Константин Павлов Пользователь — был вчера 22:42

Мальта в мёртвый сезон. Орден на острове

21 января 14:08 Валлетта — Мальта Декабрь 2018

Первая встреча

Валетта. Раннее утро. Немного чумной после ночного перелёта я стою возле фонтана «Тритон».

Справа, если смотреть лицом на город, центральная автобусная станция, откуда можно добраться практически до любого местечка на Мальте.

Прямо по курсу главные ворота Valetta City Gate выводящие на центральную улицу Валетты -улицу Республики, делящую столицу Мальты на две равновеликие половинки.

Отель «Topaz» в городке Буджибба, в котором у меня был забронирован одноместный номер, был готов к приёму только после 14–00. Ехать в маленький курортный городок так рано не было никакого смысла. Решил провести время здесь, в столице. Начать, так сказать, разведку боем с утра пораньше.

По Европе я обычно путешествую налегке. За спиной городской рюкзак весом-брутто не более 6 кг, через плечо перекинута фотосумка. Такая легкая экипировка превращает меня в универсального мобильного солдата способного совершать стремительные марш-броски.

К тому же это экономически выгодно. Я имею ввиду экономию на авиабилетах. В Европу и по Европе удобно летать на лоукостерах, базовый тариф которых не предполагает провоз багажа, только за отдельную плату. Вот и экономлю.

Перед марш-броском по правилам военной науки нужно провести реконгсценировку на местности. Сейчас это сделать легко. Достаточно достать из кармана брюк гаджет размером с небольшую шоколадку, открыть приложение maps.me c заранее загруженными картами нужного региона, проложить маршрут и в путь. Мы так быстро ко всему этому привыкли, как будто это было всегда. Интересно, как действовал бы я в такой ситуации лет 10 назад.

Вообще, чего только не делает эта «плитка шоколада» с эмблемой надкусанного яблока на обратной стороне. Это и навигатор, и коммуникатор, и фотограф с видеооператором, и массовик-затейник, и гид-переводчик. Настоящая находка для самостоятельного туриста. Не зря я отдал за последнюю яблочную модель целую кучу денег. Оно того стоит.

Или вот ещё классная мулька- аудиокниги. Похвалюсь: за те 10 дней, что был на Мальте и Сицилии, между делом, коротая время в дороге, прослушал и «Зелёные холмы Африки» Хемингуэя и трилогию Василия Яна про злобных монголов.

Едешь, скажем, в автобусе, смотришь в окошко на пробегающие вдоль дороги пейзажи, или сидишь в аэропорту в ожидании своего рейса, а тебе прямо в уши профессиональный чтец хорошо поставленным голосом, да ещё и с музыкальными вставками, выкладывает страницу за страницей, роман за романом.

Однако, мы в Валетте. На центральной улице Республики ещё малолюдно.

Пройдёт часок-другой и здесь будет не протолкнуться. Да вот хотя бы так, как на этом фото, сделанном в иное время.

Пока народ спит. Сразу после Valetta City Gate по правую руку облагороженные руины.

Это бывшее здание Королевской оперы, разрушенной в годы Второй Мировой войны. Сейчас здесь театр под открытым небом, оригинальное решение.

Из заведений общественного питания открыт только Макдональдс. Вот уж ещё один лучший друг туриста: с понятным ассортиментом, обязательным wi-fi, бесплатным туалетом. Подкрепившись макмаффином с яйцом и пусть не очень хорошим, но всё-таки кофеем, отправив весточку на родину о своём благополучном прибытии на Мальту, заметно повеселевший, я продолжил свой путь по центральной улице города.

Улицы Валетты, как шахматная доска, параллельно-перпендикулярные. А ещё они длинные и волнистые, часто с просветом синевы в отдалённой перспективе.

Это город — кондиционер, по улицам которого свежий морской бриз добирается до каждого уголка не встречая препятствий.

В это утро я решил не обременять свой мозг поиском и разглядыванием достопримечательностей. Всё это будет. Я знал, что за 10 дней этот город станет мне настолько знаком, что успеет надоесть. А пока я просто шёл по городу и наслаждался первым знакомством.

Немного не дойдя до форта Святого Эльма, в который упирается улица Республики, я свернул на перекрёстке налево, дошёл до следующего и остановился, решая, что делать дальше.

Рядом никого, ну или почти никого. Вдалеке, по направлении ко мне стремительно двигалась, одетая пусть и по-спортивному, но заметно дорого, тётка.

— Do you speak English? -ещё на расстоянии спросила меня тётка.

— A little bit, — скромно ответил я. Я всегда так отвечаю на этот вопрос, чтобы собеседник настроился говорить со мной «slowly and clearly», а не тарабанить как из пулемёта, да ещё на каком-нибудь сленге.

— Where are you from? -продолжала свой допрос неугомонная тётка.

— From Russia, -ответил я.

— Уф, — улыбнувшись, воскликнула тётка, — да и я из Москвы. Мальта. Первая встреча.

Город Рыцарей

Рыцарский период в истории Мальты, протяженностью в 268 лет оставил такое невероятное количество следов, как никакая другая эпоха, ни до него, ни после.

И это не только восьмиконечный мальтийский крест могущественный символ рыцарского ордена госпитальеров, но и дворцы, форты, бастионы, сады.

Да и сама Валетта — несокрушимый город — форт, выполненный в стиле барокко, их яркий, оставленный на века след.

В 1530 году император Священной Римской империи Карл V подарил Мальтийские острова Ордену Святого Иоанна, старейшему в мире рыцарскому ордену, с самого своего основания и по сегодняшний день принадлежащего Римско-католической церкви.

Решение о строительстве новой столицы принял самый известный мальтийский Великий Магистр Жан Паризо ля Валетт.

В отличие от Мдины, первой мальтийской столицы, новый город был очень тщательно спланирован и 28 марта 1566 года началась его застройка. Это дата — день рождения города, потому что именно в этот день Великий Магистр ла Валетт заложил первый камень.

Известна не только точная дата начала строительства города, но и его первое здание. Это была церковь Мадонны Победительницы, которую и сейчас можно увидеть на том же самом месте.

Небольшая часовня, возведённая в честь победы над турками, стоит по правую руку от памятника ла Валетту, если стоять спиной к тем самым руинам Королевской оперы.

Город Валетта возвели очень быстро. Уже через пять лет начал функционировать странноприимный дом-госпиталь на 4000 человек (в котором, кстати, через столетия Михаил Горбачёв и Джордж Буш -старший договорились об окончании холодной войны).

Ещё через 4 года были возведены Дворец Великого Магистра и величественный Кафедральный собор.

Недостатка в финансировании не было, пожертвования поступали со всего христианского мира. Христианской Европе именно в этом регионе был необходим надежный заслон для защиты от османского нападения.

И как показала история понесенные вложения оказались очень даже оправданными. Скромная по размерам Мальта, этот небольшой кусочек суши посреди Средиземного моря, возможно, положила начало краху планам экспансии Османской империи в Европе.

Новая столица была возведена на холме, на противоположной от Биргу стороне Большой Гавани.

Строили город по строгим правилам, регламентировалось практически всё. Дома возводились вдоль одной линии, углы домов рекомендовалось украшать скульптурами, запрещалось разбивать сады перед фасадами, была продумана особая система для отвода сточных вод и вывоза мусора из города.

Именно с Валетты я начал знакомство с островным государством Мальта, что было весьма логично.

Дворец Великого Магистра

— Скажи, а ты знаешь, как пройти к Дворцу Великого Магистра? — спросила меня моя новая знакомая явно не испытывающая комплексов в общении.

— Ну, конечно, вон там за поворотом, направо, вверх по центральной улице, я недавно его видел, — уже уверенно ответил я, имея за плечами получасовой опыт пребывания в городе.

— Пойдём, покажешь, — услышал я, и понуро поплёлся вслед за фигурой, стремительно удаляющейся вдаль.

Площадь перед Дворцом Великого Магистра (Grandmaster’s Palace) уже была многолюдна. Всеобщее внимание привлекали утренние построения мальтийских военных.

Они активно маршировали, отдавали старшим по званию рапорта и даже стреляли в воздух холостыми патронами. Всё, как всегда, обычные официальные развлечения молодых мужчин, а иногда и женщин в военной форме, вынужденных чем- то себя занимать, чтобы спастись от безделья в мирное время.

Командовал всем этим действом высокий и стройный офицер, возможно потомок рыцарей, больше своим обликом похожий на серба или литовца, чем на коренного жителя.

Местные преимущественно чернявые и невысокие, в теле — все как один милые и обаятельные прохвосты, чьим коллективным образом мог стать сказочный Карлсон или небезызвестный украинский олигарх Беня Коломойский.

