KonstantinPavlov
Константин Павлов Пользователь — был вчера 23:07

Невероятные тайны древней Мальты

11 января 12:28 Гоцо, Рабат — Мальта Декабрь 2018
56 42

В неолит на общественном транспорте

Будем снисходительны к великим деяниям: они так редко бываю преднамеренными. Андре Берте

Продолжаю утверждать, на Мальте можно путешествовать во времени. Горизонты перемещений необозримы, вплоть до эпохи неолита.

Именно так! Можно отправиться в те революционные в истории человечества времена, когда человек перестал ждать милости от природы, а стал осваивать производящее хозяйство — скотоводство и земледелие. Это будет путешествие в завершающий период каменного века, главным результатом которого стал переход от разнообразных каменных орудий труда к орудиям, сделанным из железа.

Временные рамки неолита понятное дело размыты, но раньше всего он начался в регионах с более теплым климатом, на Ближнем Востоке, и было это возможно 9500 лет до н. э.

Что касается Мальты, то достоверно известно, что там найдены первые следы человеческой деятельности, относящиеся к периоду неолита, время появления которых 6000 лет до н. э. Причём это не просто следы жизнедеятельности, как-то наконечник для стрел или каменный топор, а рукотворные строения, первые из построенных человеком на Земле.

5
5

Последнее обстоятельство удивительно и совершенно необъяснимо. Как древний человек, не имеющий знаний и умений в постройке даже самых примитивных судов и уж тем более навыков навигации, мог оказаться на небольших малопривлекательных для жизни островах, практически лишенных воды и растительности?

3
2
3

Почему именно на этих островах оказалась достаточно развитое племя людей, сумевшее построить мегалитические храмы, причём как минимум за 1000 лет до того, как появилось нечто подобное в других регионах Земли?

А самое главное, куда исчезли потом эти люди, и были ли это люди вообще? Может быть, это были представители иных цивилизаций?

Ответов на эти вопросы не существует, зато существует повод увидеть древние мегалиты своими глазами.

Чтобы попасть в эпоху неолита я отправился на остров Гоцо (чаще пишут Гозо, но написание Гоцо я встретил в двух солидных источниках и, проникнувшись к ним доверием, буду именовать именно Гоцо).

Напомню, что путешествовал я по Мальте исключительно на общественном транспорте, который и на острове Мальта и на острове Гоцо развит великолепно. Считаю, что этот вариант перемещения по островному государству самый оптимальный, сеть автобусного сообщения обширна, охватывает, чуть ли не каждый уголок страны, автобусы всегда ходили по расписанию, которое обязательно имелось на каждой остановке. Возможно, на такси было бы быстрее, но цена в 21 евро за недельный проездной была вне конкуренции.

Знаю, многие, будучи на Мальте, выбирают туристические автобусы hop-on-hop-off, но мне кажется это не лучший вариант. Их сеть перемещения явно уступает по охвату территории обычным автобусам, ходят они значительно реже, а что касается наличия аудиогида (на русском языке, слышал, тоже есть), то не считаю это серьёзным преимуществом, ибо информация та совсем не уникальна, а присутствует в любом путеводителе. Однако, те кто пользовался данной услугой, возможно, имеют другое мнение и было бы интересно услышать аргументы «за».

Те, кто едет на Гоцо, скажем, из Валетты фактически пересекут всю страну. Сначала надо добраться до местечка Чиркева (Cirkewwa) в котором находится паромная переправа на второй мальтийский остров.

Паром отправляется чётко по расписанию, рейсов достаточно много (если не ошибаюсь каждые 45 минут), долго ждать не придётся.

Паромов, как я понял, несколько, как минимум два, а может и больше. Но два я видел, точно, первый паром был тот, на котором плыли мы, второй, шёл в обратном направлении.

3

Время в пути минут 20–30. Большая часть туристов, как это водится, собирается на верхней палубе, чтобы лично запечатлеть и проплывающий мимо необитаемый остров Комино, и прибытие на остров Гоцо, в порт с милым названием Мджарр.

