Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 19:40

Руан, Кале — Франция Август 2023

Сегодня второй день нашего автопутешествия по Нормандии. В первый день, прилетев в Париж, останавливаться в нем не стали, а сразу, взяв напрокат автомашину в аэропорту CDG, выехали на север Франции — в сторону портового города Кале. После завтрака поближе познакомились с городом и, посетив его основные достопримечательности, выехали вдоль побережья Атлантики по нашему маршруту второго дня: Кале — Виссан — Маяк Cap Gris-Nez — Оденган (военный музей «Атлантический Вал») — Руан.

Карта первой части 2-го дня пути по Нормандии

Пляжное местечко Виссан

Так как мы не стали посещать пляжные места в Кале, решили проехать по пути в Руан через небольшой городок Виссан, тоже славящийся своими великолепными пляжами. Он находится всего в 20 км к юго-западу от Кале. Виссан — местечко небольшое — в нем проживает всего около тысячи постоянных жителей, но своими пляжами он привлекает тысячи туристов со всей Франции. Ну и, конечно — Британии. Его набережная Front de Mer невелика — она протянулась всего метров на 600–700, но на ней есть все, что нужно туристам — отели на разный карман, кафе и рестораны. Висссан находится на довольно комфортной широте — 50° с.ш — почти как Киев. Но здесь из-за океана более прохладно и зимы со снегом практически не бывает.

Вокруг Нормандии. Пляжи Виссан и Маяки

Каждый такой городок считается «коммуной». Но это не потому, что там живут приверженцы этой, близкой многим из нас, идеологии, а просто на французском — коммуна (commune), это — «община». Она является единицей пятого и самого нижнего структурного уровня административно-территориального деления во Франции — типа как где-то — «деревня».

Вокруг Нормандии. Пляжи Виссан и Маяки

Прогулявшись по набережной, мы увидели вдали большие песчаные дюны и длинную пляжную линию, уходящую за горизонт в сторону Кале.

Вокруг Нормандии. Пляжи Виссан и Маяки

Пляжами Виссан (Wissant Beach) — называют серию великолепных пляжей с белым песком, раскинувшихся по обе стороны от этого городка. Естественная красота этих мест по праву завоевала звание жемчужины Северной Европы. Отсюда совсем недалеко и до тоннеля Дувр — Кале, идущего по дну пролива Ла Манш. Но, можно ли проехать по нему на своем автомобиле? Можно, но — только погрузив машину на грузовой поезд!

Как нам всем известно еще из школы, пролив Ла Манш вместе с рукавом Па-де-Кале соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина этой природной конструкции составляет 578 км с шириной в западной части — 250 км, а в восточной — 32 км.

Вокруг Нормандии. Пляжи Виссан и Маяки

На этом снимке, если присмотреться, мы видим на горизонте темную полоску суши — это уже Британия. До нее всего каких-то 30 с небольшим километров. И это расстояние в средние века не было большим препятствием для британцев, претендовавших на места этого французского побережья. Впрочем, и французы во времена Наполеона с аппетитом поглядывали в сторону туманного Альбиона. Ну, а гитлеровцы, захватив Францию, долбили отсюда артиллерией британское побережье в период 1940–44…

Какая же Атлантика без больших волн? Именно они делают пляж лучшим местом для винсерфинга во Франции. Конечно, здесь нет феномена громадных волн, который мы встречали в Португалии в местечке Назаре, но, думаю, что даже и под этот ветерок приятно пройтись по небольшим волнам этого залива-пролива.

Специалисты считают эти места лучшими для серфинга во Франции — ветер хороший, а особо больших и опасных волн нет! И, что интересно — даже в зимние месяцы здесь проводятся различного рода чемпионаты. Кстати, и известные ежегодные заплывы-переплывы через пролив тоже происходят в этих местах!

Вокруг Нормандии. Пляжи Виссан и Маяки

Но, конечно, если для одних это рай, то для других — мука! Любителям понежиться на солнышке и покупаться в спокойном теплом море здесь может не понравиться. Ну, а уж весной и осенью здесь, тем более, особенно прохладно и ветрено.

А кого-то привлекает и вот такой спокойный релакс, совершая прогулки и покачиваясь в седле верхом на лошадях.

Вокруг Нормандии. Пляжи Виссан и Маяки

Вернувшись к центральной части набережной, прогулялись в его другую сторону, ведущую на юго-запад.

В этом месте городок заканчивается хорошими и стоящими прямо на берегу, виллами.

Вокруг Нормандии. Пляжи Виссан и Маяки

Отсюда, с последней площадки, называемой Point de vue de la digue (Обзорная площадка с дамбы) и на которой есть скамейки для отдыха, тоже открылись дали и красоты пляжа du Chatelet. Вдали на мысу видно сооружение, похожее на маяк. И это, действительно, он — Маяк Cap Gris-Nez, стоящий на одноименном полуострове! С ним мы познакомимся чуть позднее, когда выедем с этого городка.

А что это за картина какая-то необычная? Какие-то бревна, вбитые в песок. Неужели это сетки-клетки для ловли забредших во время приливов акул или другой крупной рыбы? Нет! Все оказалось гораздо проще и логичнее — это защита природной береговой среды от размыва ее возникающими иногда большими волнами.

Вокруг Нормандии. Пляжи Виссан и Маяки

Итак, прогулявшись по прибрежной зоне городка Виссан, стало понятно, что зона пляжей в этом месте раскинулась на все живописных 12 км. И видно, что за пределами городка она совершенно не тронута цивилизацией. Именно за это и любят эти места туристы — прямо девственные пейзажи с их дюнами, лесами и скалами. Даже на Мальдивах я не встречал такие песчаные пространства по берегам островов.

Вокруг Нормандии. Пляжи Виссан и Маяки

Говорят, что когда-то раньше здесь был большой порт для торговых и пассажирских судов. Странно, что никаких его следов мы сегодня не видели. Но рыбаки по-прежнему любят эти места.
Позади линии пляжа до сих пор сохранились немецкие бетонные бункеры, оставшиеся после Второй Мировой войны. Проехав почти по всему побережью Нормандии, могу констатировать — их везде было немало — это был так называемый «Атлантический вал». Немцы ждали десанта со стороны Британии и хорошо подготовились к этому за пять лет оккупации Франции. Но на эту тему будет парочка-другая отдельных рассказов.
Вокруг Нормандии. Пляжи Виссан и Маяки

Ну, а мы, выпив на набережной по чашечке ароматного французского кофе с не менее ароматным круассаном (как же без него во Франции?!), вырулили к нашей следующей интересной локации на пути к Руану — маяку Lighthouse Cap Gris-Nez — до него ехать, как говорится, «всего-ничего» — каких-то 5–6 км.

Маяк — Lighthouse Cap Gris-Nez

Чем знаменито это место и сам маяк? Расположенный на одноименном мысу в самом узком месте пролива Па-де-Кале, маяк Кап-Гри-Нез внесен в список исторических памятников. После разрушения в 1944 году, он был введен в эксплуатацию в 1957 году. А огни его предшественника были зажжены еще в первой половине девятнадцатого века.

Вокруг Нормандии. Пляжи Виссан и Маяки

Маяк расположен на засекреченной ныне территории двух мысов — Блан-Нез и Гри-Нез (Белый и Серый носы), с видом на открытое море. Он как бы высотой 72 метра — это так называемая фокусная высота от поверхности моря. А собственно здание маяка имеет высоту 31 метр. Маяк, к сожалению, не посещается, но даже с окрестных скал открывается великолепный вид, особенно на закате.

Этот маяк в совокупности со стоящей рядом радиолокационной станцией обеспечивает безопасность прохождения по проливу Ла Манш сотен судов. Скалы полуострова Кап-Гри-Нез, находятся всего в 28 км от знаменитых белых скал английского побережья. Любители орнитологии очень ценят эти места за то, что этот район является местом остановки миллионов перелетных птиц.

От большой бесплатной автопарковки к смотровой площадке ведет дорожка, по бокам которой стоят информационные щиты, рассказывающие об истории этого полуострова.

Вокруг Нормандии. Пляжи Виссан и Маяки

Специалисты-геологи, изучавшие эти места, отмечают, что основа этого полуострова не какие-то там твердые породы типа гранита, а более мягкие — песчаник, глина и мел. В основном они серого цвета, отсюда и название мыса.

Для любителей пособирать древние окаменелости здесь тоже есть чем заняться и в основном эти находки относятся к юрскому периоду. Без проблем можно найти окаменелости двустворчатых или брюхоногих моллюсков с древесиной, зубы рыб и рептилий. И я уже не говорю про аммониты — их здесь, как говорится, «как грязи» …

Вокруг Нормандии. Пляжи Виссан и Маяки

Этот полуостров, как и многие другие места во Франции, тоже связан с именем Наполеона. Он был на этом мысу 1 июля 1803 года и целью этого визита был выбор лучшего места для вторжения в Британию. Затем он задумал установить оптический телеграф через Ла-Манш с семафором на мысе и первый семафор этой линии был установлен здесь в 1805 году, не дожидаясь запланированного французского вторжения в Англию.

18 июля 1805 г. у мыса произошло морское сражение. Британская флотилия с сильным численным превосходством преследовала голландские корабли, следовавшие вдоль побережья и пытавшиеся проникнуть в гавань городка Амблетез, которая находится левее маяка. Ожидая атаки такого типа, Наполеон разместил на мысе батарею из 300 орудий, и заградительный огонь этих сил заставил британские корабли отойти.

На обратном пути к стоянке машин нас сопровождала череда еще одной коллекции иллюстраций по истории этого места.

Вокруг Нормандии. Пляжи Виссан и Маяки

По всему побережью Нормандии сохранились сооружения военных укреплений и бункеров времен Второй Мировой войны — все они относятся к т.н. «Атлантическому Валу», предназначенному для отражения ожидаемого вторжения союзников.

Вокруг Нормандии. Пляжи Виссан и Маяки

Неподалеку сохранились позиции тяжелой артиллерии — батарея Гроссер Курфюрст. Ее орудия прикрывали подступы к Кале и Булони и были защищены массивными бетонными блокпостами и другими не менее значительными оборонительными объектами. В одном из блокхаусов — Todt Battery, сейчас находится Музей «Атлантической стены» — к нему мы и направимся после прогулки вокруг маяка. Это совсем близко — в городок Оденган, до которого от маяка километров 5–6.

Район маяка был освобожден от гитлеровцев подразделениями 3-й канадской пехотной дивизии в сентябре 1944 года. Военная операция «Day-D» по открытию Второго фронта против немцев началась 6 июня 1944 г. и основные военные действия были не здесь, как предполагали немцы, а на пляжных берегах от Довиля до Байе и дальше до Юта-бич. В настоящее время Маяк и сопровождающая его радиолокационная станция ежедневно обеспечивают безопасное прохождение более чем 500 кораблям, проходящим мимо мыса.