Турист Denis Mironov (den-ekb)
Denis Mironov — был 3 декабря 2023 17:34
Смотрю на мир. Мир смотрит на меня.

Чиангмаи — Таиланд Январь 2016

Бангкок: Первый день, Второй день, Третий день, Четвёртый день.

Пхукет: Симилан, Чео Лан, Као Сок, 11 островов. Часть 1, 11 островов. Часть 2.

Чиангмай: Первый день, Doi Inthanon

Первое января. Восемь утра. Болит голова, трясутся руки и лёгкая слепота. Наверно, все эти недуги испытывали мои соседи, которые куролесили до тех пор, пока не закончатся силы пить, петь и бить посуду. Хард-рокеры они такие…

Чиангмай работал в штатном режиме. Для местных это был обычный рабочий день, без намека на праздники. Туристическая диаспора пока отходила от вчерашних не очень массовых, но всё же гуляний. Именно сейчас была отличная возможность спокойно познакомиться с туристическим центром.

Пешком обойти весь культурный квадрат я не решился. Во-первых, внушительная площадь, во-вторых, знойное солнце, в-третьих, высокая плотность достопримечательностей, которые есть, чуть ли не в каждом дворе.

По Чиангмаю на велосипеде

Ничего не оставалось иного, как арендовать велосипед, благо подобный опыт у меня уже был в Бангкоке. Всего один телефонный звонок хозяйки геста, 30 минут времени, и на гостиничный двор въезжает очень грузная женщина, под которой мой будущий железный конь был еле заметен. Курьер заполнила договор, получила свои честные 50 бат… на этой короткой ноте мы и расстались. Велосипед оказался очень простым, ржавым и старым. Как бы спела Люба Успенская: «Так ещё никто не скрипел, как я и он». Приходилось привыкать к маленькой седушке, ручному слабому тормозу и истошному скрипу, который издавала эта шайтан-машина.

Погода стояла ясной и жаркой. Новогоднее настроение, словно корова языком слизала. Праздники кончились, пора за работу… приятную работу.

По Чиангмаю на велосипеде

Велосипед неспешно тронулся, дорога шла вдоль дворов местных жителей. Перед глазами мелькали лишь серые заборы и здания. Картина лишь изменилась, когда пришлось выехать на центральную улицу. Дикий трафик, повсеместные сигналы и гудешь, небольшие пробки на светофорах, которые приходилось отстаивать наравне со всеми. Увы, всё оборачивалось не такой легкой прогулкой, как вообще говоря, планировалось.

Стоя на очередном светофоре и вдыхая ароматы выхлопных газов, заметил первый попавшийся храм. Непременно уже захотелось сделать привал. Не обнадёживающее начало поездки, согласитесь? Храм носил название Wat Chedlin. Мгновением ока свернул на нужный поворот; беспрепятственно заехал на территорию; припарковал свой двухколесный набор винтиков и шпунтиков и медленным шагом направился осматривать владения местных монахов. Именно с него началось моё знакомство с культурным квадратом.

По Чиангмаю на велосипеде

Примечательно то, что место не туристическое. Сюда приходят монахи и заблудшие души вроде меня, поэтому гулял почти в одиночестве. Конечно, «гулял» — громко сказано, поскольку территория небольшая, но есть пара любопытных моментов. Здесь бесплатно можно проверить чистоту кармы, поднося ладони к священному «гонгу». На похожем агрегате уже доводилось тренироваться в Као Соке.

Карма оказалась чистой. От моих рук исходил тонкий звук. Доверять этому чуду экстрасенсорики и вообще верить в понятие кармы, это уже личное дело каждого. Я же отнёсся шутливо к этому вопросу. «Это был увлекательный аттракцион…».

По Чиангмаю на велосипеде

На территории имеется небольшой пруд, вдоль которого расстелился бамбуковый мост. Здесь можно наблюдать небольших чёрных сомов, послушать звуки нечто квакающего.

Тот самый мост. Потолки кажутся низкими :-)

Можно посмотреть различные экспозиции, связанные с людьми при этом храме, его истории. Восковые (?) фигуры настолько реалистичны, что иногда невольно начинаешь шарахаться от неожиданного незнакомца, который, будто, внезапно подсел рядом с тобой.

По Чиангмаю на велосипеде

Скажу, что мне здесь понравилось. Подойдёт для тех, кто ищет покоя и тишины.

В 50 метрах от Chedlin расположен ничем не примечательный храм Wat Chang Taem. Он настолько не примечательный, что глазом зацепиться совсем не за что. Обычный храм в тайском стиле с территорией в виде парковки. Походил, посмотрел, ничего не увидел.

Ещё 100 метров вперед и мы у самого популярного храма Wat Chedi Luang. Народу и транспорта столько, что на входе большая пробка. Причём круговой разъезд отправляет »в путешествие по замкнутому кругу».

Фото сделано тремя днями позднее :-)

Все автобусные экскурсии свозят сюда не очень самостоятельных туристов. Ну не рваться же на рожон? Благо, напротив был минимаркет 7/11, где я смог купить воды и снэков. Присев на крыльцо стал ожидать расщепления этого чиангмайского затора, имя которому Chedi Luang.

По Чиангмаю на велосипеде

Сначала Chedi Luang не произвёл должного впечатления. Может, сказалось обилие туристов, которое вызывало лёгкие приступы паники и раздражения. Во всяком случае, я увидел большой туристический аттракцион с массажами, фруктовыми шейками и продажей различных амулетов, которые призваны открыть третий глаз и звезду во лбу. Но я не сдавался, т. к. знал примерный план территории.

Все интересности расположены за новым храмом, а именно: ступа (чеди), которая датируется XIV веком. Несмотря на немалый срок своего существования, сохранилась, достаточно неплохо.

По Чиангмаю на велосипеде

В своё время сюда поместили некоторые реликвии, в том числе знаменитого Изумрудного Будду, а охраняли его, так называемые, наги — змееподобные мифические существа, а также слоны.

К сожалению, туристам не удастся увидеть, какой же на самом деле был храм Чеди Луанг в период своего расцвета. Дело в том, что в середине XVI века в чеди попала молния и разрушила ее верхние уровни. Позже были попытки реконструировать чеди, но это уже не был ее первоначальный вид, к тому же верхняя часть храма до сих пор остается разрушенной.

По Чиангмаю на велосипеде

На территории можно увидеть множество вариаций изваяния Будды, некоторые весьма необычны.

По Чиангмаю на велосипеде

В целом старая часть храмового комплекса произвела неплохое впечатление. Старинно, самобытно, монументально. Но главный недостаток — туристы, кстати, коим и я являюсь. Планируйте примерно 60–80 минут своего времени для обстоятельного осмотра. По беглому можно и в 15 минут уложиться, но смысл?

Вырвавшись с территории и круговорота транспортных средств, моя дорога пошла немного вниз. «Катится под гору, старой ламы колесо». На дороге уже чувствуешь себя намного уверенней, свободно обгоняешь местных авто- и мотолюбителей, не теряешься на перекрестках. Поток транспорта воспринимается как обыденность.

Пара усилий ногами, и я уже на одной из центральных площадей, в центре которой расположен монумент «Три короля».

По Чиангмаю на велосипеде

Не знаю, чем он меня покорил, но еще, будучи дома я поставил себе заметку «Must see», напротив одноименного пунктика. Монумент посвящён «совещанию» лидеров трёх королевств, по поводу, строительства новой столицы Ланны. Естественно, этой столицей должен был стать Чиангмай. Обязательно заранее ознакомьтесь с информацией об этом месте, чтобы посмотреть на культовое место немного с другой стороны, а не просто площадь.

Рядом с площадью разместился храм Wat Saen Muang Ma Luang — сложно в названии, красиво внутри. Роскошный храмовый комплекс. Яркие фасады, разнообразная архитектура, полное отсутствие туристов. Прогулял почти час, внимательно всматриваясь в каждую мелкую деталь этого рукотворного шедевра.

По Чиангмаю на велосипеде

Плотность построек очень высока. И глаза в разные стороны разбегаются, и фотографировать сложно без широкоугольника. Храмы, дагобы, монументы, памятники и полотна. Ничего лишнего!

Пообщался с местными монахами. Очень простые и общительные люди. Провели экскурсию, показали новые мелкие детали, которые незнающий человек вряд ли обнаружит. Поведали, что храмы очень старые, но благодаря особой любви, трепету и уходу, выглядят совершенно новыми. И, действительно, ухоженные садики, поддерживаемые храмы, идеальная чистота, умиротворение, спокойствие… всё как и должно быть!

По Чиангмаю на велосипеде

В процессе общения ещё раз убедился, что буддизм — это, скорее, философия.

«А я сяду на лисапед и уеду куда-нибудь». Действительно, оказавшись в Чиангмае, начинаешь теряться, боишься пропустить что-то важное и интересное. От количества храмов, голова идёт кругом. Поэтому, чтобы «не уехать куда-нибудь», уже дома составляйте железобетонный план посещения местных объектов, иначе и двух дней не хватит. Можете воспользоваться моим, но он не полный.

Начитавшись отчётов и воодушевившись чужими опытом и подвигами, я включил следующим пунктом храм Wat Chiang Man, благо он был на соседней улице.

По Чиангмаю на велосипеде

Этот храм несет, наверно, одну из самых главных исторических ценностей города. Во-первых, его основание датируется XIII веком (старше Chedi Luang). Во-вторых, по разным источникам, в нем жил предводитель королевства Ланна — Меанграй, в то время, когда строился Чиангмай. Краткое резюме: всё отлично сохранилось до нашего времени. Регулярно реставрируют, подкрашивают. Но есть и то, что сохранено в первозданном виде.

По Чиангмаю на велосипеде

Обязательно осмотрите древнюю ступу со слонами. Внимательно осмотрите…

По Чиангмаю на велосипеде

Ознакомившись с территорией храма, подошёл черёд визита в сам храм. Внутри скромно. Два древних изображения Будды: Мраморный Будда (специально привезен из Индии) и Кристальный Будда, который, согласно поверью, может вызывать дождь,

а также выставка пылесосов с бантиками. Такие дела.

По Чиангмаю на велосипеде

Считаю, что место достойно вашего внимания и визита, особенно если вы тащитесь по древности, жаждите своей рукой прикоснуться к различным эпохам. Храм Chiang Man стал одним из лучших мест в путешествии по северному Таиланду. «На него, я смотрю и понимаю, пропадаю я…». Думаю, вы уже догадались, с какой ноги я проснулся тем утром…

Все дороги неумолимо вели на периметр исторического квадрата, что несколько расстраивало, ведь движение там самое насыщенное. Поэтому я решил вернуться назад и поехал другой дорогой на противоположный край этого района. Первым из значимых мест оказался храм Wat Phra Singh. Очень похож на Chedi Luang (в том числе, и по количеству туристов). А дальше без комментариев, не впечатлил.

По Чиангмаю на велосипеде

Вообще захотелось прокатиться и освежиться, поэтому решил поехать без остановок. Проезжаемые храмы принципиально ничем не отличались друг от друга. Поэтому я пошёл в ва-банк и напрямую поехал в, своего рода, уникальный храм Wat Si Suphan. Операцию можно было назвать поисково-розыскной, поскольку храм надёжно упрятан во дворах местных жителей. Есть несколько дорог к этому сайту. Я, наверно, выбрал самый сложный. Дело в том, что храм расположен сразу за местной школой, среди запутанных мелких улочек. К ней то дорога меня и привела. Указатели уводили за собой на территорию школы. Ничего не оставалось, как с велосипедом идти по детским площадкам, под любопытными взглядами местных школяров из группы продлённого дня.

По Чиангмаю на велосипеде

«Ох, чёрт, как рябит в глазах» — верный признак того, что вы возле храма Wat Si Suphan. Дело в том, что храм сделан на 100% из серебра (если быть точным, тончайших листов серебра), поэтому от блеска при солнечном свете, смотреть на него не так уж и просто. Это единственный храм в мире, выполненный только из серебра.

История храма мне неизвестна. Информации раздобыть, тоже не удалось. Несмотря на свою уникальность, у туристов особым спросом не пользуется. Думаю, связано это, прежде всего, с его расположением и небольшим масштабом.

По Чиангмаю на велосипеде

Да, кстати, женщинам вход в храм воспрещен! По территории гулять можно, а во внутрь храма входить строго запрещено. Что за дискриминация то такая? Ох уж этот жестокий мир мужчин.

По Чиангмаю на велосипеде

День уже начал подходить к своему логическому завершению, поэтому мной было принято решение возвращаться в квадрат. По дороге из аэропорта приметил небольшой городской парк, где и решил скоротать этот вечер.

Nong Buak Haad Public Park — зеленый оазис среди старинных и современных храмов. Территория парка очень маленькая. Инфраструктура, на мой взгляд, слабо адаптирована для туристов. Местные приходят сюда спать и есть. Падают просто на землю и спят, в то время, как вороны пытаются утащить что-нибудь съедобного из их сумок.

По Чиангмаю на велосипеде

В пруду можно покормить рыбок. Однако крупные особы там не водятся, поэтому 10 бат, потраченные на собачий корм, окажутся выкинутыми на ветер. Некоторые товарищи пытаются заниматься спортом, но места не хватает, чтобы основательно развернуться.

Тут оказалось нечего делать. Смотреть как плавает собачий корм? Как спят местные трудяги? Или как присядают женщины, стараясь не задеть своей попой спящего бродягу? Пришлось собираться снова в путь, чтобы не терять попросту время. Но дорога шла исключительно в сторону дома. По пути сделал ещё пару остановок в небольших храмах.

Последним стал храм Wat Pha Khao, который меня покорил уютом и домашней обстановкой. Простота и чистота внутреннего убранства, общение с монахами и самый вкусный фреш всего за 20 бат, приятно подвели этот день к финишной прямой.

По Чиангмаю на велосипеде

В гест я вернулся, когда уже солнце потеряло свои бразды правления. Устал ли я? Не то слово! А как же это можно осмотреть пешком? Наверно, никак. Или дней за 5–6, коими я совсем не располагал. Но именно эта поездка воссоздала полную картину о сущности Чиангмая. При написании этого отчёта, поймал себя на мысли, что уже скучаю по этому городу, атмосфера здесь потрясающая. Если вы не зациклены на пляжах-массажах, «пэрадайзе», «кафЭшниках-клубЭшниках», «иу фэйжен хотэл резорт энд спа», то не сомневайтесь и приезжайте в Чиангмай.