Константин Павлов Пользователь — был вчера 23:07

Мальта в мёртвый сезон. Первая столица

5 января 13:41 Рабат, Мдина — Мальта Декабрь 2018

Лекция по этногенезу мальтийцев из Мдины

Каждый этнос имеет свою собственную внутреннюю, практически неповторимую структуру и стереотип поведения. У живущих, вернее, развивающихся этносов то и другое находится в динамическом состоянии т. е. меняется от поколения к поколению, у реликтовых — стабилизировано в том смысле, что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествующего»

Лев Гумилёв. «Этногенез и биосфера Земли»

По Мальте можно путешествовать как в пространстве, так и во времени. Переезжаешь на автобусе из одного городка в другой и езды то всего ничего и часа не прошло, а попадаешь в совсем другую эпоху, на столетия, а то и на тысячелетия назад или вперёд. Не верите? Сейчас докажу.

Путешествие во времени логично было бы начать с доисторических времён, с самой эпохи неолита. Ведь отдельные сооружения найденных на Мальте мегалитических святилищ возведены примерно 6 тысяч лет назад, а это значит, что они старше египетских пирамид. Напомню, до недавнего времени считалось, что пирамиды первые рукотворные постройки на Земле, получается, что и нет.

Оказывается что древние мальтийские культовые постройки, представляющие собой сложенные насухо огромные каменные глыбы старше не только египетских пирамид, но и подобных себе каменных комплексов Стоунхендж в Англии и Карнак во Франции, которые появились минимум на тысячелетие позже.

Чтобы попасть в эпоху неолита, достаточно добраться до одного из мегалитических храмовых комплексов на Мальте, коих там очень много, не менее 20.

Я был только на одном, но самом известном и самом древнем. Он называется Гжантия и находится на острове Гоцо. Это невероятно интересная тема, и я обязательно к эпохе неолита вернусь, но чуть позже.

Путешествовать во времени интересней, то вперёд, то назад. Да и не очень я хочу придерживаться какой-то жёсткой систематизации, ведь не учебник же по истории пишем. Перемещаясь по крохотному островному государству, из одного населённого пункта в другой, я узнавал различные занимательные факты, и, не претендуя на глубину повествования, планирую пересказать самое занимательное, но обязательно с личными комментариями и личным мнением.

Сегодня в пространстве мы будем перемещаться из городка Моста, откуда я докладывался в прошлый раз в первую столицу Мальты древний городок Мдина и соседний город Рабат.

А по времени, из 20-го века, с периода Второй Мировой войны (помните удивительную историю про Ротонду Моста и неразорвавшуюся бомбу) в давние времена, начинающиеся примерно с 800 года до н. э., когда на Мальте появились финикийцы, и во времена несколько поздние, связанные с римским и арабским присутствием на островах.

На сегодня у меня есть две задачи. Начну разбираться с этногенезом мальтийцев (а там мешанина такая, что на трезвую голову это будет сделать весьма проблематично), а ещё с религиозным вопросом. После язычества были на Мальте и христианство и ислам, и снова и окончательно христианство.

Итак, финикийцы. За восемь веков до рождения Христа их армада высадилась на берегах самого большого острова мальтийского архипелага.

Военных столкновений с местными (предки которых, очевидно, прибыли на плотах из Сицилии) не было вообще. Финикийцы агрессивности не проявляли, имели планы закрепиться на этой территории всерьёз и надолго. С местными хотели дружить, да и те не были против такой дружбы, посчитав, что сошедшие с кораблей финикийцы представители более развитой цивилизации и воевать с ними нет никакого резона.

Кстати, именно тогда финикийцы дали название двум крупным островам архипелага: Малет (от malet — «укрытие») и Гол (от gol — «борт корабля»).

С тех пор жители архипелага считают себя прямыми потомками финикийцев и до сих пор общаются на языке, в основе которого лежит именно древний финикийский (в предыдущем рассказе я немного писал об этом).

Финикийцы не только принесли на остров свой язык и письменность, но и сделали уклад жизни островитян более цивилизованным, например, местное население приобщилось к судоходству и судостроению.

Смешение прибывших финикийцев с местными первый этап зарождения нового этноса, который продолжал формироваться и в последующие столетия под воздействием вновь приходящих на острова чужаков.

Мальтийские острова находились под влиянием финикийцев несколько столетий, и даже вошли в состав финикийских колоний Карфагена. Но в 3-м веке до нашей эры в античном мире между Римом и Карфагеном начались Пунические войны, в которых, как известно, победил Рим, а Карфаген был уничтожен.

В результате мальтийские острова перешли к римлянам. На счастье мальтийцев римляне, как и финикийцы, также проводили на островах достаточно миролюбивую или как сейчас принято говорит, толерантную политику. Островитяне не стали рабами, продолжали говорить на своём языке, поклонялись своим богам и следовали прежним традициям.

В римские времена установились очень тесные контакты мальтийцев с жителями Сицилии. Эти связи настолько окрепли, что сохранились до сих пор. Народ очень активно мигрировал с Мальты на Сицилию и наоборот, перемешивался. Процесс формирования мальтийского этноса продолжался.

Римляне инициировали строительство многих мальтийский поселений. В том числе и первой столицы — города Мелита, будущей Мдины (не зря же я веду отсюда своё повествование).

Они ещё заложили на острове Гоцо город, который ныне называется Виктория, с цитаделью Гран Кастелло на высоком холме, но об этом, конечно, отдельно расскажу, когда буду на Гоцо (есть там несколько загадок — одна из них, груда развалин неопознанных строений во внутреннем дворе).

А что там было с религией на мальтийских островах, под чьей защитой они находились, Христа или полумесяца? Надо разобраться.

Святой апостол Павел, или как всё начиналось

Да прибудет с нами Вера, Надежда, Любовь. И любовь из них больше.

Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром

Из посланий Апостола Павла

Христианство пришло на Мальту в лице последователя Иисуса Христа. Так считает религиозная наука.

Конечно, первые христиане активно проповедовали на Мальте ещё при римлянах, на закате их империи. Но всё же за начало, определившим на века духовную жизнь островитян считают одно событие, упоминаемое даже в Библии, а более точно, в том числе с указанием географических ориентиров в «Деянии святых апостолов».

Речь идёт об апостоле Павле, который после внезапного прозрения уверовал в Христа и стал вести неравную борьбу с язычеством. Борьба эта шла с переменным успехом, иногда были и поражения. Так однажды апостол Павел попал под стражу и под охраной отбыл в Рим, готовясь предстать перед судом. В открытом море корабль попал в шторм, сбился с пути и долго шел наугад, пока вдали не показалась земля.

Далее «Деяния…" свидетельствую, что корабль потерпел крушение у северо-западной оконечности Мальты. Все 276 человек, что были на борту, спаслись, хотя само судно разбилось. Известна точная дата происшествия -10 февраля 60 года н. э.

Местные жители радушно встретили потерпевших крушение, накормили и обогрели. А что касается апостола Павла, то процитирую первоисточники: «Три дня Павел жил у начальника острова, именем Публий и принимал много почести. Потом он пошел в Мдину, где излечил, а потом провозгласил Публия епископом Мелита и ушел в катакомбы, где прожил 3 месяца до отплытия».

Сначала апостол Павел излечил отца Публия — «…Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его». А потом, собственно говоря, и всех остальных островитян, которые к нему обратились за помощью — «… и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы…».

Заслужив такими своими деяниями авторитет, великий проповедник сразу стал очень уважаемым среди местного населения и, пользуясь доверием, стал массово обращать островитян в христианскую веру. Всех, конечно, не успел приобщить, Мальта в те времена ещё была под властью Рима, и христианство подвергалось гонениям. Но начало было положено.

Правда надо сказать, культ апостола Павла на острове расцвел и закрепился только через века, уже в позднем Средневековье. Этому способствовали мифы и легенды связанные с именем апостола Павла и далёкими легендарными событиями, которые как бы случайно появились и стали активно продвигаться в широкие массы. Создавать мифы человек умел во все времена, значит это, было кому-то нужно. Один из таких мифов я только, что и озвучил.

Было ли то знаменательное крушение, было ли чудесное спасение, были ли реальные случаи исцеления…. Вопросов много, но истинные верующие их не задают, они просто верят. Вера, она на то и вера, чтобы верить. Никаким сомнениям места быть не может. А кто задаёт вопросы, так это его проблемы.

В период с 1697 по 1702 года в Мдине, на месте где по преданию первый епископ Мальты Публий и встретил апостола Павла, был построен католический собор Святого Павла, ныне являющейся кафедральным собором архиепархии Мальты.

Со свежими силами и не замыленным глазом (это был мой первый день пребывания на Мальте) я достаточно много времени уделил кафедральному собору и музею при нём.

Вход в храм оказался платным, 5 евро. Но по входному билету также можно было попасть и в музей Кафедрального собора, который расположился в соседнем здании, в барочном дворце, в котором когда-то располагалась семинария.

На месте нынешнего кафедрала изначально был иной величественный храм, построенный в начале 15-го века, в правление Роджера Норманнского. Но страшное землетрясение 1693 принесшее много бед на юго-востоке Сицилии и на Малье разрушило и его, а взамен был построен этот не менее величественный храм.

Сразу обращаю своё внимание на две башни, с циферблатом на каждой. Также как и в Ротонде Моста, левый циферблат информирует о текущей дате, указывая на соответствующие дни и недели, а правый показывает точное время.

Внутри собора просто невероятно красиво: мозаика и разноцветный мрамор, резные окна, величественный алтарь, древние фрески…

В момент моего появления в храме шла репетиция местного оркестра и я, плюхнувшись на стульчик, расслабившись, с удовольствием отдался классической музыке, столь соответствующей общей атмосфере храма.

В соборе Святого Павла я впервые столкнулся с особенностями устройства некоторых мальтийских храмов. Имеется в виду пол храма, состоящий из надгробных плит.

Фактически храм это кладбище, на котором захоронены знатные рыцари Мальтийского ордена, с обязательными в таких случаях, надгробными эпитафиями и семейными девизами, изображёнными в камне. То есть со всеми атрибутами, характерными для кладбищ, включая кости и черепа, покоящиеся прямо под ногами.

Храм настолько богато декорирован, и на полу, и на стенах, и на потолке, что даже не знаешь, на чем следует остановить взгляд.

Может быть на фресках, скульптурах, картинах, размещённых в апсидах, а может и на великолепных витражах.

В музее Кафедрального собора, доставшегося как бы в нагрузку, тоже оказалось весьма занимательно.

Сразу при входе обширная коллекция из серебра. Есть там серебряные изделия привычных размеров, например, подсвечники, и даже миниатюрные — что-то вроде пряжек и заколок. Но рядом представлены и совершенно огромные экспонаты, например, 15 серебряных статуй почти в полный рост.

Это фигуры двенадцати апостолов, Девы Марии и, конечно, Святого Павла, куда же на Мальте без него.

В других залах представлены экспонаты, выполненные из дерева, различные археологические артефакты, и картинная галерея, размещённая на втором этаже.

Так что отбил я свои 5 евро по полной, получив замен невероятное количество впечатлений.

Чтобы закрыть тему Святого Павла, как основоположника христианства на Мальте предлагаю пройтись из Мдины в соседний город называемый Рабат.

Идти будем пешком, ибо до центральной площади этого города от Греческих ворот Мдины ходу 7–10 минут неспешным шагом. Фактически это один город, но формально, в силу исторических событий, выделен как два отдельных.

Из приведенной выше хроники следует, что, будучи на Мальте жил апостол Павел в гроте. А собственно говоря, почему бы и нет. Кто-то живёт в квартире на 17-м этаже в Мытищах, кто-то на вилле в пригороде Лос-Анджелеса, а вот апостол Павел предпочитал останавливаться в неглубоких пещерах со сводчатым потолком и широким входом.

Все три месяца его пребывания на острове проповедник жил именно в гроте, который существует и поныне. Прямо над этим гротом сейчас высится церковь, как нетрудно догадаться, церковь Святого Павла, 1575 года рождения, но значительно реконструированная в 1683 году.

Вход в грот расположен внутри церкви, которую я застал закрытой. Так что, к сожалению, легендарный грот я не увидел, но зато чуть позже отвёл душу в катакомбах Святого Павла, с которыми грот, говорят, соединяется.

Однако, катакомбы оставлю на потом, там совершенно другая тема, крайне занимательная. Надеюсь, что это потом, всё-таки наступит.

А своё сообщение о появлении христианства на Мальте хочу завершить ещё одной цитатой, подтверждающей невероятный культ апостола Павла, раскрученный в средние века и сохранившийся до сих пор.

К 18-му веку поклонение апостолу Павлу достигло таких величин, что в мальтийских государственных документах его имя ставилось рядом с Богом: «Во имя Господа и великого святого Павла, нашего защитника».

Арабы на Мальте

«Воистину, тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Господь поведет верным путём за их веру»

Коран

При упоминании Мдина и Рабат сразу улавливаются арабские мотивы, неправда, ли? Разве несозвучно название Мдина имени города Медина, второму по значению после Мекки городу в мусульманском мире. С арабского языка слово «медина» переводится как «город», а «рабат» — укреплённый военный лагерь.

Так и есть, название этих древних мальтийских городов связано с арабским влиянием. Арабы пришли на Мальту в 870 году. Островитяне для вида оказали сопротивление, но по своему обыкновению очень быстро сдались на милость победителя. Настолько быстро, что уже в начале следующего столетия приняли ислам и заговорили на арабском языке.

Арабы обосновались на самом крупном острове, укрепили крепость Мелит рвом и новой кладкой, и дали городу название Медина.

Первое что потребовали арабы от мальтийцев, это принятие новой религии. Местные ответили: раз надо, значит надо, особо не раздумывая, низвергнув христианские догмы, привезённые на остров апостолом Павлом.

Хотя, возможно, слишком глубоко мусульманскими канонами они не прониклись, вновь вернувшись к христианской вере с приходом крестоносцев. А вот арабский язык мальтийцы освоили легко, параллельно общаясь на мальтийском языке, относящемся к той же семитской группе.

Вместе с приходом арабского языка изменились и названия населённых пунктов. Так появились, Марсамшетт, Марсашлокк, Марсаскала, с приставкой «марса» (от араб. marsa — «якорная стоянка») или Рас-Манзир, Рас-эль-Байада, Рас-эд-Даввара (от араб. «рас» — «скалистый холм»).

Прижились на Мальте и восточные предпочтения в зодчестве. До сих пор жители Мальты предпочитают дома кубической формы с плоскими крышами и крошечными оконцами.

От арабов досталось много полезных технических новшеств, в том числе, особо актуальные для Мальты гидротехнические сооружения — насосы, с большими колёсами приводимые в движение животными. Они поднимали воду на вершину холмов, где мальтийцы строили свои города.

Благодаря арабам на Мальте стали выращивать финиковую пальму, абрикос, цитрусовые деревья и ещё много чего полезного и нужного.

Арабы правили на острове до 1091 года, пока не пришёл передовой отряд христианского войска, возглавляемый графом Рожером Норманнским. Арабы сильно не сопротивлялись, расслабившись после столетий сытой жизни, а местное население, как мы знаем, вообще не имеет привычку сопротивляться. Кто сильней, с тем и дружим.

На этом пока всё, но не прощаюсь. Хочется с катакомбами, увиденными в Рабате разобраться. Не зря же я по ним лазил целых два часа. Обязательно с мегалитами, эта тема вообще ужас какая интересная. Ну и желательно про крестоносцев — рыцарей Мальтийского ордена.

Вот удивительно, такой маленький скалистый кусочек суши в море, а сколько тайн.

начало далее

Да, какие на Мальте исторические наслоения всюду! Именно это и интересно в таких островных странах как Сицилия, Мальта. Финикийцы много где в Средиземноморье оставили свой след, эта тема меня давно интересует.
Собор Святого Павла потрясный, глаза внутри и правда просто разбегаются!
Спасибо! Мне кажется, что я перебарщиваю с этногенезом, но мне это очень интересно, хочется разобраться прежде всего для себя. А на Мальте такая яркая картинка с формированием этноса, каждый кто приходил, оставлял свой след. Финикийцы наследили вообще конкретно, их язык до сих пор в ходу
Собор великолепный! Вот почему-то Мальта никогда меня не привлекала, последнее время больше на травку тянет. Для меня там слишком много мрамора
это точно, с травкой на Мальте напряжённо, растительность очень скудная. Зато очень много не столько мрамора, сколько известняка. Но для познавательного туризма, этот остров бесценен, ради этого туда стоит поехать
KonstantinPavlov писал 5 января 20:14
для познавательного туризма, этот остров бесценен
Согласна, Константин! Но наступает однажды момент, когда травки хочется больше!
Lene
Интересно,интересно и главное,когда опять у меня мысль "Куда?...Только думала про Мальту.
куда? Вечный вопрос. В декабре я ответ на него я выбрал Мальту. Выбором остался доволен.
bolshoy888
Anna_08 писала 5 января 19:53
Вот и я так же.Больше на природу тянет.
В конце января у меня будет очень много природы. Двухнедельная экспедиция на Борнео природу я тоже люблю
KonstantinPavlov писал 5 января 20:14
этот остров бесценен, ради этого туда стоит поехать
абсолютно точно, одно из мест, куда всё не могу доехать, поэтому рассказ прочитал с огромным с удовольствием
Спасибо! Ваш формат путешествий на машине, теоретически это возможно, паром с Сицилии несколько раз в неделю. Но езда там леворукая, тяжело с непривычки
KonstantinPavlov писал 6 января 12:25
Но езда там леворукая
да, сначала есть всё же в плане покорить Ла-Манш, там свою левую руку и "набить"
логично Потом Мальта, потом Япония, так и до Африки дело дойдёт. Там во многих странах левостороннее
Sova_Fir
Фотографии потрясающие!
Спасибо! Фактура хорошая, есть что запечатлеть
Marina2506
Вот удивительно, такой маленький скалистый кусочек суши в море, а сколько тайн.
Удивительный остров! Точнее, островное государство. С удовольствием прошлась вместе с Вами по знакомым местам
Спасибо! И хоть я уже живу будущей поездкой, интересно будет вспомнить самое яркое, что видел на Мальте. Это на самом деле удивительная страна
lenasven
Константин, прям трактат по этногенезу Класс! Интересно будет также почитать о мегалитах и, конечно, о масонах, их тайнах
lenasven писала 7 января 11:37
Константин, прям трактат по этногенезу
краткое сообщение. Люблю я покопаться на эту тему, как сформировался тот или иной этнос, это очень интересно.
Про мегалиты тоже очень интересно, тайна древних веков Спасибо Елена!
В который раз убеждаюсь, что Мальта хороша именно в зимние месяцы и в начале весны.
Думаю так и есть. В каменных городах при дикой жаре, наверное, не сильно классно. Мальта хороша не своими пляжами, а историей. А воспринимать историю на свежею голову куда как приятней
Olga-Valeriia2017
Костя , какое удовольствие прогуляться с Вами по знакомым местам .
А как приятно гулять в хорошей компании!
Все такое знакомое, почти родное. Мальта так уютно легла на душу, что кажется, провела я там большой кусок жизни. Наверное и правда, все эти мальтийские тайны так заинтересовали и заинтриговали, что остров стал незабываемым.
С Вашей Мальтой я хорошо знаком, рассказы читал дважды, второй перед самой поездкой. Подготовился нормально, и времени там было достаточно . Так что Мальта теперь и мне хорошо знакома
....ждем продолжения
Хорошо кстати, параллельно готовлюсь к поездке на Борнео, кто-то помнится бывал там не так давно
Будут вопросы, отвечу! Если смогу, конечно...
Пока перечитываю твои материалы, набираю информацию. Но я там с гидом буду и небольшой группой в 6 человек. Программа неплохая по нацпаркам
Там здорово)).
Не сомневаюсь
. Формирование того или иного этноса неразрывно связано с его религиозными предпочтениями.
это точно. На прошлой неделе только это обсуждали, гуляя по одному старинному городку Лансароте. Интересный получился рассказ)
valerovna писала 9 января 14:53
вот и идея для рассказа. Есть планы поделится что вы там наобсуждали?
Надо подождать пока мысли улягутся, чтобы не бряцать пустотой)
ну раз такой серьёзный подход, подождём
Сколько же там всего намешано, хоть ты, Костя, и не стремился быть учителем, но что-то типа того вышло! Погода чудесная, думаю летом там жарища!!
Преподавал когда-то в вузе, но давно завязал с этим делом
В декабре с погодой было классно, а уж летом представляю
KonstantinPavlov писал 9 января 18:34
Преподавал когда-то в вузе,
-ого
давно завязал с этим делом
TOMAS
Это замечательно услышать классическую музыку в таком храме. Вам повезло.
Получилось очень кстати, отдохнул и физически и эмоционально
OldSam
Спасибо большое Константин за ценную информацию. Лучшего путеводителя на русском не найти! Завтра на недельку на остров. И, конечно, с путевыми заметками Павлова! (По стилю издожения, преподавателя я сразу увидел)) Молодец, что поделился с народом
OldSam писал 14 января 13:07
Завтра на недельку на остров.
На Мальту? Класс! Буду ждать Ваших впечатлений!
По стилю издожения, преподавателя я сразу увидел
было дело, преподавал в вузе по молодости, но давно уж нет, увы
Собор правда роскошный! Мальта вся дышит древностью.
Svet-lanka писала 17 января 22:52
Мальта вся дышит древностью.