Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 21:39

Казань — Россия Июнь 2018

«Когда это было, когда это было?
Во сне? Наяву?
Во сне, наяву, по волне моей памяти
Я поплыву»

Эта песня Давида Тухманова была любима нами в те далекие годы студенчества. Сначала на пластинках, потом на магнитофонах. Неужели прошло сорок лет? А время-то какое было славное: «От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год!» Лекции, зачеты, экзамены, практика, студенческий отряд, общага, танцы, свадьбы… Молодость! Теперь все это уже подернулось дымкой лет. Как-то не лежал у меня путь из Казахстана, а потом из Сибири в Казань, в Alma-mater. В этом году решила: «Всё! Поеду!» Прямых авиарейсов не было, поэтому полтора суток поездом. А за окном то ли весна, то ли осень с серым небом, дождями, лужами, едва пробившейся зеленью листьев, а ведь было уже 31 мая. А часа за два до Казани вообще вся трава была покрыта инеем.

Приехала я рано утром, и чтобы не будить подругу, решила просто погулять по городу, благо вещей взяла немного, и дождь на этот день дал передышку. Вообще, в эту поездку по центру Казани я гуляла два дня, сначала одна, потом с подругами. Наибольшее количество достопримечательностей находится на улицах Баумана и Кремлевской. Вот по ним и походим.

Привокзальная площадь очень изменилась, стала просторной и зеленой. Железнодорожный вокзал в Казани был построен одновременно с прокладкой железной дороги в 1896 году. В 1992 пожар уничтожил почти все здание, остались только стены и фундамент, но позже все было восстановлено. Вокзал красивый, из красного кирпича.

На встречу с юностью. Казань

А я по улице Чернышевского пошла в центр, это минут 10–15 ходьбы. Улицы были пустынными, только в некоторых местах кучками стояли полицейские, ведь приближался Чемпионат мира по футболу, и гости, возможно, уже начали съезжаться. Как приятно преобразились знакомые улицы! В студенчестве меня просто убивали окна, выходящие прямо на тротуар. В этих полуподвалах жили люди. Теперь этого, к счастью, я не увидела. На середине пути улица пересекала Булак, это небольшая протока, соединяющего подножье кремлевского холма с озером Кабан. Мне понравился его теперешний вид и состояние.

Вскоре я вышла на центральную улицу имени Баумана. Теперь она пешеходная, а когда-то была с довольно оживленным движением. Улица не очень длинная, тянется от Кремля до центральной площади имени Габдуллы Тукая. К тому же это одна из самых старых улиц Казани. В эпоху Казанского ханства она называлась Ногайской дорогой. С приходом войск Ивана Грозного городские стены у Ногайской улицы были проломлены взрывами, отчего она и получила новое название — Проломная. Об этом сейчас напоминает название аптеки. Это аптека Иоганна Бренинга, и находится она здесь с середины XIX века. Любимые часы Арнольда Бренинга на фасаде здания и теперь работают исправно.

На встречу с юностью. Казань

В XVIII веке остатки старых крепостных стен были разобраны, на их месте возвели новые дома и большую Богоявленскую церковь, и сама улица стала Богоявленской. После революции улица была названа в честь когда-то родившегося здесь большевика Баумана. Вот такая богатая история у этой небольшой улицы. Здания, стоящие на ней, отреставрированы с сохранением старинного внешнего вида.

Первое, что мне бросилось в глаза, это странные сооружения, напоминающие купола. Это ниши для светильников, которые планировалось установить в подземной торговой галерее, которую предполагалось возвести под пешеходной зоной, но затея провалилась: деньги были потрачены, а строительные работы так и не закончились.

На встречу с юностью. Казань

Налево виден Кремль. Но я свернула по Баумана направо. Культурно-развлекательный центр, а в наше время просто кинотеатр «Родина», сюда мы часто ходили посмотреть фильмы. Рядом с ним Русский драматический театр им. Качалова, один из старейших в России.

Напротив — Купеческая биржа и серый, такой советский, Дом Печати. Здания на улице невысокие, выкрашены в разные цвета, в них сейчас музеи, кафе, магазинчики.

Украшают улицу и множество памятников. Первый, кого я встретила, был Кот Казанский, развалившийся в беседке около «Родины». Без истории никак. «Императрица Елизавета Петровна узнала, что в Казани нет мышей. В те времена в Казани существовала особая порода „бойцовых“ котов-мышеловов, представители которой были сильными, активными животными „с крупной головой, мускулистой шеей, развитым плечевым поясом и коротким хвостом“. По высочайшему приказу в 1745 году тридцать казанских котов были перевезены в Санкт-Петербург для ловли мышей, в изобилии расплодившихся в недостроенном Зимнем дворце». Ну и по традиции надо погладить пузико котейки для исполнения желаний.

На встречу с юностью. Казань

Ну уж если затронула памятники, то покажу их все и фонтаны, стоящие в центре улицы.

Копия кареты Екатерины II (между театром им. Качалова и бывшей Купеческой биржей), оригинал которой хранится в музее Татарстана. Говорят, императрице так понравилась Казань, что она решила подарить карету городу.

На встречу с юностью. Казань

Памятник компасу, или «Пуп Казани». Гранитная пирамидка, имеющая форму компаса со сторонами, символизирующими части света. Вокруг него выложена восьмиконечная звезда, углы которой как бы показывают на некоторые города мира. Например, до Северного полюса «всего» 3808 км.

Забавен фонтан с четырьмя лягушками. Раньше подобный стоял в парке культуры, теперь он воссоздан здесь.

На встречу с юностью. Казань

На пересечении Баумана и улицы Астрономической находится бывший Дом купцов пряничного магната Соломина и Смолина, теперь здесь Дом работников образования.

На противоположной стороне даже немного теряется вывеска музея художника Константина Васильева (ул. Баумана, 29. Работает с 10 до 18, кроме понедельника. Цена 160 руб, пенсионерам/школьникам 80/60) Я очень хотела посмотреть его картины, и у меня это получилось! Здесь же небольшой музей Высоцкого.

На встречу с юностью. Казань

Напротив музея — «Дом татарской кулинарии». В наше время это была большая столовая, мы любили здесь иногда вкусно покушать: поесть суп-лапшу токмач, татарскую выпечку губадию, эчпочмаки и перемячи. Сейчас здесь ресторан с вкусными блюдами, но совсем невкусными ценами.

Недалеко расположился Национальный банк республики Татарстан. Возможно, что именно здесь в начале 20 века, когда в стране бушевали революции и гражданские войны, хранился золотой запас России.

Ну и наконец, самое высокое здание на улице Баумана (74 м) — построенная в конце XIX века краснокирпичная колокольня Богоявленского собора. В студенчестве сюда мы ходили на занятия спортивной гимнастикой, так как здесь был университетский спортзал! Построена она была на пожертвование купца Ивана Кривоносова. Сам Богоявленский собор находится во дворе. На колокольню можно подняться, на смотровую площадку ведут 180 ступеней. У меня, к сожалению, не получилось по времени, а вот друзья поднялись и подарили фото.

Памятник Федору Шаляпину установлен перед отелем «Шаляпин», недалеко от Богоявленской церкви, в которой Федор Шаляпин был крещен.

На встречу с юностью. Казань

Рядом с колокольней Богоявленского собора находится небольшой фонтан с голубями. Причем настоящие голуби не имеют ничего против своих бронзовых сородичей.

Фонтан с русалкой «Су Анасы» (мать воды). Необыкновенно красивая и умная, дочь хана предсказала падение ханства. Не желая сдаваться на милость врагам, девушка бросилась в озеро Кабан и превратилась в Су анасы — водяную. Согласно другой легенде, царица Сююмбике, которая правила Казанью в середине XVI века, перед взятием города войсками Ивана Грозного приказала спрятать ханские драгоценности на дне озера Кабан, чтобы они сохранились под защитой русалки.

На встречу с юностью. Казань

Часы в арабском стиле. Верхняя часть монумента представлена фигурами поэта, Пегаса и музы, которые смотрят в три разные стороны. Нижняя часть композиции представлена тремя часами. Цифры на циферблате, выполненные в арабской графике, обозначены числительными на татарском языке. Окончания часовых стрелок выполнены в виде солнца и полумесяца. Окружность циферблата украшена поэтическими строками татарского поэта Габдуллы Тукая, выполненными также в арабской графике.

Улица Баумана здесь выходит на площадь Тукая и после нее превращается в улицу Петербургскую.

На встречу с юностью. Казань

Габдулла Тукай — великий татарский народный поэт. На площади возвышается гостиница Татарстан, такая серая, советская. Через дорогу от нее большой торговый центр «Кольцо».

Здесь же станция метро «Площадь Тукая». Метро в Казани было открыто в 2005 году во время празднования 1000-летия Казани и имеет 10 станций. В день приезда мои прогулки по центру окончились в метро. Причем досмотр на входе здесь был, как в аэропорту. А с подругой на следующий день мы прошли по улице Петербургской, чтобы посмотреть на новый для меня театр кукол «Экият» («Сказка»). Театр построен в виде сказочного замка-дворца и действительно очень красив (ул. Петербургская, 57).

Напротив него расположено еще одно интересное место — татарский комплекс «Туган Авылым» («Родная деревня»). Он открылся в честь тысячелетия Казани в 2005 году. Это настоящая уютная деревенька с бревенчатыми домиками и прудом, сделанная на современный лад. Здесь находятся ресторан национальной татарской кухни, блинная с настоящей дровяной печью, «Шашлычный двор», мечеть, культурно-ремесленный центр «Мельница», сувенирные лавки и много развлечений для детей.

К сожалению, у нас не было времени, чтобы хотя его обойти и осмотреть. Метрах в трехстах находится станция метро «Суконная слобода», и можно проехать 2 станции до «Кремлевской», чтобы попасть в Казанский Кремль.

Итак, Кремль. До наших дней не сохранилось письменных свидетельств его возникновения, но по официальной версии город Казань и, стало быть, Кремль были основаны в начале X века. Проходило время, неся войны и пожары. В 1370 году булгарский князь Хасан заложил основу крепости на месте современного кремля. После осады Казани Иваном Грозным в 1552 году крепость лежала в руинах. Для строительства нового белокаменного кремля царь призвал псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя (строителей Собора Василия Блаженного). Доминантой Кремля является белая красавица Спасская башня.

На встречу с юностью. Казань

Привлекает внимание своим наклоном и башня Сююмбике. Её отклонение от вертикали составляет 2 метра.

На встречу с юностью. Казань

Многоминаретная мечеть столицы Казанского ханства была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. К тысячелетию Казани была построена Кул-Шариф, названная в честь руководителя обороны Казани.

На встречу с юностью. Казань

Кстати, мы иногда ходили обедать в кремлевскую столовую, особенно мне здесь нравилось азу по-татарски: вкусно, и мяса было много. Походив по территории Кремля, можно спуститься к Кремлевской набережной реки Казанки. Что и говорить, сейчас набережная обустроена. Здесь можно и погулять, и посидеть в кафе.

На противоположной стороне реки хорошо виден новый дворец бракосочетаний «Казан». Здание имеет оригинальную архитектуру и действительно напоминает казан над пылающим огнем.

На встречу с юностью. Казань

Намного правее и дальше можно разглядеть стадион Казань Арена, где сейчас проходят матчи чемпионата мира по футболу.

От набережной можно выйти ни много ни мало на Дворцовую площадь.

На встречу с юностью. Казань

А расположен на ней красивейший новодел — Дворец Земледельцев — штаб-квартира Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

Слева от него роскошные «дворцы» элитного жилого комплекса. А когда-то здесь была ветхая застройка.

На встречу с юностью. Казань

За Дворцом Земледельцев находится Казанский Богородицкий мужской монастырь (ул. Большая Красная, 5). Сюда мы пришли к Казанской иконе Божьей Матери. Именно той самой, которая особо почитается на Руси. К счастью, паломников было немного, и мы смогли приблизиться к святыне. На мой вопрос: «Можно ли сфотографировать?» я получила положительный ответ. Нельзя фотографировать себя на фоне икон. Икона находится в Крестовоздвиженском храме. Но за ним строится для нее Собор Казанской иконы Божией Матери.

От монастыря по улице Миславского можно подняться до улицы Дзержинского и попасть к Черному озеру. Приятно, что это теперь не болото, а именно чистое озеро, в котором живут два черных лебедя.

Пройдя вдоль парка «Черное озеро», можно выйти к Ленинскому садику, через который мы когда-то ходили в университет. А можно подняться на улицу Кремлевская, когда-то она называлась улицей Ленина. Это довольна тихая улица, тоже с низкими старинными зданиями. В некоторых из них находятся факультеты университета. А мы пересекли ее по улице Мусы Джалиля, чтобы подойти к интересно украшенному собору. Это Собор апостолов Петра и Павла. Сейчас это действующий собор с высоким иконостасом. Немного истории: 30 мая 1722 года в Казани Пётр I отпраздновал своё 50-летие. В память об этом событии и в благодарность за доверие государя, купец Иван Михляев решил воздвигнуть новый великолепный собор во имя святых Петра и Павла в камне, небывалой для Казани и всего Поволжья того времени высоты и роскоши. Посетителями Петропавловского собора были все российские императоры, начиная с Екатерины II (кроме Николая II), и почти все известные люди, независимо от вероисповедания, посещавшие Казань, — описания собора приведены в сочинениях Александра Гумбольдта и Александра Дюма. Здесь был Александр Сергеевич Пушкин, в хоре собора пел Федор Иванович Шаляпин. А в наше студенческое время здесь был планетарий (!).

Вернувшись на Кремлевскую улицу и пройдя по ней дальше, попадем к Казанскому государственному университету, который сейчас называется Приволжским федеральным. Именно здесь когда-то учился будущий вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов-Ленин. 5 ноября 1804 года император Александр I подписал Утвердительную Грамоту Казанского Императорского университета и его Устав. В разные годы в университете учились и Лобачевский, и Лев Толстой, и хирург Вишневский, и Станислав Говорухин, ну и я. Наш поток был первым, кто учился в новом высотном здании физфака. Мало того, на первом курсе (1973 год) мы месяца полтора приводили его в порядок.

На встречу с юностью. Казань

А на следующий год было введено здание мехмата, мы и там поработали.

Теперь эти советские серые высотки возвышаются над старинными корпусами университета. Между физфаком и главным корпусом за оградой расположился университетский городок.

На встречу с юностью. Казань

Кроме всего прочего здесь находится Казанская городская астрономическая обсерватория.

Главный корпус университета — монументальное здание с колоннами, построенное в 1826 году, архитектор Пятницкий.

На встречу с юностью. Казань

Напротив него стоит памятник юному студенту Володе Ульянову. А за ним полукруглая скамейка, называемая «сковородка», здесь мы частенько сидели на солнышке.

Встреча выпускников физфака 1978 года состоялась. Училось нас человек двести, собралось 50. Многих я, к сожалению, не узнала. Мы сходили в музей, который находится в главном корпусе, посидели на своих местах в лекционном зале на физфаке, правда, мебель поменяли. Потом пообщались за праздничным столом. Здорово, конечно, встречаться! Ну и приятно было увидеть такую красивую Казань.

На встречу с юностью. Казань

На следующий день мы уже небольшим составом съездили в Энгельгардтовскую обсерваторию, где когда-то проходили первую практику. Она находится недалеко от Казани, еще действует, и здесь даже построен планетарий.