6
5
7

Стоимость билета в оба конца 4,65 евро, его можно купить в кассе по пути туда или обратно. Причём туда наличие билета никто не проверяет, а на обратном маршруте обязательно пропускают через валидатор. Такая оптимизация процесса контроля логична, иного варианта добраться с острова на остров не существует, разве что вплавь, брассом или кролем.

Из портового Мджарра надо добраться до столицы острова Гоцо — города Виктория. Я это сделал по своему обыкновению на автобусе (кстати, проездной действителен на обоих островах).

Кто-то выбирал вариант hop-on-hop-off, а вот в этом случае покупка нового билета обязательна (стоимость не скажу, не знаю, но купить билет точно не проблема, предлагают и при посадке на паром, и при прибытии, и на борту).

Последний этап моего перемещения в период неолита на автобусе из городского вокзала Виктории — до остановки Джгантия в городке Шара. Отправление каждый час, но путь будет не долгим, 15 минут, и вы перемещаетесь в доисторические времена.

Извините, я не привожу конкретные номера автобусов и времени их отправления. Такая информация, безусловно, очень ценна для тех, кто планирует самостоятельное путешествие. Но, с другой стороны, на месте разобраться тоже не проблема: расписание автобусов на остановках есть, служители вокзала присутствуют, всегда можно спросить- уточнить, как говорится «язык, он и до Джгантии доведёт»

В итоге, не спеша, на общественном транспорте, я и добрался в период неолита. Неужели кто-то после всего этого так не поверил в существование машины времени?

Доисторические времена и мегалиты Мальты

Талант историка состоит в том, чтобы создать верное целое из частей, которые верны лишь наполовину. Эрнест Ренан

Надо понимать, что по этой теме никто точно ничего не знает. Версий, гипотез, различных теорий подкреплённых какой-то доказательной базой множество. Но это лишь чьи-то догадки, не более того.

Ну вот как вам такая информация. Два мальтийский мегалитических храма (а их там несколько десятков), обнаружены на морском дне, недалеко от города Сан-Джулиан. А это означает, что в доисторические времена мальтийские острова занимали больший размер суши, чем в настоящее время.

В результате чего родилась теория, что на этой территории существовала развитая цивилизация, возможно имеющее отношение к Атлантиде. Доказательств этой теории не существует, но согласитесь красивая история.

Однако, совершенно однозначно, что территория нынешней Мальты один из древнейших очагов зарождения человеческой цивилизации.

Результаты археологических раскопок установили с достаточной точностью к какому периоду относятся первые поселения на этих островах. Напомню, что некоторые строения мегалитических храмов датируются как 6000 лет до н. э.

4

Но при этом есть версия, что до начала постройки мегалитов человек жил на этих островах как минимум полторы тысячи лет. Доказательств много. Археологические работы ведутся более сотни лет.

Доисторический этап развития Мальты разбит на три крупных периода: неолит, медный век и бронзовый век, с разбивкой на подгруппы культур, получивших название от мест их нахождения.

Откуда появились на этих островах люди? Скорее все приплыли на плотах из Сицилии. Это подтверждают найденные при раскопках предметы обихода, изготовленными из материалов, отсутствующих на мальтийских островах (например, кремень и лава с Сицилии).

Скорее всего, когда человек впервые прибыл на эти острова, то они сильно отличались от той скалистой местности со скудной растительностью, которую можно видеть сейчас.

3

Возможно, в те времена были густые леса, населённые разнообразными животными. Скорее всего, что-то очень необходимое, как-то злаки и домашние животные, люди привезли с собой.

Кстати, есть утверждения, что пришельцы привезли с собой и каких-то диковинных животных, например, слонов размером с обычную собаку.

