Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была 30 апреля 22:15

"Град на острове стоит…"

Свияжск — Россия Июнь 2023

«Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами… «

Белки, наверняка, здесь водятся. Сады и терема присутствуют. Церкви сияют на солнце своими куполами. Может, и лебеди иногда прилетают-проплывают. Дядька Черномор? А почему нет? Ну, а уж витязи точно были! Ведь крепость здесь была возведена для взятия Казани, и Казань, благодаря этому, все-таки была взята. Но это позже. А в феврале 1550 года, потерпев неудачу при осаде Казани, Иван Грозный отступал. Войско остановилось на привал на правом берегу реки Свияги. А напротив возвышался над Волгой поросший лесом остров Круглая гора. Остров царю понравился, так как позволял держать под контролем речные пути, дороги, а значит, и саму Казань. Иван Грозный поручил дьяку Ивану Выродкову, бывшему у него военным инженером, составить чертежи будущей крепости. Но начать строительство предполагалось не здесь, а в Угличских лесах, в вотчине бояр Ушатых. Такая вот военная хитрость. Получается, за тысячу километров от Казани мастера рубили лес и строили будущий город-крепость. А весной 1551 года все постройки были разобраны, погружены на суда, и сплавлены к устью реки Свияги. Вершину Круглой горы очистили от леса. И вот за четыре недели на Круглой горе вырос деревянный город-крепость с мощными дубовыми стенами, златоглавыми церквями, расписными избами, высокими башнями, а их было восемнадцать, и колокольнями. Город назвали в честь основателя — Иван-городом. Город заложили 24 мая 1551 года, а через год Казань была взята.

Возвращаемся в наше время. В 2005 году дамба с автомобильной дорогой соединила остров с материком. Получается, что сейчас это не остров, но остров-град звучит красиво. В 2011 году здесь был открыт речной причал, то есть попасть на остров можно по речным просторам или автомобилем/автобусом. Сейчас город возрождается и развивается как туристическое место. В 2017 году на стене Успенского монастыря был открыт знак ЮНЕСКО, а городу вручен сертификата объекта Всемирного наследия.

Фото из интернета

Из Казани мы втроем приехали сюда на машине. С погодой повезло. Первое, что мы увидели на стоянке, выйдя из машины, это был Успенский Богородицкий монастырь. Белоснежный, с темными крышами и куполами, на фоне безоблачного неба — ярко и красиво. Купив билеты, мы поднялись по высокой лестнице на Круглую гору. Монастырь был основан в 1555 году архиепископом Германом. Это мужской монастырь.

Град на острове стоит…

Белокаменный Успенский собор был возведен в 1560 году. Строили его псковские мастера при участии Постника Яковлева и Ивана Ширяя. Как же красив храм! Воздушный, легкий с причудливыми архитектурными деталями.

Собор был расписан снаружи и внутри. Но наружняя роспись по прошествии веков не сохранилась. Внутренние фрески частично сохранились. Они занимают общую площадь 1080 м². Множество фресок посвящено Деве Марии, Святой Троице, житиям святых, апостолам и библейским событиям. Я осторожно сделала несколько фото от входа.

Рядом с Успенским собором стоит такая же белокаменная Никольская церковь. Она была заложена примерно в одно время с собором, но высокий собор возводился 5 лет, а так как церковь была нужна, то и построили ее за год. Рядом с ней была затем возведена 43-х метровая колокольня — самое высокое сооружение Свияжска. Из нижнего яруса колокольни был тайный подземный ход к берегу Свияги. Когда-то монастырь был богатейшим в Среднем Поволжье.

Град на острове стоит…

В нижней части Никольской церкви в 2019 году состоялось открытие мемориальной кельи Святителя Германа, архиепископа Казанского, основателя Свияжской обители. Личных вещей его не сохранилось, но воссоздан интерьер монашеской кельи. Очень скромно.

А попали мы на территория монастыря через Надвратный храм в честь Вознесения Господня, начало XVIII века.

Град на острове стоит…

На территории обители находятся и другие постройки: братские кельи, покои настоятеля, больничные кельи. Много зелени и солнца. Покой и умиротворение.

Град на острове стоит…

Кроме Успенского Богородицкого монастыря на острове-граде есть еще Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный в 1551 году. Первоначально это был Троице-Сергиев монастырь. До 1917 года он был женским.

Войдя через Святые ворота, мы увидели красивейший, в неовизантийском стиле, собор во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» (1898—1906 гг., архитектор Ф. Малиновский).

Град на острове стоит…

В 1906 году в соборе были сделаны масляные росписи на пожертвования жительницы Свияжска А. В. Поповой и елабужского купца И. Г. Стахеева. В 2010–2014 году были проведены реставрационные работы.

Собор хорош, но жемчужиной монастыря следует считать деревянную Троицкую церковь. Это древнейший храм в монастыре, 1551 год! Фактически это единственный памятник, оставшийся от первоначального деревянного града Свияжска, из тех, что были срублены в лесах под Угличем, хотя и он подвергался реставрации и реконструкции.

Град на острове стоит…

В 1604 году был возведен белокаменный храм в честь Преподобного Сергия Радонежского на месте деревянной церкви. Это третий храм монастыря.

При входе в храм сохранилась фреска Ветхозаветная Троица — увеличенная копия Троицы Андрея Рублева, с предстоящими святыми Сергием Радонежским и Александром Свирским.

Град на острове стоит…

На острове-граде есть еще одна церковь — равноапостольных Константина и Елены — посадская церковь. Сейчас она каменная, а деревянная церковь на этом месте была построена в 1551 году.

Град на острове стоит…

Кроме знакомства с историей на острове-граде просто приятно гулять. Попадаются довольно красивые дома. Естественно, здесь каждый дом имеет свою историю.

Град на острове стоит…
Здания Пожарного обоза и ремесленного училища
Град на острове стоит…

А приволье кругом какое! Речные просторы.

Град на острове стоит…

Сюда можно приплыть на теплоходе.

«Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят»

Град на острове стоит…

Такая пушка стоит у Музея истории Свияжска. Время у нас было, поэтому заглянули в него. Музей размещается в комплексе казенных сооружений — памятнике архитектуры XIX века. В главном здании размещались органы управления и казначейство Свияжского уезда, три корпуса во дворе занимала уездная тюрьма. Сейчас в трех корпусах располагается музей. В главном и втором корпусах экспозиция посвящена истории города с момента его основания в 1551 году и до начала XX века. Основой послужили документальные и изобразительные материалы: грамоты, отрывки из летописей, Писцовая книга Свияжского уезда 1565–1567 годов, миниатюры Лицевого летописного свода.

На макете Свияжска середины XVI века можно видеть планировку и застройки города-крепости.

Град на острове стоит…

В третьем корпусе расположена страшная экспозиция по истории свияжских тюрем. В комплексе присутственных мест Свияжска была построена тюрьма. В 1941 — 1948 годах здесь находилась тюрьма НКВД. На экспозиции рассказывается о репрессиях, о закрытии монастырей, изъятии из них церковных ценностей, уничтожении церквей Свияжска, ликвидации священнослужителей и монахов.

Все мы наслышаны о расстрельной 58 статье.

Град на острове стоит…

В одном из залов стоят скамьи и на них сидят как будто тени. Пробирает до мурашек.

На отдельной стене биография Владимира Михайловича Голицына. Он был талантливым художником-иллюстратором, литератором, изобретателем детских настольных игр. Но… он был Голицыным. Поэтому не миновала его горестная чаша тридцатых годов. А скончался он здесь, в Свияжской тюрьме. Потом был реабилитирован.

Недалеко от речного порта на юге острова есть еще один музей — Музей археологического дерева «Татарская слободка». Здание музея построено на территории исторического посада Свияжска, над археологическим раскопом. Но, согласно нормам ЮНЕСКО, на территории музея-заповедника нельзя возводить сооружения, искажающие его облик. Был найден выход: главное здание музея замаскировали под холм.

В экспозиции, а она довольно большая, находятся только предметы найденные в раскопе. Сам раскоп, это 900 м², находится посередине. Специалисты постепенно воссоздают реальное местоположение городской застройки XVI–XVIII веков. Срубы домов, хозяйственные постройки, заборы, мостовые находятся там, где их обнаружили специалисты.

Может, пень помнит Ивана Грозного

Здесь можно увидеть каменные орудия и лепную керамику от V века до н. э. до V века н. э., обнаруженные на территории Свияжска — это древнейшие предметы в экспозиции; способы строительства деревянных срубов, инструменты для их обработки. Практически все экспонаты являются оригинальными. Здесь можно увидеть множество интересных находок для детей: шахматные фигурки, игрушки, волчки, погремушки. Ювелирные украшения того времени. Вооружение жителей той эпохи: луки, дубины, мечи, копья.

Макет Троицкой деревянной церкви конца XVII века.

На стене огромное, 21-ое метровое анимированное панно, художник — Рашид Сафуллин. Оно показывает, как жили люди в Свияжске в XVII веке. Панно создано по описанию из Писцовой книги 1565–1567 годов, планам, гравюрам, материалам археологических раскопок. На нем задействовано более 400 анимированных персонажей — «жителей» Свияжска.

Любопытный музей, понравился.

А мы пошли по улицам к машине, но наткнулись еще на одно интересное место «Сад размышлений».

Град на острове стоит…

Сад был заложен в 2011 году, и в нем посажены яблони из музея-заповедника Ясная Поляна. История острова тесно связана с родом Толстых. Предок Льва Толстого в 6 поколении когда-то служил в Свияжске воеводой.

По периметру сада стоят таблички с высказываниями разных философов. Любопытно было почитать мудрые изречения.

Став чуточку мудрее, мы продолжили путь к машине. Хотя нет! Побывать в Татарстане и не отведать татарской кулинарии — это преступление:-). Ближе к выходу находится комплекс «Конный двор» с манежем, мастерскими и едальнями. Можно перекусить и что-то приобрести на память. Великолепный день получился!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия