Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 23:00
Филиппины покорены! Куда дальше?

Словакия. Про замок и озеро

Попрад, Штребске Плесо, Спишске-Подградье — Словакия Август 2017

Про замок

Кто бы мог подумать, что Словакия страна замков. Оказывается, что в прошлом на словацкой земле их было более трёхсот, и пусть до наших дней дожило чуть более половины (официально зарегистрировано 168), согласитесь, это тоже не мало.

Увидеть их все задача неподъёмная, для этого надо несколько месяцев колесить по стране. К тому же некоторые из них находятся в труднодоступных местах, а иные и на замки совсем не похожи, так руины, даже без намёка на былое величие.

Но два словацких замка нам увидеть удалось. Это, конечно, похожий на перевёрнутый стол, Братиславский замок, с четырьмя башнями по углам. Его видят многие, ведь он находится в столице страны, избалованной иностранными туристами. Про него сейчас ничего говорить не буду, может позже, когда доберусь в своём повествовании до Братиславы.

А вот про Спишский замок или на словацкий манер Спишский Град поведаю обязательно.

Словакия.  Про замок и озеро

Это самый большой замок Словакии, один из самых известных, он такой же символ страны, как и окружающие его Татры. Спишский град находится в живописном Прешевском крае, в самом центре Спишской области, возвышаясь на холме над городком Спишское Подградье.

Добирались мы до замка на обычном рейсовом автобусе из города Левоча, из которого выехали ровно в два часа пополудни и уже через полчаса (езды меньше 20 километров) были на месте, выйдя на автостанции Спишское Подградье.

Также удобно сюда приехать из Попрада (тем же автобусом), таким был наш обратный путь. Кстати, ещё раз обращаю внимание будущих покорителей Прешевского края на преимущество размещения именно в Попраде. Это ключевой транспортный узел в регионе, из которого удобно делать однодневные вылазки по местным достопримечательностям. Не повторяйте нашу ошибку, ведь почему мы выбрали за базу городок Липтовский Микулаш, я до сих пор понять не могу. Он, конечно, милый и уютный, но абсолютно лишний элемент, усложняющий логистику.

С городком Спишское Подградье знакомились по дороге, пока шли от автобусной станции к замку и обратно.

Словакия.  Про замок и озеро

Он пополнил нашу коллекцию уютных словацких провинциальных населённых пунктов. Увидели старинную ратушу, костёл, определённо живописные домики — всё смотрелось достаточно мило и в гармонии с окружающим ландшафтом.

Словакия.  Про замок и озеро

Но самое главное в этих местах, конечно, замок, он же музей. Летом открыт для посещения ежедневно, с 9 утра до 7 вечера, а вот зимой, насколько я знаю, закрыт для туристов вообще. Так что, при необходимости уточняйте.

Вход в замок — музей, понятное дело, платный, мы заплатили по 6 € с каждого, для детей если не бесплатно, то точно дешевле (помню объявление на эту тему при входе).

Словакия.  Про замок и озеро

Территория Спишского града довольно обширная, изобилующая древними историческими артефактами, там есть, и где погулять и на что посмотреть. Так что смело отводите на это дело часа три, а то и больше, уверяю, время пройдёт незаметно.

Чтобы попасть в замок, надо сначала покорить гору. А что вы хотели, на то он и замок, чтобы стоять высоко и быть неприступным для неприятеля.

Словакия.  Про замок и озеро

Но впрочем, подъём будет не долгим: расстояние от подножия до вершины всего 200 метров, за покорение такой высоты, звание «Заслуженный альпинист Словакии» вам, наверное, не дадут.

Словакия.  Про замок и озеро

Наша главная цель вон та круглая башня на самой вершине горы.

Словакия.  Про замок и озеро

Это основная часть оборонительного сооружения, возведённая перед монголо-татарским нашествием в 1241 по приказу тогдашнего венгерского короля. Кстати, насчёт короля, я знаю, как его звали, это был король Бела IV. Я ведь честно прочитал историю Спишского града, причём для верности дважды. Но знаете, история замка такая долгая и такая насыщенная, что если я буду перечислять всех более или менее к ней причастных, то боюсь, вы меня возненавидите. Более того, я сам себя возненавижу. Так что, никаких имён, просто впечатления.

Итак, высокая круглая башня! Обязательно поднимитесь на самый её верх. Во-первых, там наверху шикарная смотровая площадка, все окрестности, включая городок Спишское Подградье, как на ладони.

Словакия.  Про замок и озеро

Во-вторых, пройдя через все три её этажа, вы непременно станете специалистом и по замковым фортификационным сооружениям и по укладу жизни элиты средневекового европейского общества.

Круглая башня и Нижний двор вокруг неё были построены для защиты от врага (не случайно башне дали прозвище «не бойся»). Твердыня на вершине горы была хорошо подготовлена для длительной осады.

Словакия.  Про замок и озеро

Вход в башню был предусмотрен через второй этаж по деревянным мосткам, в случае опасности они легко уничтожались. На первом этаже находились служебные помещения, включая склад провизии, на втором — рыцарский зал, на третьем жилые помещения владельцев.

Словакия.  Про замок и озеро

Этаже между собой соединяются узкой спиралевидной лестницей, по которой мы и поднялись на самый верх.

Словакия.  Про замок и озеро

Между прочим, воинственные монголы так и не покорили в своё время Спишский град. Постояли лагерем у его подножия и отправились восвояси, к себе домой, в свои бескрайние степи и пустыни, в своё монгольское небытиё, что было до и будет после, словно и не было тех ярких двухсот лет, во время которых они покорили полмира.

А после ухода монголов жизнь Спишского града продолжалась. Каждое новое поколение владельцев замка расширяло и укрепляло его территорию для защиты от возможной осады, как со стороны ненавистных османов, так и от своих доморощенных магнатов, жаждущих большей власти и новой добычи.

Словакия.  Про замок и озеро

Со временем появился обнесённый каменными стенами (высотой от 20 до 40 метров) Нижний Двор, занимающий огромное пространство на склоне холма.

Словакия.  Про замок и озеро

В стенах пробили бойницы для орудий, выстроили бастионы, повыше перенесли ворота в замок.

Словакия.  Про замок и озеро

Укреплялись как могли, адаптируясь к условиям ведения войны того времени.

Но, увы, ничто не вечно под луной. Пришло время, и замок потерял своё стратегическое назначение. Его оборонительные сооружения морально, да и физически устарели. Более того, к началу 18 века замок и как жильё перестали использовать, предпочитая более удобные резиденции в других районах Словакии. А потом случился пожар…

Спишский град, который столько повидал на своём веку, превратился в руины, его так и стали называть — «развалины Спиша». Sic transit Gloria mundi! Стало немного грустно, не правда ли?

Замок начали восстанавливать сорок лет тому назад. Сначала Спишский град объявили Национальным памятником, на его территории начались серьёзные археологические исследования. В 80-х годах 20-го века замок стал музеем и был открыт для посещений, а в 90- х был внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Вот такая вот история!

Про озеро

А ещё Словакия страна озёр! До нашей Карелии в этом плане ей, конечно далеко, но всё же. Хорошо, скажу так. Словакия страна горных озёр! Один наш день в Словакии мы решили посвятить национальному парку Высокие Татры, выбрав для этого, маршрут — Штрбске плесо и водопад Скок.

Высокие Татры — это самая высокая часть в цепи Карпатских гор, длиной всего лишь 26 км. На этой небольшой территории, на две трети покрытой лесами, около сотни озёр, а Штрбске плесо, говорят, одно из самых живописных.

На словацком языке озеро называют «jezero» (с ударением на 1-й слог), а ещё используют термин «pleso», имея в виду именно горное озеро. Вот одно из таких плесо мы и отправились смотреть.

В очередной раз добрались на рыхлике из Микулаша до Попрада, который именуют «воротами в Татры». Попрад расположен в долине между Высокими Татрами и Низкими Татрам, и от него в течение часа можно добраться как в одну сторону, так и в другую.

Словакия.  Про замок и озеро

В частности в Высокие Татры из Попрада, в том числе до станции Штрбске Плесо, ходит достаточно комфортная электричка, езды минут 40–45.

Параллельно железнодорожному полотну тянется и автомобильная трасса, значит можно добраться туда и на автомобиле. От железнодорожной платформы станции Штрбске Плесо, мы минут через 10 неспешного шага, оказались на берегу того самого горного озера, получившего своё название в честь селения Штрба (Štrba), через которое проходит граница между Высокими и Низкими Татрами.

Словакия.  Про замок и озеро

Штрбске Плесо без сомнения красивое озеро, а на фоне окружающего ландшафта просто великолепное. Но оно совсем не дикое, а очень даже обжитое, с несколькими отелями весьма известных брендов на его берегах (Kempinski Grand Hotel High Tatras, например), а также лыжными трассами и даже трамплинами для летающих лыжников.

Словакия.  Про замок и озеро

Я так понимаю, что высокий сезон этого курорта, расположенного на высоте 1346 м над уровнем моря, совсем не лето, а наоборот зима. Вся наличествующая инфраструктура свидетельствует именно об этом.

Читал отчёты отдыхавших там туристов, что лыжные трассы прокладываются прямо по поверхности замёршего озера. А для поклонников горных лыж развлечений, очевидно, ещё больше.

Что делать тут летом? Да много чего. Можно, например, озеро пешком обойти (или даже на повозке), прогулочная тропа для этого дела имеется.

Словакия.  Про замок и озеро

Мы же, немного прогулявшись вдоль озера, отправились к водопаду Скок, ориентируясь на имеющиеся указатели и соответствующие маркеры на деревьях.

Словакия.  Про замок и озеро

Длина маршрута в одну сторону примерно 5 километров. Идти туда надо постоянно в гору, но подъём не крутой, перепад высот 450 метров.

Прогулка сложной не покажется, петляющая тропа вымощена самой природой, под ногами камни и корни деревьев.

Словакия.  Про замок и озеро

Шли, наверное, часа полтора, постоянно отвлекаясь на окружающее великолепие.

Словакия.  Про замок и озеро

На пешеходной тропе было весьма многолюдно. На дворе разгар лета, выходной день, словаки будут не словаками, если не воспользуются данными обстоятельствами для очередного похода в горы.

Словакия.  Про замок и озеро

Идут семьями, с детьми, с собаками….

«Папа, мама, я — спортивная семья! Победить не могут нас, так как мы команда — класс!»

А вот и водопад Скок, цель достигнута!

Словакия.  Про замок и озеро

Неожиданно набежали тучи, где-то вдали раздавались раскаты грома, запахло дождём. Надо же, только что светило яркое солнце. Долго рассиживаться у водопада не стали, засобирались в обратный путь. Вымокнуть под проливным, пусть даже и летним, дождём в наши планы точно не входило.

Впрочем, пройдя совсем немного, вновь стало много солнца. Не зря говорят, что погода в горах переменчива.

Дойдя до посёлка, решили прокатиться на фуникулёре. Понятно, что его главное назначение доставлять лыжников на вершину для спуска вниз. Но можно подняться и просто так, чтобы посмотреть на Штрбске Плесо с высоты птичьего полёта.

Словакия.  Про замок и озеро

Отсюда хорошо видно, что Штрбске-Плесо, расположенное в нижней части Млыницкой и Фуркотской долин, достаточно крупное, пятое по величине во всех Татрах. Если вас заинтересовали эти места и такой формат отдыха, можно подумать о размещении на этом курорте на более длительное время.

Во всяком случае, в Словакии это самый благоустроенный центр отдыха и иностранный турист едет сюда весьма охотно. И добраться до Штрбске Плесо сосем не сложно, и точно намного дешевле, чем на прочих европейских горнолыжных курортах.

Да и летом здесь хорошо! Не забываем, что Словакия страна горных озёр! Над водопадом Скок, на высоте 1 801 метр, есть ещё одно озерцо, которое так и называется Плесо-над-Скоком. По маркированным тропам можно пройтись по берегам озёр Волье-Плесо, Козье-Плесо, Цапье-Плесо и выйти к озеру Округле, уже на высоте 2 105 м над уровнем моря. Там же в Млыницкой долины, высится знаменитый Штрбски-Штит, а если перейти по перевалу Бистре-Седло (2 314 м) в соседнюю Фуркотскую долину, то увидишь Фуркотски-Штит и ещё три озера: Вишне-Валенбергово, Нижне-Валенбергово и маленькое Солискове-Пльеско.

Но впрочем, у нас в Татрах был всего один день, а всё что я только что перечислил возможные планы на будущее. Следующий словацкий репортаж, наверное, будет из Братиславы.