Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была вчера 19:22

Стамбул — Турция Октябрь 2023

За окном снег и морозы бьют рекорды. Не то чтобы зима надоела, пока ещё нет, но приятно сидеть в тепле и перебирать фотографии любимого города ранней осенью. Да, начало октября в Стамбуле — ранняя осень, потому что сентябрь всё ещё лето: тепло, солнечно, полно туристов.

Живописной жести мы с вами насмотрелись в прошлом рассказе, а сегодня пройдёмся по красоте: по паркам — старым и новым, а также спустимся в древнюю цистерну, недавно открытую для туристов.

В Стамбуле бархатный сезон: новый парк, старый сад и древняя цистерна

Всё это великолепие находится на мысе Сарайбурну — на дворцовом мысе, вдающемся в Босфор в месте, где он разделяет Золотой Рог и Мраморное море. Дворцовый он потому, что здесь высится знаменитый султанский дворец Топкапы. И именно здесь был основан древний Византий.

Весь мыс Сарайбурну является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Парк Гюльхане и цистерна

В каждый свой приезд в Стамбул я заглядываю в парк Гюльхане (Gülhane Parkı).

В Стамбуле бархатный сезон: новый парк, старый сад и древняя цистерна

А как в него не заглянуть, если он находится на пути от Султанахмета к пристани Эминёню или в обратном направлении, и пройти мимо просто невозможно — огромные платаны приветственно шумят ветвями, в их кронах круглый год слышен многоголосый хор зелёных попугаев. Звенят струи фонтанов, из местного кафе доносится запах кофе, а уже знакомые коты бегут навстречу. Как можно не зайти хоть на пять минут? Это как отказать старому другу, который рад тебя видеть.

В Стамбуле бархатный сезон: новый парк, старый сад и древняя цистерна

Парк очень красив в любой сезон. Весной я приезжала сюда «на тюльпаны», уже два раза, и не устаю восхищаться. Парк — одна из площадок знаменитого Фестиваля тюльпанов (Istanbul Lale Festivali), проводимого ежегодно в течение апреля. Нет, конечно, в городе есть ещё множество мест, где можно полюбоваться тюльпанами, тот же парк Эмирган, например, но Гюльхане — парк особенный. Он маленький и уютный, к тому же сюда удобно заглянуть, если у вас мало времени: он рядом с самыми главными достопримечательностями. Впечатления на всю жизнь гарантированы!

Гюльхане — самый древний парк города. Его название переводится как «Дом роз». Розы здесь и правда роскошные, они цветут всё лето и даже в октябре мы застали цветущие розовые кусты.

В Стамбуле бархатный сезон: новый парк, старый сад и древняя цистерна

Парк раскинулся у стен дворца Топкапы. Некогда здесь находился султанский сад, доступный только самому султану, его семье и свите. Сегодня здесь может отдыхать любой желающий.

В Стамбуле бархатный сезон: новый парк, старый сад и древняя цистерна

Помимо прогулок и отдыха в тени деревьев можно зайти в Музей истории исламской науки и технологий (Istanbul Museum of The History of Science & Technology In Islam), который открылся совсем недавно. Я в нём ещё не была и пишу это в том числе и в качестве напоминания самой себе — надо зайти! Музей занял помещение бывших султанских конюшен. В нём собрали предметы, рассказывающие о развитии турецкой науки XIII–XVI веков — об архитектуре, судоходстве, медицине, военном деле и т. д.

В Стамбуле бархатный сезон: новый парк, старый сад и древняя цистерна

У главного входа в музей установлен глобус, помещенный в куб из прозрачного стекла. Это копия древнего глобуса IX века, очень интересно разглядывать.

Древняя цистерна в парке Гюльхане

Ещё одно новое и интересное место в парке — древняя цистерна. Её мы раньше могли видеть лишь сквозь пыльное стекло в углу парка. После реставрации нет необходимости туда заглядывать, пытаясь рассмотреть её внутренности.

Для публики цистерна открылась в марте 2023 года и пока ещё бесплатна. Но касса и турникеты уже готовы, можно предполагать, что скоро с туристов будут брать деньги за вход.

В Стамбуле бархатный сезон: новый парк, старый сад и древняя цистерна

Цистерна была построена во II веке как часть системы водопровода Адриана на первом холме. Её обнаружили в 1913 году, когда парк Гюльхане с дозволения султана Мехмеда V Решада открыли для всех жителей города.

В Стамбуле бархатный сезон: новый парк, старый сад и древняя цистерна

Размеры подземной камеры невелики — всего 17×12 метров, глубина 7 метров. После реставрации она представляет собой площадку для выставок современного искусства.

Новый парк Сарайбурну

Пройдя через Гюльхане насквозь к Босфору и никуда не сворачивая, можно оказаться в новом парковом пространстве под названием Сарайбурну (Sarayburnu Parkı). Парк занимает всю оконечность исторического полуострова.

Эта территория некогда являлась частью дворца Топкапы, тут располагался личный султанский сад, который был отделён от парка Гюльхане во время строительства железной дороги в 1890 году.

В Стамбуле бархатный сезон: новый парк, старый сад и древняя цистерна

Именно здесь была установлена первая в стране статуя Ататюрка. Сегодня её отреставрировали и вернули на место, также установив композицию к 100-летию основания Турецкой Республики.

В Стамбуле бархатный сезон: новый парк, старый сад и древняя цистерна

В парке очень приятно: есть зоны для занятий спортом, скамейки для отдыха и пикников, обзорные площадки, откуда открывается отличный вид на пролив и Халич, на азиатскую сторону, на пришвартованные в Галатапорте океанские лайнеры.

В Стамбуле бархатный сезон: новый парк, старый сад и древняя цистерна

Примечательно, что рядом с парком Сарайбурну тоже швартуются круизные суда. Буквально перед нашим приходом отсюда отчалила красавица Astoria Grande, но остался вот этот изящный кораблик:

В Стамбуле бархатный сезон: новый парк, старый сад и древняя цистерна

Есть кафе и рестораны, большая надпись ISTANBUL, рядом с которой фотографируются туристы.

В Стамбуле бархатный сезон: новый парк, старый сад и древняя цистерна

Снуют катерки и паромы, у кромки воды вездесущие рыбаки ловят серебристых рыб, октябрьское солнце ласково. Волны Босфора и Халича, смешиваясь, плещут о берег и рассказывают стамбульские истории всем, кто готов слушать. Есть тысяча причин никуда не спешить, остановиться и услышать — Стамбулу есть что сказать.