Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была сегодня 21:56

Адалар — Турция Октябрь 2023

В нашу октябрьскую поездку в Стамбул мы побывали в одном интересном месте, неизвестном туристам. То есть не просто малоизвестном, а совсем незнакомом. Называется оно остров Демократии и Свободы (Yassıada Demokrasi ve Özgürlükler Adası).

Что такое остров Демократии и Свободы

Что же это такое — остров Демократии и Свободы и где он находится? Мало кто знает, но это один из Принцевых островов, расположенных в Мраморном море и административно входящих в состав Стамбула.

Известно, что Принцевых островов всего девять, и как везде пишут, обитаемые из них всего четыре: Бююкада (Принкипо или Большой остров, о поездке туда рассказывала здесь), Хейбелиада (Халки или Медный остров), Бургазада (Антигони) и Кыналыада (Проти или Первый остров). И почему-то нигде не упоминается, что Яссыада (Плоский остров) тоже обитаем. Там нет жилых домов, но работает масса музеев, ресторанов, кафе, есть мечеть, отель и причал, и обслуживающий персонал живёт на острове, не покидая его на ночь. Так что можно говорить, что обитаемых Принцевых островов пять.

Остров Демократии и Свободы

Вообще, Яссыада, площадь которого составляет 0.183 км², всегда считался самым загадочным из всех островов архипелага благодаря обилию руин древних храмов и церквей. Там сохранилась часть подземелий, которые использовались в качестве темниц, цистерн и складов.

Именно сюда в Римской, а затем и Византийской империи ссылали особо важных персон. Например, одним из первых заключённых здесь в конце IV века был важный религиозный деятель, сооснователь армянской православной церкви, патриарх Нерсес I Великий. Его на остров сослал римский император Валент за то, что патриарх осудил его за приверженность арианству.

Остров Демократии и Свободы

В монастыре Сорока мучеников на острове в конце VIII века отбывал ссылку свергнутый император Михаил I Рангаве вместе со своей супругой Прокопией и сыновьями.

Византийский император Феофил построил на острове монастырь Платеа. Патриарх Игнатий, который был сослан на остров в 860 году, возвёл там церковь. Остров был захвачен крестоносцами во время Четвёртого крестового похода в 1204 году.

В 1857 году Яссыаду купил британский посол в Османской империи барон Генри Булвер, который построил там особняк, хозяйственные постройки, и даже пытался развивать сельское хозяйство. Но вскоре он перепродал остров хедиву Египта и Судана Исмаил-паше, при котором на Яссыаде не строилось ничего.

Остров Демократии и Свободы

С образованием Турецкой Республики в 1923 году остров перешёл в госсобственность, и в 1947 году был передан ВМС Турции. В учебных зданиях, построенных военными, после переворота 27 мая 1960 года (Mayıs Darbesi) проходил судебный процесс над членами правящей Демократической партии. Несколько подсудимых, включая премьер-министра Турции Аднана Мендереса, были приговорены к смертной казни. Приговор, надо сказать, исполнили не на Яссыаде, а на соседнем острове Имралы в 1961 году.

Остров Демократии и Свободы

В 1993 году остров передали факультету морской жизни и морских ресурсов Стамбульского университета, там проводились учебные занятия и научные исследования. Однако из-за сильных ветров студентам на Яссыаде было некомфортно.

В 2013 году остров был официально переименован в остров Демократии и Свободы. Дело в том, что первый в истории республики переворот 1960 года (а их потом была целая череда) привёл к власти военную хунту, которая запустила маховик репрессий и издала ряд законов, запрещающих свободу слова — общественные собрания, демонстрации и манифестации. Переворот привёл к утрате позиций правящей Демократической партии, выступавшей за укрепление торгово-экономических связей с СССР, и к казням свергнутых политических деятелей во граве с премьером Аднаном Мендересом.

в «Музее 27 мая»

В наши дни эти события в Турции считаются позорной и несправедливой страницей истории. Турецкий парламент восстановил репутацию Мендереса и двух его министров, Полаткану и Зорлу, законом, опубликованным в 1990 году. А день казни политиков в Турции именуют теперь «Днём позора» и «Чёрным днем». Именно этим событиям посвящено не только название острова, но и все его музеи и памятники.

Остров Демократии и Свободы

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая 27 мая 2022 года на острове Яссыада на мероприятии, приуроченном к 62-й годовщине военного переворота, заявил, что «Мендереса в Турции всегда будут помнить даже через 600 лет, как человека, который сослужил неоценимую службу стране и народу». Нынешний лидер Турции считает, что возглавляемая им Партия справедливости и развития является продолжательницей идей Демократической партии Мендереса.

Что посмотреть на острове Демократии и Свободы

Но вернёмся к реконструкции острова, которая началась в 2015 году и продлилась пять лет. 27 мая 2020 года президент Эрдоган торжественно открыл обновлённый остров с «Музеем 27 мая», конференц-центром, отелем и мечетью.

Остров Демократии и Свободы

Музей мы посетили, и несмотря на то, что информационные таблички там только на турецком языке, нам всё было понятно. Во-первых, экспозиция весьма наглядна, местами до жути, во-вторых, с нами была подруга, владеющая турецким. И в-третьих, с основными вехами турецкой истории мы и так знакомы. Помимо «Музея 27 мая» есть также Музей Аднана Мендереса.

Остров Демократии и Свободы

Остров маленький, чтобы обойти его, понадобится всего часа два. Тем, кто не желает ходить пешком, предлагают поездки на электрокарах. На острове всё очень хорошо благоустроено — от клумб и мощёных плиткой дорожек до красивых зданий отелей и ресторанов.

Остров Демократии и Свободы

Много цветов, которые буйно цветут даже в октябре.

Есть собственный маяк, сфотографироваться с которым хотят абсолютно все туристы.

Остров Демократии и Свободы

Есть несколько памятников и современных скульптур с достаточно легко читаемым смыслом.

Остров Демократии и Свободы

Можно спуститься в цистерну. Это конечно не Цистерна Базилика, но для маленького островка она необычна и интересна.

На острове обитают котики, хотя, как на мой взгляд, их мало, нужно завести (завезти?) больше.

Остров Демократии и Свободы

Есть терраса со стеклянным полом, нависающая над морем: сквозь стекло хорошо видно, как волны бьют о камни.

Остров Демократии и Свободы

Также здесь построен замок, уж не знаю точно, полностью ли новодел или хотя бы фундамент у него исторический, но приятный и пейзаж ещё более оживляет.

Остров Демократии и Свободы

На прогулки по острову у нас ушло чуть более двух часов. Настало время и перекусить. Обедать отправились в ресторан, расположенный на берегу моря, рядом с причалом. Еда очень вкусная, морские виды потрясающие, а цены вполне приемлемые как для Стамбула.

Как добраться до острова Демократии и Свободы

Попасть на остров Демократии и Свободы довольно сложно, так как паром ходит всего два раза в неделю — по субботам и воскресеньям. Отправление из Кадыкёя на азиатской стороне с причала IDO (самый крайний слева, если вы стоите лицом к морю) в 10:00, обратно с острова паром выходит в 16:00. Цена билета — 300 лир. В эту сумму входит поездка на пароме туда и обратно, а также вход во все музеи острова.

Остров Демократии и Свободы

Если вы не успели на свой паром в Стамбул, то выхода у вас всего два: остаться на острове в отеле Katre lsland Hotel, правда ночь там стоит 257 евро, или вызвать морское такси, тоже не самый бюджетный вариант. В общем советуем всё-таки на кораблик не опаздывать и быть на причале в 16:00 как штык.

Отель на острове

Остров Демократии и Свободы

Оставшееся до отправления парома время мы просто сидели на тёплых деревянных настилах на набережной, глазели на проходящие мимо суда и судёнышки, жмурились в ласковых лучах октябрьского солнца: