Турист Настенька Павлик (Nasten_ka_Pavlik)
Настенька Павлик
была сегодня 10:43

Домбай, Кисловодск — Россия Май 2023

Проведя 6 незабываемых дней в Архызе, направляемся в Домбай.

Такая последовательность «Архыз-Домбай» не случайна: хотелось повышать градус горных красот. И все же я не ожидала, что увиденное превзойдет самые смелые ожидания!

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Итак, на календаре 1 мая и наш план готов: «Мир, труд, май, Домбай!»

Расстояние между Архызом и Домбаем небольшое — около 150 километров. Однако я рекомендую закладывать на переезд если не целый день, то хотя бы половину. Дороги очень живописные! Все время хочется остановиться, чтобы сфотографировать очередную лошадку или коровку на фоне заснеженных вершин.

ШОАНИНСКИЙ ХРАМ

И, конечно, нельзя проехать мимо Шоанинского храма, посещение которого однозначно запомнится надолго!

Он находится как раз по пути в Домбай, в 7 км от Карачаевска.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Шоанинский храм очень похож на другие Аланские храмы (Северный, Средний, Сентинский). Но при этом его выделяет необычное расположение — прямо на вершине обрывистой скалы Шоаны, давшей ему название.

Храм выполнен в виде креста. В длину, как и в высоту, здание составляет почти 13 м. Фасад церкви довольно скромен, но в целом, сооружение величественно и массивно. Возвышается Шоанинский храм на скальном отроге и видно его издали.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Подняться на высоту 1040 метров можно пешком или на автомобиле. Воспоминания об этом горном серпантине без асфальтированного покрытия и каких-либо ограждений до сих пор заставляют потеть ладошки от страха, при том что всякие Дороги Орлов и Троллей в Норвегии, Гросглоккнер в Австрии и Фуркапасс в Швейцарии не пугали.

Еще один вариант — оставить автомобиль на парковке и оплатить трансфер на гору на внедорожнике.

Виды с горы Шоана открываются невероятные!

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

А наличие звонницы, к которой ведет огороженная металлическими перилами дорожка с мостиком, и вовсе переносит куда-то в Гималаи.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

В единственный колокол можно позвонить, но только в соответствии с инструкцией.

Людей возле храма достаточно много, не взирая на сложности с подъемом. Осмотр Шоанинского храма и небольшой территории займет от часа до двух.

Еще одно интересное место по пути в Домбай — река Уллу-Муруджу. Практически сразу за выездом из Теберды можно остановиться на широкой обочине. Здесь местные жители устроили рынок, на котором продают соленья, мед и различные меховые изделия. Пройдя вверх по течению реки по шикарному лесу, можно набрать чистейшей воды. Ну или просто послушать приятный шум бурных вод.

Да и сама дорога от Теберды до Домбая просто невероятно фотогеничная!

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Восхищаясь видами, въезжаем в сам поселок. Впечатление неоднозначное: вот высоченные красивенные горы, буквально обнимающие Домбай со всех сторон, а вот ужасные дороги, по большей части отсутствующие тротуары и абсолютно несуразные и несочетающиеся строения.

С отелями дела обстоят тоже не лучшим образом. Такого разнообразия, как в Архызе или Красной Поляне, Вы не найдете. Впрочем, один вариант все же могу порекомендовать.

Это новенький отель под названием Dombay Winter Hall.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Просторные номера с теплым полом, балкон с видом на горы, наличие собственной парковки, много классных мест для отдыха и отличные завтраки в формате «шведский стол». На этаже есть микроволновая печь и гладильная доска с утюгом.

А какие панорамные окна с видом на хвойный лес!

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Окончательно нас подкупил красивый и вкусный презент от отеля в честь Дня Рождения Пети.

Мне кажется, на данный момент Dombay Winter Hall — лучший вариант для проживания.

Отель бронировали на 5 ночей. За это время мы успели посмотреть все, что хотели. И даже немного больше.

Каких-то длительных пеших прогулок не предпринимали, так как в начале мая многие маршруты еще в снегу. Да и третий путешественник в нашей компании — тот еще ходок. В свои три года проходит километр-полтора, а потом едет на шее у папы) Несмотря на это, нам удалось отлично отдохнуть и насладиться великолепными горными видами.

МУССА-АЧИТАРА

2 мая полностью посвятили подъему на гору Мусса-Ачитара. Погода одарила нашего именинника солнцем, и мы не стали терять драгоценное время.

Канатные дороги Домбая позволяют подняться на высоту 3168 метров.

К услугам путешественников новый комплекс канатных дорог, старая очередь канатно-кресельных дорог и маятниковая канатная дорога.

Мы приобрели билеты на новый комплекс канатных дорог, состоящий из трех частей:

• 1-я очередь «Домбай-1» 8-ми местная гондольного типа (1590–2277 м)
  • 2-я очередь «Домбай-2» 6-ти местная кресельная (2277–3008 м)
  • 3-я очередь «Домбай-3» 4-х местная кресельная (3008–3168 м)

На высоте 2277, куда привозит гондола, расположена большая смотровая площадка.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Неподалеку позируют яки Яша и Гоша. Очень мощные и красивые животные.

За небольшую плату можно сфотографироваться возле яка или даже верхом на нем.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Думаю, многие пожалеют животных, но условия работы у них достаточно комфортные. Хозяин яков дает им по очереди прогуляться, отдохнуть и подкрепиться. Думаю, что живется им не хуже, чем непальским родственникам, таскающим огромные грузы.

На 3008 метров в начале мая еще активно катаются лыжники и сноубордисты, а местный торговцы зазывают отведать горячий глинтвейн.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

С высоты 3168 метров в хорошую погоду можно попробовать рассмотреть Эльбрус, хотя расстояние между ними чуть больше 60 км.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Самые красивые виды, на мой взгляд, открываются при движении на канатке между 2277 и 3008 метров, причем на спуске еще круче!

Наверное, это самая красивая горная панорама из увиденных мной! Такого количества вершин, каждая из которых по-своему хороша, да еще и находится на минимальном расстоянии (кажется, что вот-вот коснешься рукой!) я еще не встречала.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Но есть и минусы. Креселки не имеют ни пластиковой защиты от ветра, ни подогрева. Не знаю, как кататься зимой, но в начале мая я чуть не превратилась в снеговика (хотя была в двух толстовках, куртке, шапке, капюшоне и 2 парах перчаток).

Надевайте все, что есть)

Отогреться можно в одном из кафе на горе. Если хотите лишь чай/кофе, выбирайте «Инэ» с лучшим видом на Пик Инэ, который еще называют Иглой.

Хотела бы и я в свой День Рождения, как Петя, пить кофе с таким видом!

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

А вот обедать я там не советую. На витрине (не в холодильнике!) стоит куча тарелок с заветревшейся едой, а в отзывах о кафе упоминания о частых отравлениях.

Пообедать лучше в кафе «2277», где готовить будут лишь после заказа. Блюда все простые, но и традиционный хычин на такой высоте кажется божественным блюдом.

Прав был тот, кто сказал: «Высокая кухня — это кухня на высоте 2000 метров».

После захватывающего подъема в горы отметили праздник тортиком и подаренной отелем фруктовой нарезкой.

Следующий день в Домбае получился максимально насыщенным. Ранним утром отправились к началу маршрута на Бадукские озера, затем сходили к водопаду Шумка, отобедали пойманной рыбой на форелевой ферме, проехали по Гоначхирскому ущелью и даже успели посетить зоопарк в Тебердинском заповеднике. Однако такой плотный график возможен только на автомобиле (своем или арендованном).

БАДУКСКИЕ ОЗЕРА

Бадукские озера — одна из самых популярных достопримечательностей Домбая. Маршрут к ним (в зависимости от погодных условий) открывается в начале или середине мая. В 2023 году уже в первых числах мая туристы отправились к озерам.

Путь к ним не близкий, занимает 5–6 часов. С трехлетней малышкой дойти нереально, поэтому ограничиваемся небольшой прогулкой.

Фотогеничный подвесной мост через Теберду, по моему мнению, и сам является достопримечательностью.

С него открывается вид на лес, горы и бирюзовые воды реки.

Красивое место!

ВОДОПАД ШУМКА

Для похода с детьми подойдет маршрут к водопаду Шумка.

Тропинка ведет Вас вдоль реки по красивому пихтовому лесу.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Водопад слышно задолго до его появления, поэтому он так и называется — Шумка.

В конце маршрута придется пройти по мостику и подняться вверх по железной лестнице.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Зато Вы будете вознаграждены за старания красивым видом и мощными брызгами водопада.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Прогулка протяженностью 1,5 км и с перепадом высот 150 метров занимает чуть больше часа.

ФОРЕЛЕВАЯ ФЕРМА

И в Домбае, и в Теберде находится несколько форелевых хозяйств. Одно из них мы и решили посетить.

Выбор пал на «База отдыха Форельное» в Теберде. Данный комплекс предлагает рыбалку, гостиницу, кафе, детскую площадку и мини-зоопарк.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Аренда удочек бесплатна. Вы платите лишь за вес пойманной рыбки. Цена (май 2023 года) — 130 рублей за 100 граммов.

Работники форелевой фермы подскажут несколько хитростей, благодаря которым никто не окажется без улова)

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Тут же в кафе пойманную Вами форель приготовят на мангале. Божественно вкусно!

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

А полученные эмоции от рыбной ловли бесценны.

ГОНАЧХИРСКОЕ УЩЕЛЬЕ

Проехать по Гоначхирскому ущелью я бы рекомендовала всем, кто собирается в Домбай.

Для того, чтобы попасть в Гоначхирское ущелье, надо повернуть по указателю Северный приют, который находится в непосредственной близости от поселка Домбай. Въезд в ущелье платный — 200 рублей с человека.

Пропускной пункт работает с 9.00 до 17.00.

От развилки прямо ведет Военно-Сухумская дорога, проложенная еще до Революции через Главный Кавказский хребет и соединившая Черкесск с абхазским Сухумом.

От шлагбаума дорога некоторое время вьется по ущелью легким серпантином, набирая высоту, а затем делает несколько эффектных поворотов.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Проезжая по дороге можно наблюдать невероятные горные панорамы. По пути покажутся главные снежные вершины Клухорского района: Домбай-Ельген, Гитче-Муруджу, Хакель, Чотчу.

Ущелье тянется на 30 км до Клухорского перевала, однако туристам доступна лишь половина пути — до пограничного шлагбаума возле реки Кичи-Муруджу, далее дорога закрыта.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Финальной точкой поездки является красивейшее озеро Туманлы-Кёль. К сожалению, весной меня совершенно не впечатлило то, как выглядело озеро. Другое дело золотой осенью! А вот гигантская заснеженная стена гор выглядит эпично как раз весной.

Пока Кира спала, Петя провел небольшую фотосессию и для меня, и для авто)

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Отправляясь в Гоначхирское ущелье, важно следить за временем. Автомобили должны выехать до 17:00, т. е. от озера в обратную сторону лучше отправляться не позднее 16:15.

ЗООПАРК В ТЕБЕРДЕ

Точнее, это вольерный комплекс, содержащийся администрацией Тебердинского заповедника. От обычного зоопарка он отличается тем, что животные содержатся не в клетках, а просторных вольерах.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Здесь представлены животные, обитающие или когда-то обитавшие на территории заповедника: олени, зайцы, утки, гуси, кабаны, еноты, козы, бизоны, лисицы, грифы, волки, медведи, шакалы, туры, рыси, лесная кошка, енотовидная собака и т. д.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Также на территории в небольшом здании находится музей, который посещается вместе с зоопарком по одному билету.

Стоимость билета 200 рублей.

Благодаря прекрасной погоде мы успели посмотреть в Домбае все, что планировали, в рекордные сроки. Это позволило на следующий день отправиться на перевал Гум-Баши и посмотреть Кисловодск.

ПЕРЕВАЛ ГУМ-БАШИ

Перевал Гум-баши — живописная дорога, которая проходит через горное ущелье и соединяет Карачаевск и Кисловодск.

Она поднимается на высоту более двух километров, а затем плавно спускается с перевала вниз. Протяженность извилистого горного серпантина около 10 км.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

По дороге встречается несколько обзорных площадок. Лучший вид на Эльбрус открывается со смотровой на высоте 2144 метра.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Не переживайте, проехать мимо нереально. Вы издалека заметите большую парковку, здание кафе и несколько столиков.

Погода была безоблачная. Эльбрус предстал во всей красе.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Пронизывающий ветер заставлял натянуть капюшоны, но яркое весеннее солнце пыталось согреть замерзших туристов. Столики кафе быстренько оказались заняты. Мы тоже не смогли отказаться от горячего чая. А в кафе на перевале продаются очень жирные, но потрясающе вкусные сырные хычины. Отстояв приличную очередь и получив свою порцию, с удовольствием перекусили. Может быть, секрет вкуса все же в сумасшедших по красоте видах? В общем, рекомендую!

Остановка на Гум-Баши с фотосессией и перекусом займет не меньше часа.

КИСЛОВОДСК

Вообще-то, после перевала мы планировали отправиться на панорамную дорогу Джилы-Су. Навигатор показывал, что после Гум-Баши можно съехать на дорогу, которая приведет прямо к Джилы-Су.

В реальности дорога оказалась пригодна лишь для экспедиционных автомобилей. Увы! Решили в качестве утешения заглянуть в Кисловодск.

Город сразу понравился чистотой, ухоженностью и повсеместным цветением.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Но от количества людей на Курортном бульваре любой турист впадет в шок! Это было похоже на летний вечер на набережной Ялты или Невский проспект в период белых ночей. Мы, конечно, все равно немножко погуляли, но достаточно быстро ретировались в практически пустой Домбай.

Хотелось бы вернуться в Кисловодск в более спокойное время.

На обратной дороге снова не смогли проехать мимо Гум-Баши. Эльбрус такой красавец! Второй раз за день любуемся исполином.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Последний день в Домбае мы провели, погуляв по самому поселку и собирая вещи перед предстоящей дорогой домой.

На обед заглянули в кафе «Кристалл». Открытая терраса «Кристалла» находится прямо над рекой. Приятно послушать шумных бурных вод и полюбоваться видом на горы.

Вообще, в Домбае сложно выделить лучшее заведение. Мне показалось, что они примерно на одном уровне. С одной стороны, мне нигде не попадалось каких-то супервкусных блюд. Но, с другой, и невкусных не было.

Интерьер понравился в кафе «Пихтовый мыс», где на стенах изображены силуэты гор с указанием их высоты.

Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Было немножко грустно прощаться с Домбаем, но я уверена, что это была не последняя встреча! И мы вскоре обязательно продолжим влюбляться в Кавказ!

Спасибо за внимание!

Цикл материалов "Кавказ"

1. Влюбляясь в Кавказ. Дальняя дорога
  2. Влюбляясь в Кавказ. Архыз
  3. Влюбляясь в Кавказ. Домбай

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия