Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 13:05
Филиппины покорены! Куда дальше?

Валлетта — Мальта Декабрь 2018

Первая встреча

Валетта. Раннее утро. Немного чумной после ночного перелёта я стою возле фонтана «Тритон».

Мальта. Орден на острове

Справа, если смотреть лицом на город, центральная автобусная станция, откуда можно добраться практически до любого местечка на Мальте.

Прямо по курсу главные ворота Valetta City Gate выводящие на центральную улицу Валетты -улицу Республики, делящую столицу Мальты на две равновеликие половинки.

Мальта. Орден на острове

Отель «Topaz» в городке Буджибба, в котором у меня был забронирован одноместный номер, был готов к приёму только после 14–00. Ехать в маленький курортный городок так рано не было никакого смысла. Решил провести время здесь, в столице. Начать, так сказать, разведку боем с утра пораньше.

По Европе я обычно путешествую налегке. За спиной городской рюкзак весом-брутто не более 6 кг, через плечо перекинута фотосумка. Такая легкая экипировка превращает меня в универсального мобильного солдата способного совершать стремительные марш-броски.

К тому же это экономически выгодно. Я имею ввиду экономию на авиабилетах. В Европу и по Европе удобно летать на лоукостерах, базовый тариф которых не предполагает провоз багажа, только за отдельную плату. Вот и экономлю.

Перед марш-броском по правилам военной науки нужно провести реконгсценировку на местности. Сейчас это сделать легко. Достаточно достать из кармана брюк гаджет размером с небольшую шоколадку, открыть приложение maps.me c заранее загруженными картами нужного региона, проложить маршрут и в путь. Мы так быстро ко всему этому привыкли, как будто это было всегда. Интересно, как действовал бы я в такой ситуации лет 10 назад.

Вообще, чего только не делает эта «плитка шоколада» с эмблемой надкусанного яблока на обратной стороне. Это и навигатор, и коммуникатор, и фотограф с видеооператором, и массовик-затейник, и гид-переводчик. Настоящая находка для самостоятельного туриста. Не зря я отдал за последнюю яблочную модель целую кучу денег. Оно того стоит.

Или вот ещё классная мулька- аудиокниги. Похвалюсь: за те 10 дней, что был на Мальте и Сицилии, между делом, коротая время в дороге, прослушал и «Зелёные холмы Африки» Хемингуэя и трилогию Василия Яна про злобных монголов.

Едешь, скажем, в автобусе, смотришь в окошко на пробегающие вдоль дороги пейзажи, или сидишь в аэропорту в ожидании своего рейса, а тебе прямо в уши профессиональный чтец хорошо поставленным голосом, да ещё и с музыкальными вставками, выкладывает страницу за страницей, роман за романом.

Однако, мы в Валетте. На центральной улице Республики ещё малолюдно.

Мальта. Орден на острове

Пройдёт часок-другой и здесь будет не протолкнуться. Да вот хотя бы так, как на этом фото, сделанном в иное время.

Пока народ спит. Сразу после Valetta City Gate по правую руку облагороженные руины.

Мальта. Орден на острове

Это бывшее здание Королевской оперы, разрушенной в годы Второй Мировой войны. Сейчас здесь театр под открытым небом, оригинальное решение.

Из заведений общественного питания открыт только Макдональдс. Вот уж ещё один лучший друг туриста: с понятным ассортиментом, обязательным wi-fi, бесплатным туалетом. Подкрепившись макмаффином с яйцом и пусть не очень хорошим, но всё-таки кофеем, отправив весточку на родину о своём благополучном прибытии на Мальту, заметно повеселевший, я продолжил свой путь по центральной улице города.

Улицы Валетты, как шахматная доска, параллельно-перпендикулярные. А ещё они длинные и волнистые, часто с просветом синевы в отдалённой перспективе.

Мальта. Орден на острове

Это город — кондиционер, по улицам которого свежий морской бриз добирается до каждого уголка не встречая препятствий.

В это утро я решил не обременять свой мозг поиском и разглядыванием достопримечательностей. Всё это будет. Я знал, что за 10 дней этот город станет мне настолько знаком, что успеет надоесть. А пока я просто шёл по городу и наслаждался первым знакомством.

Немного не дойдя до форта Святого Эльма, в который упирается улица Республики, я свернул на перекрёстке налево, дошёл до следующего и остановился, решая, что делать дальше.

Мальта. Орден на острове

Рядом никого, ну или почти никого. Вдалеке, по направлении ко мне стремительно двигалась, одетая пусть и по-спортивному, но заметно дорого, тётка.

— Do you speak English? -ещё на расстоянии спросила меня тётка.

— A little bit, — скромно ответил я. Я всегда так отвечаю на этот вопрос, чтобы собеседник настроился говорить со мной «slowly and clearly», а не тарабанить как из пулемёта, да ещё на каком-нибудь сленге.

— Where are you from? -продолжала свой допрос неугомонная тётка.

— From Russia, -ответил я.

— Уф, — улыбнувшись, воскликнула тётка, — да и я из Москвы. Мальта. Первая встреча.

Город Рыцарей

Рыцарский период в истории Мальты, протяженностью в 268 лет оставил такое невероятное количество следов, как никакая другая эпоха, ни до него, ни после.

И это не только восьмиконечный мальтийский крест могущественный символ рыцарского ордена госпитальеров, но и дворцы, форты, бастионы, сады.

Мальта. Орден на острове

Да и сама Валетта — несокрушимый город — форт, выполненный в стиле барокко, их яркий, оставленный на века след.

В 1530 году император Священной Римской империи Карл V подарил Мальтийские острова Ордену Святого Иоанна, старейшему в мире рыцарскому ордену, с самого своего основания и по сегодняшний день принадлежащего Римско-католической церкви.

Решение о строительстве новой столицы принял самый известный мальтийский Великий Магистр Жан Паризо ля Валетт.

Мальта. Орден на острове

В отличие от Мдины, первой мальтийской столицы, новый город был очень тщательно спланирован и 28 марта 1566 года началась его застройка. Это дата — день рождения города, потому что именно в этот день Великий Магистр ла Валетт заложил первый камень.

Известна не только точная дата начала строительства города, но и его первое здание. Это была церковь Мадонны Победительницы, которую и сейчас можно увидеть на том же самом месте.

Мальта. Орден на острове

Небольшая часовня, возведённая в честь победы над турками, стоит по правую руку от памятника ла Валетту, если стоять спиной к тем самым руинам Королевской оперы.

Город Валетта возвели очень быстро. Уже через пять лет начал функционировать странноприимный дом-госпиталь на 4000 человек (в котором, кстати, через столетия Михаил Горбачёв и Джордж Буш -старший договорились об окончании холодной войны).

Мальта. Орден на острове

Ещё через 4 года были возведены Дворец Великого Магистра и величественный Кафедральный собор.

Недостатка в финансировании не было, пожертвования поступали со всего христианского мира. Христианской Европе именно в этом регионе был необходим надежный заслон для защиты от османского нападения.

И как показала история понесенные вложения оказались очень даже оправданными. Скромная по размерам Мальта, этот небольшой кусочек суши посреди Средиземного моря, возможно, положила начало краху планам экспансии Османской империи в Европе.

Новая столица была возведена на холме, на противоположной от Биргу стороне Большой Гавани.

Мальта. Орден на острове

Строили город по строгим правилам, регламентировалось практически всё. Дома возводились вдоль одной линии, углы домов рекомендовалось украшать скульптурами, запрещалось разбивать сады перед фасадами, была продумана особая система для отвода сточных вод и вывоза мусора из города.

Мальта. Орден на острове

Именно с Валетты я начал знакомство с островным государством Мальта, что было весьма логично.

Дворец Великого Магистра

— Скажи, а ты знаешь, как пройти к Дворцу Великого Магистра? — спросила меня моя новая знакомая явно не испытывающая комплексов в общении.

— Ну, конечно, вон там за поворотом, направо, вверх по центральной улице, я недавно его видел, — уже уверенно ответил я, имея за плечами получасовой опыт пребывания в городе.

— Пойдём, покажешь, — услышал я, и понуро поплёлся вслед за фигурой, стремительно удаляющейся вдаль.

Площадь перед Дворцом Великого Магистра (Grandmaster’s Palace) уже была многолюдна. Всеобщее внимание привлекали утренние построения мальтийских военных.

Мальта. Орден на острове

Они активно маршировали, отдавали старшим по званию рапорта и даже стреляли в воздух холостыми патронами. Всё, как всегда, обычные официальные развлечения молодых мужчин, а иногда и женщин в военной форме, вынужденных чем- то себя занимать, чтобы спастись от безделья в мирное время.

Командовал всем этим действом высокий и стройный офицер, возможно потомок рыцарей, больше своим обликом похожий на серба или литовца, чем на коренного жителя.

Мальта. Орден на острове

Местные преимущественно чернявые и невысокие, в теле — все как один милые и обаятельные прохвосты, чьим коллективным образом мог стать сказочный Карлсон или небезызвестный украинский олигарх Беня Коломойский.

Каменный вариант Дворца Великого Магистра, несмотря на его немалые размеры, построили достаточно быстро — за 4 года и сдали в эксплуатацию в 1575 году. Он и сейчас выглядит также как в те далёкие времена.

Это двухэтажное массивное здание, с аскетичным фасадом, единственным украшением которого являются закрытые деревянные зеленые балконы да колонны, оформляющие оба входа.

Мальта. Орден на острове

Долгие годы это здание было резиденцией для 21 Великого Магистра, ровно до того момента, когда из-за предательства последнего из них, Мальта была оккупирована войсками Наполеона.

Произошло это в 1798 году и этот год считают годом окончания рыцарского периода в истории Мальты. Значительно разрушенный французами, в 1800 году Дворец Магистра был восстановлен пришедшими на остров британцами. Во времена присутствия британцев на Мальте Дворец ожидаемо использовался как резиденция британского губернатора.

В 20-м веке в этом здании стали проводится заседания мальтийского парламента, а с 1976 года Дворец Магистра является резиденцией президента страны.

А ещё в здании Дворца расположена Оружейная палата (Palace Armoury), великолепный музей, в котором собрано оружие и доспехи различных эпох. В этом музее я с превеликим удовольствием побывал и рекомендую это сделать всем тем, кто там ещё не был.

Дворец Великого магистра имеет два внутренних двора.

Первый, самый большой, именуемый двором Нептуна, в связи с находящейся в самом его центре бронзовой статуей этого морского бога, был закрыт с главного входа.

Мальта. Орден на острове

Поэтому я со своей внезапно возникшей спутницей отправился во второй, напоминающий небольшой уютный сад с башней, украшенной необычными часами, четыре циферблата которых показывают время, день, месяц и фазу луны.

Он носит имя принца Альфреда, одного из сыновей королевы Виктории, побывавшего на острове в своё время.

Собственно говоря, именно в этом дворе и находятся кассы Оружейной палаты, в чреве которой я навсегда для себя потерял свою попутчицу, знакомство с которой было столь мимолётно.

В то утро я в музей не пошёл, сославшись на несвежесть восприятия после двух перелётов подряд, что было истинной правдой.

Получилось так, что в Оружейной палате я оказался в последний день, перед самым вылетом на родину. Времени в тот день у меня было достаточно.

В стоимость билета входил аудиогид, в том числе и на русском языке и я самым дотошным образом нажимал на нужный номер перед каждым экспонатом, чтобы прослушать очередное сообщение бестелесного экскурсовода. А их там, я имею в виду экспонатов, на минуточку, хранится 5721 предмет, это все виды рыцарского оружия, начиная от кинжалов и шпаг и заканчивая кулевринами, мортирами и осадными машинами.

Мальта. Орден на острове

Есть в этом музее в большом разнообразии: шпаги, алебарды, копья, пистоли различных моделей, аркебузы, защитное вооружение и конная амуниция.

Мальта. Орден на острове

Особо зрелищно выглядит целый отряд испанских аркебузиров, фигуры которых исполнены в натуральную величину и одеты в подлинную форму того времени.

Мальта. Орден на острове

Среди экспонатов можно встретить и очень редкие экземпляры, например, реальные доспехи, защищавшие тело Великого Магистра-де ла Валлетта во время Великой осады.

В иные дни пускают и в Парадные покои (State Rooms) Дворца Великого Магистра, но мне их увидеть не удалось, но Оружейная палата это гораздо круче.

Что касается, того первого дня в Валетте, то я ещё немного побродил по городу, понежился ласковой средиземноморской зимой в одном из садов мальтийской столицы.

Мальта. Орден на острове

А потом с автобусной станции отправился в свою Буджиббу, с большими планами на покорение Мальты, которые оправдались в полной мере.

Многое из того, что я увидел на Мальте, успел рассказать в своих предыдущих материалах. Многое, но далеко не всё. А ведь была ещё Сицилия. Хотелось бы продолжить и дальше, но вот когда, большой вопрос. Уже во всю живу экзотикой Борнео, в которой окажусь уже так скоро. Ну ладно, там посмотрим. Главное чтобы было о чём поговорить.