Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — сейчас на сайте
Филиппины покорены! Куда дальше?

Моста, Буджибба, Валлетта — Мальта Декабрь 2018

О пользе экономии

Рыцарь не напивается как свинья — он отдыхает от ратных подвигов

Раннее утро. Немного осмотревшись в ещё полупустынном международном аэропорту Мальты, в специализированном автомате я купил автобусный проездной на неделю. Я знал, что в этом островном государстве очень хорошо развита сеть автобусного сообщения. Перемещаться я планировал много, и полная свобода такого перемещения, определённая стоимостью недельного проездного в 21 евро, не могла не радовать.

На середину третьего дня пребывания стало ещё радостней, когда я понял, что стоимость проездного, условно возвращаемая стоимостью разовых проездов, вернулась полностью и все остальные поездки будут абсолютно бесплатными, то есть даром.

Рискуя быть принятым за скрягу, а может даже и за скупердяя, поделюсь ещё одним своим экономическим достижением. Собственно говоря, на Мальте я оказался не только как любознательный турист, но и расчётливый.

Среди вороха постоянно приходящих на все мои гаджеты предложений от гидов, турагенств, авиакомпаний по поводу возможных поездок, попало сообщение о щедрой акции Air Malta. Сообщение гласило, что только один день, а именно в последний день октября, по случаю праздника Halloween, эта мальтийская авиакомпания будет продавать билеты Москва — Мальта — Москва с очень большой скидкой, а если конкретно, то за 88 евро.

Ну как тут было, не соблазнится. И даты подошли, как нельзя, кстати — с 5 по 14 декабря. В общем, я соблазнился. Экономить можно не только на проезде, но и на размещении.

Устроился я на Мальте достаточно комфортно и приемлемо по цене. В этот раз я изменил своему любимому Airbnb, потому как на Мальте настолько хорошо развита отельная сеть, что выбрать оптимальный вариант было совсем не сложно. Выбрал отель не в Валетте, столицы страны, где ценник значительно выше, а в городке Буджибба (кстати, согласно легенде именно рядом с этим местом потерпел крушение корабль, на котором плыл апостол Павел).

Мальта в мёртвый сезон

В этом курортном городке достаточно много отелей, один из них под названием «Topaz», похожий своим обликом на советский санаторий-профилакторий, и стал моим кровом на шесть дней. Стоимость проживания за одноместный номер с удобствами в 24 евро (плюс организованный по типу шведского стола завтрак в 5 евро) очень меня устроила.

Да это не центр, но надо понимать, что привлекательные места Мальты находятся не только в столице, они разбросаны по всей стране. А из Буджиббы до переправы на остров Гозо или до той же Мдины значительно ближе, чем из Валетты.

Да и вообще, говорить о расстояниях на Мальте просто смешно. Сколько там той Мальты!

Чего ещё рассказать про экономию? Может про мой любимый приёмчик совмещения соседних регионов. Причём тут экономия? Ну как же, деньги на дорогу тратишь один раз, а смотришь больше.

Купив билеты, я понял, что десять дней на Мальте это перебор. Нет, конечно, оно и в Балашихе найдётся, что смотреть целую декаду, а уж на Мальте тем более.

Мальта в мёртвый сезон

Но всё же. Стал изучать на карте, чего там рядом. А рядом ещё один остров, да ещё какой, во много раз больше Мальты, Сицилией называется.

Мальта в мёртвый сезон

Туда с Мальты паромы ходят, самолёты летают. По цене примерно одинаково. Выбрал, для разнообразия паром.

Правда, из-за погодных условий рейс на мою дату отменили, и я провёл в Сицилии всего два дня. Но этого времени хватило, чтобы увидеть Катанию и Таормину, а также сравнить уклад жизни двух соседних стран.

Короче говоря, прокатился я на Мальту с заездом в Сицилию относительно недорого, зато новыми знаниями и впечатлениями значительно обогатился.

Небольшое лингвистическое исследование

Рыцарь не изменяет супруге -он уезжает в крестовый поход

Пришло время делится своими впечатлениями о посещении Мальты. Сделать это будет нелегко. Тут каждая тропка хожена-перехожена и многократно описана. Вот и здесь на Туристере несколько великолепных серий посвящённых Мальте имеется, многие там были и красиво об этом написали.

Однако, попробую рассказать о том, что меня особым образом заинтересовало, и чем-то зацепило. Например, про языки, на которых говорят на Мальте.

Я почему-то думал, что Мальта исключительно англоязычная страна. Может тому виной реклама многочисленных школ иностранного языка, присутствующих на этом острове. Считается, что изучать английский язык на Мальте значительно дешевле, чем в Британии, но не менее эффективно.

Мальта в мёртвый сезон

Безусловно, английский язык и традиции его преподавания присутствуют на острове в полной мере. Как известно, британцы напрямую управляли островом целых сто пятьдесят лет и за эти годы всячески старались закрепить среди местного населения английский язык, определив его в своё время в качестве официального для парламента, суда и делопроизводства.

С 1939 года на Мальте функционирует Британский институт, целью которого является не только распространение знания английского языка, английской истории и литературы, но и самого «британского образа жизни и мыслей».

Но оказалось (и это было для меня открытием), что существует собственно мальтийский язык и он принадлежит к семитской группе языков, близкий к арабским диалектам Магриба. Слышал, что жители Туниса, например, достаточно легко понимают мальтийцев.

Возникает вопрос почему именно арабский сохранился на Мальте вплоть до наших дней. Ведь арабы господствовали на острове намного меньше и римлян, и тех же рыцарей -ионитов.

Мальта в мёртвый сезон

Но этому есть объяснение. Существует версия, что изначально (до всех последующих завоеваний острова) на Мальте преобладал семитский язык -возможно, финикийский или древнееврейский.

Вероятно, мальтийский язык — это в своей основе древнефиникийский язык, несколько изменённый арабским влиянием после того, как арабы завевали остров в 9-м веке. Однако, если грамматика и фонетика мальтийского языка имеет семитское происхождение, то лексика его значительно обогащена итальянским языком, а именно географически ближайшим сицилийским диалектом.

Чуть ли не половина слов современного мальтийского языка заимствована из итальянского языка. Причина этого очевидна. В 12-м веке остров был отвоеван европейцами у арабов и стал частью Королевства Сицилия. А позже, когда Мальта была передана рыцарям госпитальерам Ордена Св. Иоанна, итальянский язык стал официальным языком Мальты.

Свою лепту в лексическое разнообразие средства общения мальтийцев внёс, понятное дело, и английский язык, не менее 20% лексических единиц пришло оттуда.

Мальта в мёртвый сезон

В настоящее время, английский язык — второй официальный язык на Мальте. Он закрепился на острове с 1800 года, когда англичане изгнали французов и взяли остров под свой контроль.

Мальта имела настолько выгодное стратегические положение, что едва не вошла в состав Соединенного Королевства. Этого не произошло, она стала доминионом в составе Британского Содружества Наций, а потом и независимой республикой.

Безусловно, в настоящее время английский язык играет очень важную роль на острове. Это основной язык бизнеса, на нем ведется обучение в ряде средних школ и университете Мальты, и, конечно, в повседневной жизни.

Что касается, итальянского языка, то привезённый на остров рыцарями, он долгие годы был языком элиты, но с 1934 года итальянский язык не является государственным языком Мальты.

Тем не менее, большинство мальтийцев им владеет, потому как Италия основной торговый партнёр Мальты, и большинство товаров и технологий попадает на Мальту как раз из Италии.

Мальтийская письменность полностью основана на латинском алфавите, но какой-либо системы орфографии не существует. В графическую основу положен итальянский алфавит, который дополнили особыми знаками.

Мне кажется, важно было начать знакомство с Мальтой с такого лингвистического экскурса, так как хочется знать, куда ты всё-таки приехал и с какими людьми имеешь дело. Тем более, что коренные мальтийцы как нельзя лучше подходят под свой язык: чернявые, небольшого роста, большей частью жирненькие.

Мальта в мёртвый сезон

На рыцарей совсем не похожи, а на мелких магрибских лавочников очень.

В заключении несколько слов из современного мальтийского языка, чтобы прочувствовать его колорит. Доброе утро — Бонджу; До свидания, пока — Сахха, чао; Извините — Скузи, скузани; Спасибо — Грацци; Пожалуйста — Йек йо: джбок; Как ты, как дела? — Киф инти?; Я не понимаю — Ма нифимш; Красивая девушка — Тфайла сабиха; Я тебя люблю Инхоббок; Да — Ива; Нет — Ле.

Мальта, Моста и Вторая Мировая война

Рыцари — это такие мужчины, которых хлебом не корми, а дай совершить какой-нибудь подвиг. Во имя дамы

Я очень активно перемещался по двум обитаемым островам Мальты, увидел много мальтийских городков, и первым в моём списке оказался Моста.

Он находится в самом центре острова Мальты недалеко от первой столицы Мдины и 15 минутах езды на автобусе из моей Буджиббы.

Городок этот имеет и узкие улочки, и традиционные мальтийские дома.

Мальта в мёртвый сезон

Но турист сюда приезжает всё-таки не ради этого. Главной притягательной силой, без сомнения, является великолепный собор Ротонда Успения Богородицы или Ротонда Моста.

Мальта в мёртвый сезон

Его размеры впечатляют. Купол собора настолько большой (в диаметре 37 метров), что входит в тройку самых крупных в Европе и в десятку крупнейших в мире.

Говорят, что внутри собора могут поместится до 12 тысяч человек. Уж не знаю зачем такие размеры для такого маленького населённого пункта. Ведь это сейчас в современном городке Моста проживает 19 тысяч человек, а в середине 19-го века, когда собор был построен, очевидно, было значительно меньше.

Я с удовольствием провёл в соборе достаточно продолжительное время. И не только потому, что это была моя первая мальтийская достопримечательность, на которую я набросился, словно проголодавшийся человек на обильный обед.

Собор привлекает не только свой архитектурной мощью, но и великолепным расписным потолком, фресками, статуэтками и картинами.

Мальта в мёртвый сезон

А ещё собор Ротонда Моста выполняет функции музея, наверное, именно по этой причине берут три евро за вход.

В одном из помещений оборудован небольшой кинозал с самообслуживанием, где можно посмотреть фильм по истории собора. Я этим воспользовался, и вот как раз во время просмотра фильма возникла тема участия Мальты во Второй Мировой войне.

Неожиданно? Сейчас прокомментирую.

Расположенный между Италией и Африкой, недалеко от Сицилии, остров Мальта всегда привлекал своим стратегически выгодным географическим положением. А те, кто его покоряли, старались превратить остров в несокрушимый бастион.

Мальта в мёртвый сезон

Особо в этом отношении, конечно, отличились рыцари Мальтийского ордена. Перебравшись на остров в 1530 году, они очень активно стали строить укрепления и до «великой осады» турок в 1565 году и позже.

Есть на Мальте и природные оборонительные преимущества, прежде всего глубокая, пригодная для судоходства, но с одним узким выходом бухта, что находится рядом с нынешней Валеттой.

Во время Второй Мировой войны Мальта стала объектом противостояния с одной стороны Великобритании (а на Мальте и тогда была и осталась до сих пор британская военная база), с другой фашистских Германии и Италии.

Оказывается, Мальта во время той войны была одной из наиболее интенсивно бомбардируемых территорий. За два года войны было совершено более трёх тысяч налётов врага.

Бомбили и итальянцы, используя за базу соседнюю Сицилию, и немцы. Есть уникальная история, связанная с Ротондой Моста, которая произошла во время войны.

Невероятные размеры храма вражеские бомбардировщики использовали в качестве ориентира, такой огромный купол был виден издалека. На следующей фотографии Ротонду Моста видно даже из Мдины.

Мальта в мёртвый сезон

Во время одного из налётов итальянской авиации купол пробила бомба, а в храме в то время находилось почти всё население Мосты.

Люди оказались в Ротонде Моста не случайно, они искали в храме защиту от бомбардировок и храм защитил людей. Бомба не разорвалась, что, без сомнения, приняли за чудо.

Копия той бомбы хранится в храме — музее, и я её видел. Могу и вам показать.

Мальта в мёртвый сезон

Еще рассказывают, что итальянский лётчик, сбросивший бомбу на храм, измученный угрызениями совести, а может и в страхе перед карой Божьей после войны приехал в Мосту просить прощение. И люди простили его.

Вот такая чудесная история со счастливым концом.

Ну и в завершении из Мосты один забавный факт. На большинстве мальтийских церквей установлены два циферблата. Пытался разобраться зачем?

Множество источников, в основном сайты туристических компаний, продвигающих отдых на Мальте, ведают такую байку. На одном циферблате — правом, указывается точное время, а на другом — левом, заведомо неточное. Мол, таким образом, хитрющие мальтийцы испокон веков дурят мозги злым духам, а может и самому дьяволу. Задумав что-то плохое злые духи, посмотрят на часы, запутаются во времени и уберутся восвояси, так ничего недоброго и не совершив.

Про все многочисленные храмы Мальты не скажу, их очень много, может быть где-то это и так. Но совершенно точно знаю, что правый циферблат Ротонды Моста показывает точное время, а левый месяц и день.

Доказать это легко. Увеличьте масштаб, и вы увидите, что одна стрелка левого циферблата указывает на букву «D», соответственно декабрь, а другая на цифру «6».

Мальта в мёртвый сезон

Именно 6 декабря 2018 года я и был в городке Моста и имел счастье лицезреть этот великолепный храм.

На этом этот рассказ я завершаю, но про Мальту ещё чего-нибудь напишу. Ведь не зря я провёл на этом острове так много времени. Увидел немало, есть чем поделится.

Те, кто был на Мальте, комментируйте активно, давайте обменяемся впечатлениями. Тех, кто не был, тоже приглашаю к беседе, ведь разве не классно поболтать в тёплой компании.