Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:09

Аугсбург — Германия Апрель 2016

Во время своей поездки в Нюрнберг в апреле прошлого года, я смогла познакомиться с еще одним городом Баварии — Аугсбургом. Добиралась до него своим любимым способом — на электричке по баварскому билету. С утра можно добраться только по длинному маршруту, в пути 1 час 58 минут с пятнадцатиминутной пересадкой в Ингольштадте. А вот назад был вариант без пересадки и всего 1 час 10 минут.

В 11–08 я была на вокзале в Аугсбурге и на все у меня оставалось 6,5 часов. Как обычно, отмечены контрольные точки в maps.me, маршрут проложен: вперед!

Аугсбург — это особенный город, он совершенно не похож на другие города Баварии! И это не удивительно, баварским он стал только в 1806 году. Аугсбург — это столица Швабии, второй по возрасту город в Германии после Трира. В 15 году до нашей эры пасынки императора Августа Тиберий и Друз основали на этом месте римскую колонию Августа Вендиликорум. В средние века Аугсбург был одним из крупнейших торгово-финансовых центров Европы со статусом вольного имперского города Священной Римской империи. В 1806 году, в ходе наполеоновского переустройства Европы, Аугсбург лишился статуса вольного города и был включён в состав Баварского королевства. Сейчас это вполне современный университетский город, с населением около 290 тысяч человек.

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

От вокзала можно идти в центр по Bahnhofstraße или Вокзальной. Улица симпатичная, застроенная зданиями конца XIX века в стиле неоренессанс, только домики в кадр вместить сложно.

Ну, а если вам интересно глянуть на синагогу, сверните на соседнюю Halderstraße. Там находится Еврейский культурный центр, а синагога памятник истории и архитектуры, как я могла пройти мимо. Это красивое здание в стиле модерн с византийскими и восточными элементами и львами, сидящими вокруг купола, было построено в 1917 году. Во время «хрустальной ночи» 1938 года оно пострадало от рук нацистов, а во время Второй мировой войны на куполе стояла зенитка. Восстановили синагогу и открыли культурный центр только в 1985 году.

Обе дорогие приведут на Кёнигсплац (Königsplatz), важную для города площадь. Когда-то здесь были городские укрепления, а сейчас важный транспортный узел с оригинальным остановочным комплексом треугольной формы для ожидающих трамваи и автобусы. Площадь очень зеленая, вся в каштанах. Еще на площади есть фонтан, по центру чаши которого вода бьет из валуна. Этот фонтан установлен на площади в 1880 году и назван в честь построившего его инженера Альфреда Торманна. Этот фонтан считается первым бетонным сооружением в городе.

Кому посвящен стоящий на площади памятник, я не нашла. Но если вы пойдете по Bürgermeister-Fischer-Straße, в сторону которой смотрит эта женщина, то придете в центр, откуда рукой подать до всех достопримечательностей.

А я пошла по Katharinengasse. Здесь в церкви бывшего доминиканского монастыря Святой Екатерины с 1835 года находится филиал Баварской коллекции живописи — Галерея старых немецких мастеров (Staatsgalerie Altdeutsche Meister). В коллекции картины Ганса Гольбейна, Лукаса Кранаха.

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

В переулке увидела пару в национальных костюмах, баварцы с гордостью их носят при каждом удобном случае. У нас такое не увидишь, даже в праздник.

Дальше на Катариненгассе выходит длинный боковой фасад великолепного дворца Шецлерпале (Schaezlerpalais). Дворец банкира и торговца серебром Либерта фон Либерхофена построили в 1756–1770 годах в стиле барокко, он хорошо сохранился и объявлен национальным памятником Баварии. Главный фасад смотрит на Максимилианштрассе. Во дворце великолепный бальный зал в стиле рококо, что встречается в Баварии очень редко. Говорят, что зал был открыт балом в честь Марии-Антуанетты, которая по пути на свадьбу с будущим французским королем Людовиком XVI остановилась в Аугсбурге и танцевала здесь. Сейчас во дворце художественный музей с картинами немецких и европейских художников (Веронезе, Каналетто, ван Дейк).

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

Итак, мы на Максимилианштрассе, главной и когда-то парадной улице Аугсбурга. Здесь есть, на что посмотреть: красивые здания 16–17 веков, с более поздними изменениями фасадов. Сначала направимся к ее концу.

Аугсбург сильно бомбили в последние годы Второй мировой войны: здесь были танковый завод MAN, завод «Мессершмитт» и ремонтные мастерские военной техники, расположенные в подвалах домов. Погибло большинство архитектурных памятников, прошли десятилетия, пока смогли восстановить хотя бы часть утраченного.

Мне нравится здание в стиле нео-барокко школы Ульриха, построенное в 1905 году.

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

Или вот это здание с фасадом конца XIX века и коваными решетками.

Заканчивается Максимилианштрассе у Ульрихплац, где рядом стоят две церкви: католический собор Святых Ульриха и Афры и евангелическая церковь Святого Ульриха. Епископ Ульрих — это местный святой, он в 955 году спас город от язычников-венгров.

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

Современная базилика Святых Ульриха и Афры — далеко не первая на этом месте. Эту начали строить в 1474 году, причем кирпичную часть закончил в 1500 году архитектор Энгельберг, который строил знаменитый собор в Ульме. Но по разным причинам церковь строили еще очень долго, закончили только в 1604 году к 1300-летнему юбилею Святой Афры. Базилика принадлежала монастырю — имперскому аббатству ордена Святого Бенедикта. Эту базилику посещала семья Моцартов.

В 1802 году после секуляризации, то есть ликвидации церковных владений, церковь стала просто приходской. В 1937 году церковь Святых Ульриха и Афры стала папской базиликой с прямым подчинением Ватикану.

Под прямым углом к базилике стоит протестантская церковь Святого Ульриха. Здание построено в тот же период и, как я поняла, когда-то тоже принадлежало бенедиктинскому монастырю. Протестанты заняли его под приходскую церковь в 1526 году. Фасад в стиле барокко и небольшая башенка с куполом в виде луковки появились уже в начале XVIII века.

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

Интерьер церкви интересен деревянной галереей, украшенной картинами разных мастеров. В алтаре — картина «Тайная вечеря» (1693 г.) немецкого живописца Иоганна Хайса.

И снова Максимилианштрассе! Здесь в каждом здании можно найти что-то интересное.

Максимилианштрассе еще знаменита своими монументальными фонтанами, которые символизируют три сословия Аугсбурга — аристократию, купцов и ремесленников. Они построены около 1600 года нидерландским мастером Адрианом де Врисом. Фонтан Геракла (Herkulesbrunnen) со статуей Геракла, поражающего Гидру.

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

Жалко зверюшку, вон как жалобно лапку тянет!

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

Отель «Три мавра» («Hotel Drei Mohren»), самый дорогой отель города, если верить Википедии. Посмотрела, номера от 123 евро за ночь. Отель с таким названием существует здесь с XV века, это странное название связано с легендой о посещении города тремя темнокожими монахами из христианской Абиссинии. В 1763 году в отеле останавливалась семья Моцартов. Но это здание уже не в списке памятников, поскольку это новодел. Отель был разрушен бомбардировками 1944 года и фактически построен заново. При этом в прежнем стиле восстановили только фасад и частично фойе.

К зданию отеля примыкает самое большое здание на Максимилианштрассе — Дом Фуггеров (Fuggerhäuser), построенный в 1512–1515 годах, как резиденция семьи Фуггеров. Кто такие эти Фуггеры? Якоб Фуггер — младший по прозвищу Богатый (1459 — 1525) — глава аугсбургского торгово-банкирского дома Фуггеров, самый богатый человек Европы своего времени. Его сын Якоб фактически был придворным банкиром империи, он получил дворянский титул. Карл V Габсбург получил корону императора Священной Римской империи только благодаря капиталам Фуггеров. Семья Фуггеров до наших дней занимается финансами, в Германии существует небольшой банк Фуггеров.

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

Следующий фонтан на Максимилианштрассе фонтан Меркурия (Merkurbrunnen). Он стоит напротив католической церкви Святого Морица, там, где в Максимилианштрассе вливается Bürgermeister-Fischer-Straße. Вот сюда вы попадёте, если пойдете по этой улице от Кёнигсплац. Кстати, бронзовые скульптуры фонтанов — это копии, подлинные 1599 года находятся в музее.

Какие великолепные здания на этом участке Максимилианштрассе, особенно хороши фронтоны! Все здания XV–XVI века, только фронтоны обновили в самом конце XIX — начале XX века.

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

Совсем рядом Ратушная площадь, от которой и начинается Максимилианштрассе.

Но сначала пройдем на Bürgermeister-Fischer-Straße.

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

Здесь в самом начале улицы с одной стороны стоит Дом ткачей (Weberhaus). Здание XIV века, разрисованное фресками, было разрушено во время войны. Его восстановили, но фрески уже современные.

Напротив Дома ткачей — католическая церковь Святого Морица. Это была одна из самых старых церквей всей Баварии, её основал в 1019 году епископ Бруно, брат императора Генриха II Святого. В 1314 году церковь перестроили и внешние стены той церкви формируют стены существующего храма. В начале века XVIII церковь была перестроена в стиле барокко. Но все разрушили бомбежки 1944 года. Сохранилась нетронутой только стоящая отдельно колокольня. Все восстановили, но в упрощенном варианте.

Заглянем на площадь Фуггера (Fuggerplatz), где на площади стоит памятник одному из членов этого семейства, жившему в XVI веке. Здание, на фоне которого стоит памятник — это Музей Максимилиана — старейшим музей в Аугсбурге. Он был открыт в 1854 году и назван в честь посетившего его баварского короля Максимилиана II. Здесь находится обширная художественно-историческая коллекция, а также многочисленные экспонаты по истории свободного города Аугсбурга от средневековья до присоединения к Баварии в 1805 году.

Красивое здание за памятником — Köpfhaus, построенный в XVI веке в результате реконструкции нескольких зданий. Красивый двухэтажный фронтон в стиле венского барокко здание получило после реконструкции первой половины XVIII века.

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

Справа от этого дома находится площадь, названная в честь реформатора церкви Мартина Лютера. На площади в 1912 году установли фонтан работы берлинского скульптора Уго Кауфмана — фонтан ювелиров (Goldschmiedebrunnen). Фонтан установлен на пожертвование вдовы одного банкира в память о важной для Аугсбурга отрасли — уже в XV веке город стал одним из самых известных центров ювелирного искусства Европы. Скульптура изображает подмастерье ювелира. У скульптуры интересная история: после войны её отправили на переплавку, как пожертвование от города. Но в 1950 году случайно обнаружили на свалке и вернули на место.

На площади находится крупный сетевой универмаг Karstadt, но это не главное. Главное на этой площади — церковь Святой Анны. Кстати, площадь до 1933 года так и называлась — площадь Святой Анны. В 1321 году монахи из ордена кармелитов возвели в нынешнем центре города монастырь и церковь. Сначала церковь была небольшой, но лет через сто её площадь увеличилась почти вдвое.

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

В 1520 году здесь, в монастыре кармелитов, останавливался Лютер, вызванный приказом римского папы для богословской дискуссии с представителем папы. Сейчас в церкви есть небольшой музей Мартина Лютера и висит его портрет. Церковь Святой Анны стала во времена Реформации первой евангелической церковью в городе.

Считаю, что церковь Святой Анны стоит посетить обязательно. В XVI веке церковь Святой Анны приобрела целую коллекцию прекрасной живописи. Среди картин, и сейчас украшающих церковь, полотна знаменитого Лукаса Кранаха старшего. В XVIII веке все три нефа церкви были оформлены в стиле барокко.

Выйдя из церкви Святой Анны, я свернула влево и по Аннаштрассе дошла до небольшой улочки Unter dem Bogen, что переводится «Под аркой».

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

Пройдя под аркой, попадаешь на главную площадь города — Ратушную (Rathausplatz). Была суббота, теплый день 30 апреля, площадь превратили в кафе под открытым небом. Люди отдыхали!

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

Раз площадь Ратушная, то должна быть ратуша. Она и была, но… на реконструкции. Так что главный символ Аугсбурга был закрыт, пришлось довольствоваться картинкой. Ратуша на этом месте стоит с 1385 года, а существующее здание заложили в 1615 году. На фасаде Ратуши имперский орёл, а сверху — шишка пинии. Это символы римского прошлого Аугсбурга и его значения в Священной Римской империи. В 1944 году Ратуша была почти полностью разрушена, но к 1954 году восстановлена в прежнем виде. А вот главный зал Ратуши — Золотой, был восстановлен только к 1985 году, когда Аугсбург праздновал 2000 лет со дня основания города.

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

Рядом с Ратушей стоит еще один символ города — 70-метровая башня Перлахтурм, построенная в X веке для дозора. Впервые башня упоминается в докумениах 989 года. Сначала башня была высотой 30 метров, до 70 она доросла к 1616 году. Из-за башни выглядывает крыша церкви Святого Петра. Башня к ней отношения не имеет, хотя некоторые принимают её за колокольню церкви.

Говорят, что внутри Перлахтурм находится винтовая лестница — 261 ступенька к колоколам на обзорной площадке. Но туда я тоже не попала: 30 апреля, а доступ на площадку открыт с 1 мая.

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

Если вы пойдете по улице Am Perlachberg слева от Перлахтурм, то где-то через 400 метров дойдете до знаменитого квартала Фуггерай, одного из старейших в мире кварталов социального жилья.

На Ратушной площади стоит третий городской монументальный фонтан — Фонтан Августа (Augustusbrunnen), построенный в 1594 году по модели голландского скульптора Губерта Герхарда. Сверху установлена скульптура императора Августа, внизу масса интереных деталей. Но рассмаривать возможности не было, вокруг сидела отдыхающая публика.

Аугсбург — город, которому две тысячи лет

Я не пошла смотреть Фуггерай, а направилась по Каролиненштрассе.

Впереди было еще много интересного: уже виднелись башни главного собора Аугсбурга.