Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был 30 апреля 7:29
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Стамбул — Турция Апрель 2008

Сколько в Стамбуле мечетей и других храмов? Я задавался этим вопросом, гуляя по городу и разыскивая очередную мечеть для фото и видеосъемки. Я предполагал, что много. Думал для себя «Наверное, тысяча!». Я ошибался. В интернете я узнал, что по переписи 2000-го года в Стамбуле 2691 действующая мечеть. Не считая храмов других конфессий и храмов-музеев, сохранившихся с византийских времен. Сейчас, конечно же, еще больше! Можно ли обойти их все? Наверное, можно, если жить в Стамбуле. А если приехал на три дня? Надо, хотя бы, увидеть основные из них.

В своих предыдущих заметках я написал о четырех, с моей точки зрения, главных храмах Стамбула:

Собор Святой Софии,

Мечеть Султанахмет,

Церковь Святой Ирины,

Мечеть Сулеймание.

В этой заметке я коротко опишу еще 12 мечетей, которые мне удалось увидеть и заснять.

В своих первых четырех заметках я поделился своими сомнениями о реальных датах постройки и именах трех из четырех главных храмах. Эти сомнения базируются на известных публикациях «печально известных» Фоменко и Носовского, а также на лекциях и выступлениях на конференциях менее известных, но очень уважаемых мною ученых и авторов, которые я прослушал и посетил за последние 15 лет (например, циклы лекция Ярослава Аркадьевича Кеслера в Политехническом музее Москвы). В этой заметке нет времени и места глубоко вдаваться в суть противоречий традиционной истории и неизбежность сомнений, возникающих на основе «естественно-научного подхода» к истории, а также лингвистического анализа основных понятий, например, таких как «мечеть».

Те, кто интересуется этими вопросами, могут почитать об этом в первоисточниках, каких много в интернете. В этой заметке я лишь задам вопрос: «Не кажется ли странным такое совпадение имени нашей столицы Москва на европейских языках (Moscow, Moscú, Moskau, Moscou…) с названием мусульманского храма — „мечеть“ -, mosque, mezquita, moschee, mosquée?»

Мечеть Фатих

Мечеть Фатих или мечеть Завоевателя дала название району Стамбула, в котором она является крупнейшей. К сожалению, мечеть впервые построенная в 1470 году, впоследствии несколько раз разрушалась землетрясениями. Последний раз в 1771 году ее восстановили фактически заново. Основной достопримечательностью мечети является нахождение рядом с ней мавзолея Мехмеда II — завоевателя Константинополя. Не все туристы, посещающие Стамбул добираются до этой мечети, так как она находится на некотором удалении от района Султанахмет с его основными мечетями. Мне это удалось сделать, так как мой отель находился в районе Лалели, откуда 10 минут пешком до этой мечети. Рекомендую и вам добраться до нее, хотя бы ради Мавзолея.

Мой видеоролик о мечети Фатих

Мечеть в честь адмирала Килик Али Паши

Эта мечеть отличается от великих мечетей Стамбула тем, что она построена не в честь султана, членов его семьи или визиря, а в честь адмирала. Велика же была роль этого человека в Османской империи, если бывший пират удостоился такой чести. И построил эту мечеть не кто-нибудь, а великий Мимар Синан! И прообразом мечети стали никакая-то мечеть, а Ай-София! Может быть, это анекдот, но говорят, что главный визирь Рустем-Паша на предложение построить мечеть в честь адмирала якобы ответил: ««Места в Стамбуле мало, он — адмирал, пусть строит на море!» Поэтому насыпали искусственный остров на берегу Босфора и построили эту мечеть! А прозвище адмирала «Кылыч» — означает «меч».

Мечеть Рустема-Паши

Мечеть Рустема-Паши — одна из мечетей нового города, расположенная в районе Эминёню напротив Галатского моста. Великий визирь Рустем-Паша построил эту мечеть в 1561 году по приказу султана Сулеймана Великолепного за четыре года до постройки мечети Сулеймание. Султан, кстати говоря, не дождался окончания строительства. У этой мечети всего один минарет. Мечеть не слишком популярна среди туристов, хотя внутренние интерьеры из голубого изразца заслуживают внимания.

Новая Мечеть Валиде Султан

Новая Мечеть Валиде Султан — так надо правильно называть эту мечеть, хотя хотелось бы называть Йени-Джами, но уж ни в коем случае не просто Новая Мечеть! Последнее название лишает эту мечеть шарма древности. Ведь построена она была около 400 лет назад. Какая же это «Новая Мечеть». Просто есть в Стамбуле более старые мечети… Пропустить ее сложно, так как она находится на берегу залива Золотой Рог рядом с Галатским мостом. Эта мечеть была, естественно, не первой, в которую я зашел. В первую — Голубую мечеть было входить как-то боязно. Боялся нарушить какие-либо каноны. Но в Новую Мечеть Валиде Султан я заходил уже также спокойно, как в любой христианский храм. Надо только снять ботинки! Это и видно на одной из моих фотографий!

Мой видеоролик о Новой мечети

Мечеть Нуруосмание

Нуруосмание или Священный Свет Османа была достроена в XVIII веке при султане Османе III, который присвоил мечети свое имя, так как султан, начинавший ее строить Махмуд I к этому времени умер. Эта мечеть — существенно более поздняя, чем другие известные мечети Стамбула, и ее архитектурный стиль отличается, так как в Европе в это время строили в стиле барокко. Тем не менее, основные каноны строго выдержаны. Мечеть находится рядом с Большим Базаром, и, если вы уж пришли туда, то не сможете ее пропустить.

Мечеть Баязид

Мечеть Баязид входит в число главных и самых больших мечетей Стамбула. Она находится в самом центре рядом с входом на Гранд Базар и Стамбульским университетом. Она была построена в 1500–1506 годах по приказу султана Баязида II, поэтому несет его имя. В отличие от близлежащей мечети Фатих, которая была почти полностью разрушена землетрясением, эта мечеть устояла. Поэтому она сохранила архитектурные особенности начала XVI века.

Моb видеороликb о мечети Султан Баязид II

Мечеть Лалели

Мечеть Лалели считают последней «имперской» мечетью Стамбула. Она была построена в 1760–63 гг султаном Мустафой III в. стиле османского барокко. У нее необычный купол, по форме напоминающий тюльпан, поэтому местные жители называют ее еще «тюльпановой мечетью». Находится в районе Фатих, недалеко от многочисленных гостиниц, где обычно селятся российские туристы. Поэтому пропустить ее трудно!

Мой видеоролик о мечети Лалели

Мечеть Шехзаде

Мечеть Шехзаде — еще одна мечеть в районе Фатих в непосредственной близости к району Лалели, где сконцентрированы гостиницы. Эту мечеть построил Сулейман Великолепный в 1543–48 годах в честь скончавшегося сына Шехзаде Мехмеда. Здесь он и похоронен. Мечеть имеет два минарета высотой 55 м. Рекомендую не пропустить!

Мечеть Атик Али-Паши

Мечети в Стамбуле строили не только султаны, но и их евнухи. Так, например, Мечеть Атик Али-Паши была построена на средства этого евнуха визиря султана Баязида II. Построена в 1486–97 годах. Ее основным достоинством считается сходство с первой версией мечети Фатих, разрушенной землетрясением в 1766 году. Мечеть находится на центральной улице Стамбула, ведущей из Лалели через Султанахмет, пропустить ее невозможно.

Мечеть Пертевниял Валиде Султан

Мечеть Пертевниял Валиде Султан — одна из последних мечетей османского периода. Была построена в 1869–71 годах по поручению Пертевниял Султан — супруги султана Махмуда II. В архитектуре здания сочетаются различные европейские стили от готики до рококо, включая традиционный османский стиль. Расположена на площади Аксарай. После строительства транспортных развязок несколько потерялась в городской агломерации.

Мечеть Михримах Султан

Эта мечеть находится на противоположном — азиатском берегу Босфора — в районе Ускюдар. Свое второе название — Искеле Джами, мечеть получила по месту своего положения — рядом с паромным причалом, на который вы вступаете с кораблика, прибыв из Европы. Как и большинство мечетей XVI века, она была спроектирована великим Мимаром Синаном. Рядом с мечетью — фонтан Султана Ахмеда III.

Мечеть Шемси Ахмед-паши

Мечеть Шемси Ахмед-паши находится на азиатском берегу Босфора в районе Юскудар. Ее можно увидеть почти сразу после того, как вы сошли с корабля. Она была построена в 1580 году по проекту великого Мимара Синана во времена Сулеймана I по заказу правителя Анатолии и Румелии Шемси Ахмеда-паши.

Турция часть 2: Мечети Стамбула

Этот список можно продолжать и продолжать… Вплоть до 2691-ой мечети! Я ограничусь этими 12-ю, дополнившими для меня список четырех величайших Храмов Стамбула.

Мой видеоролики о мечетях Стамбула в районе Юскудар

Вот что из этого путешествия получилось на Туристере:

1. Турция часть 1: Стамбул и Собор Святой Софии
  2. Мечеть Султанахмет — голубая красавица Стамбула
  3. Церковь Святой Ирины - настоящая Святая София
  4. Мечеть Сулеймание - Крупнейшая мечеть Стамбула
  5. Турция часть 2: Другие мечети Стамбула
  6. Топкапы - топ копыт, топ копыт, топ копыт...
  7. Галатская башня — лучший обзор Золотого Рога и Султанахмет
  8. О, несмысленные Галаты! (продолжение отзыва о Галатской башне)
  9. Цистерна Базилика - подземное водохранилище
  25. По Турции: Эфес часть 1
  26. По Турции: Эфес часть 2
  27. По Турции: Кушадасы и Сельчук
  28. По Турции: Измир и Бергама (начало)
  29. По Турции: Бергама (окончание)