Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была сегодня 10:38

Йошкар-Ола — Россия Май 2022

Посетив Чебоксары, я на маршрутке доехала до цели моего путешествия — города Йошкар-Олы. Время -14 часов дня, за плечами 4 часа хождения по улицам Чебоксар, а в 19.26 у меня уже поезд в Москву. Детально знакомиться с городом я изначально не собиралась, а хотела посмотреть на новые красивости, которые кто-то хвалит, кто-то ругает.

А город-то был основан в 1584 году! Первоначально он назывался Царев город на Кокшайке, или Царевококшайск, ну это уже позже. Кокшайка — это река, которая сейчас называется Малая Кокшага. Своим рождением город обязан царю Ивану Грозному, который после присоединения Казанского ханства и для укрепления своей власти решил ставить города-крепости. Но город появился уже при царе Федоре Иоанновиче. Первоначально Царевококшайск представлял собой типичное военное укрепление, окружённое с четырёх сторон земляными валами с деревянными стенами. Со временем город перестал выполнять свою военную функцию, превращаясь в ремесленный и торговый центр.

В 1919 году, после установления Советской власти, Царевококшайск был, естественно, переименован и стал называться Краснококшайск, а в 1927 году получил название Йошкар-Ола, или Красный город.

На Туристере фотографии этого места были для меня приглашением на яркий праздник. В принципе, так и получилось. Подвел меня немного только Йошкин Кот: он далековато восседает от этого места, поэтому по набережной Амстердам я не походила, просто не успела.

Итак, маршрутка № 1К минут за десять довезла меня от автовокзала до цели моего путешествия. Причем билет в ней стоит 28 руб 45 копеек (можно оплатить по карте). Москва округляет до целковых, а некоторые и копейки считают.

Первый возглас: «Ах!» или «Ух ты!». Вроде бы, все знакомое, но другое. Яркое, праздничное — красивое! Я обходила все, разглядывала. Поэтому фотографий много, пришлось создать много и слайд-шоу, чтобы показать, так сказать, объект со всех сторон:-).

Две столицы за один день. Йошкар-Ола

А ведет к этим красотам бульвар Чавайна. Сергей Григорьевич Чавайна являлся основателем национальной литературы и поэзии республики Марий Эл. И тем не менее, он был расстрелян в 1937 году в застенках НКВД. Идя по этой улице и еще не дойдя до Благовещенской башни, я обратила внимание на памятник и часовню за ним.

Это памятник Александру Ефимовичу Котомкину (Савинскому) — поэту начала XX века, участнику Первой мировой войны и Белого движения. Он эмигрировал из России, но видимо, земляки посчитали, что он достоин памятника в этом месте. За ним — Часовня во имя всех святых, в земле Российской просиявших.

Часовня и памятник находятся рядом с Академическим русским театром драмы.

Две столицы за один день. Йошкар-Ола

Похожая на Спасскую башню Московского кремля — это Благовещенская башня.

Пройдя под аркой башни, я остановилась: налево пойдешь — в «Италию» попадешь, направо пойдешь — тоже в красоты попадешь. А прямо пойдешь — там фонтан с Архангелом Гавриилом в центре.

Ладно, посмотрю сначала на итальянские красоты: давно в Италии не была. Но, увы, строительство пока не закончено. В небольшом Итальянском парке стоит памятник Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепному». Лоренцо Медичи, сидит на троне и держит раскрытую книгу — символ знаний и мудрости; справа лев, придерживающий лапой семейный герб, а вверху — муза со свитком, на котором написаны главные принципы правления Лоренцо Медичи: «Польза Отечеству, величие семейства, процветание искусства».

А теперь — к храму! Это похожий и на петербургский собор Спаса на Крови, и немного на московский храм Василия Блаженного — собор Благовещения Пресвятой Богородицы. И это не декорации — это настоящий действующий храм, в который можно войти! Храм был заложен в 2010 году, в 2013 построена колокольня и установлены колокола, в 2014 году на соборе были водружены кресты. А в 2016 году Патриарх Кирилл освятил этот храм.

Храм пятикупольный, высокий — 74 метра, вмещает две тысячи человек. Фасады храма украшены, кроме архитектурных деталей, мозаичными панно.

Какие в храме нарядные крыльца! Они напоминают вход в роскошные царские палаты.

Рядом с храмом установлена скульптура Пресвятой Богородицы с младенцем Христом.

Две столицы за один день. Йошкар-Ола

Верхний храм был закрыт, я даже не знаю, проводятся ли там службы. Стрелка указывала, куда идти. Нижний храм освящен в честь Мироносицкой (Царевококшайской) иконы Божией Матери. Обстановка в нижнем храме, в общем-то, простая.

А дальше — к красивым, нарядным домикам направо. Ну до чего же хороши! Прямо игрушечки какие-то! По карте, это Архангельская слобода.

А тут около дома с зелеными шпилями и Йошкина кошечка нашлась — милота:-) И кот рядом с ней лежит, мышкою играет, но кот — да не тот.

Оставив котеек в покое, я спустилась вниз, к Воскресенской набережной реки Малая Кокшага. А тут тоже красота: направо посмотришь — набережную Амстердам увидишь (по которой не успела я пройтись);

прямо посмотришь — интересное ажурное здание. Я думала, что сбербанк, но Яндекс пишет, что это детская поликлиника.

Две столицы за один день. Йошкар-Ола

А налево посмотришь — глаз не отведешь! Это набережная Брюгге. Комплекс таких прекрасных набережных на реке формировался в 2007–2012 годах. Бельгийский Брюгге — поистине сказочный город. Может, именно его очарование вдохновило на строительство подобных зданий здесь, за тысячи километров. Все они возведены сплошным фасадом из разноцветного кирпича, украшены арками, скульптурами, орнаментами, высокими шпилями. Здесь сплелись фламандские мотивы и северная готика.

К набережной Брюгге ведет Театральный мост. С него открываются прекрасные виды и на Благовещенский собор,

и на Спасскую башню,

слева от которой — красивейшее здание Дворца бракосочетаний, похожее на готический дворец. Семейная жизнь должна начинаться со сказки!

Две столицы за один день. Йошкар-Ола

Перед дворцом памятник Грейс Келли и князю Монако Ренье III. Фильм, посвященный им, я видела.

Выглянув в арку Спасской башни, я увидела, что архитектурные красивости не ограничиваются набережной, а дальше, на Воскресенском проспекте, находятся уже явно жилые дома.

Я же решила пройтись по набережной, чтобы рассмотреть поближе фасады зданий. Они все разные. Сначала я прошлась направо.

Как-то уж много вывесок я не увидела, но потом прочитала, что внутри зданий размещены жилые квартиры, муниципальные и государственные учреждения, библиотеки, музеи. Потом я вернулась до Спасской башни и пошла налево,

чтобы выйти к Патриаршей площади. Молоденькая Елизавета Петровна скачет на коне около Национальной гимназии искусств колледжа культуры и искусств имени И. С. Палантая. Императрица внесла большой вклад в развитие образования.

Две столицы за один день. Йошкар-Ола

А дальше «перед восхищенным взором предстает»… Театр кукол. Но какой! Еще один сказочный замок с башнями, арками, шпилями. В этот замок кукольный театр переехал в сентябре 2014 года.

Напротив кукольного театра установлен памятник Петру и Февронии Муромским. В руке Петра свиток, в котором написано: «Мужья, любите своих жен…» (дальше читать необязательно:-))

Очень живописна стоящая рядом Часовня в их честь.

Ну и раз это Патриаршая площадь, то здесь есть памятник патриарху Алексию II, с благословения которого в Марий-Эл появилась собственная епархия.

Две столицы за один день. Йошкар-Ола

Ну и еще одно довольно необычное здание — радио Марий Эл. Оно такое и полосатое, и с башенками, и с часами. Каждые три часа на открытой галерее из левых ворот появляется Иисус, за ним следуют апостолы. Последним, понурив голову, идет Иуда и несет в руках мешочек с тридцатью серебряниками, полученными за предательство Иисуса. Часы «12 апостолов» запущены в 2011 году. Автор этой идеи и многих других — глава Республики Марий Эл (теперь уже бывший) Леонид Маркелов. Маркелов возглавлял регион 16 лет. Уйдя с поста по собственному желанию в 2017 году, он был арестован и осужден на 13 лет строгого режима по обвинению в получении взятки в 235 миллионов рублей.

Обойдя Патриаршию площадь, я по Воскресенскому мосту

Две столицы за один день. Йошкар-Ола

вышла к памятнику царю Федору Иоанновичу, именно при нем появился Царевококшайск.

За памятником царю находится собор Воскресения Христова. Каменный Воскресенский собор в Царевококшайске был построен еще в 1759 году. После Октябрьской революции был расстрелян батюшка, а в 1928 году собор был закрыт, и в здании храма разместили кинотеатр. В 1944 году верующие обратились к властям с ходатайством об открытии церкви. Эту просьбу удовлетворили. Здание было отремонтировано, но в 1960 году постановлением Совета Министров МАССР Воскресенский собор, несмотря на протесты, решено было снести. Здание храма было разрушено, а его территория превратилась в пустырь. Кошмар! Вот это судьба у храма. Но в 2001 году на этом месте был поставлен поклонный крест, а в 2007 году было принято решение о строительстве нового храма. И он был построен — воскрешён. Но в новом «обличье», сочетаясь цветом и архитектурой с тем, что я уже увидела и показала.

Красивый, немного необычный, четырехъярусный иконостас, выполнен из фаянса Екатеринбургскими мастерами.

Две столицы за один день. Йошкар-Ола

После этого храма были на моем пути еще две чудесные церкви. Первая — Вознесения Господня — была в небольшом отдалении, но тоже находится на берегу Малой Кокшаги. Она была построена в 1756 году, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны. Белокаменная Вознесенская церковь — типичный памятник русского зодчества XVIII века. Судьба у нее похожа на судьбу Воскресенского храма: после революции батюшки были расстреляны, в 1937 году церковь закрыли, передав здание радиокомитету, в 1939 году оно использовалось как пивной склад, во время войны была снесена колокольня, а потом вообще его хозяином стал Йошкар-Олинский пивзавод. Почти всегда и везде с храмами творилось одно и то же.

В середине 90-х начали восстановление храма, в 2000-х воздвигли колокольню. Очень хороши белокаменные резные наличники окон, выполненные в виде кружева и гирлянд. Стены и потолок внутри храма расписаны.

И последняя церковь, которую хочу показать, это Троицкая церковь. Здесь и освещение было выигрышным, и сама она просто красавица!

Троицкая церковь — одна из самых древних церквей в городе. Сначала она был деревянной, это 1646 год или раньше. Первый этаж уже каменной церкви был построен в 1736 году, и через двадцать лет храм был достроен. Ну и снова: в 1932 году Троицкая церковь была закрыта, а здание передано в Марийский центральный краеведческий музей. Но летом 1939 года здание было разобрано до первого этажа. И на долгие годы опять развалины, поросшие бурьяном. В 1991 году начались строительные работы. И только в 2003 году был освящен престол нижнего храма во имя святителя Николая Чудотворца. Главный престол в честь Святой Троицы, расположенный на втором этаже, был освящен в 2008 году. В эту церковь я уже не попала: было закрыто.

Храмы я показала. Теперь Царевококшайский кремль. Да, он не настоящий, вернее, настоящий, но построен в 2009 году. Перед строительством были проведены археологические раскопки и обнаружены остатки оборонительных сооружений: рва и вала царевококшайского посада, относящихся к XVII веку. Другие сооружения, обнаруженные при раскопках, относятся к XVIII-началу XX века, когда на этом месте была рыночная площадь.

Кремль находится через дорогу от Воскресенского собора.

Две столицы за один день. Йошкар-Ола

Это краснокирпичный замкнутый комплекс из четырех башен, объединенных стенами с проходными галереями. Внутри находится выставка реконструкций артиллерийский орудий XVI–XIX веков. Меня так удивили эти пушки!

Справа от Кремля находится еще одно любопытное местечко: магазин «Вален’Ок». Это не только магазин валяной обуви и сувениров, но и музей сказок под открытым небом. А создал такую красоту житель этого дома. Мимо точно не пройдешь. Хотя, засмотревшись, можно забыть и в магазин зайти.

Две столицы за один день. Йошкар-Ола

Ага, время тикает, уже 17 часов, до поезда два с половиной часа, а я еще Йошкиного кота не видела. В 18.00 мне надо быть на Патриаршей площади, чтобы посмотреть и послушать часы с выездом апостолов. Кот или набережная Амстердам? Кот далеко, набережная ближе. Устала. Хорошо, что уже быстренько покушала в Spar. Ладно, набережную видела, пусть и издалека, а кот стал символом города. Пойду к коту.

Сначала по бульвару Чавайна я дошла до Парка культуры и даже слегка побыла в нем.

Две столицы за один день. Йошкар-Ола

А потом, выйдя из парка, повернула направо и быстро-быстро искать кота. Буквально пробежала мимо Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Эрика Сапаева

мимо еще нескольких зданий, и вот Марийский государственный университет, рядом с которым с 2011 года восседает довольный Йошкин кот. Еще бы ему не быть довольным — столько внимания:-) «Йошкин кот» — парафраз выражения «ёшкин кот», которое стало популярным после фильма «Любовь и голуби». Посидела и я рядом с ним, погладила.

Спасибо котику за увиденные красивости, а мне пора к часам на Патриаршию площадь, время уже поджимает. Решила пойти другим путем, через площадь Ленина. Ильич стоит на высоком постаменте рядом с Марийским национальным театром драмы имени М.Шкетана.

Две столицы за один день. Йошкар-Ола

Осталось 20 минут… Шла быстро, но успела увидеть изнанку всей этой помпезности во дворах обычных домов…

К представлению успела! Христос с апостолами прошел свой путь.

Прощальный взгляд,

Две столицы за один день. Йошкар-Ола

и я пошла на остановку маршрутки, чтобы ехать на вокзал. А уж на встречу с этой чудесной школой я просто не рассчитывала, но она мне попалась на пути. Это чудо-замок — средняя общеобразовательная школа № 5, и называется она не Хогвартс, а «Обыкновенное чудо». Школа была создана в 1998 году. И построил ее предприниматель Сергей Мамаев, воплотив мечту своей супруги — учительницы, уставшей от «казённых домов». Здесь же есть и детский сад. Думаю, попасть в эту школу непросто, и выпускать она должна волшебников.

День получился у меня просто ошеломительным. 23 километра пешком. До обеда — Чебоксары, после обеда — Йошкар-Ола, которая запомнится мне все-таки как город-праздник. Я села на маршрутку. Блин, она доехала до автовокзала, а до ж/д вокзала мне топать еще метров 300. Ноги гудят, а тут, как на грех, чуть в стороне я увидела красивый фонтан. Говорила себе: «Хватит, иди уже на вокзал!». Но настырюга во мне победила: «Ну где ты еще такой космический фонтан с пушистыми струями увидишь?!" Фонтан «В космос» (1975 год. Скульптор А. Ширнин)

И вот, наконец, ж/д вокзал Йошкар-Олы и мой двухэтажный красненький фирменный поезд на Москву, ехать одну ночь.

Я считаю, что поездка получилась. Но два города за один день — это и физически тяжело, и многое осталось «за кадром».