Анна Кудрявцева Пользователь — была сегодня 3:13

Верхотурье - духовный центр Урала

22 августа 2015 г. 20:38 Верхотурье — Россия Август 2015

Поездка в Верхотурье с фирмой «Тур-Урал» в августе была запланирована давно и именно двухдневная, так как понятно, что за два дня увидишь гораздо больше и без спешки. Это была моя пятая поездка по Уралу с этой турфирмой, организовано все, как обычно, хорошо и особенно повезло с гидом. Надежда Абрамовна все четыре с лишним часа до Верхотурья рассказывала интересное сначала об основании Екатеринбурга, затем о городах, мимо которых проезжали. А проезжали мимо Невьянска, Нижнего Тагила — рассказывать было о чем: Урал богат историей! С погодой нам также повезло, что очень редко бывало этим летом, дождь обещали, но он так и не решился испортить нам поездку. За окном мелькали великолепные уральские пейзажи, время пролетело незаметно.

Верхотурье — это древний город, расположенный на левом берегу реки Тура, на восточных склонах Среднего Урала, в 306 км к северу от Екатеринбурга. Он построен на месте мансийского городища Неромкарр. Начиная с Ермака, все экспедиции пытались найти наиболее удобные пути в земли, сказочно богатые пушниной. Сначала основным был путь через реки Вишеру, Лозьву и Тавду. Но затем крестьянин Соликамского уезда Артемий Бабинов разведал путь по Туре, который назвали Бабиновской дорогой.

Это был самый популярный водный путь в Сибирь: вверх по Каме до Соликамска, затем посуху, а потом вниз по Туре в Обь. По этому пути оправилась в путь государственная экспедиция Василия Головина и Ивана Воейкова. Они основали в 1598 году для защиты этого пути город Верхотурье, который стал главной крепостью на пути в Сибирь.

Здесь была устроена таможня, и через город шли все сибирские товары, с которых собиралась пошлина. Купцы с товарами из Смоленска, Москвы, Новгорода через Ярославль, Вологду, Тотьму, Великий Устюг, Соликамск попадали в Верхотурье, а оттуда в Сибирские города Тюмень, Тобольск и далее — в Монголию и Китай. Благодаря этому город быстро развивался, строились красивые здания. Строительство других дорог было запрещено. С XVII века была учреждена государственная ямская служба. Профессия «извозных людей» — ямщиков была одной из самых распространенных среди мужского населения города. Их коробки и сани развозили служилых людей и купцов с товарами по всей Великой Сибирской дороге.

На пушнину существовала особая государственная монополия: все сделки по ее продаже между русскими и манси могли заключаться только на гостинном дворе в Верхотурье.

Через Верхотурье проследовало множество известных людей: по пути в ссылку здесь останавливались протопоп Аввакум, князь А. Д. Меньшиков, Бирон, а также побывали многие ученые и путешественники, такие как Витус Беринг, Семен Дежнев. А еще Верхотурье было местом ссылки царских невест. В первой половине XVII века здесь проживали опальные царские невесты — Мария Хлопова, невеста царя Михаила Фёдорович и Евфимия Всеволожская, невеста царя Алексея Михайловича.

Это был богатейший город Урала. И продержалась такая ситуация почти до 1753 года, когда Елизавета упразднила все таможни, а затем закрыли и Бабиновский тракт.

Все это история города, воссозданная в краеведческом музее Верхотурья, где мы были на экскурсии. Но прервемся ненадолго.

Приехав в Верхотурье, мы сразу поселились в гостиницу «Соболь». Это обычное место, куда размещают всех, купивших двухдневный тур. Думаю, что кроме гостевого дома при монастыре, другой здесь нет. Гостиница простенькая, но номера чистые, есть горячая вода, чайник и работающий телевизор, что еще нужно, для того, чтобы переночевать одну ночь.

С крыльца гостиницы открывается великолепный вид, от которого сразу поднимается настроение. Это Свято-Троицкий собор — шедевр русской архитектуры, который по решению международной конвенции 1959 года в Гааге включен в число наиболее значимых архитектурных памятников в мире. Это единственный объект на территории Свердловской области, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В центре площади — памятный знак в честь 400-летия основания Верхотурья, установленный в 1998 году «в память о славных деяниях предков от благодарных потомков». На знаке портрет царя Федора Иоанновича и слова из его грамоты от 12 октября 1598 года с указаниями первым верхотурским воеводам по строительству нового города. Не забыт и губернатор Свердловской области Э. Э. Россель, под руководством которого в 1996 году было начата реализация программы возрождения Верхотурья.

В Верхотурье находится кремль, самый маленький В России. За Уралом их всего два — верхотурский и тобольский, более древний.

Первые постройки кремля относятся к 1598 году, когда на скалистом берегу Туры, на Троицком камне, поставили ряд изб, которые защищал двойной ряд бревен с землей. Деревянная крепость расширялась и перестраивалась, но, как обычно, сгорела. В 1699 году по указу Петра I в. Верхотурье началось строительство каменного кремля. После этого стали возводить каменные постройки, но поскольку крепость уже не имела военного значения, это был укрепленный дом воеводы и служебные постройки — амбары для казны, постоялый двор. К настоящему времени от того каменного кремля сохранились лишь восточная стена с воротами и Троицким собором.

Все здания первого каменного кремля в начале XIX века были заменены административными зданиями в стиле классицизма. Сейчас в здании государевых амбаров размещается краеведческий музей, а остальные используются как административные для нужд города. В доме воеводы, например, размещается администрация города Верхотурье.

Государевы амбары построены в 1703 году, перестроен в начале ХХ века. Сейчас здесь размещается краеведческий музей. Экспозиция музея состоит из 6 разделов: археология, история Бабиновской дороги, история города Верхотурье, гостиная и рабочий кабинет чиновника XIX века, история города с 1917 по 1990-е годы, возрождение Верхотурья.
Но самое интересное здание верхотурского кремля, конечно, Свято-Троицкий собор! Каменный собор был заложен в 1703 году по указу царя Петра І и благословению митрополита Сибирского и Тобольского Филофея. Строился он соликамскими мастеровыми до 1709 года. Это прекрасный образец стиля «московское барокко» на Урале. У него уникальное архитектурное решение — объем храма представляет собой «восьмерик на четверике», увенчанный пятиглавием, включающим центральную главу и четыре дополнительных, расположенных крестом по сторонам света. Детали этого удивительного собора хочется рассматривать бесконечно!
На колокольню можно подняться, но сделать это нужно с 12 до 17, во время службы доступ закрывают. Мы были в кремле после обеда, экскурсия закончилась около 17, я подняться не успела. Успели те, кто не стал слушать рассказ экскурсовода музея, а она говорила интересные вещи.
В 1932 году храм был закрыт. Сохранился он только благодаря тому, что в нем была районная библиотека, а не склад, гараж или баня.
Верхотурье называют духовной столицей Урала. Славится Верхотурье Свято-Николаевским мужским монастырем, основанным в 1604 году.
Богатеть и развиваться монастырь стал с 1704 года после переноса туда святых мощей Симеона Праведного Чудотворца из села Меркушино. С этого времени сюда стали стекаться тысячи богомольцев, даже издалека. Накопленные средства позволили полностью перестроить монастырь в камне. В 1728 году был построен каменный Николаевский храм; в 1759 году воздвигнута каменная стена вокруг монастыря.
В 1844 году появился новый Преображенский храм с приделами. Металлоконструкции, которые выступают из колокольни храма, пока не демонтированы. Накануне проводили работы по подъему и установке на колокольне шестнадцатипудового колокола «Николай II». Его для Верхотурья изготовили в Каменске-Уральском, это третий по величине колокол на Урале.
Святые ворота, устроенные в 1752 году в византийском стиле, получили надвратную церковь в честь святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Последним был построен в 1905–1913 годах в модном тогда византийском стиле Крестовоздвиженский собор. Архитектор — Александр Турчевич, известный на Урале. Открытие собора было приурочено к празднованию 300-летию дома Романовых, ждали Николая II, но он не смог приехать. Собор огромный, в сети упоминается, что он третий по величине в России после храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. Но сейчас может это уже не так, в последнее время строят много больших храмов. В соборе покоятся мощи Святого Симеона Верхотурского, которого считают небесным покровителем Урала.
Внутри собора находятся уникальные фаянсовые иконостасы, которые были уничтожены при советской власти и восстановлены в 1998 году к 400-летию города. Фаянсовые иконостасы удивительной красоты я видела только в уральских храмах. Сейчас их делают в Сысерти.
Монастырь закрыли в 1925 году, Николаевский храм был разрушен, а в монастыре разместили колонию для малолетних преступников. Например, в Преображенском храме был спортзал.
Вернули все церкви в начале 1990-х, сразу началось восстановление.
В 1996–1998 годах в память разрушенного храма Во Имя Святого Николая Чудотворца 1712–1736 годов на его месте построен храм-часовня.
В сохранившемся здании игуменского корпуса располагается Православный музей, в котором нам рассказали об истории монастыря, показали сохранившиеся элементы от разрушенных храмов и много другое.
Недалеко от мужского монастыря находится Покровский женский монастырь. Это первый женский монастырь за Уралом, он был основан в 1621 году первым сибирским епископом Киприаном. У монастыря долгая история, он был деревянные, несколько раз горел, пока в XVIII веке не был отстроен в камне. Монастырь этот существовал при поддержке и помощи граждан города Верхотурья и благодаря помощи благотворителя — купца и горнозаводчика Максима Походяшина.
Так, на деньги М. М. Походяшина в монастыре была построена в 1744–1753 годах каменная Покровская церковь без колокольни, а затем рядом еще один храм, тоже каменный с колокольней. Новый храм был заложен в 1754 году, а освящен в 1768 году. Церковь стала называться Иоанно-Предтеченской, но в народе ее называли «Походяшинской». Этот каменный двухэтажный храм с 50-метровой колокольней затмил скромную Покровскую церковь. Если судить по снимкам из интернета, это было потрясающе красивое здание!
Но, пока церковь строили, в 1764 году согласно императорскому указу Покровская обитель не вошла в список монастырей, имеющих право на дальнейшее существование. Некоторое время монахини жили на пожертвования М. М. Походяшина, но к 1782 году монастырь был закрыт.
Вот в таком состоянии сейчас Покровская церковь. На ее стенах еще можно увидеть остатки росписи.
А от Иоанно-Предтеченской церкви остался только нижний ярус, утративший архитектурные формы и детали, с разрушениями несущих конструкций. Его использовали под гараж.
Выполнен не так давно проект реставрации храма, которым предусмотрено восстановление исторического облика Иоанно-Предтеченской церкви Покровского женского монастыря в полном объеме. Считают, что реставрация данного памятника историко-культурного наследия позволит сохранить для потомков одну из интереснейших ветвей уральского барочного зодчества.
В 1896 году Покровский монастырь вновь открыли, но на другом месте неподалеку, а в 1898–1902 годах построили Ново-Покровскую церковь. В 1926 году монастырь снова закрыли, монахинь отправили в ссылку, а в церкви вскоре была открыта баня. Вновь Покровский монастырь открыли в 1991 году, сейчас он возрождается, идет реставрация. В Ново-Покровской церкви находится очень красивая икона Пресвятой Богородицы «Умиление» и мощи сибирского юродивого Космы Верхотурского.
В Верхотурье интересна и гражданская застройка, где встречается много интересных зданий.
Земская аптека уездной больницы, 1888 г. Как видите, до сих пор используется по назначению.
Я заранее подготовилась к поездке и отметила на карте их местонахождение. Поэтому в свободное время вечером прошла по улицам и все нашла.
Жилой дом подрядчика А.М.Балашова, 1910 г.
Обязательно нужно сходить на подвесной мост через Туру, спуск к которому начинается в крытой галерее слева от кремля.
Сейчас трудно поверить, что напротив кремля на реке Туре в XVII веке существовала купеческая пристань, принимавшая до ста судов в год. Здесь «из российских городов купцы, приезжая с товарами весною, каждогодно грузились и вниз в сибирские породы плавали». Неподалеку находилась и судоверфь, где строили карбасы, дощаники и лодки. Однако к середине XVIII столетия Тура сильно обмелела, и купеческие суда стали грузиться уже ниже по течению.
С моста открывается великолепный вид на кремль и купола Троицкой церкви.
А с площадки у подножия угловой башни кремля можно любоваться закатом.
Вот такое оно — Верхотурье, самый старый и самый малочисленный город Свердловской области. Сейчас здесь живет меньше восьми тысяч человек. Живут трудно и бедно, от работающих предприятий осталась одна лесопилка. На работу люди ездят в соседний Тагил и Екатеринбург.
Вся надежда на программу превращения Верхотурья в крупный туристический и паломнический центр и создания уральского Золотого кольца. Будем надеяться, что так и будет!
Второй день: Меркушино и Актай.

23 августа 2015 г. 9:49
Много слышвла, но видеть не доводилось, как-то все читала без фотографий. Теперь картина сложилась. Спасибо!
23 августа 2015 г. 14:23
Спасибо, Таня!
23 августа 2015 г. 10:53
да,подвесной мост-запоминающийся))
23 августа 2015 г. 14:20
Хороший мост, качается Виды с него отличные. И не пустует, люди по нему на работу ходят. Туристы-то в основном в выходные тут гуляют.
23 августа 2015 г. 14:12
Не Золотое, а Платиновое кольцо надо делать, Аня! Сколько на Урале всего интересного! 100 судов в год, обалдеть, для такой крошечной речушки! Но настоящим удивлением стало то великолепие Троицкого Собора, которое оценила даже Юнеско!
23 августа 2015 г. 14:18
Собор удивительно красивый, я вокруг него ходила долго. Лето у нас кончилось, не начавшись. На этот год поездки по Уралу закончу, а то на следующий ездить некуда будет, разогналась В Тюмени Тура уже хоть и не широкая, но полноводная, да и в Меркушино гораздо лучше, я еще покажу.
23 августа 2015 г. 14:33
Удивительная архитектура!!!
23 августа 2015 г. 18:31
А я даже и не слышала и не знала ничего. А город славный какой. А красивый! Может и правда заживет новой жизнью. Очень бы хотелось!
Аня. спасибо, что показала и рассказала! (Царских невест жалко!!!)
23 августа 2015 г. 18:35
Спасибо, Лена! Невест действительно жалко! Их, бедняжек, подставляли: привели на смотрины, на голове обруч, которым крепили украшение, потуже затянули - в обморок! Результат: у нее падучая, нам не нужна больная, - в ссылку!
23 августа 2015 г. 18:37
Anna_08 писала 23 августа 2015 г. 18:35
ам не нужна больная, - в ссылку!

Нет чтоб в лазарет, так они в ссылку. Живодеры!
23 августа 2015 г. 18:39
Цари, выбор - вся Россия!
23 августа 2015 г. 19:05
Как обидно, что в таком красивом городе люди не могут найти работу. Такой удивительно красивый край!
GalaDan
23 августа 2015 г. 19:11
Большое спасибо за обстоятельный рассказ!
23 августа 2015 г. 19:12
Спасибо, что читаете!
23 августа 2015 г. 20:24
Анна, место удивительное! А я о нем, по-моему, даже не слышал.
Соборы и монастыри великолепные! И Кремль очень впечатляет!
28 августа 2015 г. 18:10
Его больше знают в Сибири и на Урале. Сама давно собиралась доехать, ждала хорошую погоду, и двухдневки бывают где-то раз в месяц. Очень довольна поездкой!
28 августа 2015 г. 20:31
А я в Сибири прожил 2,5 года и не знал))
28 августа 2015 г. 20:40
Виктор, Вы же в Новосибирске жили. Я там свеженький Новосибирск выложила
28 августа 2015 г. 20:50
О! Спасибо! Сейчас посмотрю!
den-ekb
23 августа 2015 г. 20:51
Да, это прекрасный город. Грубо можно сказать, что он вдали от цивилизации.
Фотографии очень хорошие, ещё раз подтверждающие, что Урал - удивительный регион.
23 августа 2015 г. 21:56
Уж небо осенью дышало!! Чувствуется погода пошла на холод и такие красивые места! очень интересно ,Аня!
23 августа 2015 г. 22:01
Спасибо, Соня! И лета не было, а точно уже осень! Температура меньше +10, мелкий дождичек осенний, типичное начало осени. Выглянула сегодня из окна - дерево какое-то под окном уже желтеть начало. В Верхотурье еще жарко было, просто это север области. Через две недели лечу в Минск, продлю лето.
23 августа 2015 г. 22:04
отлично.... Все в дорогах все в пути!! прекрасное время ,Аня!!
23 августа 2015 г. 22:09
Пока ноги носят
23 августа 2015 г. 22:09
kklimkina
24 августа 2015 г. 8:15
Какой красивый мост!
24 августа 2015 г. 9:05
Мост симпатичный и очень полезный, связь того берега с центром местной цивилизации.
24 августа 2015 г. 9:08
И, опять же, есть куда вешать замки. оцени размерчик
24 августа 2015 г. 8:24
Кремль впечатлил! даже не знала, что он есть в этом городе.
24 августа 2015 г. 9:08
Кремль симпатичный, но очень маленький
24 августа 2015 г. 13:09
Потрясающе красивые места! Спасибо, что знакомите нас с ними...
24 августа 2015 г. 13:31
Спасибо! И сама знакомлюсь вместе с вами!
24 августа 2015 г. 13:35
24 августа 2015 г. 19:48
!!!
24 августа 2015 г. 22:48
Спасибо, Сергей!
Rammler
24 августа 2015 г. 22:43
Спасибо Анна за интересный рассказ и красивые фотографии! С вашей помощью удалось наконец-то увидеть этот город! И мне стало грустно… Там родился и провел детство мой отец. Мои предки немцы работали в трудовых лагерях Верхотурья на лесоповале до 1956 года… Но об этом, наверное, гиды не рассказывают. Красивое, благостное, духовное место, израненное советским безвременьем…
24 августа 2015 г. 22:47
Рада, что Вам понравилось. Да, про лагеря в этих местах не говорили. Их по Уралу много. Да и не только по Уралу. Мой дед рубил лес в Коми с 1937 по 1940.
Rammler
24 августа 2015 г. 22:57
Да, Вы правы… не только по Уралу. Как хорошо, что это наше общее прошлое давно позади )))
24 августа 2015 г. 22:58
Будем надеяться, что больше такого не будет!
25 августа 2015 г. 13:42
Красивые храмы, интересная история! Душевно так )
27 августа 2015 г. 13:51
Спасибо, Люба! Места там, действительно, замечательные! Душой отдыхаешь!
26 августа 2015 г. 9:19
Роскошный, насыщенный город. Спасибо за подробную экскурсию, очень хотелось бы прокатиться по вашим следам
27 августа 2015 г. 12:59
Сколько же всего интересного на Урале, Аня!! И много людей ездят в такие экскурсии?Какая история у города и жаль, что его процветание и бурная торговая жизнь так скоро закончилась!!
Свято-Троицкий собор
и
Крестовоздвиженский собор.
-совершенно разные, но красивы каждый по своему!!
а в церкви вскоре была открыта баня.
, гаражи, склады, да чего только не пихали, лишь бы полностью искоренить и уничтожить любое напоминание о людской вере!!!
27 августа 2015 г. 13:49
Спасибо, НаташА! На Урале очень много интересного! И, главное, местные турфирмы хорошо это используют. Я с одной стала ездить и мне нравится, менять не собираюсь. У них каждую неделю 6-10 разных экскурсий на 1-2-3 дня по Уралу и экскурсии по городу. Я в этом году на пять съездила, пока больше не успеваю, хотя интересного много. Оставим на следующий год. Да и сама стараюсь больше ходить, смотреть.
27 августа 2015 г. 14:51
Anna_08 писала 27 августа 2015 г. 13:49
каждую неделю 6-10 разных экскурсий на 1-2-3 дня по Уралу
-как интересно!!
Оставим на следующий год.
-конечно, все поэтапно, между заграницами-по краю!!
27 августа 2015 г. 14:59
Через неделю в Белоруссию уезжаю, а в субботу на экскурсию по городу сейчас все-таки записалась, не удержалась.
27 августа 2015 г. 16:04
Anna_08 писала 27 августа 2015 г. 14:59
в Белоруссию уезжаю,
-классно!!!
сейчас все-таки записалась,
-все тебе мало!!
28 августа 2015 г. 2:32
Кремль хоть и маленький, но очень живописный. А церкви невероятные! Белоснежные, нарядные...очень красиво!
28 августа 2015 г. 18:11
Да, Светлана, места удивительные!
28 августа 2015 г. 15:14
Аня, спасибо за рассказ! Очень интересное место. Маленький город с богатой историей. Дай Бог его возродят и люди поедут на него посмотреть. Я, если буду на Урале, обязательно с ним познакомлюсь.
28 августа 2015 г. 18:13
Приезжай, Аня, на Урал! здесь есть, что посмотреть. Местом обеспечу
28 августа 2015 г. 18:20
Аня, спасибо! Давно хочу посмотреть Екатеринбург! Как соберусь, обязательно напишу!
28 августа 2015 г. 18:21
Приезжай!
28 августа 2015 г. 18:30
5 сентября 2015 г. 22:45
Аня, очень интересно! Спасибо! Слышала про это место, но не видела своими глазами. Мост уникальный На таких интересных подставках стоит
Год назад летала на выходные в Екатеринбург. Толком ничего не видела. Где-то про те выходные у меня есть маленькая заметочка.
5 сентября 2015 г. 22:47
Спасибо! Заметочку надо поискать
5 сентября 2015 г. 22:49
http://keisi.tourister.ru/photoalbum/16259 Хорошего отдыха в санатории!! И укрепления здоровья для дальнейших поездок!
5 сентября 2015 г. 22:52
Спасибо, Марина!
2 октября 2015 г. 23:21
Спасибо, Аня! Совсем незнакомая мне страница. И так интересно. Написано и показано без суеты, досконольно (с уважением к собеседникам, то есть к нам). Поэтому благодарные читатели несут автору цветы, цветы, цветы
2 октября 2015 г. 23:26
Спасибо, Елена! Я рада, что Вам понравилось!
22 ноября 2015 г. 1:41
Красивое место! Мост, Свято-Троицкий и Крестовоздвиженский соборы впечатляют! И очень жаль, что людям работать негде - был бы неплохой туристический центр...