Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 10:12

Чебоксары — Россия Май 2022

Насмотревшись на красочные фотографии Йошкар-Олы, я решила непременно туда съездить. Но посчитала, что полдня мне хватит. А что же еще? Рядом находится город Чебоксары, где я еще не была. Подумала совместить осмотр обоих городов. У меня был всего один день. Маршрут получился такой. Вечерним поездом я выехала из Москвы в Чебоксары, там до часу дня осмотрела must see, села на маршрутку и через час двадцать была в Йошкар-Оле, оттуда вечерним поездом в Москву. Все получилось, но за день отшагала 23 километра, до вокзала уже буквально тащила себя за шкирку:-). Какой-то мазохизм во мне, наверное, есть. Вернувшись и подумав, такой перенасыщенный однодневный маршрут, в общем-то, не рекомендую.

От вокзала Чебоксары я пошла пешком, чтобы, кроме рекомендуемых достопримечательностей, ознакомиться еще и с городом.

Две столицы за один день. Чебоксары

Сразу скажу, что город мне понравился: улицы широкие, чисто, много деревьев. Город находится правом берегу Волги при впадении в нее реки Чебоксарки. От названия реки получилось и название города. Как поселение оно известно еще с XIII–XIV веков. В 1555 году архиепископ казанский и свияжский Гурий остановился в Чебоксарах по пути в Казань. По поручению царя Ивана Грозного он освятил место для Введенского собора. Гурий окропил также границы будущего кремля, который был возведен на горе.

А я шла по проспекту Ленина. Первое, что мне встретилось, был памятник Василию Ивановичу Чапаеву.

Памятник и музей находятся в сквере имени Чапаева. Легендарный комдив родился в 1887 году в деревне Будайке, на месте которой сейчас и находится сквер. Музей был еще закрыт, восстановленный дом Чапаева тоже.

Проспект Ленина, по которому я шла, начал застраиваться в 50-е годы ХХ века.

На пересечении с улицей Николаева стоит памятник дважды Герою Советского Союза летчику-космонавту Андрияну Николаеву. Он родился в Чувашской АССР. Третий космонавт СССР. В 1962 году он был первым, кто отвязался от кресла и парил в невесомости. В 1970 году был парный полет с Виталием Севастьяновым. Полет был рекордным по продолжительности: 18 суток.

На пересечении с улицей Гагарина стоит памятник летчику-космонавту Юрию Гагарину.

Две столицы за один день. Чебоксары

Вообще, памятники встречались на всем пути.

Памятник создателю современной чувашской письменности, великому просветителю чувашского народа Ивану Яковлевичу Яковлеву перед зданием республиканской библиотеки. Ученый составил чувашский алфавит, используя русскую кириллицу, и в 1871 году был напечатан самый первый букварь.

Проспект Ленина перешел в улицу Маркса. Что интересно, памятник Ленину стоит именно на улице Маркса около здания Правительства республики.

Две столицы за один день. Чебоксары

А смотрит и «шагает» Ильич к часовне Рождества Христова, которая находится на противоположной стороне улицы. Часовня была построена на площади Республики в честь празднования 2000-летия Рождества Христова.

Две столицы за один день. Чебоксары

Вообще, здания на улице Маркса показались мне посолиднее. Чего только Сельскохозяйственная академия стоит. Новое здание сельхозинститута было возведено на будущей главной площади Чебоксар, которая тогда еще называлась Советской, в 1955 году. Здание должна была украшать 50-метровая башня со шпилем. Но во время хрущевской борьбы с излишествами шпиль не стали достраивать. Почти полвека здание сельхозинститута простояло с усеченной башней. Но в начале 2000-х решили вернуться к первоначальному проекту. Кстати, в башне проступает силуэт церкви, что в свое время так не понравилось Никите Хрущеву.

Две столицы за один день. Чебоксары

И наконец, перейдя дорогу, я оказалась на небольшом местном Арбате — бульваре купца Ефремова. Прокопий Ефремович Ефремов — купец, крестьянин по происхождению, заступник чувашей, меценат, основатель династии Ефремовых, много сделавшей для благоустройства Чебоксар. Пешеходный бульвар Ефремова — улица очень короткая, всего 250 метров. На ней располагается несколько исторических архитектурных зданий, музей пива, туристический информационный центр (здесь можно взять карту-путеводитель по Чебоксарам, купить сувениры), несколько кафе и магазинов.

На бульваре установлена архитектурная композиция из трёх камней «солнца, любви и счастья», привезённых с южного Урала, с Таганайского хребта.

Памятник Маленькому Принцу (дизайнер — А. Соколова, скульптор — Д. Соколов). На большой круглой планете — маленькая фигура Принца. Перед ним — красивая ажурная роза. Маленький принц — символ родного дома, о котором нужно помнить. К сожалению, вандалы несколько раз отнимали розу у Принца.