Каменный вариант Дворца Великого Магистра, несмотря на его немалые размеры, построили достаточно быстро — за 4 года и сдали в эксплуатацию в 1575 году. Он и сейчас выглядит также как в те далёкие времена.

Это двухэтажное массивное здание, с аскетичным фасадом, единственным украшением которого являются закрытые деревянные зеленые балконы да колонны, оформляющие оба входа.

Долгие годы это здание было резиденцией для 21 Великого Магистра, ровно до того момента, когда из-за предательства последнего из них, Мальта была оккупирована войсками Наполеона.

Произошло это в 1798 году и этот год считают годом окончания рыцарского периода в истории Мальты. Значительно разрушенный французами, в 1800 году Дворец Магистра был восстановлен пришедшими на остров британцами. Во времена присутствия британцев на Мальте Дворец ожидаемо использовался как резиденция британского губернатора.

В 20-м веке в этом здании стали проводится заседания мальтийского парламента, а с 1976 года Дворец Магистра является резиденцией президента страны.

А ещё в здании Дворца расположена Оружейная палата (Palace Armoury), великолепный музей, в котором собрано оружие и доспехи различных эпох. В этом музее я с превеликим удовольствием побывал и рекомендую это сделать всем тем, кто там ещё не был.

Дворец Великого магистра имеет два внутренних двора.

Первый, самый большой, именуемый двором Нептуна, в связи с находящейся в самом его центре бронзовой статуей этого морского бога, был закрыт с главного входа.

Поэтому я со своей внезапно возникшей спутницей отправился во второй, напоминающий небольшой уютный сад с башней, украшенной необычными часами, четыре циферблата которых показывают время, день, месяц и фазу луны.

Он носит имя принца Альфреда, одного из сыновей королевы Виктории, побывавшего на острове в своё время.

Собственно говоря, именно в этом дворе и находятся кассы Оружейной палаты, в чреве которой я навсегда для себя потерял свою попутчицу, знакомство с которой было столь мимолётно.

В то утро я в музей не пошёл, сославшись на несвежесть восприятия после двух перелётов подряд, что было истинной правдой.

Получилось так, что в Оружейной палате я оказался в последний день, перед самым вылетом на родину. Времени в тот день у меня было достаточно.

В стоимость билета входил аудиогид, в том числе и на русском языке и я самым дотошным образом нажимал на нужный номер перед каждым экспонатом, чтобы прослушать очередное сообщение бестелесного экскурсовода. А их там, я имею в виду экспонатов, на минуточку, хранится 5721 предмет, это все виды рыцарского оружия, начиная от кинжалов и шпаг и заканчивая кулевринами, мортирами и осадными машинами.

Есть в этом музее в большом разнообразии: шпаги, алебарды, копья, пистоли различных моделей, аркебузы, защитное вооружение и конная амуниция.

Особо зрелищно выглядит целый отряд испанских аркебузиров, фигуры которых исполнены в натуральную величину и одеты в подлинную форму того времени.

Среди экспонатов можно встретить и очень редкие экземпляры, например, реальные доспехи, защищавшие тело Великого Магистра-де ла Валлетта во время Великой осады.

В иные дни пускают и в Парадные покои (State Rooms) Дворца Великого Магистра, но мне их увидеть не удалось, но Оружейная палата это гораздо круче.

Что касается, того первого дня в Валетте, то я ещё немного побродил по городу, понежился ласковой средиземноморской зимой в одном из садов мальтийской столицы.

А потом с автобусной станции отправился в свою Буджиббу, с большими планами на покорение Мальты, которые оправдались в полной мере.

Многое из того, что я увидел на Мальте, успел рассказать в своих предыдущих материалах. Многое, но далеко не всё. А ведь была ещё Сицилия. Хотелось бы продолжить и дальше, но вот когда, большой вопрос. Уже во всю живу экзотикой Борнео, в которой окажусь уже так скоро. Ну ладно, там посмотрим. Главное чтобы было о чём поговорить.

начало ранее

в Валлетте

прямо в уши профессиональный чтец выкладывает роман за романом.
-"книга в ухе" и это так заразительно, не успеваю прослушивать свой список!
запрещалось разбивать сады перед фасадами,
-поэтому там теперь камень-камень!
-ничессе, вот это напор!
реальные доспехи, защищавшие тело Великого Магистра-де ла Валлетта
-ого, впечатляет!
NataliaC писала 21 января 17:46
-"книга в ухе" и это так заразительно, не успеваю прослушивать свой список!
есть у нас такое хобби, знаю. А в дороге вообще находка, время коротать
-поэтому там теперь камень-камень!
везде один камень, страна камень
NataliaC писала 21 января 17:46
ничессе, вот это напор!
да нет, просто смешно получилось, встретились в пустом городе
ого, впечатляет!
KonstantinPavlov писал 21 января 17:51
А в дороге вообще находка, время коротать
-до этого я еще не дошла, но взяла идею на вооружение.
просто смешно получилось, встретились в пустом городе
-она видимо хотела иностранца подцепить, а тут опять русский!
Иностранца? а я и не подумал. Всё может быть. Хотя тихо смылся всё- таки я
KonstantinPavlov писал 22 января 10:59
а я и не подумал.
-э, Семен Семеныч!
Хотя тихо смылся всё- таки я
Ух ты, Костя, уже на Борнео собрался! Замечательно! Рада за тебя.
А Валетта хороша! Эти узкие улочки-лестницы, сбегаюие к морю, внушительные крпости, парад военых - всё очень колоритное, самобытное! А народу смотрю на улицах даже в низкий сезон очень много!
Да, на Борнео настоящая экспедиция по нацпаркам, к обезьянам всяким жду, не дождусь. Ещё неделя
Валлетта маленькая очень, обошёл её всю раз двести. Но есть что смотреть, каждый дом -мировая история
Вот народ и едет Ира!
KonstantinPavlov писал 21 января 18:57
настоящая экспедиция по нацпаркам, к обезьянам всяким жду, не дождусь
Как соблазнительно! Удачной тебе поездки!
Спасибо, приеду поделюсь
Эх, Костя, да что ж такое - любая мимопробегающая женщина может сбить с пути истинного туриста
запрещалось разбивать сады перед фасадами
- жестоко ((
только на время Оксанам исключительно взаимопомощь и туристическое братство
А запрет на сады странный, на этих камнях и так ничего не растёт

Ой! Такое бывает!
Мальта очень популярное место у туристов! И это оправданно
Marina2506
Хороша Валетта!
Всеобщее внимание привлекали утренние построения мальтийских военных.
Каких бравых мальтийских воинов Вам удалось повидать. А я недоумевала: неужели все воины на Мальте такие, как невысокие худощавые парни из почетного караула у Дворца Великого магистра
Вот повезло! Может потому что было очень рано я так подозреваю, что почетный караул около дворца, единственное боеспособносбное подразделение мальтийской армии
Marina2506
KonstantinPavlov писал 21 января 21:14
Да какая там боеспособность Было такое выражение: "Обнять и плакать" В моем рассказе https://www.tourister.ru/responses/id_24665 где-то есть их фото
есть такое дело
Мальта хороша в любое время! Но лучше - в сезон ...
А вот тут можно поспорить, для познавательного туризма погода была идеальная. Купаться было холодно, это да
larkis8
Костя, очень мне нравится твоя Мальта зимой. Я обожаю такие поездки в "несезон" , на самом деле это самое лучшее время для туризма! Пляж и толпы туристов мне нафиг не нужны. Уже очень задумалась на эту тему.
А ты на Борнео в национальный парк Бако на поиски пробоскитов поедите? Ты мои рассказы не читал? Если поедешь в другую часть Борнео, в ливневых лесах очень внимательно остерегайся пиявок!!! Это такая гадость! Я месяц лечилась после их укусов.
Лариса, однозначно в несезон есть своя прелесть. Погода на Мальте в декабре была чудесная, в районе 20 тепла, гуляй не хочу. Вот и гулял
К поездке на Борнео усиленно информационно готовлюсь. Один твой рассказ где вы в КЛ читал, до острова не дошёл, дойду обязательно. Неделя в запасе
В джунглях с гидом, сейчас с ним обсуждаю экипировку, в том числе и бахилы от пиявок
larkis8
В Бако было безумно жарко, я шла по маршруту в легких штанах и верхней части купальника. Обязательно что-то на голову и удобную обувь, лучше трекинговую, приходится лезть по камням и корням деревьев. Но в ливневых лесах без бахил даже не думай ходить. Лучше перестраховаться! Эти твари пиявки пролезли у меня по кроссовкам под плотные джинсы и одна прокусила СКВОЗЬ хлопковый носок! Очень советую взять на всякий случай уколы супрастина. Мне аллерголог после той поездки посоветовала в такие стремные места возить их с собой. Ну я сейчас вожу, а ты решай сам. Но если вдруг укусят, то таблетки пей не думая, я болела очень тяжело!!!
larkis8 писала 22 января 0:05
Какие ужасы! Надеюсь на знания гида, который нас будет сопровождать. Но и сам подготовлюсь, лучше, чем обычно. Спасибо Лариса!
larkis8
Да-да. Лучше подготовься. Здесь перестраховка не помешает . Надо всё же написать рассказ про этих пиявок, а то всем рассказываю отдельно каждый раз...
larkis8 писала 22 января 11:07
Надо всё же написать рассказ про этих пиявок
давай дуэтом, я как приеду тоже буду специалистом по пиявкам. Я и название придумал - "Записки Дуримара"
larkis8
Так вы в какую часть Борнео поедите? В восточную, где ливневые леса?
А я-то свой рассказ в голове уже года три назад написала. Он называется "10 негритят по дороге на пик Адама", только в комп всё некогда его набить из головы ...
larkis8 писала 22 января 23:52
Так вы в какую часть Борнео поедите?

два малазийских штата и Бруней. Без Индонезии. У меня есть программа, название нацпарков, один из них Мулу, но пока мне это мало о чём говорит.
ну пока не забылось надо найти время
А Бако есть? Калимантан?
KonstantinPavlov писал 23 января 13:42
ну пока не забылось надо найти время
- уже прошло больше 3 лет ! Такое не забывается
larkis8 писала 23 января 23:29
А Бако есть? Калимантан?
в Индонезии не буду это точно. Про Бако не знаю, вроде нет. Но программа там супер насыщенная
larkis8
На острове Борнео есть две провинции Малайзии, одна - на востоке со столицей Кота-Кинабалу, вторая- на западе со столицей Кучинг. Между ними - Бруней. Мы были в Кучинге и парке Бако - на Западе, а вы скорее всего будете на востоке.
Я прилетаю из КЛ в Кучинг, а улетаю из Кота-Кота- кинабалу, в Брунее тоже буду. Посмотрю все два штата
В Бако тоже буду, внимательно посмотрел программу. Вот
KonstantinPavlov писал 24 января 19:10
В Бако тоже буду, внимательно посмотрел программу.
- тогда читай мои рассказы про Кучинг и Бако !! Точно пригодятся! В бар в Кучинге не ходи- тухляк, а в ресторан очень советую! Особенно супчик из морских огурцов. Выглядит, как слизь, но вкусно . В Бако если ночуете, то возьми с собой что-то выпить и еды, там еда дурацкая. Вообще со спиртным там полная ж..па , запасайся заранее, там даже пива почти нигде нет.
larkis8 писала 24 января 23:36
Выглядит, как слизь, но вкусно

Спасибо! Рассказ сегодня почитаю
В мае на Мальте тоже не сказать, чтоб очень многолюдно. Правда, когда швартуется круизник, тогда прям беда-беда, но вечером он уходит и снова никого. Валлетту я полюбила, есть в ней какое-то особенно очарование.
onegina17 писала 22 января 8:57
и я застал такое прибытие. Огромная масса вываливается на улочки совсем небольшого городка
Валлетту я полюбила, есть в ней какое-то особенно очарование.
очень симпатичное местечко
Костя, обожаю ваши рассказы, с погружение в местный колорит и зарисовки с натуры

Это город — кондиционер, по улицам которого свежий морской бриз добирается до каждого уголка не встречая препятствий.

— Пойдём, покажешь, — услышал я, и понуро поплёлся вслед за фигурой, стремительно удаляющейся вдаль.

Местные преимущественно чернявые и невысокие, в теле — все как один милые и обаятельные прохвосты

классно!
Спасибо, Юля! Взаимно!
Вообще, чего только не делает эта «плитка шоколада» с эмблемой надкусанного яблока на обратной стороне. Это и навигатор, и коммуникатор, и фотограф с видеооператором, и массовик-затейник, и гид-переводчик.
Костя, скажи честно, они тебе заплатили?))
Валетта хороша!
natchen писала 22 января 10:53
Костя, скажи честно, они тебе заплатили?))
чорт, раскусили
Валетта хороша!
и эти тоже. Так и перебиваюсь
Интересно, как действовал бы я в такой ситуации лет 10 назад.

