Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 23:41

Обераммергау — Германия Апрель 2016

Когда-то на просторах интернета я увидела фотографии живописных домиков, запомнила название — Обераммергау, и захотела когда-нибудь увидеть эту деревню. В 2015 году впервые поехала в Германию в гости к подруге, живущей в Баварии. Хотелось увидеть как можно больше баварских достопримечательностей и, конечно, знаменитый сказочный замок Нойшванштайн. Поскольку знакомство с Германией только начиналось, опыт самостоятельного перемещения по стране приобретался, купили с подругой двухдневный тур, в составе которого была возможность посмотреть Мюнхен, замки Нойшванштайн и Линдерхоф, и Обераммергау.

Об этой поездке я уже рассказала: Бавария_Мюнхен и замки короля Людвига II. Скажу одно, Обераммергау мы не увидели: заехали туда в конце поездки, начался дождь, на все был всего час и в основном из окна автобуса. Очередное расстройство и разочарование! Смысла не было, мы вышли на вокзале, оставили группу и самостоятельно вернулись в Нюрнберг, чтобы не кружить полночи по дорогам Германии. Итак, свидание не состоялось!

В прошлом году я снова приехала в Баварию, и снова в списке на первом месте стоял Обераммергау. Долго ждать не стали, заказала гостиницу и в первый же свободный день у подруги выехали. Еще в первое посещение Германии я полюбила немецкие железные дороги за информативность, удобство и пунктуальность. Купили баварский билет на двоих, получили маршрутный лист, где все четко прописано: во сколько и с какой платформы поезд убывает, на какую платформу и во сколько прибывает.

Обераммергау — это деревня в Верхней Баварии в 90 километрах от Мюнхена. Путь в неё из Нюрнберга на региональных поездах занимает четыре часа с двумя пересадками — в Мюнхене и Мурнау, но в Германии это не доставляет проблем. В Мурнау нужно пересесть на ветку в Обераммергау, для этого перейти на путь, указанный в билете. Там будет стоять небольшой красный поезд, состоящий из двух вагонов.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

Четыре часа показались неутомительными, успели подремать, пару фильмов в планшете посмотреть и видами за окном полюбоваться. А виды с каждой минутой становились все интереснее!

Обераммергау — конечная станция. Вокзала, как такового, нет: есть навесик, как на автобусных остановках, под которым установлен автомат по продаже билетов. Здание, на котором написано название деревни, это бывшее здание вокзала, построенное в 1899 году. Надобность в вокзале миновала, реставрировали и теперь, похоже, это просто жилой дом.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

Мимо него направляемся за реку Аммер по Банхофштрассе в гостиницу. Вокзальная улица есть, наверно, в каждом немецком населенном пункте, через который проходит железная дорога.

Я заказала, наверно, самую известную гостиницу Обераммергау, занимающую здание, построенное в начале XVII века, — «Alte Post» (Старая почта). Это двухэтажное здание с двухскатной крышей и расписным фасадом перестраивалось в последующие века, для приведения в соответствие с требованиями эпохи, но с 1896 года сам отель принадлежит потомкам одной и той же семьи.

Нам понравилась и сама гостиница, расположенная в эпицентре всех достопримечательностей, и её ресторан. Отзыв об «Alter Post» я уже писала.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

Стоит эта гостиница на главной улице Обераммергау — Дорфштрассе (Деревенской улице), в которую плавно перетекает идущая от вокзала Банхофштрассе. На этой улице находятся банки,

самые крупные магазины

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

и большие отели, такие как «Виттельсбах» или «Вольф», в котором созданы все условия для отдыха с собаками, есть даже специальный бассейн для дог-дайвинга.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

Некоторые здания находятся в списке памятников архитектуры, так как построены в конце XVII или начале VIII века. Но даже если они и не включены в этот список, каждое интересно по-своему росписями фасадов или оригинальными деталями.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

На Дорфштрассе здание, построенное в начале XX века по проекту немецкого архитектора Франца Цолля, занимает Музей Обераммергау. Деревня славится своими резчиками по дереву, местное традиционное искусство резьбы уходит своими корнями в средневековье. Еще документы XVI века рассказывают о жителях Обераммергау, торгующих резными досками. Художественная резьба по дереву в Обераммергау начала развиваться для украшения монастыря и окрестных приходов в XIV веке. Мастеров называли «резчиками Господа Бога», они изготавливали резные распятия, фигурки святых и различные церковные атрибуты.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

Сегодня в Обераммергау существует профессиональная школа резьбы по дереву, выдающая после трехлетнего обучения диплом мастера. В музее, созданном еще в 1910 году, представлены работы местных мастеров — игрушки, куклы, фигурки животных и многое другое.

Вот эта фигура на площади установлена не просто так. Как я уже сказала, деревня славилась резчиками по дереву, но кто-то же должен был продавать их изделия. Продажей занимались бродячие торговцы — коробейники. Товар они носили на спине в специальных коробках-магазинах и так торговали по всей Европе.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

В многочисленных сувенирных магазинах выставлены очень красивые изделия из дерева, правда и цена немалая. Сувениры в Обераммергау купить не проблема, чего там только нет, особенно хороши куклы.

Около музея есть небольшая площадь, где под сенью бука стоит интересная скульптура. Спасибо Елене (sonnenschein), которая перевела много немецких буковок, написанных на табличке. Привожу полностью:

«Этот памятник напоминание о трафике на историческом торговом пути между Венецией и Аугсбургом. Обераммергау с 1332 года согласно закону был станцией на торговом пути. В бывшей сушильне на Деревенской площади размещались товары, которые выгружали с повозок, а затем направлялись в Партенкирхе и Шёнгау для дальнейшей транспортировки. Расцвет пришёлся на 15–16 века, так как в этот период Аугсбург был европейским центром торговли деревом и мебелью. Бронзовая скульптура Губерта Ланга была открыта в Обераммергау в мае 2000 года, это абстрактный символ: человек-повозка-животное».

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

Называть Обераммергау деревней язык не поворачивается, я тут, не считая, увидела сразу три банка. Здесь каждый дом можно считать достопримечательностью. Все дело в Luftlmalerei — росписи по штукатурке, при помощи которой в деревне расписано почти каждое здание. Темы картин самые разные: это библейские сюжеты и портреты святых, герои сказок и просто фантастические узоры. И что интересно, — нет ни одного одинакового рисунка. Как я поняла, это было обязательным условием росписи. Я сфотографировала большинство из них, и очень сложно было выбрать для альбома, хочется показать все!

На площадь перед отелем «Alte Post» выходит боковой фасад одного из самых известных зданий Обераммергау — это «Дом судьи». На фасаде дата — 1775 год, до 1922 года в здании размещались издательство и отделение почты. А еще этот дом знаменит тем, что в нём в 1867 году родился немецкий писатель Людвиг Тома, в своих произведениях рассказывающий о жизни баварцев.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

Традиционное искусство росписи фасадов домов сохраняется и в наше время. К современным работам относится роспись фасада дома Хайнцеллeр, примыкающего к «Дому судьи». Роспись выполнена около 1960 года и напоминает о временах чумы, о святом обете и о проведении библейских спектаклей в Обераммергау.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

История появления «люфтмалерай» берет свое начало именно в Обераммергау. В 1770 году молодой житель деревни Франц Сераф Цвинк в качестве декорации к театральной постановке, которой славится Обераммергау, нарисовал на стене своего дома Святого Непомука, а рядом с изображением сделал надпись: «zum Luftl», что в переводе с немецкого языка означало «к небесам». Оригинальная картина понравилась баварцам, а для рассказов о необычных фресках использовали название, данное Цвинком первой своей картине. Так родилось название «Люфтмалерай» — «воздушная живопись».

В Обераммергау сохранились здания с фасадами, роспись которых выполнена самим Цвинком. Например, «Geroldhaus» — здание, построенное в 1774 году, часть фресок которого выполнена Францем Цвинком в 1778 году. За этим здание находится еще один знаменитый дом.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

Это «Дом Пилата» (Pilatushaus), построенный в 1774/75 годах и в 1784 году расписанный фресками также Францем Цвинком. Перед домом есть небольшой садик, на фасаде, выходящем в эту сторону, изображена сцена суда Пилата над Христом. Благодаря этой фреске, дом и получил свое название. Сейчас в доме Пилата расположен центр искусств и ремесел, открытый для посещения. Дом нужно обойти со всех сторон, мне кажется, это единственное здание, на всех фасадах которого есть фрески.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

В садике перед «Домом Пилата» установлен крест с распятой фигурой Христа.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

Вы обязательно обратите внимание на большое здание напротив «Дома Пилата». Как я поняла, это культурный центр, там есть и туристический центр. Рядом небольшой сквер с необычными скульптурами. Еще только середина апреля, летом эта деревня утопает в цветах, а сейчас мы были рады и таким скромным цветочкам.

Отсюда открывается отличный вид на гору Кофель, главный ориентир Обераммергау и самую высокую гору в Аммергауских Альпах. Её высота 1342 метра.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

Идем дальше по Дорфштрассе.

«Дом доктора», построенный в XVII веке. В конце XVIII века в доме жил местный врач, который по моде тех времен заказал Францу Серафу Цвинку роспись своего дома. В 1780 году Цвинк написал фасадные фрески, изображающие библейский сюжет, и придверные колонны. Последние фрески добавлены на фасад в 1900 году, а также отреставрированы оригинальные фрески Цвинка.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

Многие здания находятся в списке национальных памятников, например, вот этот «двойной» дом XVIII века.

«Дом священника», построенный в 1731 году знаменитым немецким мастером Джозефом Шмутцером, построившим многие церковные здания Баварии в первой половине XVIII века. Реконструировался в последующие годы раз в столетие.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

«Дом священника» — это последний дом на Дорфштрассе, далее идет более известная Этталерштрассе, — заповедник достопримечательностей Обераммергау. Начинается она с церкви Святых Петра и Павла, построенной в 1736–1742 годах тем же Джозефом Шмутцером.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

Почти все фрески в церкви принадлежат кисти известного художника Маттеуса Гюнтера. Работы на эмпоре и западной стороне церкви выполнены Францем Серафом Цвинком. В центральном куполе изображены «Мучения Апостолов Петра и Павла».

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

Верхний алтарь был создан скульптором Францем Ксавьером Шмэдлем, картина на алтаре изображает «Марию в виде королевы в розовом венке». В боковой части алтаря размещены статуи Святых Петра и Павла.

Очень красивое кладбище возле церкви, оно тоже в списке национальных памятников, там есть захоронения XVIII века.

Рядом с церковью Святых Петра и Павла стоит еще один дом, расписанный в 1785 году Францем Серафом Цвинком. Это — Forstamt (Дом лесничества), построенный в 1763 году Иосифом Игнацем Дазером. После его смерти дом отошел монастырю Этталь, а с 1830 года дом является собственностью государственного лесничества.

Напротив «Дома лесничества» — «Дедлерхаус» (Dedlerhaus), построенный в 1745 году. В 1817 году дом был приобретен семьей мясника и трактирщика Йогана Дедлера. До 1960 года в доме располагался гестхаус «У белого ягненка», названный по главной фреске дома — «Иисус, Иоанн и белый ягненок». Фасадная роспись Франца Серафа Цвинка, все фрески отреставрированы в XX веке по технологии Цвинка.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

Рядом слева — «Кёльбльхаус» (Kölblhaus), построенный в 1746 году. Дом принадлежал торговцу Джо Книллингу. Фасад расписан Францем Серафом Цвинком в 1770 году, все фрески сохранились по сегодняшний день. Это первая работа Цвинка, выполненная на заказ. Дом называется по имени крупного книготорговца Каспара Кёльбля, который приобрел дом в 1806 году.

Верхняя фреска — «Бог-Отец со страждущим», на рисованных наличниках оконных рам изображены святые. Центральная фреска над дверью — один из редчайших ныне библейских мотивов «Святая Анна-втроём».

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

За этим домом стоит свернуть направо в переулок Lüftlmalereck. Здесь еще один дом из списка национальных памятников, построенный в 1690 году. Фрески на нём выполнены Францем Серафом Цвинком в 1787 году.

Возвращаемся на Этталерштрассе и движемся дальше. Каждое здание этой улицы интересно по своему. Есть, включенные в список национальных памятников, как вот это, — с летающим быком на фасаде, а есть более поздней постройки, но с не менее интересными фасадами или деталями.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

Вот это, например, — 1820 год. Думаю, что на фасаде изображен Святой Христофор с ребенком.

А вот на этом симпатичном домике — персонажи Бременских музыкантов.

Из зданий, построенных в XX веке, самые красивые и любимые туристами — два дома, расписанные на тему сказок «Красная шапочка» и «Гензель и Гретель». Рассматривать их можно долго.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

Можно пройти по Этталерштрассе и дальше, там тоже есть, на что посмотреть.

Вот на этот интересный домик удалось посмотреть только через забор, а там столько интересного — башенки, фахверк, а есть еще и роспись над входом! Это Hillern-Schlössl, — дом, построенный в 1886 году для писательницы Вильгельмины фон Хиллерн.

Обераммергау — необычная деревня в Баварских Альпах

А рядом дом в альпийском стиле, на его фасаде фреска, выполненная в 1925 году известным немецким художником Майклом Зеноном Димером, сыном писательницы Хиллерн. Дом носит его имя — «Димерхаус», художник жил в нём с 1924 года до смерти в 1939 году.

Если идти по улице дальше, то уже недалеко до небольшой деревеньки Этталь и расположенного там великолепного монастыря. Но вечером идти туда уже было поздно, а утром начинался дождь, энтузиазма идти куда-либо не было, решили вернуться домой. Будем смотреть этот монастырь в отчетах более добросовестных товарищей — Ирины (tinka61) и Натальи (NataliaC).

А пока нам пора возвращаться в отель, не обедавший организм настойчиво требует праздника! Придется продолжить, в Обераммергау еще много интересного.