Оказывается, археологи нашли статуэтки в виде тучных, лишенных головы фигур с крошечными руками и ногами, похожих своим обликом на слонов, а также изделия из слоновой кости. Мамонты к этому времени давно вымерли, ещё до ледниковой эры, а их потомки слоны жили в далёкой Африке. Откуда тогда взялись украшения из слоновой кости датируемые эпохой неолита, которые сейчас входят в экспозицию Национального музея археологии — загадка. Кто-то придумал историю про карликовых слонов. Но опять же это только чья-то интерпретация фактов, точно никто ничего не знает.

Как переселенцы добирались из Сицилии на своих судах совершенно непонятно. Я ведь тоже перемещался по морю с Мальты на Сицилию, туда и обратно.

И, несмотря на то, что это было в 21-м веке и средством передвижения было современное судно, наш рейс туда был перенесён на следующий день из-за погодных условий.

А как же можно было совершать путешествия по морю на примитивных судах и не вдоль берега, по которому можно было бы ориентироваться, а вглубь столь негостеприимного моря, прокладывая путь, очевидно, по звездам. Неужели у древних людей были такие знания?

Может, существовала в то время возможность пешего перехода на мальтийские острова, иначе как объяснить найденные археологами колеи древних дорог (кстати, датируемые задолго до появления колеса) неожиданно обрывающиеся у побережья.

Вопросы и загадки! А вы говорите, что там делать на этой Мальте! Да там мистика сплошная!

Итак, человек смог достичь мальтийских островов и построить там развитую цивилизацию. Уже в конце неолита острова Мальта и Гоцо становятся неким религиозным центром Средиземноморья.

6
5

Строятся религиозные сооружения, в том числе мегалитический храм на Гоцо, которое я имел счастье увидеть.

Напомню, что этот храм Джгантия на Гоцо считается самым старым отдельно стоящим строением из ныне существующих в мире.

3
4
5

Он был построен на тысячу лет раньше Великой пирамиды Хеопса в Египте и Стоунхенджа на юге Британии.

Есть на Мальте знаменитый Гипогей Халь Сафлини в Паола — лабиринт вырезанных в камне проходов и комнат, представляющий собой подземный храм и кладбище. Мне не удалось его увидеть. Может кто там побывал, или что-нибудь знает интересное, дайте по этому поводу свой комментарий.

Мегалитических храмов на острове несколько десятков. Самые известные из них, Хаджар Им, Мнайдра и Таршин (Hagar Qim, Mnajdra, Tarxien). Такое их количество на столь малой территории даёт основание говорить о том, что Мальта была неким мистическим центром, местом религиозного поклонения в доисторические времена в этом регионе.

Мегалитические комплексы Мальты в основном представлены кромлехами.

2
3
3

Это такой сложный тип сооружений, представляющий собой некое количество поставленных вертикально продолговатых и бесформенных камней.

Они все однотипны: аналогичны по материалу, архитектурной форме и конструкции.

В качестве строительного материала использовали каменную породу двух видом: твердый камень — для кладки стен и мягкий для отделки внутренних помещений.

3
3
4
3

Способ транспортирования и обработки глыб определить не удалось, но технологию строительства исследовали и даже воспроизвели. Эта технология изучена достаточно подробно, от обустройства фундамента, до установки глыб друг на друга, без раствора и предварительной обработки, но очень плотно, практически без щелей.

3
5
3
5

Мегалитические постройки были окружены общей стеной, в плане похожей на подкову, в центре которой находились коллективные захоронения.

Мегалитическое святилище Джгантия имеет особую оригинальную форму, из-за которой оно получило название «мать и дочь». Форма сооружения оформлена в виде двух лежащих женщин неодинакового роста. Вход в каждое из них устроен на месте влагалища.

2
4

Надо потихоньку закругляться с этой темой, ибо она не только таинственна, но и бесконечна.

Боги древних мальтийцев так и остались неизвестными, также неизведанна повседневная жизнь их без сомнения развитого общества.

Не удержусь, добавлю гипотезу и про гигантов. Есть такая научная или околонаучная мысль, что на мальтийских островах не менее двух тысячелетий жили гиганты. Они возникли неизвестно откуда, возвели святилища из каменных глыб длиной до 8 м и весом несколько тонн каждый, а потом таинственно исчезли.

3

Но, на мой взгляд, это самое нелепое объяснение факта появления мегалитических комплексов на Мальте.

Гораздо проще представить, что невысокие и тщедушные древние люди додумались до лебёдок, валиков и рычагов и с их помощью двигали огромные валуны, чем поверить в существование древних исполинов. Хотя…

Рабат, катакомбы Святого Павла

Смерть кажется нам страшной, а бессмертие желанным, потому что мы смертны. Будь мы бессмертны, страшным, казалось бы, нам бессмертие, желанной — смерть. Хенрик Эльценберг

Каждый человек думает, что все люди смертны, кроме него самого. Уильям Йитс.

А теперь предлагаю в пространстве переместиться на остров Мальта, в город Рабат, что соседствует с первой столицей Мальты — древним городом Мдина. А во времени в 3-й век н. э. в римский период в истории Мальты.

В прошлом рассказе я уже упоминал и Мдину и Рабат в связи с легендарной для Мальты личностью — апостолом Павлом. Именно с его именем связывают появление христианства на острове и, собственно говоря, об этом и шло повествование.

Теперь же я отчитаюсь о катакомбах Святого Павла, находящихся в Рабате в которых я провёл достаточное время. Сейчас это хорошо оборудованный музей, пускающий посетителей за скромные 5 евро, а когда-то запутанный лабиринт подземных гробниц.

Сразу скажу, что к Святому Павлу они особого отношения не имеют, просто расположены неподалёку от храма, названного в его честь и грота, в котором он жил, находясь на Мальте, и, получившие имя апостола за компанию.

Согласно сайту организации Heritage Malta, присматривающей за всеми музеями и дворцами на Мальте, территория катакомб составляет 2200 кв. м., но другие не менее уважаемые источники утверждают, что вся местность под Рабатом пронизана сетью катакомб и скорее всего так и есть.

Очевидно, Heritage Malta информирует о том, что находится у неё на балансе как музейные площади, а вся территория захоронений скорее всего полностью и не исследована.

Ведь захоронения производились согласно римской культуре в течении нескольких веков присутствия римлян на острове. Хоронить в самом городе, в первой столице Мдине считалось невозможным, поэтому подземное кладбище организовали сразу за пределами городской стены, на территории нынешнего Рабата.

Для посетителей открыта совсем небольшая часть катакомб, но получить представление о наиболее распространённых типах гробниц вполне возможно.

Среди, казалось бы, безумного подземного лабиринта залов, комнат, ниш можно выделить определённые закономерности. Хорошо заметен главный склеп с высоким потолком и украшенный колоннами.

2
4
5
6

В этом достаточно большом зале обязательно присутствуют круглые столы и скамейки, на которых проводились погребальные ритуалы. Использовался склеп и для проведения таких праздников, как ежегодный фестиваль мёртвых.

1 / 5
 

Также известно, что в катакомбах ранние христиане тайно служили мессы, пока Константин I не сделал христианство официальной религией Римской империи и прекратил преследование христиан.

Возле главного склепа обустраивалась часовня с углублением в дальнем конце, выполнявшем роль алтаря.

3
3
3

От главного зала в разные стороны уходят подземные тоннели, составляющие целую серию галерей. Предназначение тоннелей не вызывает сомнения, везде гробницы, в том числе маленькие прямоугольные выемки предназначенные для детей.

2
1
1

Даже не специалисту видно, что гробницы различных типов.

2

Они, вероятно, рассчитаны на разный социальный статус усопших. Различия также были возможны и по религиозным причинам, ведь в подземном кладбище хоронили не только христиан, но и язычников и евреев.

В некоторых комнатах сохранились фрески, чаще всего фрагментарно, которые невероятно ценны, так как являются реальным и очень редким свидетельством живописи Мальты того периода.

Подземные захоронения Мальты не могут сравниться с масштабами подземных гробниц и кладбищ в самом Риме, но историческое их наследие огромно. Эти катакомбы, носящие имя апостола Павла, самые ранние и наиболее значительные археологические доказательства христианства на Мальте.

На этом завершу своё повествование о невероятных тайнах древней Мальты. Дальше буду писать про рыцарей Мальтийского Ордена, тоже весьма занимательная тема.

начало ранее далее

Мальта: полезная информация

Комментарии

elenarossi
+1
11 января 15:39
Однако, те кто пользовался данной услугой, возможно, имеют другое мнение и было бы интересно услышать аргументы «за».

Вы имеете в виду именно Мальту? Не была.
Но в защиту автобусов "hop-on-hop-off" готова высказаться. Беру эти абонементы, практически, в каждом городе, даже если линии небольшие (Петербург) или одна линия в значительной степени повторяет другую - Таллинн.
Я даже по родному городу - Казани, проехала два круга на таком автобусе))) А уж в Париже, Барселоне, Риме...
Так что я активный пропагандист этого вида экскурсий. При этом уверена, что ОБЗОР, не исключает. а только предполагает последующее доскональное изучение и тут уж... пешим ходом, со всей внимательностью. Тут уж я с вами вполне солидарна, Константин!!
KonstantinPavlov
+1
11 января 15:56
Спасибо!
elenarossi писала 11 января 15:39
А уж в Париже, Барселоне
в этих городах и у меня опыт есть. В Париже очень понравилось. Этот город я неплохо знаю, во многом благодаря и туристическому автобусу.
Я имел ввиду именно Мальту, там hop-on-hop-off более лучшая, на мой взгляд, альтернатива, это обычный общественный автобус: ходит чаще, охват территории шире, намного дешевле. И это специфика именно Мальты
elenarossi
+1
11 января 16:13
Понятно!
Olga-Valeriia2017
+1
11 января 16:13
Вопросы и загадки!
их на Мальте столько, прекрасная и загадочная!
KonstantinPavlov
+1
11 января 16:33
как оказалось да. Я даже не думал. Если бы не акция по билетам, может и не поехал бы. А в итоге очень доволен поездкой
Lene
+1
11 января 17:19
KonstantinPavlov
11 января 17:31
Ой, спасибо!
TOMAS
+1
11 января 17:58
Древность - тайна времени. Всегда хочется читать такую книгу.
KonstantinPavlov
+1
11 января 18:10
Это да. Не всегда всё понятно, но жутко интересно
acvazul-v2010
+1
11 января 19:19
Спасибо за загадочную Мальту
Marina2506
+1
11 января 20:47
многие, будучи на Мальте, выбирают туристические автобусы hop-on-hop-off,
именно так я и поступила
но мне кажется это не лучший вариант.
Что касается осмотра достопримечательностей на о. Гозо, мне как раз именно этот вариант кажется лучшим, поскольку в маршрут движения автобусов хоп он-хоп оф включены самые интересные объекты о-ва. Интервал их движения на о. Гозо оптимальный - 45 минут. На город Викторию мало, на остальные объекты вполне хватает. В Виктории нужно задержаться подольше. Свой маршрут на Гозо описала на сайте https://www.tourister.ru/responses/id_24732
Что касается острова Мальта, здесь, как мне кажется, советы можно давать исходя из времени пребывания на о-ве. Я передвигалась по о-ву Мальта разными способами: на обычных автобусах, на пароме вокруг о-ва, даже на маленькой лодочке из Витториозы до Валетты, т.к. опоздала на автобус, но преимущество отдала автобусам хоп он-хоп офф, опять же потому, что в маршруты включены самые интересные объекты о-ва. Хотя, если бы у меня было на Мальте не 7 дней, а больше, выбрала бы обычные автобусы.
KonstantinPavlov
+1
11 января 21:08
Спасибо, Марина! Наверное, так и есть. Когда время ограничено, хопоны оправданы. Все основное покажут, расскажут.
У меня время было с запасом, катался не спешил, в том числе и за пределами основных маршрутов
Polyakova_Tatiana
+1
12 января 8:35
Спасибо за очень интересный рассказ. Надо ехать на Мальту!
KonstantinPavlov
12 января 9:17
Спасибо! Если такая поездка получится, то, уверен, поездкой останетесь довольны!
Polyakova_Tatiana
+1
12 января 16:25
Прочитала ваш рассказ, а потом включила телевизор, а по каналу "История" идет фильм из серии
" Места силы"-"Падение древней мальтийской цивилизации" Очень интересный фильм!!! И в конце рассказано, как с изменением климата землю смывало с острова и они на руках таскали ее наверх, спасали, удобряли навозом, но все таки их настиг голод. А остров всегда был скалистым и воды было очень мало. Конечно. надо там побывать!
KonstantinPavlov
12 января 16:40
Да вы что! Найду сегодня в интернете, посмотрю обязательно. Мне это очень интересно!
onegina17
+1
12 января 10:40
Мальта полна загадок, а это всегда увлекает.
KonstantinPavlov
+1
12 января 16:42
Как оказалось тайн и загадок на Мальте чересчур много для такого маленького кусочка суши! Просто удивительно!
Leolik
+1
12 января 11:13
практически лишенных воды и растительности?
Розмарин у них там лихо колосится! Но его похоже даже козы не едят!
чтобы создать верное целое из частей, которые верны лишь наполовину
Да, и версий столько, что не выбрать правильную для себя может каждый!
Действительно, Мальта полна интересностей и загадок. Все присматриваю дислокацию для зимних вылазок. Мальта очень для этого подходит.
KonstantinPavlov
+1
12 января 16:53
Фото растительности сделаны около мегалитического храма. Это экспонаты музея, что именно такой ландшафт был в те времена. Значит розмарин из эпохи неолита
Мальта вполне достойна посещения, в не сезон, наверное, комфортнее. Логично объединить с Сицилией, но тут уж как получится по времени
Спасибо!
happiness
+1
12 января 16:10
Интересная тема.Мегалиты впечатляют!Удивительно-ну как же они простояв тысячелетия, до сих пор стоят и еще будут стоять,составленные без капли связующего материала,предоставленные стихиям природным-вот загадка!
KonstantinPavlov
+1
12 января 17:00
Спасибо!
Тема и правда очень интересная и во многом загадочная, в том смысле где истина, где вымысел, не поймёшь
А мегалиты восстанавливают, конечно. Часть сооружения вообще в лесах. Надеюсь, от оригинала что-то осталось
happiness
+1
12 января 18:08
KonstantinPavlov писал 12 января 17:00
Надеюсь, от оригинала что-то осталось
-конечно!Не было бы истории.
KonstantinPavlov
+1
12 января 18:45
Самое древнее строение на Земле!
natchen
+1
12 января 19:36
Рассказ интересный, фотографии просто замечательные! Рассматривала с удовольствием.
Почему именно на этих островах оказалась достаточно развитое племя людей, сумевшее построить мегалитические храмы, причём как минимум за 1000 лет до того, как появилось нечто подобное в других регионах Земли?
Мергар (Пакистан) - 7 000 лет до н.э.)) В 2002 году в Камбейском заливе в Индии был найден целый подводный город, датировка гуляет, правда от 9000 лет до .н.э. до 7000 лет до н.э., но все равно претендент.))
KonstantinPavlov
+1
12 января 20:19
Да, Наташа, таинственных мест на Земле много, сплошные загадки. Вряд ли получится ответить на все вопросы. Что, кто, когда? Только гипотезы и домыслы. Но всё это жутко интересно
natchen
+1
12 января 20:26
Кость, я забыла сказать, что катакомбы очень понравились, Да еще с такой историей.
KonstantinPavlov
+1
12 января 21:25
это да, есть что посмотреть на Мальте
Maksim_Starostin
+1
13 января 3:18
А я из-за недостатка времени на Гозо поехал, взяв автобусный тур из Валетты. С обедом :)

Автобусная экскурсия на остров Гозо

Про катакомбы не слышал. В Виктории/Рабате мы только в крепость поднимались.
KonstantinPavlov
13 января 10:25
Катакомбы это в Рабате, что возле Мдины, на острове Мальта
У меня времени полно было, так что я сам, потихоньку, не спеша
Maksim_Starostin
+1
13 января 12:04
Там еще один Рабат?
KonstantinPavlov
13 января 15:07
Викторию раньше называли Рабат. А на острове Мальта стена к стене с Мдиной есть нынешний Рабат, совсем другой город. Вроде как самый большой на Мальте
Maksim_Starostin
+2
13 января 3:22
А еще я успел тут побывать
KonstantinPavlov
13 января 10:26
Увы, я этого не видел
Maksim_Starostin
+1
13 января 12:05
И уже не увидишь.
KonstantinPavlov
13 января 15:04
Да знаю больше нету
Galina_Gorshenina
+1
13 января 19:55
Как древний человек, не имеющий знаний и умений в постройке даже самых примитивных судов и уж тем более навыков навигации, мог оказаться на небольших малопривлекательных для жизни островах, практически лишенных воды и растительности?


А самое главное, куда исчезли потом эти люди, и были ли это люди вообще? Может быть, это были представители иных цивилизаций?

Ответов на эти вопросы не существует

некоторые строения мегалитических храмов датируются как 6000 лет до н. э.

вообще невероятно, как давно и далеко это было!
Подобрать глыбы по размеру так, чтобы не было щелей! Это вообще виртуозно! С трудом представляю, как вообще это было возможно сделать и сколько времени на это потрачено!!
KonstantinPavlov
+1
13 января 22:03
Конечно, надо понимать, что там работали реставраторы и многое из существующего их современные домыслы.
Но с тех далёких времён многое дошло до наших дней и это невероятно.
На большинство вопросов ответов нет, древние тайны
Nomad
+1
15 января 10:55
да уж, меня эти комплексы тоже покорили.... уму непостижимо, что и как там было раньше... кто, как и зачем... фантастика!!!!

KonstantinPavlov
15 января 11:55
Неразгаданные тайны прошлого! Хотя что-то фантазии современных археологов
Nomad
+1
15 января 12:26
думаю, что фантазии в большинстве... )
KonstantinPavlov
15 января 12:42
да, я как раз вчера смотрел документальный фильм, фото в начале века и нынешние. Весь верхний ярус, все перекладины - современное исполнение
Nomad
+1
15 января 13:25
ооооо... наверное, нижний ярус - это дело позапрошлого века... ))))
tinka61
+1
16 января 23:55
Впечатлющие мегалиты! Вообще археологический пласт что на Мальте, что на Сицилии невероятно интересный!
KonstantinPavlov
+1
17 января 9:37
tinka61 писала 16 января 23:55
Вообще археологический пласт что на Мальте, что на Сицилии невероятно интересный!
именно так! Люди обитают там многие тысячелетия, вот и наследили
KonstantinPavlov
+1
18 января 9:47
Спасибо что заглянули
valerovna
+1
19 января 21:59
Иной раз путешествия множат вопросы, а не ответы, но тем они и хороши, заставляют нас мыслить!)
.Может, существовала в то время возможность пешего перехода на мальтийские острова, иначе как объяснить найденные археологами колеи древних дорог
я к этому варианту склоняюсь, всё-таки в то время очертания материков и островов были другими. А на самом деле - кто его знает)
KonstantinPavlov
+1
19 января 23:20
Эта версия активно обсуждается. Что был переход от Сицилии до Африки, а мальтийские острова его часть. Но достоверных доказательств нет, всё это только гипотезы
sonnenschein
+1
Сегодня 21:48
Взяли на Мальте автобус "hop-on-hop-off" для проверки, ну очень медленный и неудобный, в мае даже не всем хватало мест в автобусе. Потом на обыкновенном транспорте каждый день ездили.
KonstantinPavlov
+1
Сегодня 22:17
Вот Лена! Я так и думал, значит я сделал правильный выбор
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.