Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 13:43

Пермский Край — Россия Июль 2016

Нежданно-негаданно сразу у двоих постоянных попутчиков в «покатушках» по окрестностям совпали выходные с моими среди недели. Было решено провести их в соседнем Пермском крае и познакомиться с рядом природных, культурных, военных достопримечательностей и посетить одну из православных святынь Урала.

Первым в списке был небольшой городок Суксун, бывший в 18 веке важным медно- и железоделательным центром империи заводчиков Демидовых. В 1727 году Акинфий начал здесь строительство медеплавильного завода. К середине века на заводе наладили выпуск медной посуды и самоваров.

По Пермскому краю.

Первое письменное упоминание о 16-фунтовом луженом самоваре — в документе 1740 года.

Туляки напряглись? Ведь тульский самовар впервые упомянут в 1746 году. Суксун — родина российского самовара?! Думаю, споры по этому поводу ни к чему. Заводы в Суксуне и Туле принадлежали Демидовым. Урал далеко от столиц, территория в те времена необжитая, и производство самоваров в Туле — отличный маркетинговый ход промышленников. Основное производство перенесли ближе к Москве, но и в Суксуне оно не зачахло.

По Пермскому краю.

Местные самовары получали награды на многих крупных выставках.

Выпускали здесь и колокола.

По Пермскому краю.

В 19 веке для звонницы Большого театра были отлиты 48 колоколов. Сейчас образцы суксунских самоваров можно увидеть в местном краеведческом музее.

В 2006 году в парке в центре Суксуна был установлен первый в России памятник самовару.

По Пермскому краю.

По задумке автора, он символизирует достаток, крепкую семью и гостеприимство.

В окрестностях поселка на реке Сылва находится главная природная достопримечательность — водопад Плакун. Конечно, многим путешественникам, избалованными Игуасу, Викторией, Ниагарой он покажется «ручейком». Но для жителей Урала, где вообще нет водопадов (верней, их несколько, но этот самый доступный и большой) — это уникальное природное явление. Находится он в паре десятков километров от Суксуна и к нему можно проехать по приличной дороге до Сасыково. Но навигатор, словно смеясь над нами и решив проверить внедорожные качества автомобиля, направил по кратчайшему пути. Мда, дорога не для «пузотерок»…

И вот берег Сылвы.

Через нее перекинут пешеходный подвесной мостик.

По Пермскому краю.

Шум водопада слышен метров за 150. И вот начало… Подземные воды выбиваются из толщи горы, объединяются в ручей и текут к обрыву.

Спускаемся по дороге вниз, и — вот оно, маленькое природное чудо! Перед обрывом ручей расходится на два рукава и падает с высоты 7 метров.

Я в геологии не силен, но специалисты говорят, что подземные воды здесь богаты углекислотой. И при выходе на поверхность, карбонаты кальция выпадают в виде известковых туфов.

По Пермскому краю.

Получается, что водопад не только не размывает обрыв, но и укрепляет отложениями. Легенда о происхождении водопада, как и во многих местах связана с несчастной любовью. Девушку отдавали замуж за нелюбимого. За отказ ее заточили здесь, в подземных недрах. Освободиться она сможет, только покорившись. Но этому не бывать, вот и плачет она от несчастной любви, а слез так много, что образовался водопад. У православных Плакун известен и почитаем, как Ильинский святой источник.

Место освящено в честь чудом явившейся на реке Сылве иконы Божьей Матери «Неопалимая купина». Местные жители считали ее своей заступницей. Ежегодно к Ильинскому источнику совершается крестный ход. Происходит освящение воды и омовение под ледяными струями. По поверью, человек, окунувшийся в водопаде, может вылечиться от серьезных болезней. А вода, даже сейчас, в жару, действительно ледяная! Солнце клонилось к закату, ехать куда-то совсем не хотелось.

По Пермскому краю.

Абсолютная гладь воды в Сылве, отражающиеся в неподвижной воде облака… Если бы не едва заметные круги от играющей рыбной мелочи, ощущение, что стоишь у обрыва и смотришь в небо…

Наутро попрощались с водопадом, и наш путь лежал в закрытый до недавнего времени поселок Звездный. Бывшая ракетная база, где стояли на боевом дежурстве Пионеры, Тополя и легендарные БЖРК. Силами ветеранов — ракетчиков здесь создан музей «КП 52-й дивизии РВСН». При въезде в городок, там где обычно в таких местах находится КПП, поставлен уникальный памятник. Керзовые сапоги. Как дань уважения всем, кто связал жизнь с армией.

По Пермскому краю.

Аккуратные дома с рисунками на стенах, подчеркивающими, какую грозную технику обслуживали живущие здесь.

Широкие зеленые аллеи, оригинальные уличные «малые скульптурные формы», все той же, ракетной тематики. Вот то, с чего все начиналось — ядро барона Мюнхгаузена.

По Пермскому краю.

Вот мальчик (может это юный Королев?), держащий в руках ракету и мечтающий о полетах в космос.

Наконец, мы у цели нашей поездки. В закрытом со всех сторон дворике среди молодых деревьев и цветущих клумб, как-то неприметно стоят макеты головных частей ракет — от немецкой ФАУ-2 до Тополя, контейнеры для перевозки ракет. За проволочным заграждением — крышка ракетной шахты, т.н. «утюг».

А у входа в бункер нас встречают. Юрий Евгеньевич сам служил здесь, стоял у истоков создания музея. Спустившись по бетонным ступеням,

По Пермскому краю.

пройдя через тройные герметичные двери-люки,

оказываемся в совершенно секретном до недавнего времени месте. Конечно, самих ракет здесь нет, но и макеты комплексов, части оборудования, а, главное, рассказчик, позволяют окунуться в ту атмосферу. Макет стартовой позиции комплекса Пионер.

По Пермскому краю.

Сам пульт контроля и пуска — настоящий.

А это — сюрприз для тех, кто искренне уверен в наличии «красной кнопки». Таким был ключ подготовки и пуска до начала 80-х.

А таким — ближе к нашим дням.

По Пермскому краю.

Постепенно мы переходим к тому, чем гордилась Советская Армия, чего не было ни у одной страны — передвижной ж/д ракетный комплекс БЖРК.

Составы с вагонами, которые внешне почти не отличались от обычных пассажирских и рефрижераторных, курсировали по всей сети железных дорог СССР.

По Пермскому краю.

Один полк — один состав. Только в 52-й дивизии их было 6. И у каждого свой район дислокации и движения.

Никакие спутники не могли определить местонахождение состава и, соответственно точку, откуда будет произведен пуск ракет. В 80-х по условиям договора были уничтожены все комплексы БЖРК, кроме трех, оставленные как памятники. Местным ракетчикам удалось сохранить только кабину тепловоза и воссоздать интерьер штабного вагона. Купе психологической разгрузки, пульт пуска, купе отдыха.

Макет комплекса.

А на этом фото — один из испекторов США, орудовавший в Звездном.

По Пермскому краю.

Да, глупо было уничтожать такую технику, да еще по инициативе наших бывших руководителей…

Попрощавшись с военными, с грустью и ностальгией по своей молодости, 2 года которой были отданы РВСН, молча рулил к месту следующей остановки. Хорошая асфальтовая дорога проходила по лесам, лишь изредка попадались редкие деревеньки с такими заманушками для потенциальных покупателей.

Как вдруг… Лес закончился и далеко впереди на горе возник Храм.

По Пермскому краю.

История уральского Афона, как нередко называют Белогорский монастырь, началась в 1891 году. Тогда на вершине горы установили Царский крест, в память о спасении цесаревича Николая от покушения в Японии.

А вскоре и освятили место под строительство Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря. В 1894 году первый деревянный храм был построен. Но в 1897 году он внезапно сгорел. В июле 1917 года был освящен Крестовоздвиженский собор.

По Пермскому краю.

Но… Революция… В 1918 году архимандрит Варлаам и многие монахи были казнены. В 1923 году монастырь был закрыт. Дальше — место репрессий, дом инвалидов, госпиталь. В 1980 году вновь пожар, сгорели даже купола на соборе. В разрушенном виде территория монастыря в 1988 году была возвращена церкви. Сейчас храм вновь в строительных лесах.

Несмотря на будний день, на парковке машин много. Паломники и просто интересующиеся. Но все с пониманием относятся к тому, что кругом снуют строители. Насладиться видом, который открывается с горы, ничто не помешает.

На территории монастыря святой источник.

По Пермскому краю.

Кто-то совершает омовение, кто-то набирает воду. Многие уставшие путники посещают трапезную.

Я тоже вкусил монастырской еды. Скажу одно — очень вкусно, сытно, да и стоимость обеда символическая. Долго мы ходили по монастырю, наслаждаясь тишиной, уединением от мирской суеты.

А когда собрались уезжать — родился колокольный звон, проникая во все уголки души и сознания…

По Пермскому краю.

Так монастырь прощался с нами. Спустившись с горы, не удержался. Остановился, чтобы еще раз посмотреть на этот чудесный храм.