Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Куала-Лумпур — Малайзия Апрель 2019

Мои рассказы о круизе на корабле AIDAbella:

Восточные сказки «Аида Белла». Как все начиналось…

«Аида Белла». «Фантастиш, практиш, гут!»

Сингапур. Единственный и неповторимый

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Малайзия. Лангкави. И взлетим, и поплаваем!

Мальдивы. Райский рай

Индия. Кочи – король Аравийского моря…

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Оман. Маскат. Восточные сказки…

Оман. Эль-Хасаб. Арабская Норвегия

ОАЭ. Дубай. Мираж в пустыне…

Малайзия была для меня страной, «где много диких обезьян» и куда я все время хотела отправиться. Но то ли желание увидеть Малайзию было каким-то вяловатым, то ли не так уж и сильно я хотела к этим самым обезьянам, этого я объяснить не могу. Все мои робкие намеки: «А может рванем в Малайзию» не находили отклика у мужа, и мечта начала чахнуть, сохнуть, покрываться пылью и в какой-то из дней просто рассыпалась прахом, исчезнув от невостребованности. Надо ли говорить, что предложение от «Аиды» посмотреть сразу два весьма популярных у туристов места, Куала-Лумпур и Лангкави, было встречено мною с большим энтузиазмом.

Мы понимали, что один день в Куала-Лумпуре — это ничтожно мало, и всего задуманного мы увидеть не успеем, даже если сможем договориться с местным водителем ковра-самолета. Да и Лангкави придется смотреть в хорошем темпе, скорее всего принеся в жертву его шикарные пляжи — все та же стесненность во времени, когда на все про все выделяется лишь один день стоянки в порту. Но с другой стороны, где-то подспудно я понимала, что если жизнь дает шанс побывать там, где ты уже отчаялся побывать, этим шансом надо воспользоваться и постараться получить от него максимум.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

План, по которому нам предстояло смотреть Куала-Лумпур, был составлен после долгих споров, и убирать то, что увидеть хотелось, но никак не получалось, приходилось по живому. В результате у нас получился неплохой маршрут, с большим трудом втиснутый в жесткие рамки времени, но при этом позволяющий весьма и весьма неспешно увидеть основные достопримечательности и неисчерпаемые красоты Малайзии…

В качестве основного средства передвижения мы выбрали такси, в большом разнообразии представленные в порту, расположенному в пятидесяти километрах от Куала-Лумпура. Само собой надо было оговорить время, не позже которого мы должны были вернуться и, на чем я особо настаивала, как-то утрясти вопрос с неспешным фотографированием достопримечательностей (после нервного водителя на Арубе, я этот момент не пускаю на самотек). Водитель нам попался с понятием, карта с помеченными достопримечательностями была взята за основу, и мы лихо стартанули навстречу с интересным. Любящий поболтать водитель, к тому же изъясняющийся на хорошем английском, с удовольствием рассказывал обо всем на свете, просвещая нас «за жизнь» в Малайзии, начиная от климата и заканчивая личной оценкой происходящего в стране.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Климат Малайзии из кондиционированного автомобиля воспринимался вполне комфортным, но стоило открыть двери на первой остановке, как стало понятно: круглогодичные 35, причем в любую погоду, да еще под горячим экваториальным солнцем, это вам не шуточки и все мои шмотки, казавшиеся дома легкими и невесомыми, местному климату совсем не подходят (от мысли заниматься ежеутренним макияжем я отказалась еще в Сингапуре, прячась за огромными очками) . Ветер как-то пытался спасти нас, обдувая сразу со всех сторон, но получалось это у него не очень. Наш водитель утешил меня, что местным жителям тоже очень жарко, да и его сразу же промокшая рубашка подтверждала это. Нам оставалось смириться и думать, что на одном из чудесных пляжей Малайзии мы бы этот климат воспринимали совсем иначе…

Королевский дворец Истана Негара — с него мы начали наше знакомство с Малайзией.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Дело не в нашем уважении к королю Малайзии, а в экономии времени и разумном построении маршрута. Еще дома мы никак не могли решить, тратить время на дворец или пропустить его, но решили, что раз уж он все равно будет по пути, можно и посмотреть. Честно говоря, достопримечательность эта очень «так себе» — сам дворец расположен в отдалении от парадных ворот, которые закрыты наглухо и туристов не пропускают. Дворец тоже закрыт для посещения, потому как является действующим, и церемонии самые высокого ранга проводятся здесь время от времени. Через решетку можно оценить масштабы владений короля и представить, какая роскошь скрыта от любопытных глаз, но лично мне этого было явно маловато. Пофотографировав дворец со всех сторон нахально просунутым сквозь решетку фотоаппаратом, я увиденным осталась недовольна. Караул у ворот на меня не реагировал, стоя недвижимо и только кони всхрапывали и обмахивались хвостами в тщетной надежде разогнать нарастающий зной. Нагло втиснувшись перед бесконечной группой китайцев, фотографирующихся на фоне вспотевшего караула и сделав свои пару кадров хоть чего-то интересного, я сбежала в машину, чтобы отдышаться под кондиционером.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Не скажу, что королевский дворец какая-то особо интересная достопримечательность. Пропусти мы его, мои впечатления от Куала-Лумпура не стали бы хуже, а вот время мы сэкономили бы наверняка. Впрочем, решать вам — стоит дворец того, чтобы посмотреть на него через решетку, или король не обидится на ваше невнимание к его жилищу. Я думаю, что не обидится.

Пока мы выруливали от дворца, наш водитель поведал, что на территории за воротами есть дивный парк, невиданной красоты озеро и другие природные красоты, призванные услаждать взор короля и его высоких гостей…

Дорога к пещерам Бату Кейвс, куда мы отправлялись дальше, удлинилась по весьма прозаической причине — утром Куала-Лумпур еле ползет, замирая в жутких пробках.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Вот и мы больше стояли, чем двигались, прикидывая, сколько драгоценного времени теряем на непредвиденное и сможем ли увидеть все то, что осталось в нашем плане после жарких споров. К пещерам надо приезжать с утра пораньше, и чем раньше, тем лучше. Чем позже, тем больше туристических автобусов прибывает на стоянку, тем плотнее толпа на улице и в пещерах, тем чаще подъезжают такси, высаживая любителей достопримечательностей и тем сильнее разгорается солнце на безоблачном небе, затрудняя и без того непростой подъем к пещерам. К сожалению, приехать к открытию (6 утра) мы никак не могли — в это время наш корабль только подходил к берегам Малайзии…

Пещеры, после башен Петронас, второй по узнаваемости и популярности символ Куала-Лумпура, как мне кажется. Добавьте совершенно бесплатный вход и тогда станет понятно, какая толпа народа спешит сюда попасть.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Перед лестницей ведущей к пещерам, пасутся несметные стада местных голубей, давным-давно разучившихся добывать себе корм и питающихся исключительно милостью туристов. Голуби настолько нахальные, что даже не думают улетать, и я пару раз чуть было не наступила на них, увлекшись фотографированием видов вокруг и самих голубей. Даже не думайте кидать им корм — рванувшая к вам стая или собьет с ног или… Ну, они и до вас что-то клевали, сами понимаете…

Здесь же, на площади перед храмом, есть сувенирный магазин (делать в нем нечего) и индуистский храм, яркий и нарядный, как пряник. Входить в него можно только разувшись, но зато бесплатно, а посмотреть есть на что. Есть шанс выйти из этого храма с красной точкой на лбу, их охотно ставят всем туристам, не разбирая их вероисповедания. Мне в принципе нравятся такие индуистские храмы, хотя из всех их богов я не задумываясь назову только Ганешу, ну может еще пару припомню, скрипнув мозгами. Но их яркая и нарядная красота цепляет самые художественные струнки моей души и любуюсь я не богами, а броскими скульптурами, изображающими неведомое мне…

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

У подножия лестницы высится огромная золотая статуя бога Муругану, уверенно удерживающего звание самого высокого изваяния индуистского бога. Наш водитель, правда, уверял меня, что Муругану охраняет пещеру и является стражем всего этого комплекса, но подтверждения этих слов я не нашла.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Всем, кто планирует подъем к храму, нужно соответствующе одеться, прикрыв колени и плечи. Строгость касается только женщин, мужчины поднимались в шортах.

Понятно, что едва приехав к пещерам, все спешат покорить жутко длинную лестницу, очень пугающую обилием ступенек, если смотреть на нее снизу. 272 ступени в такую жару само по себе не шутка, и утром хоть как-то спасает тень от скалы, прикрывающая от солнечных лучей. Но если честно, тень эта обманчива и особой прохлады не дает. Карабкаясь вверх, сам себе удивляешься и задаешься вопросом, с какого перепуга ты согласилась переть на эту верхотуру, если твоя религия ни разу не индуизм.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Но любопытство, подстегиваемое любознательностью и еще бог его знает чем, упрямо толкает тебя вперед и вверх. Умиляться собственным подвигом получается ровно до того момента, пока не обгонит тебя скромный носильщик, неспешно прущий в гору с двумя ящиками воды на загорелых плечах. Поднимается он обыденно и только его взмокшая рубаха выдает, что и ему непросто. После этого топаешь себе вверх, вычеркнув лестницу из списка собственных героических поступков, изредка промакивая соленый пот на лбу и стараешься не особо отставать от шустрых европейских пенсионеров, взявших неслабый темп.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Суровость бытия, помноженную на спортивный подвиг, очень скрашивали снующие вокруг обезьянки. С утра их переполняла бьющая ключом энергия и какой-то совершенно необъяснимый энтузиазм. Нахальные бестии спешили одновременно размяться, поесть вволю всего того, что им отдали добровольно и того, что они изъяли самолично и слиться в любовном экстазе, заполняя паузы между прыжками и завтраком. Самые скромные представители обезьяньего племени сидели на скалах и нянчили народившихся отпрысков, не решаясь принять участие ни в банкете, ни в оргии. Наблюдать, как пунцовеют лица добропорядочных дам пенсионного возраста, ставших невольных зрителями обезьяньих эротических игр, было отдельное удовольствие — в просвещенной и толерантной Европе все еще царит дух ханжества.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Не скажу, что обезьяны как-то помогли подняться к пещере, но от подсчета ступеней отвлекли, позволяя время от времени останавливаться не для того, чтобы перевести дыхание, а чтобы сделать симпатичный портрет братьев и сестер наших меньших, за что им отдельное спасибо.

В пещере, до которой мы наконец-то доползли, оказалось душно, влажно и многолюдно. Свет пробивался через высокохудожественные отверстия в потолке, украшенные по капризу природы густой зеленью и лучи света, проникающие через эти дыры, смотрелись весьма и весьма красиво.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Вход в пещеру бесплатный, размеры ее внушительны, а мерный стук капель просачивающейся влаги невольно настраивает на медитативный лад, если, конечно, не отвлекаться на обезьян, не испытывающих никакого уважения в индуистским богам (кошмар, что они вытворяли!)…

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

В самом дальнем углу пещеры расположен главный храм (вход бесплатный) — верующие что-то пели и уходили осчастливленные красной точкой на лбу, но входить в него можно только сняв обувь, а этого как раз делать не хотелось, больно грязно было вокруг.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

В пещере много статуй богов, вокруг которых отдыхали после подъема и те, кто верит в этих святых, и те, кто был рад посидеть и отдохнуть, махнув рукой на грязь и бегающих обезьян. Если одной пещеры вам мало, можно заглянуть, правда уже за деньги, в Черную пещеру, где темно (вроде выдают фонарики) и куда можно пройти с экскурсией.

Эта пещера охраняется, как объект изучения природы и населена таким огромным количеством летучих мышей, пауков и прочих ползающих созданий, что я решила пропустить эту аттракцию, сославшись на экономию денег и времени. Мы и так задержались в пещерах дольше, чем планировали, а хотелось еще полюбоваться фигурой Муругана сзади и открывающимся видом на Куала-Лумпур из-за его божественного плеча. Муруган впечатлил, а вид укрывался знойной дымкой и ничем особенным порадовать не смог.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Спуск вниз оказался, как всегда, проще и занял совсем немного времени. Да и обезьяны куда-то сбежали, видно утомившись своими утренними заботами, а без них стало совсем скучно. Сувенирный магазин мы решили пропустить, да и время неумолимо толкало нас вперед, намекая, что такими темпами мы можем ничего не увидеть.

Пещеры Бату Кейвс я очень рекомендую — сморится этот комплекс монументально, впечатляет и храмами, и размером пещеры, опять же, обезьянки вокруг, а для меня Малайзия всегда была страной, «где много диких обезьян». Мне понравилось и я совсем не пожалела, что мы провели здесь так много времени…

После глубокого погружения в индуизм, мы наконец-то отправились в мусульманский Куала-Лумпур, до которого пока так и не доехали, отвлекаясь на достопримечательности по пути.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Малайзия — страна мусульманская, но религия здесь не доминирует, деликатно напоминая о себе куполами мечетей, входить в которые можно предварительно закутавшись с ног до головы в скромное и непрозрачное, да в редких одеяниях местных дам, черными тенями скользящими по тротуарам. Народ приветливый, улыбчивый, отзывчивый, я бы даже сказала, компанейский, и незаметно для самой себя я поменяла мнение о мусульманах в лучшую сторону.

Куала-Лумпур мне показался городом симпатичным, утопающим в зелени и цветах, чистым и ухоженным. Даже современные кварталы мирно соседствуют с уцелевшими джунглями, чем сами малазийцы очень гордятся, подчеркивая свое бережное отношение к природе. Ну и небоскребы мне показались намного симпатичнее своих собратьев из других стран хотя бы тем, что их стеклянные бока отражают сочную зелень, а не точно такие же высотки, в которых заблудится проще, чем в джунглях.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Цветы наполняли город ароматами, оросительные системы и фонтаны радовали радугами всех мастей и размеров, солнце то и дело отлучалось по своим делам, прячась за облака, и мне даже показалось, что жара в Куала-Лумпуре уступает знойному пеклу Сингапура. Мои позитивные мысли вдребезги разбил наш водитель, сказав, что в Сингапуре прохладнее.

Тем временем мы подъехали к национальной мечети Масджид Негара, заходить в которую не планировали — я не захватила чем прикрыть голову, да и особого желания укутаться у меня не возникло. Сомнения, что мы поступаем неправильно, были раздавлены в зародыше подъехавшими автобусами с китайскими туристами. Поняв, что внутри все равно ничего уже не увидишь, мы ограничились внешним созерцанием мечети, совсем не похожей на то, что я себе представляла, очень осовремененной она мне показалась, да такой и являлась по сути (как оказалось, я с этой мечетью ровесница).

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Минарет категорически отказывался помещаться в кадр, а своеобразный купол должен был символизировать своими углами 13 малайских штатов и 5 «столпов ислама». Проверить, действительно ли у купола 18 углов, я не смогла, сбиваясь со счета каждый раз, когда добиралась до десятого.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Фонтан, явно украшающий вид мечети и площади, отчего-то был выключен, к тому же китайцы норовили влезть в кадр и галдели так, что я себя не слышала.

Неподалеку от мечети есть старый железнодорожный вокзал, внесенный в список десяти самых красивых вокзалов мира. Здание действительно очень красивое, немножко похоже на сказочный замок, немножко на праздничный торт, и думаю, оно бы сильно проиграло, реши мы посмотреть на него со стороны железнодорожных путей. Поэтому я ограничилась созерцанием ажурных башенок, луковок куполов, невесомых арок, тонких шпилей и всего того, что сделало обыкновенный вокзал столь необыкновенным и изящным.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Дальше наш путь лежал к площади Независимости (Мердека), символичной для любого малайца. Во времена владычества англичан это место было своеобразным символом их власти — закрытый крикетный клуб и огромное поле для крикета располагались на месте этой площади.

Огромный флагшток (самый высокий в ЮВА, а может и в мире), на котором развевается флаг Малайзии и бесчисленное количество флагов по периметру площади раз и навсегда перечеркнули эпоху англичан в этой стране, ставшей независимой в середине прошлого века. Флагом этим малайцы очень гордятся и с удовольствием показывают всем туристам.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Поменяв название, площадь сохранила свой прежний облик, правда, закрытый клуб теперь открыт для малайцев из очень обеспеченных семей, а напротив клуба высится очень красивый и величественный дворец Султана Абдул Самада, бывший когда-то высшим судом Малайзии. Говорят, что в те времена, когда это здание строилось, все в нем претендовало на рекорд — и высота часовой башни (чуть меньше 50 метров), и количество кирпичей, и купола из меди, и изящество отделки. Сейчас дворец носит заслуженное звание архитектурного памятника мавританского стиля, занимает его министерство культуры, а молодожены любят устраивать у его стен фотосессии, свидетелем которых мы невольно стали. Зрелище меня увлекло настолько, что я совершенно забыла о своем фотоаппарате, впервые в путешествиях не сделав ни единого кадра чужого счастья.

Символично — из-за часовой башни дворец частенько называют малазийским Биг-Беном и именно в этом дворце была объявлена независимость страны от англичан…

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Площадь эта настолько красива, что мы опять махнули рукой на время, правда, теперь уже понимая, что чего-то себя лишаем, так расточительно тратя отведенные нам часы. Мне остается позавидовать тем, кто увидит эту площадь поздно вечером, в огнях подсветки или попадет сюда на праздник. В любом случае, побывать на площади обязательно надо!

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Не отходя далеко от площади, можно отдать дань современным традициям и сделать фотографию на память у знака «Я люблю КЛ», если, конечно, хватит терпения выстоять бесконечную очередь из китайских туристов, любящих фотографироваться основательно. Может это и не самая-самая достопримечательность Куала-Лумпура, но миллионы китайцев ошибаться не могут…

Неподалеку от площади есть еще одно знаковое место, неоправданно пропускаемое большинством туристов. Китайцы, сидевшие у нас на пятках всю дорогу, проскочили мимо, а мы не поленились притормозить и выйти из приятной прохлады машины, чтобы увидеть и сфотографировать самое историческое место Куала-Лумпура — слияние двух рек Гомбак и Кланг. Здесь начинался город, основанный китайскими добытчиками олова, отсюда он и получил свое красивое имя, звучащее в переводе не очень-то и красиво — «грязные устья».

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Сейчас здесь высятся буквы «Куала-Лумпур», а за ними видна мечеть Джамек, самая древняя и, как уверяют сами малайцы, самая красивая. Место это ничем не напоминает те времена, когда реки были грязными и смотрится очень нарядно — обязательно сверните сюда, чтобы понять, какой длинный путь был проделан Малайзией от тех времен и до наших дней…

Китайский квартал Куала-Лумпура не лишен своеобразного колорита, присущего всем китайским кварталам, богат храмами самых разных конфессий и непременно выведет на улицу Петалинг, где сходятся дороги всех туристов. Мекка недорогого шопинга, еда на любой вкус, обилие вкуснейших малайских фруктов, ледяное питье, возвращающее желание жить дальше и ходить по адской жаре — все это можно найти на этой улице. А еще здесь охотно покупают «брендовые» сумки и «брендовые» же часы за сущие гроши и даже не думайте говорить продавцу, что вы не верите его честности, они так искренне обижаются, что понимаешь, все они верят в подлинность того, что сшито здесь же, неподалеку и продается ими под громкими именами мировых брендов. Торг уместен, продавцам он нравится, как любимый вид спорта и способ скрашивания досуга в ожидании настоящих покупателей. Сувениров здесь практически нет, за ними надо ехать на центральный рынок, расположенный неподалеку, тоже в Китайском квартале.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Центральный рынок — огромный комплекс, где можно найти все, от сувениров всех мастей до едален на любой кошелек, здесь же можно попробовать лучшие малазийские блюда. Жалко было, конечно, тратить время на пробежку вдоль прилавков и магазинчиков, но список заказов жег карман, и я не могла вернуться домой без подарков и сувениров. Да и холодной воды надо было купить, пока жара и жажда нас окончательно не убили. Пронеслись через рынок мы в рекордном темпе, благо цены здесь фиксированные и не надо было мучительно долго торговаться, что мне очень понравилось…

Телебашня Менара была принесена в жертву нашей неспешности и обстоятельности, на то, чтобы подняться на смотровую площадку у нас уже не оставалось времени. С высоты Менары можно посмотреть не только на весь Куала-Лумпур, но и на башни Петронас, что мне кажется гораздо интереснее видов с самих Петронас. Из-за нехватки времени пришлось пропустить и кафе «Дуриан», где можно попробовать все, что приготовлено из дуриана, от мороженого до конфет. Я не поклонник этого фрукта, попробовав его пару раз, я так и не поняла ради чего надо терпеть его своеобразный запах, но мороженое меня заинтересовало.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Башни-близнецы Петронас были конечным пунктом нашего знакомства с городом. Петронас в Куала-Лумпуре — как Эйфелева башня в Париже, не важно, нравится или нет, подойти, посмотреть и сфотографировать надо, а потом можно разбираться в своем отношении к главному символу города, да пожалуй и всей Малайзии. Понятно, что таких желающих несусветные толпы и ждать паузы в бесконечной фотосессии себя на фоне занятие бессмысленное.

Фонтаны у подножья башен не работали, что огорчило меня сильно, а толпа туристов была настолько огромной, что сделать нормальную фотографию долго не получалось. Подниматься на смотровую площадку мы не стали, знойная дымка закрывала обзор, да и вечерний вид, как мне кажется, был бы намного симпатичнее, в этом я неоднократно убеждалась в других городах.

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Времени у нас оставалось не так уж и много. Доехать до порта, позвонить дочери, доложив, что мы живы и здоровы и последними подняться на корабль — все, что мы успели.

Один день на Куала-Лумпур — ничтожно мало, многое из того, что начально было внесено в список «посмотреть обязательно» так и осталось неувиденным. Город контрастов — таким стал для меня Куала-Лумпур, сумевший соединить и сберечь новое и старое, богатое и бедное, живое и неживое. Старые кварталы соседствуют с убежавшей вперед современностью, природа окружает огромные башни из стекла и бетона и над всем этим раскинулось жаркое небо, словно роскошный фон для картины под именем Куала-Лумпур.

Мою душу греет надежда, что когда-нибудь я непременно вернусь в страну, где много диких обезьян и уж тогда я увижу все то, на что в этот раз не хватило времени и сил…

Полезные советы:

1. После торга в порту, мы пришли к соглашению с таксистом — за 8 часов он получает с нас двоих 100 долларов США. Машина с кондиционером, водитель готов молча ждать, пока мы неторопливо фотографируем достопримечательности и любуемся городом. Допускаю, что можно было доторговаться до суммы поменьше, но тратить на это время было жальче, чем потраченные деньги.
  2. В пещеры Бату Кейвс надо приезжать как можно раньше, пока не приехали автобусы с многочисленными туристами. Немаловажно и то, что утром лестница к пещерам находится в тени, это хоть какое-то облегчение. Вход в пещеры бесплатный.
  3. Если планируете посещать мечети, продумайте заранее свою одежду. Для женщин — длинный рукав и длинные брюки или юбка, платок на голову, прикрывающий шею. Мужчинам — брюки, в шортах не пропускают. Обувь надо снимать обязательно. В некоторых мечетях дают надлежащую одежду на прокат, но если туристов много, приходится ждать, пока одежда освободится.
  4. Билеты на Петронас можно приобрести по интернету, хотя я не видела огромной очереди, лучше подстраховаться.
  5. Сувениры лучше покупать на Центральном рынке, цены фиксированы, выбор большой.
  6. Английский знают все, причем на очень неплохом уровне, проблем с общением у нас не возникло ни разу.
  7. Религия не навязчивая, мусульмане здесь в глаза не бросаются, одеваясь точно так же, как мы, за редким исключением.

На этом можно закончить мой рассказ о Куала-Лумпур. На следующий день у нас был остров Лангкави, где нам удалось и полетать, и поплавать, и увидеть много чего интересного.