Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Сингапур Апрель 2019

Мои рассказы о круизе на корабле AIDAbella:

Восточные сказки «Аида Белла». Как все начиналось…

«Аида Белла». «Фантастиш, практиш, гут!»

Сингапур. Единственный и неповторимый

Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…

Малайзия. Лангкави. И взлетим, и поплаваем!

Мальдивы. Райский рай

Индия. Кочи – король Аравийского моря…

Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…

Оман. Маскат. Восточные сказки…

Оман. Эль-Хасаб. Арабская Норвегия

ОАЭ. Дубай. Мираж в пустыне…

Сингапур — любовь с первого взгляда, проверенная взглядом вторым, а теперь еще и третьим. Каждый раз я попадаю в этот город случайно: в первый раз Сингапур стал остановкой по дороге с Бали, второй раз он открывал большое путешествие по Юго-Восточной Азии, в этот раз он проложил нам морской путь к Дубаю. И каждый раз город готовит что-то эдакое, особенное и невиданное раньше, после чего мне остается лишь восторженно ахать и невольно задумываться, что же будет в следующий раз, если, конечно, этот раз будет…

Сингапур. Единственный и неповторимый

Все мне нравится в этом городе, таком чистом и аккуратном, складном и ладном, что недостатки найти не получится, даже если задаться такой целью. Хотя, один недостаток все же имеется. Это я про климат. Жаркий и влажный, словно вот-вот должен разразиться теплый летний ливень, смывающий липкую влагу с цветов и деревьев, Сингапур совершенно мне не подходит именно из-за своей ужасной влажности. На второй день я начинаю мечтать о всемирном похолодании и завидовать кубикам льда, уютно устроившимся в недрах вечной мерзлоты, но упрямо топаю по улицам этого удивительного города, стараясь не обращать внимания на взмокший фотоаппарат и обгоревший под экваториальным солнцем нос, изредка ныряю в недра сингапурского метро, чтобы прийти в себя под кондиционерами, выставленными на вечную мерзлоту, да все чаще закидываю в себя упоительно холодное питье, состоящее в основном из кубиков льда.

В этот раз, готовясь к путешествию, нам пришлось решать неразрешимую задачу — что же еще такого можно посмотреть в городе, где все самое интересное уже видели и не по одному разу? У нас оставались кое-какие «белые пятна» на карте Сингапура — зоопарк, который мы видели только ночью и Сентоза, до которой не добрались ни в первый, ни во второй раз, но зоопарки я не очень люблю в принципе, а тратить время на Сентозу нам опять не захотелось, и мы решили все это отложить «на потом».

Сингапур. Единственный и неповторимый

Решение подсказал сам Сингапур, анонсировав открытие новой оранжереи в Садах у залива. «Цветочная фантазия» открывалась как раз в день нашего приезда, билеты можно было приобрести по интернету, да и то, если повезет их выловить на фоне ажиотажного спроса, и мы стали мониторить их продажу, каждый вечер заходя в интернет, на сайт Садов у залива. Как оказалось, купить два билета, не такая уж простая задача, но наша настойчивость увенчалась успехом, и в Сингапур мы летели с заветными билетами. Порадовал и «Booking», подаривший неплохие скидки на многие аттракции (всего 38 штук), включая уже виденные «Дождевой лес» и «Дом цветов» (в прошлый раз мы там были, но единогласно решили повторить), подъем на 63 этаж 1-Altitude и даже прогулку на кораблике, на которую у нас не хватило времени.

Сочинив более-менее интересный для нас маршрут и раскидав все, что хотелось увидеть на три дня, мы решили в этот раз никуда не спешить и гулять, наслаждаясь городом, стараясь как-то выживать в его климате. Ранним утром прилетев в Сингапур и заселившись в отель на Orchard Rd, чтобы бросить чемоданы и снять с себя лишнюю одежду (а в сингапурском климате любая одежда воспринимается лишней, даже бусики), мы отправились на встречу с замечательным городом.

Сингапур. Единственный и неповторимый

В Сингапуре надо: посмотреть то, что нигде и никогда не увидишь, изумиться необычному, забыть о климате и навестить все то, что уже когда-то видел, если посчастливилось бывать в этом городе раньше. Вот по этому немудреному плану мы и гуляли, наслаждаясь Сингапуром и всеми его чудесами.

Погулять по Orchard Rd — это уже прямо-таки традиция. Вообще-то на этой улице нет ничего такого, чтобы занести ее в разряд достопримечательностей, сплошь магазины и бутики, где продается то, что дорого, очень дорого и дороже некуда, но все здесь настолько респектабельно, красиво и местами изящно, что ноги сами приведут туда, где для сингапурцев жить престижно. Все здесь цветет, осыпаясь к ногам яркими лепестками, фонтаны рассеивают приятную водяную пыль, двери магазинов предупредительно распахиваются, обдавая упоительной прохладой, водители притормаживают, едва ты опускаешь ногу на переход, светофоры щурятся от яркого солнца и лично мне становится неловко, что я здесь оказалась в кроссовках и джинсах, а не на высоких каблуках и в платье от кого-нибудь там подороже. Впрочем, в период распродаж чинная респектабельность сменяется азартом погони за скидками, и Orchard Rd теряет все свое обаяние, уступив напору желающих купить все и сразу.

Сингапур. Единственный и неповторимый

Эту улицу можно и пропустить, нырнув глубоко под землю, в недра сингапурского метро, чтобы выйти где-нибудь на другом конце города. Но кто вас поймет?

Отель «Marina Bay Sands» и набережная — пожалуй, их можно смело назвать достопримечательностью номер один, и хоть я люблю все расставлять чуть иначе, в этом случае меня даже не тянет спорить.

Сингапур. Единственный и неповторимый

Приходят сюда все, и именно отсюда большинство начинает свое знакомство с Сингапуром. На отель-лодку мы поднимались два раза, любуясь ночными видами и в этот раз решили эту аттракцию пропустить. Надо сказать, что вечером очереди в лифты, возносящие на 55 этаж, огромные, а уж отстоять очередь, чтобы спуститься с небес, это задача еще сложнее. Но никого эти трудности не останавливают, и я понимаю стремление посмотреть на залив с высоты «Марины».

Отель-лодка хорош со всех сторон, откуда не зайди, да и любоваться им можно и из окна своего отеля (если окна выходят на нужную сторону), и с залива, и от гигантских деревьев и гуляя по старому Сингапуру, хотя, надо признать, старый смотрится новее нового. А уж как хороша лодка, если посмотреть на нее сверху! Главное, знать, куда забраться, а мы в этот раз знали и забрались.

Сингапур. Единственный и неповторимый

А еще отель всегда утопает в цветах, как утопает в них весь Сингапур, который раз от раза все больше напоминает цветущий и благоухающий сад.

Посмотреть на набережной есть на что и кроме лодки, хотя с символом Сингапура, Мерлионом, нам опять не повезло, и его снова укутали для реставрации. Из трех раз, мы видели Мерлиона во всей красе единожды. Очень часто его ремонтируют, видно, что берегут, любят и холят. Мерлион настоящее украшение залива и толпа туристов вокруг закрытой статуи тому яркое подтверждение, хотя и непонятно, на что они смотрят.

Дурианы театра Эспланады, футбольный стадион на воде, мост ДНК — все это набережная, и провести на ней можно немало времени, обещая себе вернуться вечером, чтобы полюбоваться огнями и влюбиться в яркую и броскую красоту ночного Сингапура. А еще можно найти вмонтированные в тротуар круглые памятные значки, появившиеся к 50-летию Сингапура, их мало кто замечает, изумленный всем тем, что окружает залив и снующими по нему лодками.

Сингапур. Единственный и неповторимый

За высокими стенами отеля-лодки прячутся не менее высокие, я бы даже сказала, гигантские деревья Садов у залива, выросшие буквально у нас на глазах. В наших домашних фотографиях сохранился вид того пустыря и кипящей на нем стройки, но то, что здесь появится такая красота, мы восемь лет назад не могли даже догадаться.

Я так и не решила, когда гигантские деревья смотрятся симпатичнее, под ярким солнцем, когда можно полюбоваться оплетающей их зеленью или в ночи, когда начинается сияющее огнями шоу. Лучше, конечно, посмотреть оба варианта, но тогда и запас времени должен быть побольше.

Гуляешь себе под огромными деревьями, эдаким лилипутом в стране могучих великанов, задрав голову к выгоревшему на солнце небу и думаешь, ну почему у нас так не хотят-не могут-не умеют! Впрочем, этот вопрос я все время себе задаю в Сингапуре, где все старается облегчить жизнь людей и создается для людей, а тех, кто не хотят жить хорошо, приучают к красивому и правильному весьма и весьма суровыми штрафами. Не скажу за всех, но мусорить рука не поднимается, особенно когда увидишь, как ранним утром, пока еще не развеялось предрассветное марево, город начинают мыть, чистить, скоблить, подметать и поливать, наводя блеск и идеальный порядок везде, а не только на дорогах, где проезжают высокие чины. Да что там чистота! В Сингапуре нет комаров, вот где чудо чудное! И это с их влажностью и с их обилием зелени и зарослей, столь любимых кровососами всех мастей…

Сингапур. Единственный и неповторимый

Не важно, где именно гулять — под гигантскими деревья или на мостах между ними, любуясь видами сверху, восторг и незабываемые впечатления будут гарантированы — где еще увидишь такое. А потом, забредя в ту часть садов, где туристов мало, а местные жители любят расположиться в густой тени и отдохнуть, пользуясь выходным днем, можно полюбоваться парящим в воздухе младенцем, до которого мы добрались в первый раз. Огромный пупс, беззащитный и трогательный, олицетворяет нашу планету, такую же беззащитную и нуждающуюся в нашей заботе. Жаль, что в Сингапуре это понимают, а у нас не очень. К младенцу мы успели аккурат перед его закрытием на реставрацию, информацию мы нашли на сайте Садов, а если в Сингапуре пишут, что завтра закроют, можно не сомневаться, что так оно и будет…

Но и не это главное в Садах у залива! То, куда я шла и куда я так стремилась попасть, пряталось в оранжереях, или как их называют в Сингапуре, консерваториях. Две из них, «Дом цветов» и «Дождевой лес», мы уже видели, а вот третья, «Цветочная фантазия» открывалась именно в день нашего приезда и пропустить это зрелище я никак не могла.

Нормальному туристу для осмотра всех трех оранжерей хватит, пожалуй, пары, от силы тройки, часов. Ну, погулял, посмотрел, сфоткался на память и можно идти дальше. Я приложила максимум усилий со своей стороны, чтобы управится за пол дня, хотя это было очень непросто…

Сингапур. Единственный и неповторимый

В «Доме цветов» начинала свою работу выставка голландских тюльпанов, которую уже несколько лет проводит в апреле—мае авиакомпания KLM (есть даже сорт тюльпанов, названный в ее честь). Понять меня могут только те, кто любит тюльпаны так, как люблю их я. А я их просто обожаю!

Оранжерея встретила ароматами цветов, приятной прохладой (цветы не люди, им климат нужен особый) и умеренными толпами, что особенно порадовало. Никаких слов не хватит, чтобы описать всю прелесть этой весенней выставки. Чего тут только не было: роскошные тюльпаны, ароматные гиацинты, нежные глицинии, томные каллы, пестрые герберы, пышные гортензии, элегантные магнолии, простоватые ромашки, яркие фуксии и это я еще не все вспомнила…

Сингапур. Единственный и неповторимый

Мой муж давно смирился, что увести меня из цветочного рая можно только после того, как я сфотографирую каждый цветок по отдельности, потом все сразу, а потом с разных сторон, а потом подстрахуюсь и сниму по второму кругу самые красивые, а после вспомню, что надо ж еще себя запечатлеть на фоне всей этой красоты, пусть и немного помятую после ползанья перед клумбами и весьма утомленную климатом… Короче, быстро посмотреть не получается никогда.

Сингапур. Единственный и неповторимый

Самое удивительное для меня, что и мужу моему нравятся такие выставки, да и по ботаническим садам он тоже любит погулять. Было забавно смотреть, как брутальные мужики пристраивались с фотоаппаратами перед нежными тюльпанами и, делая кадр за кадром, старались снять эти цветы как можно красивее. Про дам я и вовсе не говорю, они различались лишь тем, что одни норовили снять себя на фоне, а другие фотографировали цветы, забыв про себя, красивую, среди эдакого великолепия.

Сингапур. Единственный и неповторимый

И только когда я стала заходить на третий круг, до моего сознания пробились слова, что нам пора двигаться дальше, потому как новая оранжерея у нас строго по времени и мы можем не попасть в «Дождевой лес». А этого я допустить не могла, хотя он и несколько уступает тюльпанам в моем личном рейтинге…

Сингапур. Единственный и неповторимый

Но Сингапур не был бы Сингапуром, если бы и здесь не удивил чем-то новеньким! В «Дождевом лесу» готовилась к открытию выставка орхидей и хоть ее официальное начало было запланировано на тот день, когда мы начнем бороздить Индийский океан, полюбоваться роскошными орхидеями было уже можно. И я снова выпала из времени…

Вообще «Дождевой лес» впечатляет даже больше «Дома цветов» — тут вам и многоэтажность постройки, и огромный водопад, и увитая цветами и зеленью конструкция, внутри которой гуляют туристы, спускаясь потихоньку вниз, и гладь озера на самом верху, и страшные-ужасные растения-мухоловки, у которых висят честные таблички, что вами тоже могут пообедать, если вы предложите разнообразить меню своим пальцем.

Сингапур. Единственный и неповторимый

Все настолько выглядит естественно, что мысль о рукотворности этого чуда даже не возникает. Бредешь среди могучих лиан, украшенных яркими цветами, любуешься венериными башмачками, поражаешься размеру цветков антуриума, пытаешься вспомнить, как называется незнакомая тебе сиреневая нежность или гроздья чего-то ярко-розового, а потом поворачиваешь к орхидеям и пропадаешь для мира.

Сингапур. Единственный и неповторимый

Опять же, прохлада дает возможность отдышаться от адского пекла, водопад шумит и обдает брызгами, фотоаппарат требует заменить очередной пустой аккумулятор, муж предупреждает, что это последний, а ты ж еще и на телефон стараешься все снять, чтобы сегодня вечером отправить эту красоту заждавшимся сестре и дочери. И опять быстро пробежать не получилось, да особо и не хотелось, если честно. Если бы время не было таким неумолимым, я бы гуляла и гуляла по «Дождевому лесу»…

Сингапур. Единственный и неповторимый

Билеты в оранжерею «Цветочная фантазия» были куплены с 18.00 до 19.00, увы, но только на это время нам удалось выручить два билеты после нескольких недель засады в интернете. Раскупались они быстрее, чем появлялись в продаже, спрос был ажиотажный, ну и то, что это был день открытия новой оранжереи, тоже сыграло свою роль. То, что мы попали на эту выставку, целиком и полностью заслуга мужа, сумевшего совершить чудо. В кассах у оранжереи билетов не было на три дня вперед и только это остановило мой порыв посмотреть «Цветочную фантазию» по второму кругу, на следующий день. И да, в 19.00 я не ушла, прогуляв и здесь не меньше двух часов. Я просто не смогла развернуться и уйти, оставив всю эту красоту…

Ни фотографии, ни даже видео, ни любые мои слова не смогут передать то, что мы увидели в новой оранжерее. Настоящий гимн природе, восторженная ода цветам, сады Вавилона и сказки Диснея — все это здесь собрано с таким изяществом и вкусом, что впору не верить своим глазам, как такое можно сотворить, да еще на таком небольшом пространстве!

Сингапур. Единственный и неповторимый

Гортензии, одна другой краше и пышнее, встречают всех у входа, очаровывая ароматами и нависая над узкой тропинкой волшебным облаком розово-сиреневого цвета.

Тропинка приводит к «цветопаду» из белых орхидей, танцующих под звучащую откуда-то сверху мелодию. Этот вальс цветов настолько завораживает, что ноги категорически отказываются идти дальше, а фотоаппарат сам готов делать кадр за кадром, чтобы не пропустить главное.

Сингапур. Единственный и неповторимый

И тут ты понимаешь, что дальше тебя ничем не удивить, поворачиваешь за угол и… А там — бывает же такая красота! Бонсаи! Да не простые, а из цветущих магнолий и разноцветных рододендронов, а рядом с ними огромные шары из ярких орхидей, парящих под куполом, а чуть поодаль букеты из эустом и вокруг всего этого цветы, цветы, цветы, названий которых я даже не знаю…

Сингапур. Единственный и неповторимый

О том, что надо дышать и моргать, я вспомнила, только дойдя до водопадов, тоже танцующих под музыку. Здесь было полегче — орхидеи меня уже перестали удивлять, хотя не удивляться было сложно. Вивариум с ядовитыми лягушками, которых еще надо было отыскать среди буйной зелени и обрушившийся на наши головы густым туманом мелкий дождичек, ожививший растения, приободрил и нас и, полюбовавшись подвешенными под потолком, да еще и «вверх ногами» гигантскими папоротниками, я отправилась на второй круг, а муж пошел смотреть 4-д фильм о полете над парком «Сады у залива». Когда мы вновь соединились, впечатления переполняли меня так, что я забывала дышать, а фотоаппарат висел бездыханным, выпив запас всех своих аккумуляторов и парочки от фотоаппарата мужа…

Сингапур. Единственный и неповторимый

Если судьба занесет вас в Сингапур, обязательно побывайте в оранжереях Садов у залива. Я не знаю, что еще такого-эдакого можно придумать из цветов и растений, но ни на минуту не сомневаюсь, что придумают. Ну, а то, что вы ахнете от восторга, в этом я не сомневаюсь ни на секунду. Ахнете, да еще как ахнете!

Всю ночь мне снились танцующие цветы и орхидеи, порхающие в воздухе, словно невиданно-красивые бабочки.

Увы, то количество фотографий, что можно вставить в один рассказ, сильно ограничивает мое желание показать вам всю красоту оранжерей в Садах у залива, но пусть это станет для вас поводом задуматься о путешествии в Сингапур…

Отель «Фуллертон» — несомненная и очень красивая достопримечательность Сингапура, намного симпатичнее знаменитого отеля-лодки, настоящее украшение набережной. Если бы мне взбрело в голову пожить в каком-нибудь из этих отелей, я бы выбрала «Фуллертон», а не как все, лодку.

Сингапур. Единственный и неповторимый

Построенный на месте бывшего форта Фуллертон и сохранивший после всех перестроек, переделок и реконструкций и свой особенный внешний облик, и, что самое главное, старинный маяк (ставший рестораном), помогавший морякам проложить курс к берегам Сингапура, отель выглядит приветом из прошлого, очень украшая набережную своим фасадом. Можно только позавидовать тем, кто живет в номерах с видом на залив — Мерлион, лодка, ночное световое шоу, все видно, как на ладони.

Прошлое Сингапура, «Фуллертон», каждый день всматривается в современное, отель-лодку, умудряясь при этом мирно сосуществовать на противоположных берегах залива и рассказывать всем желающим свои истории об удивительном городе…

Сингапур. Единственный и неповторимый

Китайский квартал — кто-то сюда идет, чтобы купить всякого-разного по разумной цене (а Сингапур очень дорогой город!), а кто-то, чтобы отведать настоящей сингапурской еды, свежей, острой и умопомрачительно вкусной. Ресторанчиков здесь много, в самом шумном и в самом заполненном туристами будет вкуснее всего. У нас есть любимая едальня, в которую мы заходим каждый раз, бывая в Сингапуре, и она нас ни разу не разочаровала.

Сувениры я не покупала, да у меня их никто и не просил в этот раз, все давно привезено и подарено, но если вам нужно привезти что-то в подарок, то Китайский квартал в этом поможет.

Кроме сувениров здесь так много всего красивого и интересного, что квартал непременно нужно включать в свой туристический маршрут, ну и заодно удивиться, насколько непохож Китайский квартал Сингапура на китайские кварталы других городов, прежде всего чистотой и порядком. Кто сейчас поверит, что когда-то это было самое криминальное место Сингапура?

Сингапур. Единственный и неповторимый

Clarke Quay — набережная, где раньше были склады и доки, а сейчас рестораны, бары и клубы, предлагающие провести весело время ночью и накормить морскими изысками, как только время повернет к вечеру. Ночью здесь шумно, ярко и многолюдно, утром пусто и сонно, днем жарко и скучно, вечером просыпается жизнь, готовая подхватить тебя и не давать спать всю длинную сингапурскую ночь. Все туристы приходят на яркую и симпатичную Clarke Quay, кто-то, чтобы поесть в ресторанах, кто-то, чтобы отправится на кораблике по реке, кто-то, чтобы просто посмотреть, как можно преобразить когда-то далеко не самый красивый уголок города. Не знаю, чем меня привлекает Clarke Quay, но каждый раз мы сворачиваем сюда, чтобы неспешно пройти вдоль берега реки, любуясь снующими по ней корабликами…

Boat Quay — в нее плавно переходит Clarke Quay. Здесь появляются виды на старый Сингапур, так удачно обрамленный рамкой из нового, современного, стеклянного и высотного, что невольно завидуешь городу в котором архитектура не противоречит друг другу, а лишь старается подчеркнуть красоту старинного скромным фоном из современного. Только успевай щелкать кадр за кадром, поглядывая, как убегает за дома солнце, раскрашивая небо в упоительные предзакатные оттенки. Концентрация красивого здесь так велика, что вся набережная усеяна фотографами, старающимися сделать уникальный кадр и ожидающих стремительного заката.

Сингапур. Единственный и неповторимый

А еще на Boat Quay можно купить уникальное мороженое из чая матча, освежающего и бодрящего, точно такого же, как то, что делают в Японии. После мороженого с матча я готова была повторить весь наш маршрут и если бы мы уже не переехали жить на корабль, я бы гуляла по Сингапуру еще пол ночи…

Рынок Telok Ayer — к нему мы добрались совсем к вечеру, когда уставший за день Сингапур спешил по домам, чтобы отдохнуть и набраться сил. Человеческие ручейки струились по тротуарам, мелькавшим между высотных домов, отражались в стеклянных боках зданий и ныряли глубоко под землю, в толчею переполненного метро.

Сингапур. Единственный и неповторимый

Рынок Telok Ayer самый старый в Сингапуре и прославился он в позапрошлом веке свежайшей рыбой, продаваемой местными рыбаками. Сейчас он скромно ютится, зажатый небоскребами, но былой славы не теряет и привлекает туристов как огромным разнообразием продуктов, так и круглосуточно распахнутыми дверями. И стоя рядом с рынком, понимаешь, насколько разителен контраст Сингапура современного и Сингапура пятидесятилетней давности.

Ну и деталь — рынок признан национальным памятником в семидесятые годы прошлого века.

Raffles Place— деловой и финансовый центр Сингапура, расположенный как раз в том самом месте, где сэр Раффлз решил построить свою торговую империю. Сейчас эта площадь ничем не напоминает те далекие времена, превратившись в район стеклянных небоскребов, самых высоких в Сингапуре. И если туристы заглядывают сюда, то, чтобы взобраться на небоскреб и полюбоваться городом с высоты, ну или чтобы опуститься в метро, откуда можно добраться в любой район Сингапура.

Сингапур. Единственный и неповторимый

Если вы любите высокие здания, холодно посверкивающие своими зеркальными боками и норовящие закрыть своими макушками небо с бегущими по нему облаками, непременно сверните на Raffles Place, место, где когда-то начинался Сингапур…

Смотровая площадка 1 Altitude — на сегодняшний день это самое высокое место в Сингапуре (282 метра, 63 этаж), откуда открывается вид на весь город, залив и старый порт, где скучала в ожидании начала круиза наша «Аида».
Минус один — смотровая площадка работает до 17.30 и ночной город с нее не увидишь, но поскольку мы два прошлых раза любовались именно ночным Сингапуром, в этот раз с радостью отправились смотреть, как все выглядит днем, под ярким и жарким солнцем.

Сингапур. Единственный и неповторимый

Плюсов у этой смотровой площадки так много, что я боюсь что-то пропустить, начав перечислять. Самый главный — полное отсутствие очереди в лифт. Мы были на площадке вдвоем и гуляли по кругу в свое удовольствие, не дожидаясь, когда можно подойти к краю и сфотографировать приглянувшуюся перспективу.

Обзор круговой, что тоже приятно порадовало, а когда милая девушка принесла нам упоительно-холодные напитки, дабы мы не перегрелись на солнце, стало совсем приятно. Уходить нас никто не торопил, можно было посидеть, любуясь городом или накручивать круги по площадке, выискивая новые ракурсы.

Сингапур. Единственный и неповторимый

Полюбовались мы отсюда отелем-лодкой, нашли нашу «Аиду», поразились количеству судов в заливе, увидели посверкивающие бока Дурианов и хитросплетения старых улиц. Новые кварталы Сингапура тоже можно увидеть с этой площадки, но надо признать, ничем таким особенным они не отличаются даже в Сингапуре. И только налюбовавшись вволю видами сверху на все то, что мы исходили своими ногами за неполных три дня, мы отправились вниз, чтобы попрощаться с полюбившимся городом и отправится на корабль…

Из трех дней, проведенных в Сингапуре, больше половины дня заняло переселение на корабль, да и раннее возвращение в день начала круиза, тоже своровало время, которое можно было провести наедине с городом. Но я осталась довольна еще одной нашей встречей! И если мне выпадет шанс еще раз вернуться в город, где мы уже все знаем, я не раздумывая соглашусь, даже не вспомнив о том, что я не люблю его влажную жару. Кто его знает, что к тому времени появится нового и невиданного в этом городе из будущего…

Полезные советы:

1. Виза в Сингапур нужна тем, кто прилетает самолетом, а уезжает кораблем (или наоборот). Если у вас билеты самолет-самолет, то вы имеете право на 96 часов безвизового посещения города. За это время можно успеть увидеть самые главные достопримечательности, причем совершенно не торопясь.
  2. Листик, вложенный в ваш паспорт при прохождении границы в аэропорту Чанги, сохраните до вылета (или отправления из порта). Его внимательно смотрят и я боюсь даже предположить, что ждет потерявшего столь важную бумагу.
  3. Метро Сингапура настолько удобное и понятное, что передвигаться на такси нет никакой необходимости (включая дорогу из аэропорта или в аэропорт). Не пренебрегайте этим транспортом, перемещаясь на большие расстояния: и отдохнете, и охладитесь, и время сбережете.
  4. Карту в метро нужно прикладывать на входе и на выходе, где с вас списывают сумму за проезд. Если средств недостаточно, вас не пропустят, но пополнять карту можно на каждой станции, без очередей и проблем. Оставшиеся на карте деньги можно вернуть в последний день, включая 5 сингапурских долларов за саму карту.
  5. Наличные деньги в Сингапуре нужны, карты принимают далеко не везде и зачастую расплатиться за стакан питья, порцию мороженого или еду можно только наличными.
  6. Бронируя отель через Booking, скачайте себе скидки на посещение сингапурских достопримечательностей (доходит до 38 разных аттракций). Показывая листок со скидками, мы покупали билеты намного дешевле, а это всегда приятно.
  7. Билеты на многие аттракции можно купить в интернете. Иногда это единственная возможность попасть куда-то в нужный вам день.
  8. Еда в Сингапуре абсолютно безопасная, даже если вы решили купить что-то очень уличное и сомнительное на вид. За качеством еды здесь очень строго следят и нарушать правила никто не рискует. Тоже самое с питьем — пейте смело.
  9. Сингапур очень дорогой город. Но с этим надо смириться.
  10. Планируя путешествие в Сингапур, внимательно читайте информацию на сайтах тех мест, куда вы собираетесь пойти. Информация достоверна на 100% и если написано, что такого-то числа достопримечательность закрывается на ремонт или реставрацию, даже не сомневайтесь, что так оно и будет. Режим работы и цену билета тоже уточняйте на сайте, так же, как и скидки, если они есть.
  11. Смотровая площадка 1-Altitude открыта с 8.30 до 17.30. С 18.00 начинает свою работу ночной бар со строгим дресс кодом. Цена вопроса 25 сингодолларов с человека (по букинговской скидке мы платили по 20).
  12. Мерлион открыт всем взорам совершенно бесплатно и круглосуточно, если вы не попадете на его очередную реставрацию.
  13. Смотровая площадка отеля «Марина Бэй» открыта с 9.30 до 22.00 (понедельник-четверг) и до 23.00 с пятницы до воскресенья. Цена вопроса — 23 сингодоллара с человека (скидка Booking есть). Подниматься лучше вечером, чтобы посмотреть лазерное шоу и ночной город. Очереди в лифты в это время самые большие!
  14. Сады у залива и гигантские деревья — открыты круглосуточно и бесплатно, включая вечернее шоу «Садовая рапсодия» (его можно посмотреть и со смотровой площадки отеля-лодки). Ограничено лишь время, когда можно прогуляться по мосту между деревьями (9.00–21.00), стоит это 8 сингодолларов с человека.
  15. Оранжереи Садов у залива — открыты с 9.00 до 21.00. «Дом цветов» и «Дождевой лес» продаются одним билетом, цена вопроса 28 сингодолларов на человека (по скидке Booking 21,56). Новая оранжерея в кассах стоит 20 сингодолларов, но ловить билеты в кассе было бесполезно, все было продано на три дня вперед. Мы покупали по интернету за 34 сингодолларов на двоих (вход строго по времени). Но оно того стоило!
  16. Рекомендация прихватить с собой в оранжереи что-то потеплее, на мой взгляд излишняя. Не так там холодно, как многие пытаются утверждать. Мы провели в оранжереях немало времени, но замерзнуть у нас не получилось.
  17. Все остальные достопримечательности Сингапур нам показывал бесплатно.
  18. Гуляя по городу, не ленитесь пользоваться солнцезащитным кремом. Я ношу загар круглый год, но в Сингапуре обгораю открытыми частями тела, и особенно достается носу. Солнце здесь экваториальное и даже облака с тучами ему не мешают спустить с вас две шкуры.
  19. Пейте! Иначе к вечеру вы поймете на собственном опыте, что такое обезвоживание. Не самый приятный опыт.
  20. Не сорите. В Сингапуре это не принято. Как не принято курить, где приспичит, есть специально отведенные места, далеко заметные, особенно некурящим.

На этом о Сингапуре все. Я надеюсь, что и эта встреча была у нас не последней и тихонечко мечтаю когда-нибудь вернуться в этот фантастический город.