Скульптурная композиция «Остап Бендер и Киса Воробьянинов» (скульптор Владимир Нагорнов). В романе «Двенадцать стульев» можно прочитать, что великий предприниматель был в Чебоксарах.

»Утро застало концессионеров на виду Чебоксар. Остап дремал у руля. Ипполит Матвеевич сонно водил веслами по воде.

— Киса! Давайте бросим погоню за брильянтами и увеличим население Чебоксар до семи тысяч семисот четырех человек. А? Это будет очень эффектно… «

Бульвар купца Ефремова выходит на… Красную площадь! Да, в Чебоксарах есть своя Красная площадь.

Две столицы за один день. Чебоксары

Я бы не назвала ее парадной или очень красивой. До Октябрьской революции на этом месте была Базарная площадь, которая в советское время подверглась глобальной перестройке и была переименована в Красную. Площадь находится на берегу Чебоксарского залива.

Одним из украшений площади является Чувашский национальный музей. Музей был создан в 1921 году и сохранился в трудные годы. Его фонды насчитывают более 160 тысяч музейных предметов археологии, истории, искусства, начиная от эпохи камня и до наших дней. На площадке перед входом в Национальный музей организована небольшая выставка-музей под открытым небом. В специальных тумбах под стеклом размещены экспонаты и описания. По преданиям, чувашские женщины могли быть воинами. В память о боевом прошлом у них остались головной убор тухъя и нагрудное украшение шулкеме, напоминающее кольчугу.

На площади перед музеем стоит любопытный камень-плита, на котором изображены Символы мудрости — чувашские руны. На камне приведена расшифровка 53 знаков — символов древнего чувашского узора. Этот уникальный язык почти забыт в наши дни. Памятник был установлен в 2008 году. Камень для него весом 7 тонн был вырублен из гранитной скалы на территории Карелии.

Две столицы за один день. Чебоксары

Еще площадь, конечно же, украшает монументальное здание с колоннами — Чувашский государственный академический драматический театр имени Константина Иванова. Здание театра было построено в 1961 году.

На площади много распространенных сейчас зеленых фигурок-топиарий.

Почти у кромки залива стоит Колесо обозрения. Видимо, в заливе есть светомузыкальный фонтан. При мне он не работал, но цветные лампы в воде было заметно.

Две столицы за один день. Чебоксары

Слева от Колеса — мост к монументу Матери-покровительнице. Мост, увитый иллюминацией, стал самым длинным световым туннелем в России. Наверное, вечером это смотрится здорово. Но и сейчас идти по нему было приятно, потому что на проводочках сидели ласточки. Мало того, пока я шла, они перелетали за мной.

Высота статуи Матери-покровительницы с постаментом составляет 46 метров. На постаменте на русском и чувашском языках написана фраза «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви». Монумент расположен на древнем холме, к нему ведут 99 ступенек.

Мне хотелось пройти к храмам на другой стороне залива, но от монумента Матери я прохода к ним не увидела: там шли дорожные работы. Так что по мосту я вернулась на Красную площадь и подошла к белокаменному храму Воскресения Христова. Храм был построен на средства прихожан в 1758 году. В 1941 году для богослужений его закрыли и оборудовали соляной склад. Вновь богослужения возобновилось только в 1990 году.

К западной части храма примыкает шатровая колокольня. Фасады храма сохранили декор, характерный для русского барокко середины XVIII века. Оконные проемы украшены наличниками с полуколонками и валиками.

Главный придел освящен в честь Воскресения Христова, большой — во имя Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; малый — во имя чудотворцев Изосима и Савватия. Фресок немного. В нижнем ряду изображены муки грешников.

По мосту я пошла на другую сторону Чебоксарского залива.

Две столицы за один день. Чебоксары

Храм Успения Божией Матери был построен в 1763 году на пожертвования, в основном, на средства купца Дряблова, на месте старой деревянной Борисоглебской церкви. В советское время в здании Успенской церкви располагался Краеведческий музей Чувашской АССР. Прекратились не только богослужения, но и были разрушены колокольня, обходные галереи, утрачены парадные ворота и кованная ограда. Со строительством Чебоксарской ГЭС уровень Волги поднялся и на грани затопления оказался самый нижний этаж. Было решено во избежание подмыва здания церкви первый этаж засыпать песком, а прихрамовая территория была залита бетоном. Храм был закрыт, внутрь я не попала.

Между Успенским храмом и Свято-Троицким монастырем на небольшой площади в 2016 году установлен памятник святым Петру и Февронии Муромским. Автору — скульптору С.Исакову — удалось передать их отношения: супруги с любовью смотрят друг на друга. Такие милые и добрые у них выражения лиц! Памятник очень понравился.

За этим памятником находится Свято-Троицкий мужской монастырь. Он был основан в 1566 году по указу царя Иоанна Васильевича Грозного. Монастырь был создан в миссионерских целях, для проповеди Православия среди языческих народов Поволжья. В 1924 году был закрыт. Вновь открыт и начал восстанавливаться в 1993 году.

На территорию вход был закрыт. В 2015 году на средства монастыря и пожертвования прихожан был установлен памятник святителю Гурию. Именно архиепископ Гурий 460 лет назад благословил эту местность для строительства крепости-кремля, соборного храма и мужского монастыря. Поэтому его почитают как духовного основателя Чебоксар и просветителя всего Чувашского края.

Две столицы за один день. Чебоксары

Я обошла территорию монастыря. Через залив видно порт и название Чебоксар — Шупашкар.

Очень красивая набережная реки Волги в Чебоксарах! Называется Московская набережная. Немного по ней прошлась. Холодно было и ветрено. Изредка пролетали снежинки. Наверное, кто-то сверху сметал вниз последнюю снежную пыль.

Две столицы за один день. Чебоксары

Чуть выше набережной — Аллея любви и сквер Константина Иванова, пройдя через которые, я вышла к Собору Михаила Архангела. Белокаменный пятиглавый храм был построен в 1702 году на средства прихожан. Позже в 1758 году был построен придел Параскевы Пятницы и колокольня.

В 1927 году церковь была закрыта, зимний храм Параскевы и колокольня утрачены. В уцелевшем здании собора долгие годы располагался государственный архив.

Напротив храма находится здание, в котором с конца 19 века работает аптека. Внутри все, как в обычной аптеке.

Через дорогу от аптеки находится красивое здание Галереи русского и зарубежного искусства. Галерея располагается в бывшем особняке купца Ефремова на улице Иванова. В постоянной экспозиции можно увидеть подлинники Левитана, Куинджи, Айвазовского, Серова, Клодта, Рокотова, Тропинина и других. Кроме них в коллекции имеются памятники иконописи и уникальные образцы декоративно-прикладного искусства: скульптуры, фарфор и другое. Но увы, времени для посещения музеев у меня не было.

Две столицы за один день. Чебоксары

Чуть дальше по улице Иванова находится Введенский Собор. Его история начинается с 1555 года, когда царь Иван Грозный в наказной грамоте повелел первому архиепископу Гурию: «быти святой соборной церкве Введению Пречистой, и на том же месте поставити полотняная церковь…». Походную полотняную церковь поставили, затем вместо нее была выстроена деревянная соборная церковь, затем через сто лет, к 1657 году, был выстроен каменный храм с теплыми приделами и шатровой колокольней.

Введенский собор проводил богослужения практически во все время своего существования. Лишь в период с 1939 по 1943 годы здесь размещалась художественная галерея. Благодаря этому основные храмовые сооружения хорошо сохранились.

От Введенского собора я свернула на улицу Михаила Сеспеля. Михаил Кузьмич Кузьмин (Сеспель) — государственный и общественный деятель, основоположник новой чувашской поэзии.

Бутик-отель в Доме купца Кадомцева XVIII века

На улице привлекает внимание Храм Владимирской иконы Божией матери. Нарядный храм находится на территории Введенского кафедрального собора и воссоздан в память о первом деревянном храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Тот храм освятил в 1555 году святитель Гурий и вложил в новый храм список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Входа в церковь я не нашла.

На этом холме с 1555 года располагалась деревянная крепость — Чебоксарский кремль. В 1704 году он был уничтожен пожаром и больше не восстанавливался.

Я снова подошла к храму Михаила Архангела, справа от него нашла спуск со ступеньками с холма вниз и попала в небольшой сквер. Памятник Екатерине II Великой был установлен здесь в 2017 году. Екатерина посетила Чебоксары в 1767 году, путешествуя с флотилией по Волге и восхищаясь живописными видами города с 13 белокаменными церквями, монастырями и дубравами.
В 2016 году город Чебоксары участвовал во всероссийском проекте по установке бюстов известных личностей. Жители города проголосовали за памятник великой императрице.

За памятником находится здание бывшего кинотеатра «Родина». Это был первый звуковой кинотеатр в Чебоксарах, открытый в 1933 году. Зал вмещал большое количество зрителей -700, поэтому здесь часто проводили политические съезды. И даже венгерский писатель-коммунист Мате Залка выступал здесь с речью, о чем сообщает памятная табличка на здании.

Две столицы за один день. Чебоксары

А я пошла обратно. Кстати, очень мне понравились ажурные решетки на мостах.

В Чебоксарах я пробыла 4 часа. Основные достопримечательности посмотрела. Вот только в музеях не была, но это у меня уже хроническое:-).

Добравшись до улицы Маркса, я села на троллейбус № 4 и доехала до вокзала. За ним находится автовокзал, откуда на маршрутке я стартовала к цели моего путешествия — городу Йошкар-Ола. Дорога туда занимает полтора часа.