Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — сейчас на сайте

Кан, Париж — Франция Август 2023

Проехав по живописным дорогам побережья Нормандии от города Довиль до музейного комплекса под названием «Атлантический вал» на пляже Сворд (Sword beach), мы познакомились с прекрасными городками Виллер-сюр-Мер, Ульгат, Кабург, Варавиль, которые были на нашем пути. Небольшие и уютные курортные местечки на берегу Ла-Манша вызывали чувство спокойствия и мира и даже не верилось, что по этим местам когда-то прокатился каток еще той — Второй Мировой войны.

И вот мы подъезжаем к одному из важнейших мест, решивших исход т.н. Нормандской операции — городку Уистреам (Ouistreham) и пляжу Сворд (Sword beach), на которых разворачивалась часть этой гигантской операции по освобождению Франции от нацизма. По представленной ниже карте видно, что наступательная операция союзников по высадке с Британии во Францию, шла по пяти направлениям — на пять самых удобных для такого десанта, пляжных мест — Юта, Омаха, Голд, Джуно и Сворд. С деталями этой операции на пляже Юта мы познакомились ранее, когда возвращались с экскурсии из чудесного аббатства Мон-сен-Мишель. И вот сегодня мы познакомимся с ее правым флангом и теми действиями, которые происходили в этой части Нормандии.

Нигде не обошлось без жертв, но самым трагическим местом по количеству погибших десантников, был пляж Омаха — там нашелся один немецкий пулеметчик, по совместительству служивший на солдатской кухне чистильщиком картошки, который прямо «выкосил» из пулемета и двух винтовок около двух! тысяч воинов, высаживавшихся со стороны моря…

Высадка первого эшелона десантников на этом месте превратилась в кровавую бойню. «Кровавая Омаха» стала для американцев символом всей Второй мировой войны. Безвозвратные потери американцев на «Омахе» составили три тысячи человек — с учетом того, что потери всех союзнических сил во время высадки на всех пяти участках составили пять тысяч. В ходе этой операции героически пал бригадный генерал Теодор Рузвельт-младший (1887 — 1944) — старший сын 26-го президента США Теодора Рузвельта (1858 — 1919).

Проехав через реку Орн, метров через 300 мы видим раздвижной мост через судоходный канал, носящий сейчас имя Пегасус — в честь той военной операции по его захвату.

Союзники, наметив начало этой операции на 6 июня 1944 года, высадили в ночь с 5 на 6 июня сначала во многих местах воздушный десант с целью перекрыть снабжение к обороняющимся немцам. Одним из таких мест стал городок Бенувиль (Benouville), возле которого и были наиболее важные места переправы через реку Орн и параллельному ей судоходному каналу, который позволял доходить морским судам аж до города Кан внутри материка.

Вот перед нами мост Пегасус с поднятым мостовым переходом в ожидании прохода по каналу какого-то грузового судна.

Здесь, не вставая в очередь, которая ждет, когда опустится эта мостовая ферма и все поедут прямо, мы сворачиваем направо к поселку Ранвиль и через двести метров приезжаем к мемориальному музейному комплексу Пегасус.

Мемориальный музей Пегасус

Этот музей был открыт 4 июня 2000 года и такое событие было приурочено к памятной дате начала Нормандской операции «Нептун», которая обычно отмечается 6 июня. На церемонии его открытия присутствовал Его Высочество принц Англии Чарльз. Экспонаты музея включают в себя оружие, технику, личные вещи солдат и документы, связанные с воздушно-десантной операцией «Тонга», которая была частью более обширной миссии «Нептун» во Второй Мировой войне.

На входе в музей нас встречает макет воздушного планера, с помощью которых осуществилась операция «Тонга» — высадка первых воздушных десантников, захвативших этот важный плацдарм.

Итак, в районе Бенувиль-сюр-Мер в ночь с 5 на 6 июня 1944 года первыми были высажены подразделения воздушно-десантных войск союзников, в основном британских и канадских дивизий. Захват этих, стратегически важных пунктов обеспечил хорошую поддержку для утренней высадки морского десанта и способствовал успешному развертыванию союзнических сил. Операция «Тонга» имела стратегическое значение в контексте освобождения Западной Европы от нацистской оккупации.

Вокруг Нормандии. Высадка десанта на пляже Сворд

Эту операцию осуществляла 6-я воздушно-десантная дивизия под командованием генерала Ричарда Гейла. В результате ее действий была произведена высадка в тыл врага около 25 000 воинов. В 00:15 первыми из всего десанта приземлились и установили маяки, воины 22-й отдельной парашютной роты. Этим самым они облегчили прибытие следовавших за ними других групп парашютистов.

Для высадки были использованы 348 планеров большой грузоподъемности Horsa и Hamilcar. Их производство с нуля было отдельной интересной страницей военной истории. Высадившиеся в этом месте первые боевые планеристы приземлились рядом с мостом через канал и быстро его взяли. Так же легко захватили и мост через реку Орн.

В 3 часа ночи поселок Ранвиль был освобожден бойцами 5-й парашютной бригады и таким образом он стал первым освобожденным населенным пунктом во Франции. Второй фронт был открыт!

Вокруг Нормандии. Высадка десанта на пляже Сворд

Параллельно с этими действиями, 3-я парашютная бригада генерала Джеймса Хилла, включавшая в своем составе британцев и канадцев, разрушила мосты через реки Див и Диветт в коммунах Варавиль, Робомм, Бюрес-сюр-Див и Троарн, тоже таким образом прервав возможность доставки подкреплений к обороняющимся от морских десантников, немцам.

Вокруг Нормандии. Высадка десанта на пляже Сворд

Немецкая батарея у Мервиля была взята не без труда весьма сокращенными силами парашютного батальона 3-й парашютной бригады под командованием подполковника Отвея.

Вокруг Нормандии. Высадка десанта на пляже Сворд

Встреча парашютистов с морскими десантниками, высадившимися на пляже Сворд, произошла в Бенувиле уже в полдень. Среди них было много шотландцев, в составе которых был знаменитый игрок на волынке Билл Миллин. И под мелодии его волынки десантники высаживались на берег.

Мост Бенувиль был переименован в Мост Пегаса, в честь осуществившей эту операцию 6-й воздушно-десантной дивизии, эмблемой которой был крылатый конь Пегас.

Осмотрев музей, вышли в парк — в нем выставлены свои раритеты — несколько образцов военной техники и сам мост Пегасус.

Эта 76,2 мм противотанковая пушка пробивала 12-см броню танка Тигр с расстояния 1000 метров.
Эта 76,2 мм противотанковая пушка пробивала 12-см броню танка "Тигр" с расстояния 1000 метров.
Танк Кентавр служил в бронетанковой группе поддержки Королевской морской пехоты. 6 июня он был подбит на побережье и восстановлен в 1970-х годах.
Танк "Кентавр" служил в бронетанковой группе поддержки Королевской морской пехоты. 6 июня он был подбит на побережье и восстановлен в 1970-х годах.

На красивой зеленой лужайке стоит памятник бригадному генералу Джеймсу Хиллу, основателю этого парашютно-десантного полка и руководителю данной парашютной высадки.

Еще на территории музея есть павильон с фрагментом фюзеляжа планера, на которых перевозились десантники. Планер Хорса — уникальное сооружение, сделанное из картона и дерева, которое перемещалось по воздуху буксирующтм его самолетом. За короткое время промышленность Британии наделала их несколько тысяч штук. Каждый планер мог перевозить до 28 солдат и 2 пилотов или 1 джип с прицепом или даже 1 джип с пушкой. В загруженном состоянии планер весил почти 7 тонн.

Во время Второй мировой войны планеры использовались обеими сторонами для перевозки войск и техники. В мире до сих пор существует только один экземпляр Хорсы, который выставлен в музее Миддл-Уоллопа в Англии. Остальные были разрушены во время или после войны.

Находящийся в музее Пегасус планер Horsa, был специально построен в натуральную величину к 60-летию высадки союзников.

Планер Horsa

На территории музея также находится и Мост Бейли, названный в честь архитектора Дональда Бэйли. Он представляет собой временный мост, построенный союзниками. Они возводились там, где мосты были разрушены или где существующие мосты не были ни прочными, ни достаточно широкими, чтобы пропустить военную технику.
Мосты Бейли сотнями строились и устанавливались в Нормандии со следующего дня после высадки в июне 1944 года и в Западной Европе до конца войны.

Гениальность конструкции моста Бейли заключалась в простоте его сборки. Без какой-либо механической помощи команда королевских инженеров могла быстро и легко возвести и разобрать мост. Первый мост Бейли во Франции был построен в нескольких сотнях метров к югу от моста Пегас. Во время битвы за Нормандию через Орн и канал было построено 17 мостов Бейли, позволявших быстро переправиться подкреплениям. Многие мосты Бейли времен войны до сих пор используются по всему миру.

Вот, например, карта установленных в этом регионе мостов Бейли. Они обеспечили тогда хорошее прохождение техники и войск через многие водные потоки этого региона.

Вокруг Нормандии. Высадка десанта на пляже Сворд

Осмотрев музей и прогулявшись по его территории, выезжаем к следующей военной локации этого места — городок Уистреам (Ouistreham). Там начинается территория пятого пляжа — Сворд, на который высаживалась своя группа морских десантников союзной коалиции.

Музей Атлантический Вал в городке Уистреам (Museum of the Atlantic Wall, Ouistreham)

Этот музей посвящен памяти десантников, штурмовавших и высаживавшихся на берега Нормандии. Как известно, немцы построили громадную систему оборонительных линий вдоль побережья Нормандии под названием Атлантический Вал. Ее целью была защита европейского континента от нападений со стороны Атлантики. С первым таким объектом мы встретились, едва только-только выехав из портового города Кале. Эти укрепления немцы начали строить с 1942 года и их общая протяженность составила многие сотни километров…

Этот бункер был очень укрепленной точкой для подразделения обороны. Помимо этого, всё вокруг тоже было как бы сплошным укрепрайоном — в минных полях, в заграждениях, которые насквозь простреливались. Ну, а кроме того — бункер, возвышаясь своей высокой башней над низким берегом, являлся отличным наблюдательным пунктом.

Вокруг Нормандии. Высадка десанта на пляже Сворд

Во дворе музея экспонируются орудия и транспортные средства, с помощью которых десантники высаживались на берег.

Вокруг Нормандии. Высадка десанта на пляже Сворд

Интересной была планировка нижнего этажа бункера — там была система небольших, меняющих свое направление коридоров, часть из которых оканчивалась закрытой бетоном огневой точкой, которая полностью простреливала коридор. То есть, один человек с пулеметом мог закрывать проход от существенно превосходящих сил противника. И его нельзя было выкурить газом — он работал в противогазе!

Можно задать логический вопрос — а не проще ли было его вообще обойти? Увы — нет! С бункера все хорощо просматривалось и обстреливалось, да и все кругом было заминировано. Внизу также находится машинный зал, автономные системы жизнеобеспечения.

На втором этаже находятся разные хозяйственные службы — комнаты отдыха, кухня. Для связи с внешним миром использовались голуби!

Вокруг Нормандии. Высадка десанта на пляже Сворд

На третьем этаже — медпункт, операционная, оружейная.

Вокруг Нормандии. Высадка десанта на пляже Сворд

На четвертом этаже был командный пункт и там хранились все карты, документы. На стенах вывешены фотографии отдельных укрепленных участков береговой линии. Все было сделано на высоком, свойственном немцам, техническом уровне.

Вот стенд, посвященный генерал-фельмаршалу Эрвину Роммелю (1891 — 1944). Как известно, он был любимчиком Гитлера. И за свои военные заслуги как в Первой, так и во Второй мировых войнах, получил много наград. Активно участвовал и хорошо проявил себя в военных действиях на африканском континенте, а в 1944 году — на линии Атлантический Вал. Но, после покушения на Гитлера 20 июля 1944 года, на него пало подозрение и его друг Адольф Алоизович предложил ему выбор — трибунал или самоубийство. Он выбрал последнее и был с почестями похоронен…

Вокруг Нормандии. Высадка десанта на пляже Сворд

Здесь же представлены фотографии и схемы оборонительных линий, выстроенных на побережье океана. Как видим — все очень и очень у немцев было серьезно подготовлено — муха не должна было пролететь или мышка пробежать…

Вокруг Нормандии. Высадка десанта на пляже Сворд

Вот мы и на пятом этаже. Здесь через амбразуры очень хорошо было и наблюдать, и обстреливаеть все подходы к берегу со стороны моря, до которого было метров 600–700.

Вокруг Нормандии. Высадка десанта на пляже Сворд

Выйдя на улицу, видим стенд, показывающий расстановку десантных подразделений по всей береговой линии на пляжах Юта, Омаха, Голд, Джуно и Сворд, на которые шла высадка морских десантников со стороны пролива Ла-Манш. Пройдем сейчас на эту береговую кромку пляжа Сворд — до него всего парочка кварталов.

Пляж Сворд (Sword Beach)

Пройдя из музея «Атлантический вал» на пляж, сразу попали на ее центральную аллею, ведущую к проливу Ла-Манш. По ее бокам стоят флаги союзных государств, принимавших участие в военной операции по высадке морских десантников на пляж Сворд.

Вокруг Нормандии. Высадка десанта на пляже Сворд

На следующем снимке видно судно, выходящее в море из канала, ведущего в город Кан. До него километров 15.

На пляже типичная для Франции инфраструктура и много частных кабинок, в которых местные жители сохраняют свою утварь для релакса на берегу моря.

Вокруг Нормандии. Высадка десанта на пляже Сворд

Последние дни августа, еще тепло и, хоть мы и не сторонники купания в прохладной уже воде, но посидеть на солнышке приятно — так и написано на лицах и позах этой пожилой парочки.

Проходя дальше к береговой кромке, видим множество бездельников из африканских и мусульманских стран, проводящих свое время на теплом песочке. Мигрантов - как черных, так и в балахонах, увы — много и все "маются" от безделья.

Вокруг Нормандии. Высадка десанта на пляже Сворд

Вот, собственно, и сами просторы пляжа Сворд — самого восточного из мест высадки морских десантников на Нормандском побережье.

При взгляде налево — та же картина — бесконечный простор, тишина и спокойствие. Даже трудно сейчас представить себе, какие кровавые события развивались здесь утром 6 июня 1944 года.

Если кратко, то это место высадки десанта представляло собой полосу побережья длиной в 8 км, которое простиралось от города Уистреам до Сент-Обен-сюр-Мер и являлся самым восточным из всех мест высадки. Город Кан расположен всего в 15 км от этого места, а другие ближайшие участки высадки, пляжи «Джуно» и «Голд», находились соответственно в 6 и 16 км от «Сворда».

Вокруг Нормандии. Высадка десанта на пляже Сворд

Первоначальные высадки прошли с небольшими потерями, однако позднее британские войска столкнулись с очень прочной обороной противника на участке, находящимся уже за прибрежной полосой. И пляж «Сворд» оказался единственным сектором высадки, где войскам пришлось отражать атаку немецкой танковой дивизии.

В конце дня 6 июня на пляже «Сворд» высадились 28 845 британских солдат, их безвозвратные потери составили 630 человек. Между тем, войска не достигли города Кан, поэтому, чтобы избежать ожесточённого сопротивления (за время, прошедшее с начала высадки, в город могли подоспеть укрепления), наступающие войска остановились в 6 км от города. Британские соединения оставались недалеко от побережья, куда прибывали всё новые и новые войска, техника и снаряжение.

В «День Д» силы союзников состояли в основном из войск США, Великобритании и Канады, но также включали в себя австралийские, бельгийские, чешские, голландские, французские, греческие, новозеландские, норвежские, родезийские (ныне Зимбабве) и польские морские, воздушные и наземные службы поддержки. В ходе этой боевой операции был полностью прорван и уничтожен Западный фронт немецких армий, что ускорило победу во Второй Мировой войне.

Высадка во всех пяти запланированных частях Нормандии прошла успешно. Потери немцев в живой силе и технике оказались невосполнимыми: за время битвы за Нормандию было уничтожено более сорока́ немецких дивизий, выведены из строя 450 000 человек, из которых 240 000 были ранены или убиты. Остальные были взяты в плен. Потери союзников также были значительными — 209 672 солдат и офицеров, 36 976 из которых погибли. Вечная им память…

Более 2500 десантников, погибших в районе пляжа Сворд, похоронены на британском военном кладбище Ранвилля, в 2 км от музея. Но есть и еще много других таких же печальных мест во Франции.

P. S. Кому интересны события тех лет — как боролись против того фашизма в Нормандии, я бы рекомендовал посмотреть фильм Дэрила Занука «Самый длинный день», 1962 г. В одной из небольших ролей — Шон Коннери, которого, возможно, многие помнят как первого актера, сыгравшего Джеймса Бонда.

----

Серия рассказов «Вокруг Нормандии»

1. Портовый город Кале
    7. Красоты Сен-Валери-на-Ко
    8. Творческие местечки Петит и Даллес
    9. Этрета — жемчужина алебастровых берегов
    10. Городок Этрета — вдохновение художников (фотоальбом)
    11. Сады Этрета (фотоальбом)
    12. Портовый город Гавр
    13. О! Онфлер…
    14. Священный островок Мон-сен-Мишель
    15. Военно-исторический пляж Юта-бич
    16. Живописная дорога от Довиль к «Атлантическому Валу»