sany4
Валерий Исаев Пользователь — был вчера 19:19

По Пермскому краю — 2.

28 августа 14:09 Кунгур, Чусовой — Россия Август 2016
20 14

Синоптики обещали небольшой спад августовской 30-градусной жары… С надеждой, что их «предсказания» сбудутся, мы и поехали по 3-дневному маршруту дальше исследовать полюбившийся Пермский край. Забегая вперед, скажу, что прогноз не сбылся. Но про жару под впечатлением от посещенных мест забывали. Немного напрягла она только во время подъема на Усьвенские столбы. Но обо всем по порядку.

Начался маршрут в чистом поле на берегу Сылвы недалеко от деревушки Спасо-Барда.

2

Лет 30 назад, проезжая по мосту, из окна поезда можно было увидеть в поле огромное количество паровозов и тепловозов. Стратегический объект — база резерва МПС на случай войны. Каждая дорога в СССР имела такой резерв. На Свердловской дороге это была база на станции Шумково. Все локомотивы были абсолютно на ходу и законсервированные ждали свое время «Ч»… Но недавно прочитал в интернете, что для многих их час давно пришел и можно не успеть увидеть этих властелинов железных дорог прошлого века. Свернули с трассы и первый сюрприз — дорога с километр идет прямо по ж/д пути, только шпалы засыпаны песком.

1

Внутри какой-то мандраж… А вдруг встречный ПОЕЗД??? Хоть и понимаешь, что поезда здесь ходят реже, чем автомобили. Но и как разъехаться со встречным авто, если у него дорожный просвет на уровне рельса? В-общем, дорога не для легковушек, тем более, что дальше идет полевая дорога, вернее направление.

От того вида, который оставался в памяти с 80-х годов прошлого века, практически ничего не осталось… Паровозы стояли только на одном пути и представляли удручающее зрелище.

1

Полуразобранные, в тендерах проросшие березки, в кабинах погром…

1 / 5

Действительно, кладбище. От всего былого разнообразия только паровозы серий Л, ЛВ и Эр.

1 / 3

А ведь несколько лет назад энтузиасты «откопали» здесь редчайший паровоз, поставлявшийся по лэндлизу, и успешно перегнали его на реставрацию. Да, а эти былые красавцы уже никуда своим ходом не уйдут…

Видимо, по поводу воскресенья посетителей в этот «музей» было достаточно. Помимо нас подъехали еще три полных автомобиля. И взрослые наравне со своими детьми с азартом лазили по «экспонатам». И когда-то устрашающая надпись никого уже не пугала, из-за отсутствия данного провода…

Попрощавшись с работягами железных дорог, поехали в сторону Кунгура.

Пещеру решили не посещать — жара за 30 на протяжении всего лета подсказывала, что название Ледяная пещера не оправдается. А портить впечатление от зимних красот подземелья не хотелось. Погуляли по городу, посмотрели то, чего не увидели зимой. Конечно, летом Кунгур не оставляет впечатления забытого Богом городка. Прекрасные церкви, много зелени.

1 / 5

И много памятников. Самовару.

2

Не зря же соседний Суксун — родина русского самовара. Да и сам Кунгур был крупным центром чаеторговли. Памятник Никитке — летуну.

4

Помните, Иван Васильевич говорил Шурику? «Был у меня один — крылья сделал. Так я его на бочку с порохом посадил — пущай полетает!» Это, конечно, шутка Гайдая. Все знают холопа Никиту, который смастерил крылья и спрыгнул с Распятской колокольни в Александровской слободе. Увековечили память о нем в Кунгуре в связи с тем, что в городе ежегодно в конце июля проходит фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка». На постаменте памятника имена победителей за все годы существования фестиваля.

Меня же больше заинтересовал монумент в честь освобождения Кунгурщины от пугачевщины.

1

Точней, от шайки Пугачева, как на памятной доске. 200 лет назад «предводителя крестьянского восстания против самодержавия» считали простым разбойником. В год 100-летия снятия осады города это событие было увековечено. При Советской власти на вершину была водружена пятиконечная звезда, мемориальная доска убрана и смысл памятника перевернули «с ног на голову». В 2000 году памятник и надпись восстановили в первоначальном виде, а старую разбитую мемориальную доску уложили у постамента.

1 / 2

В память о первопроходцах этого края установлен еще один памятник. На вершине квадратной колонны ладья Ермака.

1

В былые времена Кунгур был перекрестком множества сухопутных и речных дорог. Ну, наверное, отсюда и полусфера рядом. Пуп Земли.

2

И километраж. До Москвы, до Токио, до Парижу… Прогулявшись по местному Арбату,

пройдя по улице Ленина,

1 / 3

сели в автомобиль и поехали к достопримечательности № 2 после пещеры — Ермак-камню.

4

Это береговая скала из остатков морских организмов, наводнявших древний океан на территории современного Урала. Камень имеет три вершины — Ермак, Ермачиха и Ермаченок.

1

Максимальная высота скалы 40 метров. Происхождений названия два. Самый популярный вариант тот, в котором рассказывается, что Ермак с дружиной перепутали Сылву с Чусовой и зазимовали в пещере. А на вершине берегового камня был наблюдательный пункт. Ну, и как водится не обошлось без спрятанного золота, которое ищут до сих пор. Мне ближе другой вариант. С монгольского «ирмаг», «ирмэг» — береговой обрыв. Заселились русичи в Сибири и переиначили монгольское в память о покорителе восточных земель. Сейчас Ермак-камень излюбленное место тренировок скалолазов. Весь берег поблизости уставлен палатками. Судя по номерам машин — Удмуртия, Татарстан, все соседние области. И не только тренируются, но и просто отдыхают у чистейшей Сылвы.

1 / 3

Мы не стали проверять свои способности — берегли силы для завтрашнего восхождения. Наш дальнейший путь лежал в Усьву.

Все, кто смотрел фильм «Географ глобус пропил», наверняка обратили внимание на живописные места, по которым проходил сплав главного героя в исполнении Хабенского с его учениками. Бурная река с множеством порогов, берега с высоченными скалами-столбами… Это и есть река Усьва и одно из красивейших мест Урала — Усьвенские столбы.

В деревушку Усьва мы приехали под вечер. И хотя после фильма гостиница-шале «Легенда» процветает, свой лагерь разбили на берегу, возле ж/д моста, откуда и начинается пеший маршрут к столбам.

1 / 3

Поход с раннего утра обломал серьезный кобель с турбазы в начале маршрута. Просто сел на тропе, потом лег, всем видом показывая — враг не пройдет! Ну и ладно, день длинный, а в 5 километрах от деревни есть не менее интересное образование — Каменный город. Едем туда, а за время нашего отсутствия кобелю наверняка укажут ареал его обитания!

Каменный город — мощный скальный массив, сформировавшийся около 300 миллионов лет назад в дельте большой реки. Он весь прорезан глубокими разломами. Создается впечатление, что это улицы, переулки, тупики… Сейчас это самый посещаемый ландшафный объект в Прикамье. Нам повезло! По причине раннего утра мы были единственными посетителями. Оставив машину на поляне, оборудованной под стоянку, пошли вглубь леса. Грунтовая тропа превратилась в дощатый настил, через километр показались первые останцы.

1 / 3
 

Хорошо гулялось по этому городу в тишине и одиночестве!

1 / 5

Несколько скал имеют личные имена — Большая Черепаха, Пернатый страж…

1 / 3

А какие виды открывались с некоторых вершин, не закрытых высокими елями!

1 / 2
 

Здесь можно бродить очень долго. Но просто бесит отношение «туристов» к природе. Кругом разбросаны бутылки-банки, стекло-железо… Люди, ну что же вы творите? Неужели трудно унести с собой остатки своего чревоугодия»?

Недалеко от Каменного города были два благополучных шахтерских поселка — Шумихинский и Юбилейный. Почему были? А просто шахты были закрыты. Работы не стало, кто-то уехал в более перспективные места неподалеку, кто-то в другие регионы. Газовая труба к поселкам была перекрыта, водопровод к жилым 3-5-этажкам тоже. Осталось только электроснабжение и колодцы в частном секторе… Многоэтажки зияют глазницами пустых окон, на крыше Дома Культуры выросли деревья, а у памятника Ленину трава в человеческий рост. И только коровы бродят по улицам, превратив их в свое пастбище.

1 / 5

С немного унылым настроением после поселков-призраков мы вернулись в Усьву, но успешный поход к вершинам столбов вернул доброе состояние души. О самом походе я расскажу отдельно. Итог — подъем на столбы нужен! Не так он и сложен, не требует какой-то спецподготовки иснаряжения. А в результате получаем неизгладимые впечатления!

1 / 3

Уставшие и довольные, к вечеру второго дня нашего мини-путешествия, мы приехали в город Чусовой. Гостиница с одноименным названием грустила без постояльцев и заранее не бронировалась. Спокойный ночной отдых и с утра по новым местам, за новыми впечатлениями!

Пермский край был одним из первых островов ГУЛАГа. В 30 километрах от Чусового с 1946 года существовал лагерь особого режима Пермь-36. Сначала для всех осужденных, затем для высших чинов МВД, а с 1980 года как лагерь для заключенных по государственным статьям. Измена Родине, антисоветская пропаганда и агитация. Лагерь для политзаключенных во времена, когда такой категории осужденных официально не существовало… Сейчас в бывшем лагере создан Мемориальный комплекс политических репрессий.

1 / 2
 

Экскурсанты едут сюда со всего мира, в т. ч. и сами бывшие узники и их родственники. Полуторачасовой рассказ экскурсовода не оставляет равнодушным никого. В мой отчет о поездке впечатления об этом музее как-то не вписываются, поэтому подробно тоже расскажу отдельно.

И завершающим пунктом у нас стал этнографический парк «История реки Чусовой». Жил в Чусовом замечательный человек — Постников Леонард Дмитриевич. Во многом благодаря его усилиям была создана школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту «Огонек», где выросли чемпионы и призеры Олимпийских игр и чемпионатов мира. На территории «Огонька» Постников создал небольшой музей об истории Чусового и знаменитых людях, в разное время посетивших этот край. В первую очередь, для своих воспитанников, чтобы привить им любовь к своей малой Родине. Но парк быстро стал популярным, и посетители поехали со всех краев.

Вдоль небольшой речки Архиповки

построена деревенская улочка, воссоздающая быт крестьянства конца 19 века.

1

Все дома, часовни, церковь перевезены из различных деревень края. Вот только двери на засовах и под замками. Внутрь для осмотра можно попасть только с экскурсоводом. А экскурсию, по моему мнению, брать необходимо. Просто пройтись по улочке — неинтересно. В часовне — экспозиция, посвященная походу Ермака из Чусовских городков в Сибирь. Амуниция, оружие казаков, картины посвященные этому походу.

1 / 8

Неподалеку прудик, где стоит готовая к отплытию ладья.

2

В крестьянском доме в одной комнате выставка богородской игрушки, а рядом мастерская, где проходят мастер-классы гончаров.

1 / 7
 

К этому дому примыкает купеческая лавка.

1 / 5

Напротив расположилось пожарное депо.

1 / 2
 

Есть на этой улочке и место памяти. Рядом с часовенкой стоят поминальные кресты воспитанникам школы, погибшим в Чеченской войне.

И памятник трагически погибшему, самому известному чусовскому горнолыжнику — Сергею Шуплецову.

В конце улочки стоит Преображенская церковь 1702 года постройки, перевезенная сюда из деревни Янидор.

2

Здесь проводит службы приезжающий батюшка.

В пятистенном доме воссоздана вся атмосфера проживавшей здесь семьи.

1 / 5
 

Ну и как в деревне без колодца с журавлем, пасеки, птичьего двора, мельницы и кузницы?

1 / 6

Отдельная тема этнопарка — память об известных людях, посещавших Чусовой или родившихся здесь. Братья Черепановы,

1

поэт-авиатор Каменский.

1

И два памятника, посвященные Александру Грину. Молодой тогда еще Саша Гриневский искал здесь свое счастье в поисках золота.

1 / 2
 

Леонард Постников недавно ушел из жизни, но его дело не умерло. Единомышленники и коллеги продолжают прославлять историю Чусового.

А дальше была дорога домой с остановкой на границе Европа-Азия.

2

Этот Маршрут выходного дня у нас затянулся. При невозможности длинных выходных его можно разбить на пару отдельных поездок. В зимнее время посещение Кунгурской ледяной пещеры только усилит впечатления от города. Одно точно — маршрут удался! Пермяки и екатеринбуржцы, посетите эти места, ведь все это так близко!

Комментарии

KonstantinPavlov
+1
28 августа 16:20
Разная поездка получилась, не все радует-кладбище паровозов, посёлоки шахтерские, ГУЛАГ. А вот этнографический музей это хорошо, такое мне нравится
sany4
+1
28 августа 16:31
Спасибо, Костя! Да, от некоторых "объектов" веяло тоской...
onegina17
+1
28 августа 19:19
Насыщенно! Паровозы жалко... А природа шикарная!
sany4
+1
28 августа 19:25
Спасибо, Татьяна! Этим летом Пермский край просто покорил меня. А самая красота была на Усьвенских столбах!
violik
+1
28 августа 19:39
Очень сильный рассказ. В нём отражена вся суть России. Со всеми её противоречиями. Богатая история. Красивая природа. И горечь от вида этих паровозов и пустых домов
sany4
28 августа 20:00
Спасибо, Владимир! Такое ведь везде в глубинке... Нерадивые хозяева банкротят градообразующее предприятие, и все, нет населенного пункта... Богатая история забывается. И только природа в чем-то выигрывает - чище становится.
Maksim_Starostin
+1
28 августа 22:43
Больше всего обидно за паровозы, напоминает кладбище паровозов в Боливии. В РФ так мало хороших технических музеев! Что авиационных, что автомобильных, что железнодорожных. И какая же дурость - хранить мобзапас паровозов в то время, когда под них уже и в советское время инфраструктуры не было.
sany4
29 августа 6:45
Да, вспоминал твой рассказ о Боливии. Про паровозы ребята там рассказали, что в прошлом году целый состав китайцы к себе угнали. И вроде не на металлолом, а работать...
Jay
30 августа 8:30
Maksim_Starostin писал 28 августа 22:43
когда под них уже и в советское время инфраструктуры не было
В самом конце 80-х через станцию Бологое еще паровозы ходили. Черные, ухоженные, блестящие - красивое зрелище!
Maksim_Starostin
30 августа 8:37
Я паровозы последний раз видел в 1970-х у нас в Нарве в депо, уж не знаю, что они там делали, но под парами выезжали из депо и стояли там.
sany4
30 августа 11:16
В конце 80-х на всех дорогах от Урала до Дальнего Востока, особенно на неэлектрифицированных участках, паровозы были не редкость. И в качестве маневровых локомотивов на станциях, и на коротких перегонах небольшие составы таскали...
Gms
+1
29 августа 19:16
Как вы много всего успели! Ещё приехать желание осталось? Еще есть чего посмотреть в пермском крае :) или раньше уже бывали?
sany4
+1
29 августа 19:38
Еще не все объехали... До Красновишерска добраться бы. Но теперь только если по снегу. Вот, не знаю, как там дороги зимой. Да и в палатке не заночуешь...
Gms
+1
29 августа 20:04
Ну на следующее лето :)
Дороги на севере зимой могут быть непредсказуемы :( хотя до красновишерска - норм. Там же рейсовые автобусы даже ходят. А вот дальше если куда в сторону от трассы - могут и не чистить....
sany4
+1
29 августа 20:08
Дороги-то у нас предсказуемы - они или есть, или их нет! А вот зимы - да, никакого прогноза...
Gms
+1
29 августа 20:17
Ага, опять зима подкралась неожиданно... :))
Jay
+1
29 августа 22:58
"монумент в честь освобождения Кунгурщины от пугачевщины"
А паровозы жалко...
sany4
+1
30 августа 5:29
Конечно, хотелось бы их видеть, как на московском параде...
Chiffa7
+1
30 августа 10:26
Паровозы жалко... А ведь такие музеи можно было на базе резервов МПС сделать, ведь они небось до 90-х были на консервации и, наверно, еще могли держать давление в котлах.
Каменный город хорош.
sany4
+1
30 августа 11:08
Якунину и Ко, видимо, было проще продать в Китай или сдать в металлолом... Увы, Третьяковых и Мамонтовых в современной России практически нет...
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.