Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была вчера 22:58

Гоа, Мангалор — Индия Январь 2019

Мои рассказы о круизе на корабле AIDAbella:

Восточные сказки «Аида Белла». Как все начиналось…

«Аида Белла». «Фантастиш, практиш, гут!»

Сингапур. Единственный и неповторимый

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Малайзия. Лангкави. И взлетим, и поплаваем!

Мальдивы. Райский рай

Индия. Кочи – король Аравийского моря…

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Оман. Маскат. Восточные сказки…

Оман. Эль-Хасаб. Арабская Норвегия

ОАЭ. Дубай. Мираж в пустыне…

День, проведенный в Кочи, меня вдохновил — я получила огромное удовольствие от девственной природы, щедро показавшей, как красива бывает Индия и как много в этой стране заповедных уголков, не тронутых людьми. Подспудно я ждала продолжения в следующих портах, даже несмотря на то, что знала — здесь будет немножко иначе.

Подготовка к Мангалору оказалась самой трудной и поставила перед нами неразрешимую задачу — особых достопримечательностей почти нет, информации вообще нет, и туристы отчего-то не спешат поделиться впечатлениями об этом городе, подкрепляя свои восторги подробными фотографиями. Блуждая по карте почти вслепую, мы с огромным трудом наскребли кое-какой маршрут, но вся слава этого подвига целиком и полностью принадлежит мужу. Я предлагала выбросить флаг капитуляции и залечь на каком-нибудь симпатичном пляже, признав свое поражение.

Мангалор.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Маршрут одного дня в Мангалоре не обещал быть особо интересным, да и длинным его тоже назвать крайне сложно. То небольшое количество туристов, что добрались до Мангалора, рекомендовали пробежку по магазинам в поисках недорогой и симпатичной одежды, а после советовали рвануть на пляж, не заморачиваясь на сам город.

То, что в результате удалось сочинить, выискав интересные достопримечательности, я и опишу в этом рассказе, поблагодарив вначале сам Мангалор, украсивший нашу экскурсию яркой и экзотической свадьбой, ставшей самым запоминающимся моментом в этот день…

Знакомство с новыми городами в круизах начинается с порта и если порт выглядит «очень не», сложно поверить, что и за его пределами будет «да». Порт Мангалора встречал крепким ароматом угля и черной пылью, висевшей в воздухе, устилавшей дорогу, осыпавшейся на деревья и цветы и придававшей пейзажу такую печаль и уныние, что даже щедрая на краски природа Индии ничего не могла с этим поделать. Желание покидать наш чистенький корабль сжалось, скукожилось и тихонько попискивая, уговаривало забыть обо всех своих планах. Пришлось взять себя в руки и не поддаваться искушению…

Пройдя через все сложные церемонии с офицерами визовой службы и предъявив им паспорта, визы и какие-то бумаженции, выданные нам кораблем (каждую бумагу рассматривали так внимательно и так подробно, словно в порту пришвартовался не корабль с туристами, а лодка с контрабандистами или, чего хуже, террористами), мы отправились на поиски такси — до города еще надо было добраться, да и по городу приятнее передвигаться в кондиционированной машине, а не на своих двоих.

Изобилие таксистов, атаковавших нас, словно оголодавшие муравьи кусочек сахара, не обещало хороших скидок с запрашиваемой цены — все стояли насмерть, уверяя, что только он один может показать все красоты Мангалора и вовремя доставить обратно в порт. Цены были настолько несусветными, что мысль, а так ли уже мне хочется увидеть этот город, окрепла и подбоченилась. Ситуацию спас молодой мальчишка, делающий первые шаги в прибыльном туристическом бизнесе — опыта у него не было, машина тихонько доживала свой век, кондиционер еле дышал, а двери закрывались со второго раза, да и то, если ими хряпнуть от всей души. То, что мы его можем обхитрить и наколоть, мальчишка боялся больше всего и незримой тенью скользил за нами везде, где мы останавливались и отправлялись к достопримечательностям.

Обманывать, кружа по улицам ради лишнего километража ему и в голову не приходило, равно как и время от времени протирать сиденья от въедливой угольной пыли, оседавшей на всем и пачкающей всех. Кое-как сторговавшись и утвердив маршрут, мы отправились в сторону Мангалора вдоль горнообогатительного предприятия и длинного порта, где сновали огромные машины с грузами, и ожидали своей очереди танкеры. Дорога никак не соответствовала статусу международного порта, одного из самых крупных и значимых на берегу Аравийского моря, и густая пыль конкурировала с угольной чернотой, залезающей во все щели многострадальной машины. Кондиционер что-то там бормотал, изображая работу, но прохладу давать отказывался категорически. Наш водитель умирал от зноя, но держался молодцом, всем своим видом показывая, что надо потерпеть, пока кондиционер выморозит салон. Решив, что пыли с углем мы по-любому наглотаемся, я сдалась первая, попросив открыть окно — благодарность за этот смелый поступок висела в глазах водителя до конца дня…

Мангалор — восьмой по чистоте город в Индии.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Поверить в это было сложно и вернувшись домой, я перепроверила этот факт — так и есть. Нет, здесь тоже цвели деревья и даже встречались не сильно запыленные клумбы, правда, очень редкие и сильно неухоженные, но ведь они были! Здания, смотревшие на дорогу никогда не мытыми окнами и никогда не крашенными фасадами, к тому же щедро припорошенные угольной пылью, выглядели заброшенными лет тридцать назад. Поверить, что все они обитаемые, мне было сложно, а стремление созвать население на субботник и вылизать-таки город, крепчало час от часу, превратившись к вечеру в маниакальное, хоть сама засучивай рукава и принимайся за генеральную уборку. Мысли мои, вертевшиеся вокруг щеток и порошка, прервал показавшийся из-за поворота храм, первый в списке достопримечательностей Мангалора…

Shri Gokarnantha Kalyana Mantara — храм посвящен Шиве, построен в начале двадцатого века, позже реконструирован с сохранением прежнего вида и весьма почитаем населением Мангалора. То, что в это утро нам повезло оказаться в нужное время в нужном месте, мы поняли чуть позже…

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

В этот храм, равно как и во все остальные храмы Мангалора, надо входить сняв обувь — за этим строго следят и проскочить, изобразив непонимание, у вас не получится. И все бы ничего, скинуть обувь несложно, если бы не все та же вездесущая черная пыль, обильно устилавшая мраморную плитку двора. Через пару шагов на подошвы налипло столько всего, что хотелось втянуть ноги в то место, откуда они выросли или хотя бы воспарить над грешной землей, чтобы не касаться всего этого. Местные жители, бродившие по территории храма, как оказалось, имели право не снимать обувь, что меня возмутило — значит, им можно, а мы ослушаться ни-ни?

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Но если оторваться от испачканных ног, в храме есть на что посмотреть — тут вам и статуя слона на входе, с выбеленными бивнями и в сияющей золотом попоне, тут и огромный бык, верный спутник Шивы (если не ошибаюсь, быка зовут Нанди), и множество индийских святых, щедро украшенных леями из цветов, и благовония, ускользающие пляшущими дымками куда-то вверх, под купол храма, и очень улыбчивые служители, порывающиеся рассказать туристу что есть что (они же не виноваты, что мы такие бестолковые и не знаем их язык).

Поскольку спешить нам было особо некуда, не так уж и много интересных мест в Мангалоре, и полного дня хватало за глаза (на все про все нужно часа два от силы), с храмом мы знакомились самым подробнейшим образом, преданно заглядывая в глаза священному быку и тщетно силясь понять, что за сцена разыгрывается персонажами у бассейна.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Фигуры на крыше храма посверкивали золотом, что немножко упрощало вид и значимость местных святых в моих глазах: разноцветные боги мне нравятся намного больше, да и фотографии получаются на порядок экзотичнее.

Музыка, ну, правильнее было бы назвать ее молитвой или даже песнопениями, звучала по нарастающей, явно предвосхищая какое-то торжество и я решила, что пока не выясню, что за праздник намечается, из храма добровольно не уйду.

Народ все прибывал. Обилие местных дам, разнаряженых в пух и прах, разбавляла толпа туристов с нашего корабля, одетых куда как скромнее. Вскоре к песнопениям подключились громыхающие барабаны, а потом всеобщая суета в ярких рядах индианок, намекнула, что сейчас что-то начнется…

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Вы бывали когда-нибудь на индийской свадьбе? Да еще там, где царят устои матриархата, пусть и несколько подправленные временем? Вот и я тоже оказалась впервые и уходить, пока все самое интересное не закончится, даже не собиралась!

Начало действа обозначили два мужика, громко затрубившие в рога, сделанные из бивня слона (хотя первая мысль была, что бивни явно от мамонта). Их призыв подхватили барабанщики, с такой яростью отбивающие ритм, что я начала опасаться за барабаны. Шествие барабанщиков собрало вокруг храма всех — и туристы, и гости потянулись к распахнутым дверям, чтобы не пропустить ничего интересного.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Невеста плыла под огромным ярким зонтом, в сопровождении то ли подружек, то ли многочисленных родственников и одного-единственного мужчины, одетого как раджа из индийского фильма (образ помню смутно, но все же). Свора фото и кино-товарищей бежала параллельно процессии, снимая кадр за кадром. К их чести, не могу не заметить, что профессионалы очень уважительно относились к туристам, тоже снимавшим свадьбу — старались не закрывать спиной кадр, делали шаг в сторону, сняв нужный им ракурс и всячески пытались содействовать съемке. Такого отношения фотографов у нас, да и в любой другой стране, я не припомню — и индийцы снова выросли в моих глазах, закрепившись в звании очень и очень воспитанных и доброжелательных людей. А ведь оно им совсем не нужно, думать, как мне изворачиваться, снимая чужую свадьбу…

То, что женщины на этой свадьбе главные, было понятно и без переводчика. Зажатый и оттесненный далеко в сторону жених, даже не делал попыток напомнить о себе и если бы не его бордовая чалма, я бы до сих пор оставалась в неведении, за кого выходила индийская красавица. Интересно было — это не то слово!

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Дамы сияли драгоценностями, увивавшими руки, шеи и талии, оттягивающими уши, посверкивающими на лбах и в прическах. Их сари соперничали яркостью окрасок с пестротой отделки храма. Даже совсем юные девчушки поражали красотой своего наряда, что ж будет-то, когда они вырастут!

Тонкости свадебной церемонии остались для меня неясными — утомительно долгий обмен дарами между семьей, откуда невеста уходит и семьей, куда невеста приходит, грозился затянуться до вечера. Дамы дарили друг другу серебряную посуду, обменивались благовониями, усыпали все вокруг лепестками и рисом, что-то пели и говорили, улыбаясь и кланяясь. Невеста томилась среди подруг, даже не поглядывая в ту сторону, где изнывал ее жених, а барабанщики дубасили что есть мочи, не делая пауз и не щадя своих барабанов.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Оглохнув с непривычки, но стараясь не пропустить ничего из свадебного церемониала, я старательно снимала происходящее на фотоаппарат и телефон, тихо радуясь, что нам повезло увидеть такое. И только когда вся процессия двинулась в храм, торжественно украшенный по случаю свадьбы, мы поняли, что нам пора уходить, вспомнив про деликатность и воспитание. В конце концов, нас на свадьбу не приглашали…

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Когда мы наконец-то вышли из храма и выудив среди горы обуви наши кроссовки, обулись, водитель от радости потерял дар речи — парень явно решил, что хитрые туристы его обманули и смотались не заплатив. В порыве благодарности он пообещал нам показать очень старый храм, очень богатый магазин и очень хороший рынок со специями (специи я отвергла сразу, про магазин обещала подумать)…

Попетляв по улицам Мангалора и в который раз подивившись, как ему удается удерживать звание не самого зачуханного города Индии, мы приехали к еще одному храму, имевшему весьма и весьма древний вид.

Shri Venkataramana Tempie, расположен практически в центре города и выглядит именно на ту степень старины, которая должна заинтересовать туриста. Правда, я и тут подумала, что немножко порошка и воды не помешали бы местным богам просветлеть лицами, но вслух свою точку зрения высказать не решилась.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Нравы в этом храме царили пресуровые — в обуви нельзя, с рюкзаком нельзя, с фотоаппаратом нельзя, снимать внутри нельзя. Критически посмотрев на пол, не мытый лет эдак двести, я решила, что риск для здоровья превышает удовольствие от увиденного. Муж, как человек более рисковый (у него с собой были одноразовые носки для посещения именно таких храмов), поручил мне свой рюкзак с фототехникой и пошел смотреть в честные лица индийских богов. Я не успела вдоволь пофотографировать улицу и сонм богов, украшающих храм, как вернулся муж со словами, что смотреть там нечего. После этого моя тяга к индийским храмам малость поутихла и в расположенный неподалеку Kudtheri Mahamaya Temple идти особо не хотелось.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Пока я приноравливалась, как бы его снять покрасивее, чтобы в кадр попало то, что нужно, а то, что не нужно не пришлось бы потом удалять, исхитряясь и изворачиваясь, муж сбегал на разведку и сказал, что внутри этого храма тоже ничего нельзя и, к тому же, он сейчас закрыт. Топтаться в ожидании, когда перед нами распахнут приветливо двери, было слишком самонадеянно, жара припекала, угольная пыль уже откровенно достала своей въедливостью, ароматы, источаемые лотком с овощами и фруктами, были очень далеки от приятных — Мангалор мне нравился все меньше и меньше…

Водитель, видя все это, предложил шопинг, исправляющий настроение всем женщинам, но я его отвергла, больше из вредности, да и досмотреть с таким трудом найденные достопримечательности, тоже хотелось. И мы отправились к Кафедральному собору Мангалора.

Rosario Cathedral — кафедральный собор Розарийской Богоматери, встретил нас тишиной, умиротворением, прохладой, приютившейся под каменными сводами, несколько свободной трактовкой интерьеров храма и резвящимися в саду детьми. Собор старинный, первая версия была построена в 16 веке, более поздняя реконструкция сохранила первоначальный облик и главную святыню — образ Девы Марии. Легенда уверяет, что образ был найден рыбаками, вышедшими в море на рыбную ловлю — «закинул старик невод в синее море…», а в неводе том Дева Мария. Рыбаки решили, что это знак свыше, португальцы их поддержали, так и появился в Мангалоре кафедральный собор.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Скидывать обувь нас никто не заставлял, вокруг не было ни одной взрослой души, а добрые дети смотрели на нас как на диковинку, сильно удивившись нашему явлению и на нашу обувь внимания не обращали. Собор я посмотрела быстро, в саду зависла чуть подольше, дивясь невиданным цветам и радуясь красоте индийской природы — все-таки Индия сказочная страна.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

В общем-то, на этом список достопримечательностей Мангалора был исчерпан полностью. Водитель в который раз спросил: «А не хочет ли мадам отправиться на шопинг?»

«А давайте!» — махнула рукой мадам, в конце концов я тоже женщина и ничто женское мне не чуждо. И мы поехали в огромный торговый центр, где было много чего и это много чего находилось в стадии распродажи.

Подробности могучего шопинга я, пожалуй, пропущу. Отмечу отсутствие пластиковых пакетов — в Индии заботятся о сохранении природы, в отличие от многих куда как более цивилизованных стран. Продавцы (в большинстве своем мужчины) услужливы сверх меры — падая на колени, они примеряли мадам красивые туфельки (ничего, что ножки босиком топали по не самым чистым храмам) и подносили пару за парой, окончательно загнав меня в тупик — что выбрать-то из всего этого изобилия? Рубашечки и платья, босоножки и расписные сандалии, шарфы и палантины — все яркое, красочное, экзотичное и очень дешевое. Вышла из магазина я основательно загруженная пакетами (сама от себя не ожидала) и выразила водителю свою благодарность за идею шопинга. На этом нашу миссию в Мангалоре можно было считать исполненной.

Купленный по дороге чай (очень неплохой, как оказалось) и остановка у аюрведической аптеки наш путь не сильно удлинили, да и денег больших это не стоило.

В порт мы вернулись непривычно рано, впрочем, корабль уже был практически полон. Водитель решил малость понаглеть и попросить доплатить за кондиционер, которым мы не пользовались. Пришлось намекнуть ему, что он сильно неправ. Но парень был доволен сегодняшним днем и полученной суммой, поэтому в спор вступать не стал и укатил побыстрее, пока мы не опомнились, что слишком много заплатили всего за пол дня.

Ароматы угля пропитали корабль — два дня океанский ветер пытался разогнать въедливый запах, а балконы кают покрыла черная пыль, отмыть которую оказалось очень непросто…

Но Мангалор для меня остался городом яркой и громкой свадьбы, увидеть которую нам повезло случайно, и именно она стала самым незабываемым моментом из всех трех индийских дней. Впереди нас ждал Гоа…

Гоа.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Утром, пока наша «Аида» приноравливалась, каким боком ей пришвартоваться к берегу Гоа, я пересмотрела свои взгляды на отдых и поняла, что готова примкнуть к тем, кто любит бездельничать на пляжах. Мысль, что сегодня нам опять придется гулять по невыносимой жаре под палящим солнцем, да еще и с тяжеленными фотоаппаратами, оптимизма не внушала, но отступать было поздно — капитан объявил, что можно выходить на берег.
Встречали нас с королевским размахом. Нет, я не преувеличиваю. Какой-то персонаж, собирательный образ Нептуна и Черномора, именуемый по простому королем Гоа, встречал каждую даму с нашего корабля и вручал ей алую розу (роза эта не пережила жары и осыпалась задолго до того, как я вернулась с берега). Ассистирующая ему королева (ну, а кто ж еще?) помогала королю не пропустить ни одну даму и параллельно фотографировалась с детворой. Оркестр неподалеку наяривал что-то громкое и заводное, внушавшее необоснованный оптимизм и символизирующее радость встречи. Горячее начало дня сулило не менее горячий день — в этом я не ошиблась…

Очередная торговля с водителями такси прошла уже по накатанной схеме и, может, не принесла столь уж громкого успеха (уступали очень неохотно, яростно отстаивая каждую американскую копейку), но машину с кондиционером мы раздобыли. Водитель худо-бедно бормотал по-английски, в дорогах не путался и даже неплохо знал, в какое время где будут пробки, правда, нам это не сильно помогло. Круговой маршрут, захватывающий достаточно интересные достопримечательности, тесно связанные с историей штата Гоа, обещал если не расслабленного отдыха, то удовлетворения вечной жажды знаний и ранним утром выглядел вполне преодолимым. Печаль об оставленных «на потом» пляжах пришла намного позднее, когда сил выносить жару не осталось совсем…

Дороги Гоа ничем не отличаются от остальных дорог Индии — все тот же хаос, клаксоны, полное отсутствие правил, бедлам и пробки. Священные коровы робко жались по пыльным обочинам, опасаясь встречи с обезумевшим автотранспортом, несмотря на всю свою священность. Деревушки держались кучненько, пытаясь замаскировать свою обшарпанность за пышно цветущими деревьями, а серпантин дороги уводил нас все дальше и дальше от берега, на север штата…

Первую остановку мы сделали в городке Васко да Гама, готовящемуся отметить свой юбилей. Город этот ничего особенного из себя не представляет и заинтересовал меня исключительно названием, а уже заехав, мы решили посмотреть St Andrew's Church, в котором шла какая-то весьма торжественная служба. Город украшался к предстоящему юбилею (450 лет не шутка!) и выглядел нарядно и ухоженно. Побродив туда-сюда, поулыбавшись местным детишкам и осознав, что конца службы в храме не дождаться, мы решили двигаться дальше, притормаживая у очень уж симпатичных храмов или пышущих красотой уголков природы.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Следующий город — Понда, храм Shri Mangueshi.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Остановившись достаточно далеко от храма, у шлагбаума, за который не пропускали даже экскурсионные автобусы, мы пошли вдоль плотных рядов, где продавалось все на свете — от сувениров с залихватской надписью «Гоа» до аккуратных упаковок орехов кешью и «красных яблок», на которых эти орехи растут. Продавцы зазывали к себе, на все лады расхваливая товар и намекая на самую щедрую скидку. Пока я дошла до храма, успела триста раз дать страшную клятву не покупать в Гоа ни одного сувенира — и ведь сдержала данное в нервах слово! Очень уж навязчивые здесь продавцы, чего не скажешь об остальной Индии. К тому же, появились китайские туристы, от которых я уже успела отвыкнуть за два дня, даже мелькала мыслишка, что китайцы не ездят в Индию, но увы, ошибочка вышла, Гоа им нравится. К храму я подлетала на помеле, хотя сейчас и сама не могу понять, отчего я так взбеленилась…

Храм, посвященный индуистскому богу Шри Мангеши (одно из воплощений Шивы), впечатлил размерами и ухоженностью (я решила не придираться к мелким огрехам). Но и туристов здесь очень много, об уединении и тишине можно даже не вспоминать. Обувь опять пришлось снимать — следят строго. В этот раз я прихватила носки (чтобы не ходить босиком), которые потом выкинула, такое не отстирывается ничем.

Внутри все, как в обычном индуистском храме — цветы, благовония, вьющийся дым от свечей, статуи богов (Ганешу я легко нашла). Фотографии внутри делать нельзя, за этим строго следят, а нарушать правила я в этот день была не настроена.

Больше всего меня впечатлила высокая башня перед храмом (пагода, наверное), высотой в 7 этажей, если верить нашему водителю. То ли у меня в тот день что-то не то было с горизонтом, то ли и правда башня немножко наклонена, истина осталась невыясненной. Поскольку ее фотографировать было не запрещено, башня у меня оказалась на всех фотографиях храма, как главное украшение. Было бы побольше времени, можно было бы дойти до бассейна в самой старой части храма, но надо было ехать дальше, предварительно еще раз пройдя сквозь строй торговцев, бросавшихся к нам в последней надежде продать хоть что-то.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

В целом храм понравился своей стариной и атмосферой, и я не пожалела потраченного времени…

Впереди нас ждал Старый Гоа — одновременно и город, и музей под открытым небом, и столица португальской колонии. Разразившаяся эпидемия чумы заставила португальцев спешно бежать и обустраиваться на новом месте, но все то, что было ими построено, осталось в Старом Гоа. Португальское наследие хорошо, или не очень хорошо, но сохранилось с тех далеких времен. Чтобы посмотреть на все эти памятники архитектуры, сюда едут и едут туристы, создавая столпотворения в храмах и лишая древние постройки той особой атмосферы таинственной тишины, которую так любит сама история.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Посмотреть достопримечательности Старого Гоа можно бесплатно, но времени это займет очень много, особенно если вы любитель старины и развалин.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Basilica Bom Jesus — одна из самых главных достопримечательностей Гоа. Само по себе здание базилики очень отличается от всех тех храмов, что мы уже увидели в Гоа, но славу и популярность ей принес не внешний вид, а Франциск Ксаверий, один из самых почитаемых святых. То, что мощи его чудодейственны, никто не подвергает сомнению и очередь к раке с его мощами не становится меньше. Верующие убеждены, что Франциск исцеляет любые хвори, даже те, перед которыми пасует официальная медицина и не очень официальная аюрведа.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Сама базилика впечатляет не только внешним видом, но и размерами, смотрится с одной стороны очень старой, но с другой не удручает запущенностью и реставрационные работы не нанесли ей заметного урона, бьющего в глаз новизной. Убрать бы нескончаемую очередь туристов, вереницей идущую через базилику, и можно запросто погружаться вглубь веков, слушая старые стены.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Через дорогу от базилики — кафедральный собор Святой Екатерины, огромный, белоснежный и самый старый в Азии. Украшение этого собора — самый большой колокол в Гоа, чей звук считается самым мелодичным в мире. К сожалению, послушать его звук нам не удалось, но я к этому и не особо стремилась. Жуткая жара, поставившая перед собой цель истребить все живое, ну или хотя бы мумифицировать тех, кто решил высунуть нос из-под кондиционера, к тому времени пошла на рекорд и побив его, двинула дальше. Огромная площадь перед собором, лишенная даже намека на легкую тень, выглядела малопривлекательно и рассказы о том, как здесь зачитывали приговоры инквизиции и приводили их в исполнение, приняли совершенно особенную и очень драматическую окраску. В принципе, виновных можно было просто выставлять на солнцепеке, не тратясь на костры и прочие приметы того страшного времени — солнце здесь жарит почище любого кострища.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Со временем одна из башен собора рухнула и теперь Святая Катерина выглядит малость несимметрично, но привлекательности от этого не теряет.

Дойти до чудотворного креста, исполняющего любые желания, у меня не хватило сил — вот если бы он вдохнул в меня эти самые силы заочно, я бы, пожалуй, доползла до креста, чтобы поблагодарить, но таких чудес никто делать не умеет. В этому времени у меня закипело внутри все, что может закипеть и пересохло все, что может пересохнуть. Пить уже не хотелось — мумию не спасет бутылка воды, даже если она со льдом. Я тихонечко мечтала об отпуске на айсберге, стойко пытаясь сопротивляться жаре и из последних сил ползти к новым достопримечательностям…

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

За кафедральным собором есть музей археологии, не так, чтоб уж очень интересный, но расположенный рядом, в здании монастыря при церкви Франциска Ассизского, и к тому же в тени — что ж не посмотреть на собрание артефактов времен владычества португальцев. Впрочем, если вас не привлекают развалины, его можно смело пропустить…

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

На площади можно провести немало времени, благо посмотреть есть на что, но уже не оставалось ни сил, ни времени. Мне казалось, что мы никогда не выберемся из этой жары, навсегда приговоренные жить под раскаленным солнцем Гоа и ругала себя за излишнюю любознательность, заставившую добровольно отказаться от пляжа.

В машину мы вернулись раскаленные и малость оглушенные солнцем. Сострадательный водитель газанул кондиционер на полный минус, чтобы хоть как-то вернуть нас к жизни и очень-очень неспешно повез к следующей достопримечательности.

St Augustinу Tower — руины монастыря и церкви святого Августина. Если быть совсем точной, то от монастыря осталась одна башня, или колокольня, высящаяся среди почти неприметных развалин. Археологические раскопки здесь еще ведутся, земля хранит древние тайны и наверное, именно этим башня привлекает туристов. Выскочив из машины ради нескольких кадров, мы быстро шмыгнули назад, чтобы дальше охлаждаться, пытаясь прийти в себя.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Руины неплохо бы смотрелись среди зарослей какого-нибудь дикого леса или непроходимых джунглей, выжженная земля им не добавляла таинственности и желания бродить среди раскаленных на солнце развалин у нас не возникло — простите меня, героические люди, не знающие усталости…

Это малая толика достопримечательностей Старого Гоа, которые можно увидеть, имея в запасе только один, да и то не очень длинный день. Чтобы все их обойти пешком, надо потратить далеко не один день, при условии, что это действительно интересно…

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

От Старого Гоа до Панаджи, современной столицы штата, ехать всего ничего, я даже не успела вдоволь полюбоваться видами, мелькающими за окном. Сам город не производил впечатления столицы, пусть даже только штата — все тот же мусор вдоль дорог, все те же коровы с уставшим взглядом добрых глаз, и все те же цветущие деревья, отчаянно пытающиеся приукрасить неприукрашиваемое. Лавки и магазинчики, прилавки с фруктами, тележки с холодным питьем, стайки школьников, устало бредущие дамы под яркими зонтиками — я люблю наблюдать за жизнью в новом для себя уголке нашей планеты, пытаясь разглядеть что-то такое, скрытое от глаз туристов и называющееся грустным словом «обыденное». И всегда прикидываю — смогла бы я жить здесь? В Индии не смогла бы, это я поняла совершенно точно.

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Церковь Непорочного зачатия Девы Марии расположена на холме и притягивает всех туристов, опережая по популярности остальные храмы. Даже не знаю, что красивее — сама церковь или вид, открывающийся с ее ступенек. Когда-то здесь была небольшая часовенка, в которой молились португальские моряки, но город рос, а с ним изменялась и церковь.

Мне понравились ступени, сложенные зигзагообразным узором, словно парадный вход совершенно неземного дворца, к тому же украшенные изящной статуей Девы Марии. Словно пушистое облако, а может и мечта человека, обретенная в камне, парит этот храм над шумной улицей, над всей этой суетой и сутолокой, обещая что-то возвышенное и неземное тем, кто будет хорошим в земной своей жизни. Читала я, что внутри так же красиво, но попасть в храм нам не удалось — двери были закрыты. Оставалось полюбоваться храмом снаружи, посмотреть с его высоты на город, загадать желание вернуться, как только воспоминания о жаре немножко сотрутся в памяти, и уйти не оборачиваясь, чтобы загаданное сбылось наверняка…

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Из всех храмов, увиденных в Гоа, церковь Непорочного зачатия мне понравилась больше всего и в своем личном рейтинге я удостоила ее первого места — и по красоте, и по величию, и по открывающемуся с ее высоты виду.

На этом можно было заканчивать с экскурсией, все намеченное мы увидели, от жары не умерли и даже как-то соображали малость расплавленными на солнцепеке мозгами. Жалела я только о том, что готовя маршруты, мы слишком мало времени уделили природе Гоа, а она достойна того, чтобы ею любовались. Пляжи, которые мы так и не увидели, меня не огорчали, пляжного безделья в этом круизе было и так предостаточно, чтобы тратить на него еще и портовый день. Будь у нас в Гоа стоянка овернайт, мы бы придумали еще что-нибудь, поинтереснее пляжа — это я так, поддавшись моменту, печалилась, что мы таскаемся по такой жарище, вместо того, чтобы нежиться на берегу.

Дорога обратно в порт была ужасно медленной и очень длинной — пробка, уходящая в бесконечность, наглухо забила дорогу, а снующие без всяких правил водители только усугубляли ситуацию, не оставляя никакого шанса остальным. Красная пыль клубилась, кондиционер чихал и кашлял, норовя и вовсе отказаться работать, солнце припекало не на шутку и казалось, что это сам Гоа не хотел отпускать нас из своего душного плена…

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

К кораблю мы приехали вовремя, чудом не опоздав. Водитель получил свои заслуженные чаевые и прощаясь с Индией, я не испытывала никакого сожаления — три дня оказались той максимальной дозой, что мог вынести мой организм.

Да, это не моя страна, мы слишком разные, чтобы понять друг друга и о любви здесь не идет даже речи. И все же, я не могу не повторить главного, на мой взгляд, — Индия сказочно прекрасна, если отправиться туда, где почти не ступала нога человека…

Полезные советы:

1. В Мангалоре мы заплатили таксисту 40 долларов за 5 часов работы. Можно было торговаться и дальше, но жалко было свое время тратить на ерунду.
  2. В Гоа за 8 часов таксист получил 80 долларов, плюс 10 долларов чаевых.
  3. Далеко не во всех храмах разрешают фотографировать, партизанить можно, но если заметят, скажут неприятное, а оно вам нужно?
  4. Возьмите с собой одноразовые носки, в которых можно будет ходить по храму, сняв обувь. Грязно настолько, что иногда лучше не входить, чем топать босиком по полам, никогда не знавшим мыла и воды.
  5. Если вы собираетесь посещать храмы, одевайтесь в соответствующую одежду — шорты не приветствуются, равно как и очень открытые наряды у дам.
  6. Все достопримечательности Мангалора мы посещали бесплатно.
  7. В Гоа платный вход в церковь Непорочного зачатия — 10 рупий с человека.
  8. Церковь Непорочного зачатия работает с 7.00 до 19.00, перерыв с 12.30 до 15.00. Храм действующий, открыт ежедневно.
  9. В порту Гоа (Мормугао) интернета нет!
  10. Про сувениры и шопинг в Гоа информацией не владею — на все это у нас не осталось времени, да и желания, если честно.

На этом я заканчиваю свои рассказы об Индии. Впереди нас ждали два морских дня, чтобы отдохнуть от индийских реалий, а потом наш корабль подошел к берегам Омана, подарившим мне самое настоящее географическое открытие…