Кудрявцева Анна (Anna_08)

Меркушино и Актай

25 августа 2015 г. 9:11 Верхотурье — Россия Август 2015

Первый день: Верхотурье.

Поездка в Верхотурье нас была двухдневной. У каждого в этой поездке были свои интересы. Кто совершал паломническую поездку, больше уделял времени храмам, посетил службы. Из меня паломник, к сожалению, никакой, поэтому я больше интересовалась архитектурой, зданиями и природой.

Утром, кто хотел, сходил на утреннюю службу, кто погулял по городу. После завтрака, ненадолго простившись с Верхотурьем (предстояло вернуться на обед), продолжили нашу поездку. Путь лежал в Меркушино.

Меркушино — это небольшое село в 50 километрах от Верхотурья, которое прославилось благодаря главному святому Урала, которого считают небесным покровителем уральской земли, — Симеону Верхотурскому.

Село основал в 1620 году верхотурский посадский человек Меркуша Федотов, потому оно и носит его имя. Вскоре после основания, в селе появился человек, которого звали Семен (Симеон). Ничем особенным среди односельчан он не выделялся, но слыл немного странным. Родился в знатной боярской семье, а после смерти родителей перебрался на Урал и поселился сначала в Верхотурье, а затем перебрался в Меркушино. В Меркушине он жил, скрывая свое происхождение, не имел ни семьи, ни детей, посещал местную церковь Михаила Архангела.

Зимой Симеон шил шубы для крестьян, причем оставлял одежду немного недошитой и уходил, не получая за работу деньги. Проповедовал покорность и еще при жизни подвижничеством и честностью заслужил славу праведного.

Летом Симеон уходил на берег Туры, где уединенно молился и ловил рыбу. Сохранилось место, где он любил рыбачить. Этот камень на берегу реки, на котором Симеон сидел, можно узнать на иконах.

В XIX веке поблизости от этого излюбленного Симеоном места была поставлена деревянная часовня.

В 20-е годы ее уничтожили, но в 1997 году здесь возвели красивый поклонный крест, а в 2005 году построили деревянный храм в честь Всех святых в земле Сибирской просиявших.

Место здесь удивительно красивое и спокойное! Хочется как Симеон, сидеть на камне и смотреть на воду. Тура здесь полноводная, не такая, как в Верхотурье.

Так и жил Симеон, пока в 1642 году не умер в возрасте 35 лет и был похоронен на местном кладбище в Меркушино. А через пятьдесят лет его гроб вдруг показался из земли, местные люди расценили это как чудо и признак святости. Страдающие от болезней люди стали ходить на могилу Симеона и просить об исцелении. А затем стали появляться известия о чудесных исцелениях в основном от кожных заболеваний с помощью земли из могилы святого.

По указанию митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия произвели освидетельствование мощей и обнаружили, что тело совершенно целое, за исключением истлевшего платья и пальцев одной руки. Мощи были объявлены нетленными, их перенесли в местную церковь для поклонения. На месте же вскрытого погребения из земли забил родник, он-то и поднял гроб из земли. Над родником сначала построили деревянную часовню, а в 1808 году возвели каменную.

В 1704 году мощи святого Симеона крестным ходом перенесли из Меркушино в Николаевский монастырь Верхотурья. Слава о святом год от года росла, привлекая все большее количество паломников, для того, чтобы вместить всех паломников, в Верхотурье и построили большой Крестовоздвиженский собор.

В самом Меркушино, после перенесения мощей в Верхотурье, в церкви Архангела Михаила остался лишь гроб Симеона. Однако вскоре церковь сгорела, был утрачен в огне и гроб. В 1911–1916 годах построили собор Михаила Архангела, соединенный галереей длиной 33 метра с построенной в 1886 году церковью Симеона Верхотурского.

Благодаря прекрасному природному ландшафту, в который гармонично вписался храмовый комплекс, в конце XIX века Меркушино можно было назвать одним из красивейших сел Урала.

Михаило-Архангельский собор в 1931 году взорвали, в 1945 году разобрали галерею, а Свято-Симеоновская церковь сначала служила спортзалом, а затем была заброшена и постепенно разрушалась. От церковного комплекса остались лишь развалины. В 30-е годы останки праведника демонстрировались в антирелигиозном музее Тагила. Затем их передали в антирелигиозный музей в Ипатьевском доме Екатеринбурга, а позже мощи упрятали в запасники Областного краеведческого музея, где они чудом уцелели до наших дней. В 1989 году их вернули Русской православной церкви, а в 1992 году перенесли в Верхотурский Николаевский монастырь в отреставрированный и вновь освященный Крестовоздвиженский собор.

Храмы в Меркушино восстановили в на прежнем месте на берегу реки Туры в 2004 году. Интерьер Михаило-Архангельского собора очень красив: колонны из уральского змеевика, а главный иконостас выполнен по проекту Петра Березкина в стиле московского (Нарышкинского) барокко.

Небольшой храм Святого Симеона Верхотурского построен над местом, где из земли вышел гроб святого. На том месте, где была могила, теперь бьет источник. К нему спускаешься по лестнице в подвал храма.

Рядом с собором находится гостиница для паломников, построенная еще в начале XIX века, а также дом, где живут две семьи священников.

Памятник меркушинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Средняя школа.

И чуть живое здание поселковой администрации.

С 1997 года в Меркушино находится подворье екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. Меркушино возрождается вместе с Верхотурьем в том же качестве, которое имело до революции, как центр духовно-религиозной культуры, место паломничества к храму Симеона Праведного.

Последним пунктом нашего путешествия был поселок Актай в 8 километрах от Верхотуря на живописном берегу реки Актай, правого притока реки Туры.

Здесь находится Актайская заимка — скит Свято-Николаевского мужского монастыря. Эти земли были переданы монахам в 1850 году и первое время использовалась священнослужителями для хозяйственных нужд: верующие, проживающие здесь, занимались заготовкой сена для домашнего скота и дров. Кроме того, здесь по пути в Верхотурье останавливались паломники, идущие поклониться мощам Праведного Симеона Верхотурского. И вскоре поселок тоже стал считаться святым местом. На Актайских дворах до сих пор растут кедры, посаженные первыми монахами.

Источник, где брали воду монахи и паломники, прослыл целебным, и на заимку стали совершаться паломничества с целью омовения. Над источником возвели деревянную часовню, которая в 1894 году была реконструирована и превратилась в храм иконы Божией Матери «Живоносный источник».

У источника есть оборудованная купальня, где желающие может окунуться в живоносные актайские воды и на себе испытать их целебные свойства.

В конце XIX — начале XX века Актайская земля стала известна и своими старцами: Макарием и Илией. Макария своим духовным отцом считал Григорий Распутин, а император Николай II дважды приглашал старца к себе во дворец. Илия — монах из Валаама, в Верхотурье и его окрестностях (в частности на Актайской заимке) прошли последние 7 лет его жизни. Русской православной церковью почитается как Преподобный Илия Верхотурский.

После революции и закрытия монастыря, на Актайскую заимку переселились изгнанные из Верхотурья священники, а в 1928 году на месте скита разместили Дом отдыха, в храме открыли сельский клуб. Сейчас все вернулось на свои места, в Актай снова едут паломники со всей страны.

А мы возвращаемся в Екатеринбург с отличным настроением, поездка была удачной! Впереди дальняя дорога.

25 августа 2015 г. 9:12
Такое умиротворение даже от фотографий... Рай для глаз, честное слово. Спасибо за экскурсию!
25 августа 2015 г. 13:22
Спасибо, Таня! Там места на удивление душевные, хоть бедные. Читала о селе воспоминания старожила "Три жизни села Меркушино". Богатое село было до революции, больше половины богатых домов, тринадцать магазинов, трактир, торговавший государственной водкой, три государственных амбара. Мужики-крестьяне зимой по домам не сидели, зарабатывали. Вокруг села двадцать деревень было. И колхозы потом не бедные были. Все развалили перестройкой и пр. В Меркушино немного домов всего, в основном за счет паломников и живут.
25 августа 2015 г. 9:35
Дивные места! Природа чудо как хороша! И такое спокойствие и душевность сразу...
25 августа 2015 г. 13:23
Урал удивительно красив! и с погодой нам повезло.
25 августа 2015 г. 15:31
Anna_08 писала 25 августа 2015 г. 13:23
и с погодой нам повезло.
это всегда радует ))
25 августа 2015 г. 11:40
Изумительная спокойная природа вдоль реки. И деревянное зодчество уникально
25 августа 2015 г. 13:25
Церковь построили старыми методами - без гвоздя, но потом все-таки укрепили А речки хороши, так и сидел бы на бережку!
25 августа 2015 г. 17:34
Кстати, Борис, вот тут еще образец http://www.tourister.ru/responses/id_10660
25 августа 2015 г. 17:39
Посмотрел, оценил, согласен - прекрасный образец. Мне очень нравятся такие деревянные конструкции, здесь в Карловых Варах один русский построил себе теремок-теремище. Но неправильно сделал разрешения. Так его хотели снести. Я очень за него переживал, следовал всю эпопею, и был очень рад, что юристы в конце-концов дом оставили, потому что реально красив
kklimkina
25 августа 2015 г. 12:09
Прекрасная природа!
25 августа 2015 г. 13:26
Да, Катя, природа там удивительно хороша!
25 августа 2015 г. 14:57
Красивая природа!!!
25 августа 2015 г. 17:31
Спасибо, Сергей! Урал очень красив, посмотреть бы побольше!
25 августа 2015 г. 17:12
изумительная природа и храмы!!!!! жаль, что не добраться туда....
25 августа 2015 г. 17:15
А все только потому, что тянет вас, молодой человек, в дальние страны, к чужим богам Сочетать надо!
25 августа 2015 г. 17:28
ну.... пока да, есть такое...
25 августа 2015 г. 19:39
Радостно, что возрождается Меркушино. Храмы очень красивые!
25 августа 2015 г. 19:57
25 августа 2015 г. 19:58
Спасибо
25 августа 2015 г. 22:01
Фото школы, прям в душе что-то перевернуло. Все красиво, душевно и интересно, но школа как связующее звено между недостижимой пока для меня уральской землей и моей реальностью ) Сразу представились детишки, жители поселка, и картинка ожила )
26 августа 2015 г. 4:04
Спасибо! Хорошие, спокойные места.
26 августа 2015 г. 6:22
Видимо святой-то и правда святой, раз мощи его таким чудесным образом сохранились. Очень я его понимаю. Сбежать от суеты и жить отшельником в таких дивных местах. Как хорошо, что есть Турбина. Такой красоты насмотришься. Аня, спасибо, что показала. Невероятные места!
26 августа 2015 г. 8:36
Еще одна поездка и новые впечатления. Повезло, жить недалеко от Урала.
26 августа 2015 г. 13:22
Неправильно, Владимир! Повезла жить НА Урале Не зря место долго выбирала! А начала - Верхотурье -не смотрел.
26 августа 2015 г. 22:04
Почему не смотрел?
26 августа 2015 г. 10:29
Какие места отличные, не слышал ни про одно из них. Анна, подскажите, как дорога по качеству? Асфальт? Хочу проехать туда тоже, понравились ваши фотографии
26 августа 2015 г. 12:27
Спасибо, Игорь! До Верхотурья дорога нормальная, это трасса на Серов, а потом на Меркушино есть дефекты, местах так в пяти на 50 км, но асфальт. Мы на большом автобусе были, машин много, даже из Калуги была одна. Смотреть нужно, но не сказать, чтобы совсем убитая.
26 августа 2015 г. 12:33
Понял! Думаю чтобы два раза не ездить сразу через Серов на Ханты уйти
26 августа 2015 г. 12:35
Правильно! Я 30 лет в ХМАО прожила, а до столицы собиралась, но так и не доехала.
26 августа 2015 г. 12:36
Ну теперь-то тоже недалеко, может и скатаетесь
Ege
26 августа 2015 г. 10:55
Природа хороша и столько красивых деревянных строение, школа особенно...
Nina_nina
26 августа 2015 г. 13:59
Природа очаровывает...Ох, люблю бескрайние поля! Спасибо, Анна, что рассказали и показали.
26 августа 2015 г. 21:57
Ой, места- то какие! Чудо чудное!
27 августа 2015 г. 12:26
Не только для паломников интересны эти места!!
Средняя школа.
в Меркушино - игрушечная, а какие вокруг пейзажи!!!
28 августа 2015 г. 4:04
Чудесные фотографии Красивая природа, деревянные церкви впечатляют...в замечательных местах Вы побывали! Наши родные природы удивительны и многогранны!
den-ekb
29 августа 2015 г. 1:56
Анна, Вы не перестаете меня удивлять своими прекрасными отчётами по Уралу! Фотографии супер на 100 из 10! Больше всего удивили - здание средней школы и администрации, которое уже покосилось
31 августа 2015 г. 11:20
Аня, чудесная поездка. Очень интересная история о св. Симеоне Верхотурском. Места очень красивые. На берегу Туры, и правда, очень хочется посидеть. Спасибо за рассказ
24 ноября 2015 г. 5:36
Интересный рассказ о Праведном Симеоне! Спасибо! И церкви все понравились - и каменные, и деревянные! Веет от этих мест умиротворением...
То, что останки святого 30 лет лежали а антирелигиозном музее - ужас, конечно! Но радует, что хоть что-то исправляется и возрождается!
24 ноября 2015 г. 7:51
Спасибо, Инна! Места на самом деле очень интересные: такая красота и покой! По Уралу местная турфирма много интересных поездок организует. Жду лета следующего, в эту субботу съездила, не очень в мороз нравится. А сейчас плюс, в эту субботу вообще будет неинтересно- грязно и мрачно.
25 ноября 2015 г. 1:02
Да, в такие места лучше ездить летом или осенью.