому мы поднимались сюда.

19. Среди австрийцев (да и не только) считается «крутой» традицией проехать по Гроссглокнерштрассе на ретро-автомобиле, или просто на очень дорогом эксклюзивном авто. Пока остановишься сфотографировать пейзажи, сотни тысяч и миллионы евро проезжают мимо тебя один за другим.

20. Во время нашей небольшой остановки у Фушер-Тёрль, даже выглянуло солнце, осветив потрясающую долину и грандиозные трёхтысячники-исполины.

21. Смотровая площадка на Фушер Тёрль.

22. Потрясающие виды здесь на Goldberggruppe — группу горных вершин Высокого Тауэрна, называемую Золотые горы. В этом месте можно остановиться надолго, застыв от величия альпийской природы.

23. А как отсюда отлично видно участок Гроссглокнерштрассе, по которому мы поднимались. Один из открыточных видов этого высокогорного шоссе, и один из самых красивых. В этом месте кратко расскажу о других панорамных шоссе Австрии. Панорамное шоссе Герлос — связывает земли Зальцбург и Тироль. 12 километров шоссе, построенные в 60-х годах прошлого века, стартуют от Криммлских водопадов и ведут к перевалу Герлос. Отсюда открываются потрясающие виды на Криммльские водопады, окружающие Альпы, долины Зальцахталь и Циллерталь, водохранилище Шпайхер Дурлассбоден. Филлахская альпийская дорога — находится в Каринтии и тянется на протяжении 16,5 км от города Филлах по живописным маршрутам к вершине горы Добрач. Это самая высокая вершина Каринтии высотой 2166 метров. Панорамная дорога Гольдек — также находится в Каринтии, длиной около 15 километров, ведёт к вершине Гольдек. На официальных сайтах можно узнать всю необходимую полезную информацию о времени работы, стоимости проезда и основных достопримечательностях.

24. Шоссе очень популярно не только у автомобилистов и спортсменов-велосипедистов, но еще и у байкеров. Прокатиться «с ветерком» по такой живописной дороге — одно удовольствие. Часто попадаются целые вереницы мотоциклистов.

25. Скульптура горного козла на смотровой олицетворяет богатую местную фауну — рыси, волки, медведи, и главные звёзды здешних мест — сурки. По дороге вы даже можете увидеть дорожные знаки, предупреждающие быть внимательными и не задавить местных жителей — сурков.

26. Преодолев тоннель под перевалом Хохтор, мы оказываемся в Каринтии, самой южной федеральной земле Австрии, граничащей с Италией и Словенией. Каринтия тоже обладает потрясающей природой, сочетая величие гор, прохладу многочисленных озёр и великолепие городов, деревень и замков. Каждой земле Австрии есть, что предложить гостям страны.

27. Шоссе начинает постепенно спускаться, также накручивая петли серпантина, как и при подъеме в северной его части. А мы восхищаемся окрестными пейзажами в самом центре горной цепи Высокого Тауэрна.

28. Виды, потрясающие воображение!

29. Не верится, что такая красота существует на самом деле, словно любуешься пейзажами в картинной галерее.

30. На высоте 1869 метров от трассы направо ответвляется ледниковое шоссе длиной 8,7 км. Оно ведёт на запад в заповедник Франц-Йозефс-Хёэ, расположенный на одноимённой горе. Конечный пункт шоссе, приют Франц-Йозефс-Хютте, находится у подножия ледника Пастерце и горы Гроссглокнер. Здесь большая многоуровневая парковка, магазины, туристический центр. Серое пятно внизу на фотографии — это основание ледника Пастерце. Фотография плохо передаёт масштаб, но размеры ледника огромные. Ледник Пастерце — крупнейший в Восточных Альпах. Его длина 9 км, а ширина — 1,5 км.

31. Спуститься вниз, к подножию ледника, можно на специальном фуникулёре за несколько евро.

32. Ещё один аттракцион, которым привлекают сюда туристов, — те самые сурки, которых легко встретить здесь. Если внимательно и терпеливо приглядеться, то можно найти их то тут, то там, на покрытых травой и камнями склонах горы. Иногда они подходят совсем близко, и особо людей не боятся. Сможете разглядеть?

33. А здесь? Местный сувенирный магазин много зарабатывает на сурках. Бесконечные виды магнитов, брелоков, одежды с символикой. Мы тоже не удержались и купили себе небольшого плюшевого сурка.

34. Вот вниз, к леднику, поехал фуникулёр. Отсюда люди с опытом и специальным снаряжением могут совершить восхождение к вершине Гроссглокнера.

35. Мы же не стали спускаться к леднику, так как было очень холодно и сыро, а ещё немного прогулялись по окрестностям смотровой площадки, наблюдая за сурками.

36. Вот последний. Тут быстро найдёте?

37. Небо снова затянуло, зарядил то ли дождь, то ли снег, а вот так это место выглядит в ясную погоду.

38. Намёрзлись, налюбовались сурками, возвращаемся обратно к шоссе Гроссглокнер. Любуемся потрясающими видами. Вот, например, озеро Маргаритценштау с изумрудного цвета водой и высокой дамбой.

39. Проезжаем мимо великолепных горных вершин.

40. Дорога петляет, повторяя очертания склона.

41. Просто нет слов, как красиво!

42. Гроссглокнерштрассе в Каринтии заканчивается возле деревни Хайлигенблют. Нам туда не нужно, разворачиваемся и направляемся в обратный путь. Снова поднимаемся в гору. Не доезжая до перевала, делаем очередную небольшую остановку.

43. Такие остановочные пункты на каждом шагу. Здесь можно провести идеальный пикник.

44. Любуемся природой и органично вплетённой в неё лентой горного шоссе.

45. Величественные Альпы.

46. Вершины Высокого Тауэрна. Здесь находится канатная дорога. Как и почти любой альпийский курорт в Австрии, это место предлагает развлечения круглый год: горные лыжи зимой, хайкинг летом.

47. У самого перевала сделали финальную остановку возле бурного горного ручья.

48. Таких ручьев здесь множество. Все с чистейшей холодной ледниковой водой, формирующихся с тающих снегов на вершинах гор и уносящих свои воды к бурным рекам долин.

49. Наши вечные спутники, коровки, и сюда добрались. Удивительно!

50. Погоду в этот день «лихорадило». Когда мы пересекали перевал, тучи опустились настолько низко, что мы ехали в густом тумане с видимостью несколько метров. А в тоннеле вообще зрелище было как в фильме/игре «Сайлент Хилл». Спустившись вниз, мы выехали через тот же пункт пропуска, через который въезжали утром, и вернулись в отель. Пусть погода нам и не благоприятствовала и скрыла от нас вершину Гроссглокнера, это и к лучшему — есть отличный повод вернуться сюда. Ведь «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».

Рассказы об остальных днях путешествия, по мере готовности, будут по ссылкам ниже:

День 1. Из Вены в Зальцкаммергут.

День 2. Фушль-ам-Зее, Ледяная пещера Айсризенвельт, Хоэнверфен, закат солнца на Вольгангзее.

День 3. Санкт-Гильген, Санкт-Вольфганг и Вольфгангзее. Гора Шафберг. Незабываемое путешествие туда и обратно.

День 4. Немецкий вояж — Берхтесгаден, Кёнигзее, панорманое шоссе Россфельд. Вечерний Зальцбург.

День 5. Дахштайн, смотровая площадка 5 пальцев и Гальштат.

День 5–6. Гмунден. Переезд к Цель-ам-Зее через Грундльзее и Дахштайн.

День 7. Подъем на гору Шмиттенхёэ, прогулка по Целлер Зее и Цель-ам-Зее.

День 9. Вылазка в Мюнхен, или туда и обратно по Австрии и Баварии, и последний вечер в Цель-ам-Зее.

День 10. Дорога в Инсбрук через Капрунские водохранилища и Криммльские водопады.

День 11. Прогулка по Инсбруку и над Инсбруком.

День 12-13. Из Инсбрука в Вену. Небольшая прогулка по столице Австрии.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия