Турист Виктор Башкир (vibas)
Виктор Башкир — был вчера 19:56
В путешествии по Ирану.

Синтра — Португалия Июнь 2018

— Мне кажется, Вы просто тупой, но ничего, — мы, местные, всегда поможем! — сказала мне по телефону хозяйка квартиры в Синтре, излучая радостную снисходительность. Она, конечно, произнесла это не буквально, но по смыслу. Таким тоном — подчеркнуто добрым, с маскирующим раздражение смешком — каким обычно выговаривают набедокурившему ребенку близких друзей.

— Там дальше будет поворот направо, — захлёбываясь приветливостью, продолжила она. — Поворачивайте, делайте круг и подъезжайте снова к дому.

В Синтре мы арендовали не квартиру даже, а целый дом в старом городе. Это плюс. Однако, парковка рядом с домом была разрешена только местным. Это минус. Но парковка на соседней улице была бесплатной. Это плюс. Но свободных мест на ней, естественно, не было от слова никогда. Это минус. Движение было односторонним, чтобы не создавать пробки. Это плюс. Но…

iffoneoff!))"/>
Пена дней
Дворец Пена, Синтра. За наводку на точку спасибо iffoneoff!))

Я высадил семью с чемоданами около дома, предав их в гостеприимные объятия хозяйки, а сам поехал искать разворот, чтобы снова подъехать к дому и найти-таки, где припарковаться. Дорога шла по краю старого города. Слева — гора, справа — город, куда и надо было повернуть. Но повернуть, вопреки заверениям хозяйки, навигатора и здравого смысла, было нельзя. Все повороты направо были снабжены запрещающими знаками, а иногда и сердитыми полицейскими. Я спросил сердитых полицейских, и они ласково ответили, что, мол, езжай, мил человек, дальше, и будет тебе поворот направо. А его (разрешенного) всё не было. Оказывается, буквально за месяц до нашего приезда в Синтре была изменена схема организации движения, сильно ограничив въезд в центр. То есть, с той стороны, где я ехал, вообще его исключив.

Синтра закончилась, за окном мелькали деревушки, я то сильно нервничал, то сильно себя успокаивал, а поворота направо всё не было. Мне пришлось сделать круг (ей-богу не вру) в 14 километров, чтобы снова вернуться к дому. Там ко мне в машину влезла наша приятного вида и общения хозяйка, желавшая собственноперстно показать мне — тупому туристу, — где же припарковаться. И, вы не поверите! Ни парковки, ни правого поворота она тоже не нашла, а лишь с удивлением провожала взглядом запрещающие знаки и сердитых полицейских и мы вынуждены были сделать еще один четырнадцатикилометровый круг! Хозяйка была поражена таким открытием, зато почему-то прониклась уважением ко мне. А я устал, как черт, но все же торжествовал. «Ну, и кто теперь тупой?» — как бы говорил я хозяйке всем своим видом.

Пена дней

Худо бедно мы добрались снова до дома, и чтобы избавить меня от семи кругов ада вокруг Синтры, хозяйка уступила мне своё машино-парковочное место (на улице с углом наклона градусов тридцать), за что ей большое португальское спасибо.

Дом был замечательный - Casa da Ferradura. Красивый, старый, двухэтажный, подбоченившийся на крутом склоне, и как раз для такой большой семьи, как наша.

Пена дней

Отдохнув после долгой дороги, чего-то выпив (портвейна — чего же еще), мы были готовы снова в путь — за нами заехала Галя! Галя — это удивительная и замечательная женщина, с которой в интернете мы были знакомы уже лет десять, а в живую повстречались тогда в первый раз. Она переехала в Португалию лет …дцать назад, влюбилась в нее, и, конечно, в португальском краеведении мы не знаем никого более сведущего, чем она.

Гале можно посвятить отдельный рассказ или даже книгу, а мы расскажем здесь, куда же она нас повезла в тот день. На соленое и могучее португальское побережье! Где океан ласкает скалы, где, если сильно присмотреться и задействовать воображение, можно увидеть Америку на горизонте, где надувающий паруса ветер поет о грёзах дальних странствий!

Azenhas do Mar

Сначала Галя доставила нас на широкий океанский пляж. А над ним — ресторан. Купаться мы не планировали. Да и небо было насупленное, как обиженный ребенок, готовый в любой момент расплакаться. А ресторан был красивый, видовой и, конечно же, морепродуктовый. Помимо вкуснейших рыб, мы попробовали там, наконец, бывший давно у нас на слуху португальский деликатес — персебеш или «морские уточки». На уточек, правда, совсем не похоже ни по виду, ни по вкусу. По виду похоже на когти дракона, но по вкусу и на них не похоже. Мы, правда, пока не пробовали когти дракона (Даенерис бы не одобрила), но вроде они не такие на вкус. На вкус пресебеш похожи на моллюсков. Может, потому что это моллюски и есть. Божественно вкусно.

Пена дней

Деревня Azenhas do Mar, которая была следующим пунктом маршрута, имеет все черты, присущие живописной древней деревне, закрепившейся своими домиками на скале над океаном. А под скалой — живописный ресторан с искусственно-естественным бассейном рядом. Чаша бассейна рукотворная, наполняется она океанской водой во время прилива. Жаль, был отлив, и мы не увидели, как волны с разбегу размашисто захлестывают бассейн.

Azenhas do Mar

Мы посидели, понаслаждались, потрогали руками и ногами океан, еще чего-то выпили и поехали дальше — на знаменитый на весь мир мыс Кабо да Рока. Это место все хвалят, хотя я бы не сказал, что это самый красивый мыс в мире. Но все-таки самая западная точка Европы — надо приехать, отметиться, зачекиниться. Дети даже купили себе именные сертификаты, написанные красивым готическим шрифтом, что, мол, такой-то побывал на самой западной точке, в связи с чем и признается, что он, типа, молодец. Стоил такой сертификат несуразные 19 евро. Блин, лучше б дети селфи сделали — мэйнстрим, но хотя бы бесплатно. В защиту Кабо да Рока стоит сказать, что там все же по-океански красиво. Этого не отнять.

Пена дней

День завершился в чудесном потайном (знают только местные — нас туда привезла Галя) природном ресторане под сенью дерев и с видом на далекий Кашкайш за бокалом прозрачного, как слеза, зеленого вина и чашкой ароматного, как начало лета, чая.

Пена дней

На следующий день мы запланировали покорение двух основных святилищ Синтры — дворца Пена и Кинта да Регалейра. На дворец Монсеррат, замок Мавров и все остальное времени особо не оставалось. Сказались полдня, потраченные давече на наматывание кругов ада вокруг Синтры.

Утро, как на зло выдалось дождливым. Небо — вчерашний обиженный ребенок — все же заплакало. Чем мы его обидели? Хотели-то всего лишь достопримечательности посмотреть. Не с того начали, может? Небо молчало и поливало дождем. Мол, догадаетесь сами. Догадываться времени не было, и мы отправились в Пену.

Пена дней

«Пена дней» — почему-то крутилось у меня в голове, пока мы ехали на автобусе. Автомобиль мы предусмотрительно решили в Синтре больше не юзать. Автобус нам стоил 12 евро на четверых (10 минут пути), а обратно мы доехали на Убере за 3 евро — лайфхак.

Дворец и правда имел что-то схожее с романом Бориса Виана — тоже такой фэнтезийный, нереальный и немного сумасшедший. Он как бы насмехался над реальностью, над приземлённым экзистенциализмом, как бы говоря: «Какая, к шутам обыденность? Жизнь — это сказка, которую нужно играючи реализовать».

Пена дней

Основатель дворца — король Португалии Фердинанду II. История его «королевствования» — прямо гимн победившего феминизма и эмансипации. Титул короля Португалии был пожалован ему в 1838 году женой, которая была настоящей королевой Португалии — по крови. А он просто был при ней мужем. Титул Королева Мария II пожаловала ему за то, что он (так и хочется написать «родил») сделал ей наследника престола — будущего короля Педру V. И титул был действителен только до Педриного совершеннолетия. Но Фердинанда все устраивало — он был поглощён строительством дворца Пена, в чем и преуспел. Но не один, а с архитектором бароном Вильгельмом Людвигом фон Эшвеге.

Пена дней

Дворец — концентрированная эклектика. Но отнюдь не безвкусная, а наоборот невероятно вкусная. Тут и мануэлино, и готика, и мудехар, и ещё черт знает что. Башни и башенки, разноцветные фасады и фасадики, шпили и шпилики, балконы и болкончики, эркеры и эркерчики. Внутренние патио — как же без них!

Пена дней

Интерьеры блестают хоть и королевской, но все же «дачной» роскошью. И виды отовсюду открываются самые мечтательные, так как дворец — на высоченной скале над Синтрой.

Вокруг скалы — экзотический лес, специально высаженный для услады и удовольствия августейших особ. В общем, все для людей.

Пена дней

После дворца мы не без удовлетворения обнаружили, что небо вдруг перестало на нас обижаться, даже заулыбалось и выпустило солнце. Отсюда вывод — если прощать обиды, они проходят. Даже с небом так.

Пена дней

Не поленились прогуляться по лесу до креста — оттуда лучший вид на дворец. Идти было свежо и приятно, огромные стволы кивали нам кронами, и мы приветственно махали им руками. Дочка что-то рассказывала про свой универ, Аня что-то рассказывала про наш Туристер, а я ничего не рассказывал — я рефлексировал и фотографировал. «Чего мне рассказывать?» — думал я, — «Я все потом в рассказе напишу».

Пена дней

Уходить от Пены не хотелось. Как из сказки. Нет, даже не сказки — как из саги. Хотелось каких-нибудь веселых трубадуров, гордых рыцарей, влюбленных пастухов с пастушками, крестьянских торжеств, благосклонных сюзеренов. Хотелось не уйти, а наоборот проникнуть туда поглубже — в эпоху романтизма.

Пена дней

Но нас дожидалась Кинта да Регалейра, и мы ушли. Могли ли мы знать, что в Ригалейре будет даже и похлеще? По крайней мере, в плане таинственности и воображаемых миров.

Кинта да Регалейра
Пена дней

Поместью этому его вид придал в начале прошлого века его владелец — миллионер и меценат Карвалью Монтейру. Дворец, сады, пруды, гроты, колодцы со ступенями — все это замешано на неимоверном количестве символов. Прежде всего масонских. К их ложе вроде и принадлежал Монтейру и даже, говорят, проводил в своем имении масонские собрания с ритуалами. А если углубиться в символизм Кинта да Ригалейре, можно предположить, что к синьору Монтейру захаживали не одни только вольные каменщики, но и куча другого прикольного люда — типа алхимиков, эзотериков и тамплиеров в обнимку с розенкрейцерами.

Пена дней

Нет, тут вам не «Пена дней» и не Жан-Соль Партр. Тут секреты понадежнее и подревнее. Чтобы разгадать их, нужен ум пылкий и пытливый. Я таким не обладаю. Я даже не знаю, масоны — это хорошо или плохо. Я всё-таки думаю, что масоны — это не очень плохо, потому что лично мне они никогда ничего плохого не делали.

Пена дней

Точно могу сказать одно — масонство это прикольно. Ведь какие подземные ходы, какие гроты, какие колодцы в Ригалейре, вы бы знали! Это так здорово и интересно! Хочется просто проникнуть в их тайную ложу и расцеловать всех этих масонов вместе с тамплиерами и розенкрейцерами.

Пена дней

Пришли мы из Кинта да Регалейра чрезвычайно переполненные впечатлениями. Сытые духовно, душевно, эзотерически и метафизически. Встретились с Галей, и она повезла нас в чудеснейший ресторан (который только местные знают), где португальский шведский стол настолько насытил нас физически, что мы с трудом могли передвигаться.

Так исключительно счастливо всё и подошло к концу. На следующее утро мы уехали в Лиссабон, чтобы улететь в Москву, оставив в своей книге жизни несколько интереснейших страниц про Португалию. И увезли с собой возможность с тех пор время от времени погружаться в пену дней.

-----------

Остальные материалы об этом путешествии по Португалии:

1) Я и лаг у троп. Португалия! (палиндром) - обзорный фотоальбом

2) Рай для эвдемонистов - Лиссабон

3) Совершенная радость - Порту

4) Тонгоенабиагус и Жучка - Брага, Арока

5) 8 вещей, которые обязательно надо сделать в Португалии между 39-ой и 40-ой параллелями северной широты - Коимбра, Назаре, Алкобаса, Обидуш.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия