Турист chulenok (chulenok)
chulenok
был 3 марта 2022 10:53

Стамбул — Турция Октябрь 2012

Начало путешествия смотрите здесь и здесь.

План поездки и полезные ссылки здесь.

Честно говоря, меня терзали смутные сомнения, стоит ли начинать писать отчет о Стамбуле, при том, что уже столько всего о нем писано-переписано, в т. ч. и на этом ресурсе, и что-либо добавить действительно новое об этом замечательном городе будет очень сложно. С другой стороны, каждый видит и воспринимает один и тот же город по разному, впечатления и эмоции часто разнятся.

Терзаемый этой дилеммой, решил все-таки попробовать. Сразу предупрежу, а кого-то может быть обрадую, что этом обзоре не будет глубоких и заумных рассказов о каждой из достопримечательностей, не будет никаких длительных исторических справок и экскурсов (все всем давно известно). Здесь Вы прочтете только субъективные впечатления человека, который в первый раз попал в подобный мультинациональный и огромный мегаполис, приправленные полезными советами по транспорту и передвижениям, актуальными ценами, а также схемами пройденных маршрутов. И если изложенная здесь информация окажется полезной кому-либо, то это высшая степень похвалы для меня.

Итак, шесть утра. Автобус медленно подъезжает к платформе отогара. Моментально просыпаемся, раскачиваться некогда, ведь предстоит столько всего посмотреть попробовать, почувствовать. Мы в городе, соединяющем Европу и Азию, городе мечты, городе, в который невозможно не влюбиться, мы в Стамбуле.

Если Вы, как и мы, экономные путешественники, то наилучший способ уехать с центрального отогара Стамбула куда-либо — это метро. Через автовокзал как раз проходит ветка из аэропорта Ататюрка до станции Аксарай, куда Вам собственно и нужно доехать для начала. По времени у нас это заняло минут 10–15. По стоимости — по 3 турецких лиры с носа.

На стоимости проезда хотел бы остановиться поподробнее, сами понимаете, шкурный вопрос, он всегда актуальный. Жетоны приобретаются в автоматах, которые находятся практически на каждой станции метро, остановках трамвая, на пристанях. Эти жетоны могут быть также использованы для проезда на трамвае, пароме, фуникулере, канатной дороге, что несомненно удобно.

Но есть способ сэкономить на проезде — это приобрести Istanbulkart. Это такая пластиковая карточка, размером с кредитку, с помощью которой можно оплачивать практически весь городской транспорт Стамбула, включая муниципальные автобусы. Так, если жетон стоит 3тл., то проезд по Istanbulkart Вам обойдется 1,95тл. Кроме того, если Вы делаете пересадку с одного транспорта на другой, то за второй снимается еще меньшая сумма (то ли 1,05тл., то ли 1,25тл.). Можно ездить по одной карте и нескольким человекам, только скидка за пересадку в таком случае будет распространяться только на одного.

Merhaba, Istanbul!

Продаются Istanbulkart в киосках на крупных узловых транспортных развязках, обращайте внимание на вывески, там будет написано Istanbulkart, либо Akbil. Также видел автоматы по продаже на некоторых станциях метро. Когда приобретаете Istanbulkart, имейте в виду, что 6 лир берется за карту как залоговая стоимость, и эти деньги Вы можете вернуть, когда обратно сдадите карточку перед отъездом из Стамбула. Остальные деньги кладутся на карту и при надобности ее можно пополнять в тех же киосках и автоматах, где она продается. Лично нам Стамбул настолько понравился, что мы решили оставить себе Istanbulkart с некоторой суммой на ней, чтобы в следующий приезд не заморачиваться с жетонами.

Доехав до станции Аксарай, делаем пересадку на трамвай, направляющийся в сторону Кабаташ. На нем можно доехать до Султанахмета, где основные достопримечательности города. Нам же пока туда не надо, нам нужно поселиться, поэтому остановка — Беязит, она же Большой базар (Капаличарши).

Выбранные апартаменты Volare Apart находятся в районе Кумкапи, известном своими рыбными ресторанчиками и живописной набережной Мраморного моря. Спускаемся мы к ним по крутой улочке Гедик Паша, которая кишмя кишит большими и маленькими кафешками, ресторанчиками и магазинами сладостей.

Merhaba, Istanbul!

Найти апартаменты не составило труда, спасибо хозяину, который любезно согласился заселить нас в 9 утра. Однако, до 9 утра еще два часа, не стоять же перед домом, и мы направляемся дожевывать остатки тормозка на набережную.

Здесь, сидя на скамеечке, и наблюдая ранним утром, как рыболовецкие суденышки заходят к пристани, я получаю первую порцию Стамбула, так сказать аперитив.

Merhaba, Istanbul!

Наблюдать за морем можно было бесконечно долго, и 2 часа пролетели незаметно для нас. Нужно будет обязательно сюда вечером вернуться, — подумали мы.

Побросав вещи в апартаменты и приняв водные процедуры, мы понеслись на запланированную обязательную программу на сегодня.

Merhaba, Istanbul!

Цистерна Базилика — потрясает. Одно из самых необычных и интересных мест в Стамбуле, из тех, которые стоит один раз увидеть в реальности, чем сто раз о них услышать. Стоимость билета — 10тл. Время работы с 9:00 до 17:30.

Merhaba, Istanbul!

Айя София — какая же она огромная и красивая! Символ единения востока и запада, симбиоз мечети и православного храма, колыбель христианства. Маст си, однозначно. Стоимость билета — 25тл. (дети до 12 лет — бесплатно). Время работы с 09:00 до 17:00 (октябрь—апрель), выходной понедельник.

Merhaba, Istanbul!

Дворец Топкапи — очень роскошно и живописно! Если хочется все от и до посмотреть, то закладывайте на него 3–4 часа. Стоимость билета — 25тл. (дети до 12 лет — бесплатно), отдельно оплачивается гарем — 15тл. Время работы с 10:00 до 16:00 (октябрь—апрель), выходной вторник.

Merhaba, Istanbul!

Собственно здесь, блуждая по громадной территории дворца, неумолимо начала подступать усталость, видимо сказался ночной автобусный переезд и отсутствие отдыха. Плюс, просто нескончаемые толпы туристов, высокая температура сделали свое дело и мы, дабы не заснуть прямо во дворце, короткими перебежками направились в апартаменты.

Отдохнув, мы вспомнили об обещании, которое дали себе утром погулять по набережной Мраморного моря. Прогулка оказалась насыщенной: мы проследовали вдоль Кеннеди кадеси от района Кумкапи до пристани Эминёню, т. е. до залива Золотой рог.

Merhaba, Istanbul!

Хочу дать немного полезной информации по поводу оплаты посещения некоторых музеев. Вот здесь: muze.gov.tr/buy_e_ticket можно заранее приобрести электронные билеты. Особенно это будет полезно при посещении именно Айа Софии и Топкапи, поскольку часто в этих местах в кассы собирается ну просто нереальная толпа. Распечатав полученный по электронной почте билет, можно проходить прямо к турникету, где с билета сканируется код, и Вас пропускают.

Если Вы профессиональные ходоки по музеям — будет экономным купить музейную карту за 72 тл., которая дает право посетить основные музеи Стамбула, а также на множество дисконтов. Вот здесь подробнее: muzekart.com/tr/museum-pass.

Доброе утро, Стамбул! Наступил новый день, и мы продолжаем исследовать обязательные к посещению места. Сегодня у нас большая прогулка.

Merhaba, Istanbul!

Голубая мечеть — наряду с Айа Софией и Галатской башней является символом города. Впечатлила больше всего, наверно, в моем топе Стамбула — № 1. Мечеть действующая, вход для туристов отдельный, контролируем свой внешний вид, дабы не оскорбить чувства мусульман, для этого кругом висят соответствующие разъясняющие таблички.

Merhaba, Istanbul!

Рядом с Голубой мечетью - Ипподром и его знаменитые колонны.

Merhaba, Istanbul!

Обходя Голубую мечеть можно выйти на базар Араста.

Merhaba, Istanbul!

Парк Гюльхане — ничего знаменательного, честно говоря, ожидал большего. В глубине парка находятся неплохие обзорные площадки с видом на Босфор и Золотой рог, но эти площадки полностью оккупированы кафешками и ресторанчиками с неприличными ценами и отсутствием посетителей. Вобщем зайти в парк отдохнуть от городской суеты на полчасика можно, но специально туда идти я не советовал бы.

Вокзал Сиркеджи. Не могли удержаться и зашли. Довольно интересно. Заглянули в местный музей.

Merhaba, Istanbul!

Галатская башня — виды отсюда открываются великолепные, ни минуты не сомневайтесь, однозначно стоит посещения. Точную стоимость подъема на обзорную площадку запамятовал, ориентировочно 10тл.

Merhaba, Istanbul!

Пристань Каракёй — не пропустите здесь рыбный рынок, а также небольшую кафешку, которая находится немного в глубине рынка. По вполне демократичным ценам здесь неплохой выбор жареной рыбы.

Раз зашла речь о еде, сделаем практическое лирическое отступление. Поесть в Стамбуле можно везде. Я не преувеличиваю. Действительно, почти на каждом шагу находятся «точки общепита»: от продавцов бубликов, кукурузы, до различных по цене ресторанчиков, которые находятся буквально через каждые 3 метра))

Честно говоря, я немного побаивался, бронируя апартаменты из-за отсутствия включенных завтраков и возможной надобности постоянно где-то искать и приобретать продукты. Однако, в первый же день мы поняли, что дома ничего и низачто готовить не будем. Поскольку при таком выборе мест, где перекусить, и разнообразия самой еды, это было бы глупо. Поэтому если, еще кто-то сомневается, брать или не брать отель без завтраков, или боится остаться в Стамбуле голодным, гоните эту мысль прочь. Еда здесь обалденно-вкусная, не бойтесь, пробуйте, в т. ч. и на улице.

Цены в заведениях могут отличаться значительно. Если хотите перекусить бюджетно, и Вам не важен внешний вид заведения и внутреннее убранство, выбирайте точки подальше от туристических троп, и там, где питаются местные. По качеству еды Вы не в чем не потеряете, а вот в денежном эквиваленте сэкономите.

Примерные расценки на обычную повседневную еду и фастфуд, из того, что запомнил, по состоянию на октябрь 2012 г.:

Чорба (суп по-нашему) средняя цена 2,50 тл., может быть из чечевицы, из курицы, др.варианты. Отлично идет утром, когда собираетесь в путь и хочется слегка перекусить горяченьким.

Различные виды кебабов, которые могут для Вас подать в булке, в лаваше, на тарелке и т. д. и т. п. — от 3 т.л. (с собой в булке) до 20 т.л. (как блюдо в ресторане).

Рис, др. гарниры от 3тл.

Чай от 1тл. (настоятельно рекомендую яблочный).

Турецкий кофе от 3тл. — без комментариев, кто знает — ни на что не променяет))

Фреши от 4тл. — рекомендую гранатовый — вкуснотища.

Кукуруза 1–1,5тл.

Балык-экмек (по образу и подобию хот-дога, только вместо сосиски — жаренная рыба в булке) — 4-5тл. Понравилось, мы любители жаренной рыбы. Популярные места для покупки — пристани Эминёню и Каракёй.

Бублики — тут как, можно один бублик за 1 лиру взять, а можно за эту же 1тл. купить и четыре бублика. Очень вкусные, впрочем как и все хлебобулочные изделия. Хорошо подходит брать с собой в качестве перекуса, если планируете длительные и дальние хождения.

О сладостях молчу, огромный выбор, насилу себя сдерживал, чтобы не сорваться))

Но хватит о еде, нужно идти дальше.

Галатский мост — обязательно пару раз пройдитесь по нему пешком, постарайтесь не задеть множество рыбаков, из-за торчащих удочек которых кажется, что мост «ощетинился». Постойте понаблюдайте за движением паромов и лодок, людей, транспорта, просто насладитесь моментом.

Merhaba, Istanbul!

Пристань Эминёню, здесь можно просто посидеть и созерцать суету, поглядывать на продавцов бубликов, сладостей, за качающимися лодками-ресторанами. Хорошее место сделать перерыв и что-нибудь перекусить.

Merhaba, Istanbul!

Если кто не успел перекусить на пристани — милости просим на рынок специй (или Египетский рынок). Честно говоря, мы с женой не любители рынков, поэтому все мельком-мельком.

Далее подошли к мечети Сулейманийе. Очень красиво, покой и умиротворение. Для любителей истории место знаменательное в своем роде (ах да, мы же договорились, ни слова об истории).

Заканчивали мы прогулку акведуком

и площадью перед Стамбульским университетом.

Merhaba, Istanbul!

Кстати, здесь же на площади можно приобрести и пополнить Istanbulkart.

Вечером у нас был променад по Стамбульскому Арбату — улице Истикляль. Для этого сначала доехали на трамвае до Кабаташа, там на фуникулере поднялись до площади Таксим и далее гуляючи по улице Истикляль и вниз до пристани Каракёй.

Merhaba, Istanbul!

Ну что сказать, шум, гам, движуха-развлекуха, народу море — сами решайте нравятся Вам подобные места или нет. Если нравятся, то как говорится, здесь будете как рыба в воде, если не нравится, то для расширения кругозора все-равно стоит пройтись прогуляться, прокатиться на ретро-трамвайчике, посидеть в одном из многих ресторанчиков, посмотреть на снующую туда-сюда публику…

Думал уместить всю информацию в одном обзоре, но как-то не получается. Еще 2 дня Стамбула впереди, завтра Большой тур по Босфору. Простите за банальность, продолжение следует.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм