Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был сегодня 18:10
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Лахор — Пакистан Май 2016

Второй день в Лахоре мы начали с того, что опять поехали в то же место, где были и вчера, а именно нам пришлось оставить автобус у того же КПП и пройти той же дорогой, вот только на этот раз вместо мечети Бадшахи мы свернули к Лахорскому форту, что к ней примыкает.

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

Стены Лахорского форта снизу смотрятся очень грозно

Вообще в поездке у нас возник некоторый спор на тему того, какой способ осмотра достопримечательностей более эффективен - либо в составе группы с гидом, который все расскажет и покажет, либо самостоятельно. Я обычно везде езжу самостоятельно, но в данном случае готов был признать, что с группой все же можно увидеть больше. Однако уже на второй день в Лахоре я мог с уверенностью сказать - если бы я смотрел город сам, то я все сделал бы по-другому и успел бы увидеть гораздо больше. Ну вот, к примеру, зачем было дважды ездить к Лахорскому форту, не проще ли было объединить посещение мечети и форта? Но вчера мы это сделать не успели, потому как в дополнение к позднему приезду много времени еще потеряли в музее. Я бы сразу из отеля ехал в форт и мечеть, а в музей если и пошел бы, то уже потом.

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

Тут на подходе к главному входу нас обогнал вот такой автобус, который вроде бы должен был возить туристов по принципу Hop-on/Hop-off, но вместо этого привез целую делегацию девочек-школьниц.

Тут же произошла фотосессия, потому что наши хотели сфотографироваться с местными, а местные здесь очень любят фотографироваться с иностранцами.

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

А вот здесь, на подходе к главным воротам, мы еще вчера заприметили сидевшую там вот такую публику -

Со стороны могло показаться, что мы наткнулись на лежанку типичных бомжей

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

Но гид нам объяснил, что вообще-то ислам бомжевание в чистом виде не поощряет, а люди, которых мы приняли за бомжей - это на самом деле суфии. Не буду вдаваться в подробности такого течения в исламе как суфизм, лишь в двух словах скажу, что его сторонники проповедуют полное отречение от мирских благ и достижение просветления путем медитации. Вот и у этих товарищей позади их бомжеплощадки видна маленькая мечеть, где в перерывах между медитациями и курением травы они возносят молитвы Господу.

Но в остальном все же выглядят как самые настоящие бомжи :)

Вот особенно колоритный товарищ

Что интересно, аналогичное течение существует и в индуизме. "Просветленные бомжи" у них называются словом "садху".

Вот еще один

Мы же прошли вчерашним путем, но вместо того, чтобы повернуть направо, свернули налево, в ворота. У ворот стоит вот такой пункт досмотра личных вещей -

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

У КПП двое местных мужиков сами напросились в кадр :)

За первыми воротами мы попали во внутренний дворик, где продаются билеты. Тут правда осталось непонятно, зачем мы вчера полчаса протусовались в этом месте, но в форт так и не пошли.

Фотосессия

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

Вон там внизу касса у ворот, а на заднем плане видна вчерашняя мечеть

Следом за первыми воротами далее в форт ведут вторые ворота, теперь уже разукрашенные. А вот следом за ними ...

... следом за ними мы повернули налево и пошли вон через ту арку вверх по лестнице. Арка такая большая знаете, для чего? Чтобы падишах мог въезжать в свою резиденцию, сидя на слоне!

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

Итак, мы оказались в Лахорском форте - главном объекте ЮНЕСКО в Пакистане.

Шахи-кила — архитектурно-исторический комплекс в сердце пакистанского города Лахор, признанный в 1981 году памятником Всемирного наследия. Лахорская крепость Акбара Великого имеет в плане форму трапеции и занимает площадь в 20 га.

По-видимому, первая царская резиденция на берегу Рави была построена для Мухаммада Гури из рода Гуридов в конце XII века. Эта крепость привлекала внимание чужеземных завоевателей и многократно разрушалась, так как в этом стратегически расположенном пункте пересекались пути между Персией, Мавераннахром, Тибетом и Индией.

Нынешняя Лахорская крепость из обожжённого кирпича и красного песчаника была заложена могольским императором Акбаром. Джахангир продолжил строительные начинания своего отца, завершив северный двор в 1617—1618 гг. При нём же в 1614—1625 гг. были украшены северная и северо-западная стены крепости. Шах-Джахан, прославившийся постройкой Тадж-Махала, родился в Лахорской цитадели и потому был особенно привязан к ней. При нём Шахи-кила превращается из фортификационного сооружения в дворцовое. Построенные для Шах-Джахана «зеркальный дворец» и «зал для аудиенций» по пышности декора ничем не уступали дворцовым чертогам в Агре и Дели.

После падения Моголов Шахи-кила постепенно приходит в упадок. В начале XIX века крепость служила резиденцией сикхского правителя Ранджита Сингха. В 1846 году перешла в руки англичан, которые сначала (1849) обновили её укрепления, а затем (1927) срыли значительную их часть. Блистательные дворцовые сооружения быстро пришли в запустение и стали разрушаться.

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

Снаружи Лахорский форт выглядит очень внушительно

Но в целом изнутри крепость производит впечатление некоторого запустения. Какая-то реставрация здесь ведется, но в историческом сообществе сейчас, как известно, возобладала точка зрения, что если что-то разрушилось, то надо оставить все так, как и было. А то вот в том же Баку древний дворец Ширваншахов выглядит так, как будто его только вчера построили :)

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

Туристы здесь в основном местные

Обратите внимание на парадные ворота Аламгира на заднем плане, за которыми уже видны минареты мечети Бадшахи, где мы вчера были.

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

Аламгир - это тронное имя падишаха, который более известен как Аурангзеб, сын Шах-Джахана.

Вот так эти ворота выглядят со стороны мечети и в хорошую, солнечную погоду. Википедия.

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

А это зал приемов Диван-и-Аам, где Шах-Джахан встречался со своими подданными

Внутри для туристов позируют часовые в каких-то странных нарядах. А тот, который в чалме, зачем-то пытается снять с одной из экскурсанток очки :)

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

Дворец Шиш-Махал, что переводится как "зеркальный дворец". Внутри там и правда есть галерея, где если идешь и подсвечиваешь себе дорогу мобильником, на потолке будут играть тысячи огоньков.

Тут на фоне дворца Шиш-Махал мы опять натолкнулись на толпу местных, пожелавших с нами сфотографироваться :)

Пакистанские туристы

Походить по крепости вы можете вот здесь - на Google Street View она отснята очень хорошо, в отличие от остального Лахора.

Мраморный павильон Шах-Джахана

А вот в этом здании на территории крепости находится музей сикхского оружия, посвященный тому периоду в истории Лахорского форта, когда здесь правили сикхи.

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

Уже занимаясь обработкой фотографий, заметил вот на этом кадре мужика, торгующего водой, у которого вместо руки торчит какая-то клешня.

Тут с крепостной стены открылся вид на башню Минар-и-Пакистан

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

Про эту башню я хочу рассказать особо. Я про нее прочитал еще до поездки —

Башня Минар-э-Пакистан была возведена в парке Икбала в Лахоре в память о резолюции, принятой в ходе ежегодной сессии Всеиндийской мусульманской лиги, проходившей с 22 марта по 24 марта 1940 года. В резолюции провозглашалось, что после предоставления Британской Индии независимости территории, населенные преимущественно мусульманами, должны будут образовать отдельное государство — Пакистан.

Как сказал тогда лидер индийских мусульман Мохаммед Али Джинна -

«Индуисты и мусульмане принадлежат к двум различным религиям, философиям и социальным обычаям. Они не могут между собой заключать браки, обедать в одном заведении, соответственно они принадлежат к двум разным цивилизациям, которые основаны на различных идеях и концепциях. Их представления о жизни различны. Совершенно ясно, что индусы и мусульмане черпают вдохновение из разных источников истории».

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

Башня была заложена по случаю 20-летия резолюции на том месте, где она была принята, строительство заняло 8 лет и было окончено в 1968 году. Высота башни около 60 метров. Наверху находится смотровая площадка, подняться куда можно по лестнице или на лифте.

Интересный факт — архитектором башни стал Насреддин Муратханов, пакистанский архитектор советского происхождения. Он родился в Дагестане, работал во многих городах СССР, в том числе занимал должность главного архитектора Пятигорска. В 1943 году бежал из Дагестана в Германию — "бороться за освобождение Кавказа от русской оккупации". После войны, проведя семь лет в Германии, эмигрировал в недавно созданный Пакистан.

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

Вообще, конечно, очень хотелось подняться на смотровую площадку башни, чтобы посмотреть на Лахор сверху, но не получилось. Во-первых, ее не было в программе, и мы туда ехать не собирались. Впрочем, поскольку находится башня недалеко от Лахорского форта, можно было туда дойти и самому. Но тут сыграл еще один фактор — в Лахоре была такая коричнево-серая дымка, сквозь которую вряд ли получились бы красивые фотографии.

Все три эти кадра с башней были сняты издалека - от сикхской гурдвары Дера-Сахиб, от мечети Бадшахи и с крепостной стены форта.

Прикольный чувак - как будто версту проглотил :)

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

А теперь перенесемся ко второму объекту ЮНЕСКО в Лахоре — садам Шалимар.

Построены они были в 1641 году, в период правления падишаха Шах Джахана I.

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

До момента строительства земля в этом месте принадлежала семье некоего Миан Мухаммада Юсуфа, чьи предки тоже были садовниками. Придворные инженеры, выбиравшие место под будущие сады, остановили свой выбор на этом участке, потому что именно здесь было легче всего организовать пруды и фонтаны. Пришлось хозяину подарить свою землю падишаху, а тот в знак признательности даровал его семье пожизненное право быть хранителями садов.

И что интересно, члены семьи Миан оставались хранителями более 300 лет, покуда в 1962 году сады не национализировал захвативший власть в Пакистане генерал Айюб-Хан.

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

Ну, а в целом что можно сказать про сады Шалимар. Не впечатлило как-то. Ни один фонтан, увы, не работал. В некоторых даже не было воды. То ли в Лахоре проблемы с нехваткой воды, то ли с нехваткой электричества, то ли просто неисправна система подачи воды. Вот если фонтаны включить, возможно впечатление было бы другое.

Сады Шалимар

Павильон

Туристы здесь в основном местные жители

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

Тут одна девушка показала кому-то язык :)

А еще повсюду в садах висят вот такие устрашающие знаки. То ли здесь в прудах и канавах действительно гнездятся москиты, то ли это просто реклама средства от комаров :)

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

А ниже еще три фото из Интернета. Погода на них, конечно, получше, чем была у нас, не такая пасмурная, но фонтаны тоже не работают.

Фото из Интернета

Пакистан. 2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО

А дальше мы поедем на границу с Индией, смотреть незабываемое шоу под названием "церемония закрытия границы". Пакистан? ЗИНДАБАД!!!

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛОГраница на замке — Индия против Пакистана

Все части пакистанской серии —

1. Кто не был в Лахоре, тот не родился

2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО || Граница на замке — Индия против Пакистана

3. Из Лахора в Исламабад через Форт Рохтас

4. Город Ислама и мечеть короля Фейсала || Каменный цветок пакистанской истории || Озеро Раваль и город Равалпинди

5. По Пакистану в поисках Бен Ладена

6. Машаллах! Мы едем по Каракорумскому шоссе

7. Гилгит — столица территории Гилгит-Балтистан

8. Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза || Форт Алтит и деревня долгожителей

9. Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

10. Штурмуем Шандурский перевал, дорога — просто жесть

11. Долгая дорога в Читрал — красиво, но страшно

12. Калаши — затерянный народ в горах Гиндукуша || Как мы ездили к калашам — из Бумбарата в Румбур

13. Перевал Ловари-Ла. Полицейские или бандиты?

А это главный обзорный рассказ, если кто еще не видел и не залайкал;)