Константин
еще 10 лет назад все мы действовали старым дедовским способом - использовали бумажные карты городов. У меня их десятки скопились изо всех стран мира. Кстати, до сей поры предпочитаю путешествовать по бумажным картам... привычка))))
На счет бесплатного туалета в Макдаке. не все так просто: в Хельсинки и в Мюнхене я обнаружил в Маках платные туалеты!
А встреча с общительной теткой вполне нормальное дело - порой очень полезно найти временного попутчика))))
vasilets писал 22 января 11:25
у меня кстати тоже есть немало, храню сам не знаю для чего. Но к навигатору уже привык, удобная штука всё-таки
я вспомнил ещё в Стокгольме. Сейчас часто бывает код на счёте, купил чего, можешь идти. Но если стоять у двери, кто-то выходить, а ты туда, пока дверь не закрылась
да я всегда за, в пути люди сближаются быстрее
KonstantinPavlov писал 22 января 13:55

Пользуюсь, но привыкнуть не могу - карта привычнее!
ну тут уж как удобнее, так и надо делать
TOMAS
хранится 5721 предмет,

Неужели аудиогид рассказывал о каждом! Это трудная работа экскурсовода и особенно слушателя. Даже невозможная работа.
не о каждом, конечно, там же много однотипных. Но часа два провёл в музее, время было и интерес тоже
Красивая Валетта. И бравые военные ей к лицу Бравая Вам подруга попалась.
Как вам удается в 6 кг уложиться?
Leolik писала 23 января 12:22
Бравая Вам подруга попалась.
ненадолго, минут на 10. Но встреча запомнилась, смешно получилось
Как вам удается в 6 кг уложиться?
во-первых, бигуди не беру, во-вторых, фен тоже не беру. Мужчине проще. Вещей по минимуму. Правило, каждый день менять наряды, как это положено в высшем свете, не соблюдаю. Всё отработано
Но так получается только в Европу и не надолго. Вот сейчас в Азию собираюсь, достал уже настоящий рюкзак, туда вещичек набирается немало
KonstantinPavlov писал 23 января 13:33
во-первых, бигуди не беру, во-вторых, фен тоже не беру
Я тоже не беру. Фен в гостиницах есть!
Значит дело не в мужских надобностях, а в месте назначения!
Leolik писала 23 января 15:50
Я тоже не беру. Фен в гостиницах есть!
а я даже не интересуюсь есть он там или нет, всё само высыхает в течение 2-х минут
Значит дело не в мужских надобностях, а в месте назначения!
ну это сложная поездка. Джунгли, трекинги. Там надо экипироваться по особому, сменки надо много, обувь такая, обувь сякая. Опять же резкая смена климата. А Европа она своя, родная
Все-таки Мальта очень интересное место, скажи!
Nomad писал 23 января 12:42
Все-таки Мальта очень интересное место, скажи!
только сейчас я понял это. До поездки туда я так не думал и покусился только на дешёвые билеты
Вот, пока сам не увидишь - не поймешь!!
не жалею о поездке, нормально всё было
отлично!!
Olga-Valeriia2017
Практически военный парад! Классно!
Практически военный парад! Классно!
для Мальты пойдёт. А для полноты впечатлений, конечно, классно
Костя, Борнео- это очень классно! Мальта подождёт, столько веков стояла и ещё немножко подождёт
я тоже так думаю
А я как раз когда по Валетте 5 км шел пешком (прозевал последний кораблик), слушал детектив "По следу крови", не помню автора.
Это был 2011 год, у меня тогда уже был смартфон с навигатором iGo, так что шел по подсказкам. Но бумажную карту-путеводитель все же купил, для коллекции.
А вот ещё один любитель аудиокниг! И я подсел в последнее время, в пути вообще находка, время коротать
вот блин,декабрь,бабочки в парках летают....
Я сейчас на Борнео, так тут такая жара
этот город станет мне настолько знаком, что успеет надоесть
- мне кажется этот город не может надоесть никогда!) Моя жена еще не дойдя до Валлетты сказала что хочет прожить всю свою жизнь только здесь! По дороге из Флориана в столицу она только и задавала вопросы: как эмигрировать на Мальту!)
Вчера 14:35
ничего себе как прониклась городом. Наверное, там комфортно жить, но дома лучше