Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — сейчас на сайте

Назаре — Португалия Сентябрь 2021

Ну, вот, наше автопутешествие по Португалии, начатое на юге страны — в городе Фаро, подходит к концу. Выезжаем из Лиссабона, в котором мы провели два дня и познакомились не только со столичными достопримечательностями, но и с его пригородами — исторически значимым местом Сагреш и не менее известным мысом Рока, который считают самой западной точкой нашего Евроазиатского континента.

От Лиссабона до города Порту, из которого мы будем вылетать домой, около 315 километров и это расстояние, начав этот путь по хайвею #А1, можно быстренько промчаться часа за три-четыре. Но гораздо интереснее, как нам посоветовали наши друзья, заехать ещё на одну береговую точку — городок Назаре, который тоже славится своими интересными берегами и, самое главное — своими уникальными гигантскими волнами, достигающими у берега высот до 30 метров! Это же как десятиэтажный дом?! И, что самое интересное — этот период, когда они возникают — с ноября по февраль — очень полюбили не только экстремалы-серфингисты, но и многочисленные туристы.

И, хоть сейчас и «не сезон», мы все же решили свернуть с хайвея и заглянуть в это интересное место. Расстояние от Лиссабона до Назаре составляет 122 км, поэтому, вопроса — заезжать или оставить его в стороне — не возникло.

Сам городок, основанный еще в 16 столетии (1514 г.) и бывший до недавнего времени рыбацким поселком, небольшой — в нем проживает около 10 тысяч населения. Кроме рыболовства он известен также легендой о чудесном спасении короля Богоматерью. И по этому поводу на протяжении долгих десятилетий в Назаре съезжались паломники со всего мира. Сейчас его основная специализация — туризм. Летом в это место приезжают любители купального сезона, а в ветреную погоду осенью и зимой — серфингисты.

Карта пути Лиссабон - Назаре - Порту

Городок находится на той части побережья, которое называют Серебряный берег и он состоит как бы из двух частей. Верхняя — старая — в ней сосредоточены основные достопримечательности Назаре. А в нижней части города находится пляж, сувенирные лавки, кафе, рестораны, магазины, отели, аппартаменты — то есть, вся туристическая инфраструктура.

Португалия. Безумные волны в Назаре

По легенде, название Назаре происходит от маленькой деревянной статуи Девы Марии (Черной Мадонны), принесенной в IV веке в монастырь неподалеку от испанской Мериды монахом из города Назарета в Святой Земле. В 711 году монах по имени Романо принес статую на место будущего поселения Назаре, в сопровождении Родерика — последнего вестготского Короля Португалии. Здесь, на берегу Атлантики, они решили стать отшельниками. Монах жил и умер в маленьком гроте на вершине скалы над морем. Затем, согласно его последнему желанию, Родерик похоронил монаха в этом гроте, оставив здесь на алтаре статую Черной Мадонны.

Следующая легенда гласит, что в 1182 году Дева Мария чудесным образом спасла португальского короля XII века Фуаса Роупинью от падения с обрыва, когда он охотился на оленя в густом тумане. В благодарность он построил часовню Памяти над гротом монаха Романо, где по-прежнему хранилась статуя Черной Мадонны. Впоследствии, в 1514 году, здесь был заложен городок Назаре.

В нижней части городка поражает воображение громадный по площади пляж Praia do Nazare, переходящий в ещё более длинный Praia do Salgado. Трудно даже представить себе, как на них накатываются зимой гигантские многометровые волны.

Португалия. Безумные волны в Назаре

Именно здесь, в этой части Атлантики, из-за особенностей морского ландшафта и возникают волны высотой до 30 метров. Ревущую и бушующую стихию способны укротить только самые отважные спортсмены. Ежегодно в Назаре приезжают лучшие серфингисты со всего мира.

Португалия. Безумные волны в Назаре

Вся история этого городка и сногсшибательные виды с громадными волнами и безбашенными серфингистами находятся наверху высокого скалистого берега, который виден вот за этими красивыми и стройными девушками.

Эта верхняя часть города, называемая Квартал Ситиу (Sitio), расположена на высоком холме, откуда открывается замечательная панорама. Заехав на верхнюю часть мыса Назаре (Promontorio de Nazare), оставляем машину на бесплатной парковке и идём знакомиться с этим местом. Центральную часть, как и положено, занимает площадь и Храм со знаменитой Девой Марией (Santuario de Nosal)

Португалия. Безумные волны в Назаре

Считается, что местные жители чтят древние традиции и предпочитают носить старинную одежду, а женщины даже и по семь юбок. И мы, действительно, встретили парочку таких женщин. Правда, я и не предполагал, что такие пышные пачки у довольно возрастных мадам могут быть такими короткими! Намного выше колена!

Наверху у парковки находится хорошая видовая терраса, с которой открываются безбрежные береговые и океанские дали.

Португалия. Безумные волны в Назаре

Вот под нами видна нижняя часть городка Назаре и практически пустая береговая пляжная линия — сегодня 30 сентября. Пока — тихо, тепло и спокойно.

Португалия. Безумные волны в Назаре

К исторически значимым городским достопримечательностям, которые находятся в старой части города, в первую очередь нужно отнести Часовню Ermida da Memória, о которой я упоминал выше. По преданию, на месте, где сейчас она стоит, Богоматерь спасла португальского короля XII века Д. Фуаса Роупиньо, когда тот в туманное утро охотился в этих местах на оленей и чуть не сорвался в пропасть. В знак этого чуда — спасения его жизни — тот поставил часовню Памяти, в которую потянулись паломники со всей Европы. За 900-летнюю историю она почти не изменилась — это крошечное квадратное сооружение до сих пор является главной достопримечательностью небольшого Назаре.

Часовня Ermida da Memória

К другим интересным объектам в Назаре можно отнести Этнографический и археологический музей (Museu de arte sacra reitor luís nési), в котором компактно размещены отделы археологии, этнографии, истории, скульптуры, художеств и фотографии.

Почитателей религии может заинтересовать Музей религиозных искусств (Museu de arte sacra reitor luís nési) со статуями, картинами, серебряными вазами и даже историческими документами. Большинство музейных экспонатов в той или иной степени связаны с образом Богоматери, которая до сих пор является одним из культов жителей Назаре.

Ну, а тем, кто увлекается рыбалкой, думаю, будет интересно посещение Дома-музея рыбака (Casa museu do pescador). Назаре считается главной рыболовной деревней Португалии и отсутствие подобного музея в городе было бы просто странным. В нём можно посмотреть в каких интерьерах жили рыболовы со своими семьями между 1930 и 1950 годами, на каких лодках выходили в море, как рыбачили и что потом делали со своим уловом.

От смотровой террасы вниз к океану, маяку и крепости ведёт дорога Estrada do Farol, на которую пускают машины только «избранных». Как я понял — только сотрудников маяка или серфингистов. У этой дороги есть ещё и другое название — Дорога Ангелов. Может быть, вот этот необычный памятник и олицетворяет такого Ангела?

Португалия. Безумные волны в Назаре

Впечатления от раскрывшейся перед нами с высокого берега грандиозной картины безбрежных океанских далей, усиливал какой-то, одиноко сидевший на пригорке, музыкант.

Вниз к маяку можно было спуститься двумя путями — по крутым тропам или по дороге Estrada do Farol.

Португалия. Безумные волны в Назаре

С этого места открылись в обе стороны мыса удивительные по своей красоте береговые пейзажи. Направо — идущий в северном направлении длиннющий многокилометровый пляж Praia da Areeira с интересной песчаной аркой Forno de Orca Cave.

А с левой стороны — городской пляж Praia de Nazare, с которого мы начали знакомство с этими местами. И, где-то там — в его конце, есть ещё один маяк.

Португалия. Безумные волны в Назаре

А вот и сам мыс Promontorio da Nazare. На нем стоят форт, маяк и есть большая смотровая площадка, на которой скапливаются зрители и болельщики, наблюдающие за серфингистами-экстремалами.

Стоящий на мысу Форт Сау Мигел Арканжу (Forte de são Miguel Arcanjo) был построен по приказу короля Себастиана в 1577 году для обороны от возможных нападений со стороны океана алжирских, марокканских и норманнских пиратов. Был у форта и такой победный эпизод, когда во время оккупации Португалии армией Наполеона, местные крестьяне с вилами наперевес взяли его штурмом. В течении еще нескольких веков форт продолжал выполнять свои прямые военные функции, но с начала 20 века (1903 г.) для поддержания рыболовной деятельности, здесь был установлен маяк и построен дом его смотрителя.

Мыс Promontorio da Nazare со зданиями форта и маяка

Назаре — город сезонных контрастов. Если летом это место является обычным курортом, по которому слоняются изнывающие от безделья туристы, то в конце осени он преображается. С ноября по март город превращается в одну из мировых столиц морского серфинга — в него съезжаются сотни бодибордеров, кайтсерферов и любителей водных лыж. Зимой здесь проводится один из этапов соревнований «Big Wave Tour», который называется «Nazare Challenge».

Сейчас последний день сентября и мне трудно представить себе больший контраст, чем между этой идиллической картиной тихой Атлантики и тем, что начнется здесь всего через месяц-другой. Тогда форт и дорогу к нему заполонят тысячи людей в надежде увидеть, как лучшие серфингисты мира будут пытаться достичь пика своей карьеры — рискуя жизнью, оседлать чудовищную волну-небоскреб!

Этот бум с покорением таких волн возник не так уж и давно. Жители Назаре знали о таком феномене, но всегда остерегались выходить в океан в такую погоду. Местные серфингисты всегда заканчивали свои тренировки, как только волны достигали каких-то критических величин. Да и гидроциклов, на которых сейчас доставляют серферов к началу волны и, в случае чего — спасают, тогда здесь не было. А вплавь к старту было не попасть…

Только смелым покоряется волна! Из интернета

Почему именно в Назаре возник этот феномен? Оказывается, по океанскому дну здесь проходит самый большой в Европе подводный каньон — каньон Назаре («Canhão da Nazaré«). Местами его ширина достигает 5 км, а глубина около 300 м. На мелководье волны постепенно замедляют свой бег, но над каньоном продолжают двигаться с прежней скоростью.

На выходе из каньона быстрая волна нагоняет медленную, как бы подталкивая ее в спину. Этот феномен, который дополнительно усиливают прибрежные течения и приводит к возникновению волн, какие мало где есть в мире. Ну, разве что еще есть подобное на Гавайях и в Калифорнии. Поначалу этого спортивного экстрима здесь не было, но затем серфингисты Назаре пригласили известного в этих делах мастера американца Гаррета Макнамара и он, оценив обстановку, поставил в этом месте мировой рекорд, оседлав волну высотой в 78 футов (23,7 метра). Оставался вопрос: найдется ли еще кто-нибудь настолько же отважный или настолько же безумный, чтобы последовать его примеру?

Какая мощь, страх и ужас! Из интернета

И что вы думаете? Нашлись! И даже — десятки…

Согласно мировым стандартам, волны в Назаре исключительно опасны своей высотой и непредсказуемостью. Подобное место на острове Мауи под названием «Гавайские «Челюсти» тоже привлекает серфингистов. Но там риска намного меньше — волны ровные и их высота не превышает 50 футов (15 метров).

Какие рекорды были установлены в последние годы в Назаре? В 2017 году бразилец Родриго Коха перекрыл достижение Макнамары, прокатившись на волне высотой 80 футов (24,3 метра). Год спустя его соотечественница Майя Габейра установила мировой рекорд для женщин — 68 футов (20,6 метра). И наконец, в октябре 2020 года 18-летний португальский серфингист Антонио Лауреано добыл заветный Грааль — взял стофутовый (30-ти метровый) — рубеж!

Размер волн в этом месте порой превышает и тридцать метров в высоту. Эдакие волны-убийцы! И, чтобы поймать их, профессиональные big-wave серферы и кайтсерферы и едут в Назаре. Первыми российскими серферами, покорившими волны Назаре, стали Андрей Овчинников и Андрей Карр (команда Monster Wave), которые в октябре 2016 года словили более чем 18-метровые волны. Так же там проходят соревнования Международной Лиги Серфинга по большим волнам. Российский представитель биг-вэйв-серфинга Сергей Мысовский так же тренируется на Praia Do Norte.

По мировым стандартам волны в Назаре исключительно опасны своей высотой и непредсказуемостью. А в каких местах нашей Земли возникают еще такие же природные феномены? Согласно списку журнала Transworld Surf — «Топ 10 смертоносных волн», на первом месте стоит местечко Mavericks в Северной Калифорнии. Но втором — наше Назаре, на третьем — Jaws (Челюсти) на северном побережье гавайского острова Мауи.

А как же безопасность? Все эти достижения стали возможными только благодаря большим мерам безопасности, беспрецедентными в мировой истории серфинга. Особую помощь в этом деле возлагается на водителей гидроциклов, которые доставляют серфера к старту и следят за ним до финиша. Но, конечно — бывали и смертельные случаи. И — даже с хорошими мастерами этого дела…

Главное в этом деле — хорошая подготовка, чтобы не запаниковать и не потерять сознание, потому что тогда человек открывает рот и захлебывается — объясняет опытный инструктор. Тогда это — конец. Главный шанс уцелеть — сохранять самообладание!

В последние годы в Назаре на большой серфинг сейчас смотрят, примерно как на пришествие Христа: «до Того» и «после Того». До 2010 года население городка зимой не превышало 15 тысяч человек. А с тех пор, как в 2014 году старый форт превратили в музей волн и серфинга, его посетили около миллиона человек, из них 350 тысяч — в 2019-м, последнем году перед пандемией.

Теперь народу зимой в Назаре бывает даже больше, чем летом и местные предприниматели не устают благодарить активистов этого вида спорта за то, что они со своими единомышленниками сделали для города.

На заре ты меня не буди в Назаре!
Вчера так укачался на волнах…