Maksim_Starostin
Maksim Starostin — был вчера 23:46
 – 502

Машаллах! Мы едем по Каракорумскому шоссе

35 23

Сегодняшнюю ночь мы провели в городке Бешам, в мотеле пакистанской сети PTDC. Уже с утра мы увидели, что мотель стоит на берегу Инда. Того самого, из учебника истории Древнего Мира за 5-й класс. Вчера по темноте мы и не заметили, как въехали в его долину.

3

И вот Рафи снова укладывает наши вещи на крышу микроавтобуса.

1

Сегодня нам предстоит проехать 330 км по Каракорумскому шоссе от Бешама до Гилгита. Казалось бы не очень много, да? Но это у нас в Европе немного, здесь же нам предстояло ехать по горным дорогам неизвестного качества. Доедем ли?

Как только выехали, сразу навстречу стали попадаться вот такие расписные грузовики.

2

Впрочем, были и простые грузовички вот такой яркой расцветки.

Дорога постепенно поднимается на довольно приличную высоту над рекой.

6

Каракорумское шоссе извивается по склону едва заметной лентой.

4

Тут на одном из постов нас опять остановили и навязали охрану. К моей радости, полиция согласилась не сажать человека к нам в автобус, а некоторое время сопровождала нас вот на таком пикапе. Обратите внимание, какие у полицейских шевроны, как будто из картона сделали и налепили. Ну и форменная рубаха конечно зверская - в пакистанском стиле, до колен :)

3

Вот он какой — легендарный Инд. Правда поначалу Паша несколько ввел нас в заблуждение, когда на вопрос, а что это за река, ответил так, как он привык говорить по-пуштунски — Abāsin. Уже потом я понял, что это одно и то же.

7

В этом месте мы сделали еще одну остановку. Собрались наш гид, водитель Рафи, охранник, другие полицейские, подошли поболтать несколько человек местных.

1

Тут Вика решила устроить фотосессию со всей группой. По-английски она знала только одну фразу — «май френд», но этого ей оказалось достаточно —

— Май френд, можно тебя? Фото, фото! Спасибо! А вот ты на Талибана похож! Слышишь? Вот ты, да! Ты Талибан! :)

2

Мужики натянуто посмеялись. Ну что возьмешь с этой иностранки? Как по мне, довольно неуместно шутить на такие темы, когда вокруг столько мужиков с оружием. Кто знает, что у них на уме? Что они там на своих смартфонах друг другу показывают?

Откуда взялись здесь эти девочки? Приехали на стоящем неподалеку грузовичке? Или живут здесь где-то в пещере?

1 / 2

Строители спрямляют изгиб дороги вокруг ущелья, скоро здесь можно будет проехать по мосту. С таким мостом шоссе будет выглядеть гораздо более современно, нежели сейчас.

Асфальт местами — полная жесть

1

Дорога очень узкая, но зато какие виды!

3

Но зато какие виды вокруг!

2

Пуштуны-мотоциклисты

2

Тут мы остановились попить чаю в придорожной чайхане на изгибе дороги

С балкона чайханы открывался вид на водопад и окружающие горы, а также на склад шпал, которые сюда зачем-то привезли.

2

Дорога, сделав изгиб, снова уходит вдаль. И мы продолжаем по ней свой путь

1

Народ набирает воду из маленького водопадика

Дорога Жизни

1

Тут в городке Комила мы по мосту пересекли Инд, и теперь река оказалась с той стороны автобуса, где сидел я. Так снимать было гораздо удобнее, можно было делать кадры прямо из открытого окна, не дожидаясь стоянки.

1

Вид назад, оттуда мы только что приехали.

5

А это вид вперед, туда мы едем. Повсюду возвышаются снежные вершины гор.

4

Тут мы проехали место, где недавно случился обвал. Вообще с качеством дорог тут не заморачиваются. Обвал прошел, подогнали трактор, он разгреб камни, и все поехали дальше. Ну логично же — не асфальтировать же каждый раз? В итоге асфальта здесь не осталось практически нигде.

2

Наш автобус, разъезжаясь со встречными, настолько близко подъехал к обрыву, что мы предпочли выйти и пройти это место пешком.

1

Пока мы безмятежно гуляли, наблюдая как местные мужики толкают застрявшую машину, с гор опять посыпались камни, причем немаленькие такие. Народ тут же забегал, машину быстро дотолкали, все попрыгали в свой транспорт и поскорее покинули опасный участок. Вообще, когда едешь в горах, смотреть надо не только налево и направо, но еще и вверх:)

Пейзажи вокруг конечно совершенно потрясающие

3

Тут мы проехали вот такой подвесной мост. Мост издалека кажется пешеходным, но когда подъезжаешь поближе, то рядом видны заезжающие на него машины.

1

Деревня на берегу Инда

Вот примерно так передвигаются местные жители, до отказа набиваясь в кузов пикапа. Обратите внимание на наклейку MASHALLAH на лобовом стекле, такие есть почти у всех.

1

Машалла́х — «на то была воля Аллаха» — арабское ритуальное молитвенное восклицание, часто используемое в арабских и других мусульманских странах, как знак изумления, радости, хвалы и благодарности Богу и смиренного признания того, что всё происходит по воле Аллаха.

В русской культуре примерно соответствует фразе «Слава Богу!» или похвале типа «Молодец!», а также ритуалу стучания по дереву или символического плевания через плечо.

Ну, а я бы перевел Машаллах легендарной фразой Андрея Андреича из нашей южноамериканской экспедиции — «Будем надеяться, все будет хорошо» :)

А еще местные любят обвешивать свои машины черными тряпочками - обратите внимание, сколько их свешивается с грузовика. Это от сглаза, как объяснил Паша.

4

Тут мы проехали невероятной красоты пейзаж с мостом Kandia Bridge, ведущим на ту сторону реки. Как раз в этом месте в Инд впадает другая река, а значит по ее ущелью тоже будет идти дорога. Но съехать к мосту не так просто, надо сначала по серпантину спуститься с шоссе на уровень реки.

6

Вообще местами не верится, что мы едем по главной и единственной дороге, связывающей север Пакистана с его центром.

1

Вокруг возвышаются горы

Едем по ущелью вслед за грузовиками. На такой дороге их не может обогнать даже Рафи.

1 / 3
 

По одной стороне шоссе идут коровы, по другой едут расписные грузовики

2

Я вот тут подумал, какое у этих грузовиков аэродинамическое качество с таким-то обратным уклоном кузова? Впрочем, для средней скорости 20 км/ч, которую они развивают на таких дорогах, это наверно не столь критично:)

3

Дорога объезжает устье горной речки, и появляется возможность заснять едущие на той стороне грузовики сбоку.

Каракорумское шоссе километр за километром ведет нас на север

1 / 2
 

Впереди между гор возникает следующий мост, построенный у впадения в Инд реки Тангир.

1 / 3

Тут у нас начал заканчиваться бензин. Где заправляться, если вокруг нет ни одного города?

Впереди показался поселок Шатьял. Здесь, судя по рассказам местных, должна была быть заправка. Однако, когда мы подъехали к ней, запрявлять нас отказались, мотивируя тем, что заправляют только государственный транспорт. Но с нами был полицейский, мы проехали еще немного, остановились у военного поста и пожаловались им, что нас не хотят заправлять.

2

Тамошний начальник поехал вместе с нами и велел заправить иностранных туристов. А то ведь так и до международного скандала недалеко!

После заправки нас ждала небольшая местная достопримечательность. Тут следует заметить, что еще с утра Паша стал рассказывать нам, что мы сегодня заедем в одно место, где увидим не совсем приличные рисунки. Только, -понижая голос, говорил он, -не надо рассказывать женщинам:)

2

И что же там такого неприличного? В сопровождении полицейской машины мы съехали на боковую дорожку, ведущую к мосту через Инд и остановились у группы камней. Камни оказались сверху донизу покрыты какими-то загадочными письменами. Среди них и вправду попадались нарисованные кем-то предметы из трех букв:)

1 / 2
 

Кто же оставил эти рисунки и когда? Что здесь было? Буддийский храм? Святыня индуизма? Ни гид Паша, ни собравшиеся вокруг мужики ничего сказать на эту тему не смогли.

Уже вернувшись домой, я нашел в Интернете ответ на этот вопрос. Все оказалось куда банальнее.

Большинство надписей оставлены просто проходившими через мост торговцами и паломниками. Ничего особо умного они там не написали, в основном это имена путешественников и членов их семей — «Киса и Ося здесь были» — ну, вы помните:) Большая часть надписей выполнены на согдийском языке и датируются эпохой правления персидской династии Сасанидов (224–651). Есть также несколько надписей на среднеперсидском, парфянском и на исчезнувшем бактрийском языке. А триптих с Буддой изобразили, по-видимому, паломники-буддисты, проходившие здесь по дороге в Таксилу. Они же оставили и несколько надписей на древних языках кхароштхи и брахми.

Тут я запустил навигатор и посмотрел, сколько мы проехали. С 8 утра за 8 часов мы одолели всего 170 км из 340! Еще только полдороги! А средняя скорость — это же ужас какой-то — всего 25 км/ч! Доедем ли вообще до Гилгита?

На подъезде к городку Чилас дорога улучшилась, появился асфальт. Мы уже было обрадовались, но, как оказалось, рано. Впереди опять возник полицейский пост. Это была граница Пуштунистана и северной территории Гилгит-Балтистан, а потому банальной проверкой списка пассажиров полицейские на этот раз не ограничились. Нам заявили, что туристы, въезжающие сюда, должны зарегистрироваться, а потому мы должны пойти в полицейский участок. Тут мы зависли наверно на целый час. Работают местные полицейские неторопливо. Сначала мы просто ждали, пока они соберутся, потом пришел главный по компьютеру и стал сканировать наши паспорта, попутно одним пальцем вбивая наши данные в свою систему. Да, это было очень досадно — терять столько времени на бюрократические процедуры. А солнце тем временем клонилось к закату, и наши надежды проехать большую часть дороги засветло постепенно улетучивались.

1

Но вот очередная проверка закончилась. Уже в сумерках мы сделали последнюю фотоостановку — запечатлели горную вершину Нангапарбат, показавшуюся вдалеке.

1

Нангапарбат, высота 8125 м — девятый по высоте восьмитысячник мира. Находится на северо-западе Гималаев, является их ярко выраженным северо-западным окончанием. Одна из трёх самых опасных для восхождения вершин выше 8000 метров. Так что вот — в этой поездке Гималаи мы тоже чуть-чуть задели. Фото с Википедии, так что лайкать ее не надо.

3

В Чиласе мы остановились на ужин в какой-то затрапезной харчевне. На улице к тому времени уже совершенно стемнело, а потому торопиться было уже некуда. Мы сидели и ели традиционную курицу в окружении бородатых моджахедов такого вида, словно это весь Талибан с Ан-Нусрой собрался здесь на ужин:)

А после ужина начался самый ужасный участок трассы. Ужасный тем, что вокруг было ничего не видно, Рафи мчался по грунтовке в своей обычном экстремальном стиле и может хорошо, что мы не видели, что там была за дорога. Ехать от Чиласа до Гилгита около 130 км. Как думаете, сколько это в часах? А если на скорости 30 км/ч? Вот и мы приуныли.

Но на этот раз Аллах сжалился над нами, и впереди нас ждало настоящее чудо — новая асфальтированная дорога, начавшаяся за 70 км до Гилгита. Мы не могли поверить в свое счастье! По ней мы в два счета долетели до конечной точки. Вот только в самом Гилгите нас ожидал неприятный эпизод.

Дело в том, что в Гилгите мы должны были по программе ночевать в 5-звездном отеле Gilgit Serena Hotel. После такого напряженного переезда оказаться в хорошем отеле — это было бы самое то, но… Отслеживая дорогу по навигатору, я увидел, что сопровожавшие нас полицейские проскочили нашу Серену и едут куда-то дальше. Что такое? Куда мы едем?

Оказалось, что нас везли в более дешевый отель PTDC Gilgit той же сети, в которой мы ночевали и в прошлый раз в Бешаме.

— Как же так? — спросил я гида, а как же наша Серена?

— А там нет свободных номеров, -ответил Паша, — к ним неожиданно приехала делегация из Пенджаба.

Приехав в наш крысятник, мы уныло расселись по диванчикам, хозяева принесли нам чаю, мы сидели и ждали неизвестно чего. А раз так, то я поймал WiFi и решил проверить, действительно ли нет номеров в Серене. Зашел на Букинг, попробовал забронировать номера, и что бы вы думали? Мест там было более чем достаточно, чтобы вместить всю нашу группу!

Я показал свою находку нашим женщинам. — Ну что, — говорю, — будете скандалить или как? Но скандалить никто не пожелал :)

Да, номера конечно были простенькие, но жить было можно. Опять же и WiFi хоть и криво, но работал. Но главный прикол случился под утро.

Просидев в Интернете допоздна, я только было стал засыпать, как в 3:35 из ванной комнаты истошно завопили —

— Аллаху Акбар!
— Хайя аля с-салях!
— Ас-саляту хайру мина-н-наум!

Черт, что это было? Муэдзин залез к нам в ванную? Я встал и реально пошел проверять! Оказалось, что в ванной просто открыто окно, а мечеть там где-то очень близко. Это была предрассветная молитва фаджр, и муэдзин снова повторял свой призыв —

— Аллах велик! Идите на молитву! Молитва лучше сна!

Как и положено правоверным, мы ответили —

— Ты сказал то, что истинно и справедливо!

А потом закрыли дверь в ванную и пошли спать дальше :)

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛО Гилгит-Балтистан и его столица

Все части пакистанской серии —

1. Кто не был в Лахоре, тот не родился

2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО || Граница на замке — Индия против Пакистана

3. Из Лахора в Исламабад через Форт Рохтас

4. Город Ислама и мечеть короля Фейсала || Каменный цветок пакистанской истории || Озеро Раваль и город Равалпинди

5. По Пакистану в поисках Бен Ладена

6. Машаллах! Мы едем по Каракорумскому шоссе

А это главный обзорный рассказ, если кто еще не видел и не залайкал ;)

Страна золотой антилопы — как мы ездили в Пакистан

Комментарии

natchen
+1
21 октября 11:00
Инфраструктура ужасная, но красиво.
Maksim_Starostin
+1
21 октября 11:01
Машаллах! Прорвемся! :)
vadimbryansk333
+1
21 октября 11:15
Максим,читать прикольно,на месте,наверное не до смеха местами было...?
она знала только одну фразу — «май френд», но этого ей оказалось достаточно

есть такие персонажи и среди моих знакомых- один подходит к местному в гонкогском аэропорту-"слышь ,ты,как пройти сюда?" и тычет пальцем в карту. И это даже без " май фрэнд" Парадокс в том,что ему обясняли!
Maksim_Starostin
21 октября 11:46
Ну так у нас в Рио так же было.
Андрей Андреич подходит к местному -

-Самбодром?

И тот ему показывает, куда идти :)
vadimbryansk333
+1
21 октября 11:48
Самбодром - он и в Африке самбодром
albygan
+1
21 октября 11:46
Неплохая поездка получилась. Дороги вполне знакомые с советских времен на Памире. 220 км у нас было нормой за 8-9 часов.
Муэдзин в ванной это
Maksim_Starostin
+1
21 октября 11:51
Да блин, там чуть сердечный приступ не случился, когда он из ванной заорал :)
albygan
+1
21 октября 13:42
Могу представить
Alware
+1
21 октября 14:21
Каракорум вроде безвозвратно разрушен со стороны Китая? Я думал, по нему вообще уже не ездят)) Супер дорожка, мечта!
Maksim_Starostin
+1
21 октября 14:23
Он был разрушен обвалом в 2010 со стороны Пакистана, в результате обвала образовалось озеро длиной 12 км и затопило дорогу. Но с тех пор там пробили несколько тоннелей в обход озера, и год назад дорогу вновь открыли.
Я можно сказать ради этой дороги и поехал в этот тур.

А в обзорном рассказе есть несколько фоток той дороги вплоть до границы Китая.
Место обалденное конечно. Одна из немногих точек в мире, где движение меняется с правой полосы на левую, да еще и на такой адской высоте.
Эх, вот бы еще и до Кашгара можно было бы проехать! Но нам пришлось развернуться.
Alware
+1
21 октября 14:28
Круто! Давно уже хочу в те края, но времени надо минимум месяц.
Maksim_Starostin
+1
21 октября 14:31
Когда-то давно, помню, пробегал рассказ, как наши люди на великах из Кашгара в Пакистан ехали.
Тогда обвал еще на лодках преодолевали.
Лодки до сих пор еще стоят, и на них даже доски видно, на которые раньше машины закатывали.
Когда буду писать про 9-й день путешествия, найду на Youtube ролик с погрузкой машины на лодку :)
vasilets
+1
21 октября 14:32
Экстремальная поездочка....
Maksim_Starostin
21 октября 14:34
Хорошо не быть галочником :)
Две недели на страну это хорошо, но все равно мало, юг вообще оказался не охвачен, в Мохенджодаро и Карачи не побывали. Да и на севере много куда не успели - Пешавар, долина Сват, Тахт-и-Бахи.
vasilets
+1
21 октября 14:46
Maksim_Starostin писал 21 октября 14:34
Хорошо не быть галочником :)

Maksim_Starostin писал 21 октября 14:34
Две недели на страну это хорошо, но все равно мало, юг вообще оказался не охвачен, в Мохенджодаро и Карачи не побывали. Да и на севере много куда не успели - Пешавар, долина Сват, Тахт-и-Бахи.


Если честно, я бы побоялся ехать в эту страну.... Моджахеды. талибаны, все с автоматами - страшно, брр....
Maksim_Starostin
+1
21 октября 14:54
Талибан по нынешним временам - это уже не самые страшные люди :)
marsada
+1
21 октября 16:51
Вот занесло же), интересно конечно, но страшно.
Май френд - это про моего мужа), но он прерксно общается в любой стране не смотря ни на что)))
sonnenschein
+1
21 октября 20:33
Очень красивая дорога, но как по ней ездить
Maksim_Starostin
21 октября 20:34
Надо приклеить на машину наклейку MASHAALLAH и повесить несколько черных тряпочек :)
sonnenschein
+1
21 октября 20:37
думаете поможет
Maksim_Starostin
21 октября 20:38
Не знаю, но все так делают :)
vibas
+1
22 октября 10:57
Максим, виды обалденные!
Понравился расписной грузовик и колоритный полицейский! )
— Май френд, можно тебя? Фото, фото! Спасибо! А вот ты на Талибана похож! Слышишь? Вот ты, да! Ты Талибан! :)
Это, по-моему, либо очень смело, либо очень легкомысленно так шутить!)))
Maksim_Starostin
22 октября 19:57
Видимо там было второе.
KonstantinPavlov
+1
22 октября 18:37
Даже читать страшновато. Так и жди, или душман пульнет, или камень на башку свалится. Но экзотика, класс!
Maksim_Starostin
+1
22 октября 19:58
Там чем ближе к афганской границе, тем больше стволов :)
borisnov
23 октября 0:16
Экстремальная дорожка ...а ведь когда-то было совсем ничего до границы с СССР
Maksim_Starostin
23 октября 0:17
Да, там еще за горой Albygan с автоматом стоял :)
Nomad
27 октября 12:59
Грузовики офигенные... вот это дизайн!
Ну и дорога, и горы, конечно...))
Maksim_Starostin
27 октября 13:01
Как я читал, этот "обвес" может стоить дороже самого грузовика!
Nomad
27 октября 13:05
Ага, это шиза...,))) Как они их моют, интересно?
Maksim_Starostin
27 октября 13:07
А какой у них там обзор - это же кошмар просто. В боковое окошко частенько можно лишь часть лица разглядеть! А ведь в горах от обзора часто твоя жизнь зависит!
Nomad
27 октября 13:08
Ну да, в непале, в Бутане примерно так же... поспокойнее, но тем не менее....
Maksim_Starostin
27 октября 13:20
Я вот гида спросил, почему у мусульман такие расписные грузовики, это же больше на буддистов похоже. Он сказал, что у меня слишком много стереотипов касательно мусульман :)
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.