Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 18:11

Чердынь — Россия Сентябрь 2023

В Чердынь мы прибыли в конце второго дня нашего автопутешествия екатеринбургских туристеровцев по северу Пермского края «Зов Пармы 2.0». Планы на Чердынь и окрестности были большие, поэтому остановились здесь на две ночи.

Крутой спуск с горки к речке, и мы у нашей гостиницы, заказанной заранее еще в мае. Чердынь — город маленький, выбор гостиниц невелик, их всего две: «На семи холмах» и «Старая пристань». Когда стала искать подходящий вариант, оказалось, что поисковики не предлагают ничего. Поступила просто: позвонила сама. По телефону без проблем забронировала в «Старой пристани» три номера с предоплатой.

Есть на карте городок Чердынь...

Мы останавливались здесь в выходные и поняли, что особенно популярна гостиница именно в эти дни, когда отдыхать приезжают целыми компаниями жители Березников. Место для отдыха подходящее: есть помещение, где можно накрыть стол для компании, а также банька. Поэтому бронировать места в «Старой пристани» нужно заблаговременно.

Обстановка скромная, из мебели тумбочка и небольшой шкафчик с полками, настенная вешалка, телевизор только в общей комнате. Полотенце одно и шампуня-геля нет, но зато ванная своя в каждом номере (душ, унитаз, умывальник). Номера на втором этаже, двери выходят в общую комнату с большим столом и телевизором. Здесь можно организовать нешумное застолье (позавтракать — поужинать). Для шумного застолья на территории предусмотрено отдельное здание.

Рядом с номерами есть небольшая кухонька с полным набором посуды и холодильником, где мы готовили себе еду. Наличие кухни очень большой плюс, так как найти, где поесть, в Чердыни сложно: все заведения общепита, а их немного, в выходные работают только для обслуживания заказов. Нас в гостинице все устроило, в том числе цена.

Утром вышли к реке, такой покой! Мы уехали от Екатеринбурга на север где-то на 600 километров. У нас еще все зелено, а здесь берега уже в ярких красках осени. Чердынь стоит на берегу реки Колвы, самого большого правого притока реки Вишеры. Длина реки — 460 км, а максимальная ширина достигает 75 метров. Когда-то по Колве ходили пароходы, в начале XX века река была судоходной более чем на 260 км от устья.

Считают, что название реки происходит от языков населявших территорию финно-угорских народов и коми. Колва — «рыбная река». Местные жители утверждают, что здесь, действительно, хорошая рыбалка.

Есть на карте городок Чердынь...

Чердынь — небольшой город в Пермском крае, его население на 2021 год всего 4590 человек. Городок известен своей историей, берущей начало в XV веке. В те времена Чердынь была столицей Великой Перми, а в 1472 году вошла в состав Московского государства. Исторические события, происходившие здесь во второй половине XV века, описаны в романе пермского писателя Алексея Иванова «Сердце Пармы», а недавно по этому роману сняли фильм.

Чердынь — один из древнейших городов Урала. Точных данных о дате его основания нет, первое упоминание о Чердыни в летописи относится к 1451 году. Официально городом ее признали в 1535 году, в этом году на Троицком холме был построен Чердынский кремль, первый на Урале. Этот кремль был важным оборонительным сооружением на пути из Москвы в Сибирь. Он пережил одиннадцать крупных осад сибирских татар и северных вогулов, но ни разу не был взят.

Есть на карте городок Чердынь...

В Чердыни вы обязательно услышите, что город, как Москва и Рим, стоит на семи холмах. Некоторые из них называются в честь храмов, стоявших на их вершинах: Троицкий, Воскресенский, Богоявленский, Всехсвятский. Прогулку мы начали с Троицкого холма, у подножия которого находилась наша гостиница.

Именно на Троицком холме стоял деревянный Чердынский кремль, который в XVII веке развалился от старости. Сейчас о нем напоминают воссозданые в 2013 году две башни кремля — Наугольная и Спасская и сохранившиеся остатки земляного вала. Как выглядел Чердынский кремль, можно увидеть в Краеведческом музее, где есть его макет.

Есть на карте городок Чердынь...

На Троицком холме стояла кирпичная Троицкая церковь, построенная в первой половине XIX века, по ней холм и получил название. Как и прочие, ее закрыли, а потом разобрали. Сейчас на фундаменте Троицкой церкви стоит церковь Илии Пророка, перевезенная в 2011 году из села Бигичи. Но церковь воссозданная, так как большинство бревен заменили на новые. Церковь украшает Троицкий холм, без нее он был бы совсем пустым.

На радость туристам у Спасской башни установили памятный камень со следом великана Полюда, а рядом его копье. Как гласит инструкция: «Встав на сей камень, нужно рукою взяться за древко копья, а ногой встать в след богатыря Полюда, и тогда часть силы его всегда с тобой будет». Говорят, такой след есть на вершине горы Полюд — углубление в камне, похожее на отпечаток гигантской стопы.

Есть на карте городок Чердынь...

Судя по тому, как шустро в последующие дни Валера Исаев лазил по камням и скалам, действительно, помогает.

С Троицкого холма открываются прекрасные виды на петляющую речку Колву и заречье. Внизу — здания нашей гостиницы «Старая пристань».

Есть на карте городок Чердынь...

Если приглядеться, вдали можно увидеть одинокую гору, по очертаниям напоминающую застывшую волну. Это Полюдов камень. Полюд — былинный богатырь Перми Великой, обладавший огромной силой и защищавший народ от врагов. С ним связаны многие легенды, в наиболее популярных — рассказывается об окаменевшем богатыре.

Хорошо виден Полюдов камень во второй половине дня, до него от Чердыни порядка 30 километров. В районе Чердыни река Колва течет с севера на юг, виды с Троицкого холма открываются строго на восток, поэтому с утра мешает солнце.

Есть на карте городок Чердынь...

В Чердыни до наших дней сохранился облик старинного русского городка. Здесь нет многоэтажной застройки, город застроен двухэтажными деревянными и каменными домами, многие из которых внесены в списки культурного наследия, о чем сообщают синие таблички на фасадах.

По пути на Троицкий холм проходишь мимо комплекса зданий богадельни конца XIX века. Двухэтажное здание богадельни и одноэтажное здание убежища бедных детей подарил городу чердынский купец I гильдии, пароходчик Лунегов. На завещанные им средства здесь содержались бедные чердынцы. Эти благотворительные учреждения существовали до 1918 года, а потом были закрыты. Сейчас в здании богадельни работает Детская школа искусств.

Есть на карте городок Чердынь...

По пути на Троицкий холм еще можно видеть Успенскую церковь и часовню во имя Образа Спаса Нерукотворного.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы построили в Чердыни в 1784 году на месте, где стояла деревянная церковь, принадлежавшая девичьему монастырю, упраздненному в 1764 году. Церковь двухэтажная, одноглавая с прямоугольной храмовой часть и высокими пятигранными апсидами. В 1884 году к церкви была пристроена пирамидальная колокольня, украшенная шпилем и выходившая фасадом на улицу. Шпиль колокольни и главу церкви снесли в 1930-е годы. Главу восстановили в 2005 году. Эту церковь называли «Алинской», так как купеческая семья Алиных была ее главными попечителями. Например, на свои деньги они заказали для церкви колокол весом 355 пудов. Алиных хоронили в ограде Успенской церкви, все захоронения были уничтожены при советской власти.

Есть на карте городок Чердынь...

В 2017-м году возле церкви поставили памятный знак «купеческому роду Алиных (Больших и Малых), внесших существенный вклад в становление и содержание храма». Вообще, история этой купеческой семьи очень интересна!

Есть на карте городок Чердынь...

28 августа 2000 года в здании бывшей церкви Успения Пресвятой Богородицы открыли Музей истории православной веры, созданный в рамках государственной программы по подготовке встречи третьего тысячелетия и празднования двухтысячелетия христианства.

Неподалеку от церкови Успения Пресвятой Богородицы стоит часовня во имя Образа Спаса Нерукотворного. В 1547 году на льду реки Вишеры у заставы деревни Кондратьева Слобода, которая прикрывала Чердынь с юга, произошла битва с ногайцами. В этой битве погибли 85 защитников Чердыни. Факт этой битвы подтвержден документально, а вот где захоронены ратники остается неизвестным.

В XVII веке в память погибших была выстроена деревянная часовня во имя Спаса Нерукотворного, а в конце XVIII века ее отстроили из кирпича также на деньги купца С. И. Алина. В 1933 году часовню разрушили, а памятное место пребывало в запустении. Часовню в память о 85 погибших в бою защитниках города восстановили в 2005–2007 годах на фундаменте ранее существовавшей часовни.

Есть на карте городок Чердынь...

С Троицкого холма открывается прекрасный вид на Воскресенский холм, туда и отправимся. Этот холм — духовный центр Чердыни, здесь находится Воскресенский кафедральный собор, по которому этот холм получил название.

Есть на карте городок Чердынь...

Воскресенский собор заложен в 1750 году на месте обветшавшей деревянной Воскресенской церкви. Освящен в 1754 году. Храм трехпрестольный: главный престол, летний, освящен во имя Воскресения Господня, придельный − в честь Стефана Великопермского. Третий престол, зимний, который находится в северном приделе, освящен во имя святого Николая Чудотворца. Старая часть собора — белая, а краснокипичная — пристроенная в 1911 году новая трапезная и колокольня. В 1930-х годах храм закрыли, в здании разместился Дом культуры. В 2007 году храм вернули Пермской епархии и начали его восстановление.

Колокольня Воскресенского собора — высотная доминанта Чердыни. На смотровую площадку на колокольне допускали туристов, но не знаю, возможно ли это сейчас, — колокольный ярус затянут сеткой.

Есть на карте городок Чердынь...

Рядом здание бывшей церкви Спаса Преображения, ей повезло гораздо меньше. Каменную двухэтажную церковь во имя Преображения Господня с каменной колокольней построили в 1756 году на месте старой деревянной Преображенской церкви. Верхняя церковь (холодная) была освящена во имя Преображения Господня, нижняя (теплая) — во имя Казанской Богоматери. В 1853 году на средства чердынского купца Николая Нассонова построили новую двухэтажную паперть и четырехгранную колокольню. В 1930-х годах церковь закрыли и передали Чердынскому лесотехникуму, который приспособил здание под учебные аудитории и мастерские. Так и стоит оно с тех времен без глав и колокольни, но, похоже, мастерских там уже нет.

Есть на карте городок Чердынь...

Рядом сквер с несколько странным для этого места названием — Комсомольский. Странным, потому что на его территории находятся две часовни.

Нарядная часовня Покрова Пресвятой Богородицы был построена в 1867 году в память «чудесного избавления Государя Императора Александра Николаевича от руки злодея в 4-е апреля 1866 г.», а в 1930-е годы разрушена. Восстановлена в 2012 году в прежнем виде и на старом фундаменте. Часовня действующая, при ней работает магазин народных промыслов, где можно купить сувениры.

Есть на карте городок Чердынь...

Ажурная металлическая часовня Михаила Архангела изготовлена в 2001 году. До 2010 года она находилась в селе Ныроб, где стояла над ямой боярина Михаила Романова, пока там не воссоздали каменную историческую часовню.

В часовне установлен памятный камень, на котором написано: «Гражданам всех сословий и званий, чьим трудом и попечением стоит город Чердынь. Благодарные потомки. 1451—2011 гг.»

На высоком Монастырском холме располагается первый на Урале Иоанно-Богословский мужской монастырь, основанный еще в 1462–1463 годах епископом Пермским Ионой. Первые монастырские церкви сгорели в большом пожаре 1700 года, в 1705–1718 годах для монастыря построили новый каменный храм Иоанна Богослова. В 1764 году монастырь упразднили и храм стал приходским, а в 1911 вновь учредили обитель, но уже женскую. Чердынский Иоанно-Богословский женский общежительный монастырь просуществовал до 1918 года.

Церковь Иоанна Богослова закрыли в 1940 году, здание передали в ведение музея, для размещения в нем антирелигиозного отдела, который так и не открыли. Там хранили музейный архив, а в 1947 году возвратили здание религиозной общине. В Иоанно-Богословской церкви сохранились резные иконостасы XVIII века. Престол нижнего, зимнего храма освящен во имя Иоанна Богослова, а верхнего — во имя Вознесения Господня. В 2003 году мужской монастырь возобновил свою деятельность.

Есть на карте городок Чердынь...

Обитель постепенно приводят в порядок и восстанавливают. К нам пришел очень голодный котик, никогда не видела, чтобы кот ел хлеб. У нас кроме расстегая ничего не было, и он его съел!

Немного погуляем по улицам города. Вы не найдете зданий старше второй половины XIX века. Причина проста: дома строили в основном из дерева, а Чердынь пережила несколько крупных пожаров. Сейчас историческая застройка Чердыни представлена купеческими особняками и общественными зданиями, построенными при их участии.

В Чердыни нет улицы Ленина, ее давно переименовали в Юргановскую, Пионерская стала улицей Алинской в память о купцах, которые много сделали для своего города. Есть улицы Соборная и Успенская, Романовская и Мамина-Сибиряка. О недавних временах напоминает только улица Советская.

На этой улице находится Чердынский центр культуры, он как раз был на ремонте, приводили в порядок фасад и территорию рядом, где летом работает фонтан. Можно было только увидеть интересную деталь фасада.

Есть на карте городок Чердынь...

А мы пройдем по улице Успенской, названной так по стоящей на ней церкви Успения Пресвятой Богородицы. Здесь каждый дом — памятник архитектуры. Особняк купца Зырянова с торговыми помещениями на первом этаже построен во второй половине XIX века, сейчас его занимает Городская детская библиотека.

Солидное кирпичное здание построено в начале XX века для Чердынской городской управы. В 1903 году городская управа переехала сюда на второй этаж, а помещения первого этажа сдавали пермскому купцу Осовских. Позже здание достроили. Сейчас на втором этаже размещается Центральная библиотека им. С. Ю. Володиной.

Есть на карте городок Чердынь...

В здании сохранились железные ставни. На первом этаже по-прежнему магазины. Говорят, здесь продают самый вкусный хлеб в Чердыни. Хлеб, действительно, вкусный, а еще у женщины, что сидит у входа мы купили ягоду — чернику и бруснику.

Купеческие дома и лавки XIX века следуют на Соборной один за другим.

Есть на карте городок Чердынь...

На углу Соборной и Успенской стоит особняк купца А. В. Черных середины XIX века. Особенно хороши ворота, соединяющие особняк с каменной лавкой и складами.

А. В. Черных принадлежал пассажирский двухпалубный пароход, курсировавший до Перми. Его жена, Е. Н. Черных, славилась своей благотворительностью. Она была почетной попечительницей женской гимназии, материально поддерживала бедных учениц, оказывала помощь женскому Иоанно-Богословскому монастырю.

Есть на карте городок Чердынь...

Дом с выгоревшей вывеской Универмаг «Колва» на фасаде можно назвать первым городским торговым центром. Здание Торгового дома Общества потребительской кооперации построили в Чердыни в 1891 году. Здесь был магазин в нижнем этаже и деловые конторские помещения в верхнем. В рядах общества потребкооперации состояли служащие, учителя, врачи, представители городской бедноты и крестьяне из уезда. Они имели возможность покупать в этом торговом доме товары по сниженным ценам и в кредит. В советское время здесь был универмаг «Колва», магазины в здании размещаются и сейчас. Вывеску, видимо, оставили «на память».

Есть на карте городок Чердынь...

На улице Соборной есть два дома, которые принадлежали усадьбе купца второй гильдии Ивана Васильевича Юрганова. Это двухэтажный полукаменный дом и одноэтажный «ренский погреб», где держали виноградные вина. Особняк сейчас занимает один из комитетов городской администрации, а в бывшем «ренском погребе» — кафе «Метелица».

Были у И. В. Юрганова и пароходы, которые доставляли почту и товары в дальние селения по реке Печоре. Купец был известен благотворительностью. Так, в 1887 году он пожертвовал 6 тыс. рублей на устройство иконостаса и росписи стен церкви Преображения Господня, а в 1903 году купил за 7 тыс. рублей новый колокол для Спасо-Преображенского собора.

Улица Юргановская в Чердыни — центр культурной жизни города. Два здания рядом с перекрестком с Соборной — бывшие учебные заведения. Слева — здание бывшей женской гимназии, построенное в конце 1880-х годов и перестроенное в начале XX века. В этой гимназии девочки из городского и сельского сословий Чердынского уезда учились четыре года, в 1904 — 1908 годах открыли еще 5–7 классы и 8 класс — педагогический. Окончив гимназию, выпускницы могли работать учителями в учебных заведениях уезда. Почетными попечителями гимназии были известные люди города.

С 1989 года в здании размещается Выставочный зал Чердынского краеведческого музея им. А. С. Пушкина. Там в это время была выставка «Пермские боги едут домой», о которой рассказала Татьяна Полякова.

Есть на карте городок Чердынь...

В соседнем здании, построенном в конце XIX века, было мужское приходское училище. Училище в Чердыни открыли еще в 1848 году, но первое здание, где оно размещалось, не сохранилось. Новое здание построили специально для училища на участке, купленном у купца В. И. Юрганова. Здесь размещаются различные административные организации.

Специально для учебного заведения в начале 1820-х годов построено и соседнее здание — бывшее четырехклассное городское училище для мальчиков. В начале XX века здесь обучались дети 11–18 лет, главным образом, из сельской местности. Потом начали обучать детей по программе 1–4 классов реального училища, которое давало среднее образование — 7 классов. После революции здание занимала школа, а сейчас размещается Дума Чердынского городского округа и структуры городской администрации.

Есть на карте городок Чердынь...

На углу Юргановской и Советской — особняк лесопромышленника Г. П. Гусева, построенный во второй половине XIX века, когда дела у купца шли успешно. Деятельность Гаврилы Петровича была разнообразной: заготовка и продажа дров, строительство речных судов (барж, белян), торговля хлебом и промышленными товарами, а также скупка и реализация пушнины и дичи. Уже много лет здание занимает военкомат, охрана у входа сфотографировать не разрешила, пришлось вот так, со стороны.

Дом № 83 по улице Юргановской, построенный в середине XIX века, принадлежал купцу Григорию Мироновичу Лунегову, тому самому, что подарил городу комплекс из богадельни и детского приюта. Лунегов был самым крупным пароходчиком в Чердыни, у него было четыре парохода, обустроенная пристань и амбары. Пароходы и дом Г. М. Лунегов передал своему племяннику Даниилу Евдокимовичу Ржевину. Оба они, и Г. М. Лунегов и племянник, занимались транспортировкой грузов и перевозкой пассажиров по реке. У Ржевина в Перми была своя пристань. Осталось свидетельство пассажира, проехавшего на пароходе от Перми до Чердыни: «Пароходы Ржевина — очень приличные, обставляют путешественника обычным комфортом: чистые, красиво отделанные каюты, салоны, пианино, хороший буфет».

Д. Е. Ржевин до революции продал свои пароходы главному камскому пароходчику Мешкову, а сам жил на проценты от капитала.

Есть на карте городок Чердынь...

На противоположном углу перекрестка улиц Юргановской и Романовской находится усадьба купца Г. Г. Надымова. Отец и сын Надымовы занимались торговлей хлебом, чаем, сахаром, сыромятными товарами, имели лесопромышленное предприятие, пароходство. В этом двухэтажном полукаменном особняке, построенном в начале XX века, с 1918 года размещется детский сад № 1. Мне показалось, что здание пустует, но, возможно, я ошибаюсь.

Восьмигранную трехэтажную водонапорную башню построили по проекту инженера А. Г. Гансберга из Санкт-Петербурга. Эксплуатировать ее начали в 1899 году. Сейчас на ее крыше растут деревья, а тогда наверху была смотровая площадка, огражденная ажурными коваными решетками, башню венчала деревянная башенка со шпилей. Теперь это можно увидеть только на снимке на щите, установленном рядом с башней.

Водопровод в Чердыни появился на два года раньше, чем в главном губернском городе — Перми. Его построили на благотворительные средства, а деньги собирали по подписке. Самый большой взнос сделала вдова пароходчика Г. М. Лунегова — А. А. Лунегова, пожертвовавшая 10 тысяч рублей. Резервуар водонапорной башни был емкостью 10 тысяч ведер, его заполняли из реки Колвы по чугунным трубам, с помощью построенной на берегу насосной станции. Здание использовали по назначению более ста лет — до 2005 года.

Есть на карте городок Чердынь...

Чтобы хорошо рассмотреть купеческую Чердынь XIX — начала XX века, нужно прогуляться по улицам Успенской, Юргановской, Соборной.

ул. Юргановская, 76 Бывший дом купрца Меркурьева.

Дом А. А. Головина середины XIX века на углу Романовской и Успенской.

Есть на карте городок Чердынь...

Любителям деревянного зодчества тоже найдется, чем порадовать глаз.

Из новых достопримечательностей Чердыни можно вспомнить Литературный скверик, где установлены памятные знаки в честь писательницы и поэтессы Светланы Володиной, родившейся здесь, а также в честь бывавших в городе Осипа Мандельштама, Д. Н. Мамина Сибиряка. На щитах информация и о других посетивших город писателях и поэтах: К. В. Боголюбове, Н. А. Асанове, М. Е. Салтыкове-Щедрине.

Мы в Чердыни гуляли всего полдня вместе с посещением музеев, на вторую половину дня у нас была запланирована поездка дальше на север, в Ныроб. На обратном пути заглянули еще на улицу Прокопьевскую, посмотреть на больничный корпус бывшей уездной больницы, построенный в 1913 году.

Этот корпус знаменит тем, что в нем находился в 1934 году ссыльный поэт Осип Мандельштам. Здесь он пытался покончить с собой, спрыгнув со второго этажа.

Неподалеку, пожалуй, самое красивое здание Чердыни — бывшая низшая школа ремесленных учеников, где обучали преимущественно крестьянских детей слесарно-кузнечному и столярно-токарному ремеслу. Выпускникам школы присваивали звание подмастерья. Здание и сейчас служит делу образования, его занимает Соликамский автодорожно-промышленный колледж.

Есть на карте городок Чердынь...

На завалинке дома на противоположной стороне улицы сидел котик необычного окраса. Судя по всему — хозяйский. На этой милой ноте и завершим прогулку по Чердыни — городу, который немного задержался в прошлых столетиях, но оставил о себе очень приятные впечатления.