Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 22:24

Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…
М. Ю. Лермонтов. Мцыри.

Продолжение путешествия от Каспия до Босфора. Предыдущая часть: И скалы умеют говорить.

Одним из древнейших построек в современном Тбилиси является базилика Анчисхати. Построенная в VI веке, она была основательно переделана во второй половине XVII века. А в XIX веке здесь были возведены кирпичные стены.

Две столицы одного царства

Базилика находится недалеко от набережной реки Куры, которую грузины называют Мтквари.

Два берега Мтквари соединяют несколько мостов. Одним из самых впечатляющих из них является стеклянный Мост Мира. Мост, как легко можно догадаться, пешеходный.

На противоположном берегу реки на мостом начинается парк Рике, в котором расположен вот такой красивый фонтан

Есть здесь и подарок немецкого народа народу Грузии. Как символ дружбы между Грузией и Германией, фрагмент Берлинской стены был подарен примьер-министру Грузии во время его официального визита в Германию.

Две столицы одного царства

Нельзя не заметить и высокую скалу, нависающую над этим берегом. Эта скала — исторический район Метехи. Считается что район был застроен ещё в V веке н. э. в царствование одного из величайших деятелей грузинского государства, Вахтанга I Горгасали. В наши здесь установлен памятник ему.

Здесь же сохранился значительный памятник грузинской архитектуры XIII века — Церковь Успения. Она была построена при царе Димитрие Самопожертователе вместо древней церкви, погибшей при монгольском нашествии. Когда-то же также располагалась Ермолова крепость, но после присоединения Грузии к Российской Империи она была превращена в тюрьму. Уже в советское время крепость и часть прилегающей к ней застройки была снесена.

Две столицы одного царства

В наши дни Церковь Успения и небольшой сад — это всё что осталось от исторического района Метехи.

Если проследить за взглядом царя, горделиво восседающего на своём скакуне, то становится понятно что направлен он на противоположный берег. Там, на ещё более высокой скале, расположена крепость Нарикала. Удобнее всего туда добраться на фуникулере — его станция находится в какой-то полусотне метров от Метехи.

Две столицы одного царства

От станции фуникулёра на другом берегу открывается потрясающий вид на Тбилиси.

Особенно интересно посмотреть на Куру. Местами её берега очень крутые. Но даже на самом их краю, практически на самом обрыве, построены дома.

Две столицы одного царства

История крепости Нарикала началась ещё до Вахтанга I, в IV веке. И до начала XIX века она оставалась главным фортификационным сооружением Тбилиси.

В центре территории крепости расположена церковь Святого Николая, изначально построенная в XIII веке. В 1827 церковь была разрушена. То что мы видим сейчас — это постройка 1996–1997 годов на фундаменте средневековой церкви.

Две столицы одного царства

Большинство сохранившихся стен относятся к XVI–XVII векам. Только на входе в крепость сохранился фрагмент стены VI века.

Музея в крепости нет. Можно забраться по достаточно крутой тропке на самую вершину скалы и насладиться видом сверху.

Две столицы одного царства

Глядя на город, оставшийся внизу, вспоминаются строчки из к/ф Вертикаль.

Весь мир на ладони, ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина ещё впереди.

Чтобы составить представление о скале, на которой расположена крепость, придётся отойти подальше.

Две столицы одного царства

От крепости можно спустится к подножию скалы, где расположен Тбилисский ботанический сад.

Миновав его мы выйдем к серным баням Абанотубани. Бани расположены на естественных сернистых источниках. Поэтому считается, что они обладают целебным эффектом.

Рядом с ним расположен Тбилисский Археологический Музей. Экспонаты демонстрируют то что удалось раскопать именно в этом месте. В небольшом павильоне расположен музейный магазинчик. Здесь можно купить изделия из керамики. Здесь же представлено несколько больших сосудов, собранных из кусочков.

Две столицы одного царства

Сосуды поменьше, лучше сохранившиеся.

Директор музея собственной персоной. Охраняет вход в магазин.

Две столицы одного царства

Столицей Тбилиси стал лишь в V веке. До этого на протяжении тысячи лет столицей грузинского государства, которое тогда называлось Иверия, был город Мцхета. Добраться до него можно на маршрутке или электричке. Однако рядом с Мцхетой расположен знаменитый монастырь Джвари. Добраться до него на регулярном транспорте нельзя и поэтому хорошей идей является экскурсия из Тбилиси. Проще всего это сделать на площади Свободы. Сейчас в её центре красуется колонна с Георгием Победоносцем, а в советское время на её месте был памятник Ленину.

В основном экскурсионные микроавтобусы следуют сначала к Джвари т. к. он ближе. Именно здесь черпал вдохновение М. Ю. Лермонтов для своего Мцыри.

Две столицы одного царства

Сам монастырь, построенный ещё 590 году, расположен на вершине высокой горы.

Храм был построен на том месте, где просветительница Грузии Святая Нино и первый царь-христианин Мириан III воздвигли большой деревянный крест. Восьмигранный постамент креста и по сей день сохранён внутри церкви.

Две столицы одного царства

Отсюда же, с вершины горы, открывается вид на Мцхету.

Собственно именно древними храмами и знаменита Мцхета. К их числу относится Собор Светицховели XI века. На протяжении тысячелетия он являлся главным собором всей Грузии.

Собор был возведён на месте деревянной церкви, построенной всё теми же Мирианом III и Нино.

Две столицы одного царства

Другим значимым религиозным объектом является женский монастырь Самтавро. Заложенный изначально опять-таки Мирианом III он многократно разрушался и восстанавливался.

И Тбилиси и Мцхета являются настоящим кладезями памятников древней архитектуры. Несмотря на множество войн, в ходе которых страна переходила от одного влиятельного соседа к другому, некоторые из них удалось сохранить в первозданном виде. Будем надеяться что так будет и впредь.