Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был 26 апреля 13:43
Лучший материал
недели

Зов Пармы 2.0

Чусовой, Березники, Усолье, Соликамск, Чердынь + 3 города — Россия Сентябрь 2023

Июль 2021 года. Группа туристеровцев-уральцев на двух машинах совершили небольшое путешествие по Пермскому краю. Впечатления от Перми Великой были яркие, но осталась какая-то недосказанность, хотелось продолжения. На встречах «пермский вопрос» поднимался, но как-то несмело… И вот в этом году на майской встрече после первых же ностальгических воспоминаний и слов: «Вот было бы здорово продолжить ту поездку…», я предложил: «Сентябрь. 5 дней. Усолье — Чердынь — Ныроб — Красновишерск». И был тут же назначен организатором. (Ха — ха — ха! Инициатива наказуема!) Огромное спасибо Ане Кудрявцевой, взявшей на себя обязанности отельера и обеспечившей нас гостиницами по всему маршруту. Проложить нитку на карте с многочисленными точками не составило труда, тем более, что те края мне были более-менее знакомы. Настал сентябрь, и пятерка неунывающих туристеров отправилась в путь, на встречу с древней Пармой.

Зов Пармы 2.0

В этом обзорном рассказе опишу только наш маршрут. О наиболее ярких моментах отчитаются девушки.

День 1. Екатеринбург — Чусовой — Успенка — Чусовой.

Ранним утром наш экипаж покинул Екатеринбург и взял курс на север, отметившись на границе Европа — Азия.

Зов Пармы 2.0
Первой остановкой стал «Парк истории реки Чусовой» в старинном городе Чусовой.

В 1954 году в местную ДЮСШ пришел работать Леонард Постников. Вскоре «Огонек» стал не только одной из лучших школ в СССР по горнолыжному спорту. Здесь стараниями Тренера возникла этнодеревня, куда он перевез дома, часовню, церковь с вымирающих деревень района. В этих домах сейчас расположены экспозиции мини-музеев: «Поход Ермака», «Музей игрушки Балаган», «Кузница», «Дом зажиточного крестьянина», «Пожарная часть».

Экскурсия прошла на позитиве! Развлеклись по-полной! И с пожарными «Зажигали», и деревянными игрушками набаловались, и гусей попасли.
Зов Пармы 2.0

Недалеко от Чусового, на берегу реки в 16 веке в скиту жил будущий креститель Вятской земли монах Трифон. Здесь же стояли и Нижнечусовские городки, откуда Ермак со своей ватагой начал свой путь «Сибирь воевать». Конечно, ни скита, ни Городков уже давно нет. В Успенке стоит часовня святого Трифона Вятского, посередине обмелевшей Чусовой на острове издалека виден небольшой памятник Ермаку.

Из Успенки поехали обратно в Чусовой, там нас ждали в гостинице «Чусовская». Время до сумерек позволило осмотреть несколько достопримечательностей рядом с отелем. Мемориал памяти погибшим и труженикам тыла, памятник Ермаку и подвесной мост «Неразлучник», с которого открывались бы чудные виды на Чусовую, если бы не нынешнее засушливое лето.

День 2. Чусовой — Березники — Усолье — Орёл-городок — Пыскор — Соликамск — Чердынь.

При выезде из Чусового попали в царь-пробку из-за ремонта моста через Чусовую, единственного на сотни километров вокруг. Из-за этого планы на день если не стали трещать по швам, но потрескивали точно. Поэтому в Березники заехали пообедать раньше намеченного времени. Думал, что перекусим и дальше, но не тут-то было… Девушкам настолько понравился этот город, что пришлось прибегнуть к административному диктату, и после шапочного знакомства с Березниками взяли курс на Усолье.

Усолье. Столица строгановской империи на Урале, не пережившая эпохи «грабь награбленное» и «дворцы — народу». От когда-то прекрасных храмов и дворцов ныне разрушки разной степени сохранности.

Зов Пармы 2.0

Зашли в палаты Строгановых.

Несмотря на название, это было всего лишь главное административное здание. Кроме стен, железных створок дверей и битых изразцов до нашего времени ничего не сохранилось. Но традиции строгановских гончаров живы, в чем мы убедились, посетив керамическую мастерскую. Продолжатели старинного ремесла буквально «на коленке» творят чудеса

Именно их усилиями по старинным рисункам и осколкам были воссозданы изразцы, которыми облицевали печи-камины в Палатах.

Орёл-городок. Маленький, небогатый достопримечательностями поселок, но ему я уделю побольше внимания в этом обзорном отчете.

В 1558 году Иван Грозный пожаловал купцам Строгановым земли Перми Великой по реке Каме. Строгановы основали первый городок Пыскор на новых землях для защиты своих владений. место было выбрано неудачно — острог не мог защитить соляные промыслы. И в 1564 году в 20 верстах ниже по течению Камы был заложен новый городок — Орёл.

Зов Пармы 2.0

О названии. По одной из версий, оно отражает преданность Строгановых царю Ивану Грозному. Орел — символ государства. По другой — на месте городка стояло дерево, на вершине которого жил орел.

В 1570 году сюда переводятся дружина и жители из Пыскора. К 1580 году здесь уже 13 соляных варниц, 91 двор, 15 лавок. Орел-городок становится центром строгановской вотчины на Урале. Но всей этой империи купцов грозила опасность со стороны Сибирского ханства. Набеги были часты. В 1581 году в Орел прибыл атаман Ермак. Строгановы снабдили его дружину (540 человек) оружием, свинцом, порохом из запасов городка, дали в усиление 300 своих ратников.

Зов Пармы 2.0

Отсюда дружина отправилась в Нижнечусовские городки,

чтобы начать свой поход в Сибирь.

С присоединением Сибири крепость в Орле-городке потеряла свое оборонительное значение. В городке развиваются солеварение, ремесла. Строгановы налаживают здесь производство изразцов — первое на Урале.

В Орле были построены три деревянные церкви, появилась иконописная мастерская.

В начале 17 века Кама меняет свое русло, и городок часто затапливается. Страдают соляные промыслы. В конце 17 века сильно уменьшенное население переселяется на противоположный берег Камы.

В 1735 году Строгановы строят на берегу реки каменную церковь Похвалы Пресвятой Богородице.

Зов Пармы 2.0

Сюда переносится шестиярусный деревянный позолоченный иконостас из старой деревянной церкви.

Все участники нашей команды неоднократно видели в музеях и на выставках пермских богов. Но это всё деревянные скульптуры, по которым нельзя получить полное представление о нахождении их в церквях. Здесь же мы увидели, какое место фигуры занимают на иконостасе.

Зов Пармы 2.0

Из Орла-городка едем в Пыскор. Когда-то здесь находился один из богатейших в России монастырей — Свято-Преображенский. В 18 веке он был разобран до основания и перевезен на реку Лысьву. Осталась только Никольская церковь. В середине 19 века в церкви была произведена реконструкция, и сооружен уникальный 5-ярусный резной иконостас. В 20 веке церковь то закрывалась, то открывалась до 1962 года, когда ее окончательно закрыли. Иконостас сейчас установлен в Пермской художественной галерее.

Фото 2021 года.

Никольская церковь сильно руинирована, но идут разговоры о ее реставрации.

Зов Пармы 2.0

В 16 веке в монастыре жил инок Трифон, впоследствии ставшим Трифоном Вятским. На месте его скита в наши дни сооружена церковь Трифона Вятского.

Некоторые участники команды, пока остальные лазали по разрушке, успели сбегать на крутой берег Камы и отснять замечательные виды на Пыскор и окрестности.
Зов Пармы 2.0

Все мы родом из СССР и в пору своих детства-юности с воодушевлением слушали сообщения ТАСС о полетах советских космонавтов. В марте 1965 года на территории Усольского района приземлился космический корабль «Восход-2» с Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым на борту. В тайгу на место приземления мы, конечно, не поехали, но обелиск в Усолье, посвященный этому полету, посетили.

В Соликамск заехали не только из-за того, что по пути. Незнакомым с этим городом надо было показать его красивейшие храмы.

Остальные тоже получили «комплимент от шефа». На этой окраине никто из нас не был. И какое было у всех восхищение при виде красавца-собора. Церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Построенная в стиле нарышкинского и уральского барокко, она относится к типу храмов-«кораблей». К сожалению, из-за позднего времени внутрь попасть не удалось. По соседству расположилась еще одна церковь 1689 года — Спаса Нерукотворного Образа. Очередной прекрасный образец русского узорочья.
Зов Пармы 2.0

Между этими двумя церквями находится Соликамский Трифонов монастырь, с насельником которого нам впоследствии внезапно повезет познакомиться и пообщаться.

Уже почти стемнело, когда заехали в древнюю столицу Перми Великой — Чердынь. Здесь мы уютно расположились в гостевом доме «Старая пристань», ставшей для нас базой в коротких поездках по Чердынскому району.

День 3. Чердынь — Покча — Вильгорт — Камгорт — Ныроб — Чердынь.

Чердынь. 1451 год — первое письменное упоминание о городе в Вычегодско-Вымской летописи. Старейший город на Урале. Столица Перми Великой, в 1472 году вошедшая в состав Московского государства. утро в Чердыни началось у нас с прогулки по древним улицам, разбегающимися по холмам. Их в городе, ка в Риме и Москве — семь!

В древней пермской столице прекрасно сохранены купеческие и мещанские дома, лавки. Причем в старых торговых заведениях размещены современные магазинчики без вмешательства во внешний облик зданий.

Зов Пармы 2.0

Посетили два музея — Музей веры и Выставочный зал краеведческого музея.

Об архитектурных изюминках и музеях расскажут наши специалисты по «домикам» и выставкам. Я же поделюсь личным. Со второй попытки (первая в 2017 году была неудачной из-за ремонта в музее) мне удалось увидеть уникальную икону. Святой Христофор Псоглавец, одна из двух сохранившихся православных икон. (Есть и другие, но они написаны в византийском стиле). В 1707 году Священный Синод запретил «изображение икон, противных естеству».

Зов Пармы 2.0

Что такое Чердынский край? До Бога высоко, до царя далеко. Так и сохранилась в затерянном уголке икона святого Христофора. Забегая вперед, скажу, что еще один лик Псоглавца мы увидели в этой поездке. На фреске в одной из церквей.

И один неприятный момент. В Чердыни в субботу все заведения общепита (все четыре!) закрыты на спецобслуживание! Хорошо, что «у нас с собой было». Сообразив нехитрый перекус вместо обеда, отправились дальше на север.

Село Покча. Небольшое, основанное в 1477 году Федором Пестрым, оказалось кладезью архитектурных изюминок. И великолепная деревянная резьба на домах, и прекрасная даже в полуразрушенном состоянии Благовещенская церковь, и усадьба А. В. Федосеева с иконописной мастерской, и бывшая богадельня.

На окраине села есть родник, известный как источник мертвой воды. В 1481 году вогулы сожгли Покчу и убили пермского князя Михаила Ермолаевича со всей семьей. Вскоре на месте казни забили пять ключиков.

Зов Пармы 2.0

Вильгорт. Старинное, с 1579 года, село. Одно из мест, куда поступало «закамское серебро». От старины ничего не сохранилось. Только полуразрушенная Троицкая церковь на холме.

Камгорт. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Построена в 1915 году. До нее здесь стояла деревянная, в которой по пути в ссылку венчался будущий Красный Маршал Клим Ворошилов.

Зов Пармы 2.0

Ныроб, край географии. Дальше только тайга, болота, да зоны… Село упоминается с 1579 года. Известно тем, что здесь с 1601 по 1602 год отбывал ссылку и умер дядя будущего царя Михаила, Михаил Никитич Романов. О Ныробе у меня будет отдельный рассказ. Сейчас же покажу только одну картинку — церковь Николая Чудотворца 1705 года постройки.

После Ныроба Мы двинули в леса. По преданию, там находилось Искорское городище. Не только крепость, но и святилище. На скалу ведут две «улочки» — Узкая и Широкая. По легенде, поднявшись по Узкой, человек освобождается от всех грехов, а спустившись по Широкой — заново рождался. О том, что у нас в итоге получилось, расскажет одна из участниц восхождения.

Собравшись ехать обратно в Чердынь, мы вспомнили, что остались в этот день без обеда. Ха! Туристер никогда не унывает! Через 15 минут у нас была заготовка на ужин.
Маслята и подберезовики. Блюдо получилось настолько шикарным, что никто даже не вспомнил о «фото еды». Поверьте на слово — было очень вкусно!

День 4. Чердынь — Рябинино — Красновишерск — Жуланово — Губаха.

С утра попрощались с древней столицей Пармы и поехали в другую «столицу» — печально известного Вишерлага. Только вначале остановились в поселке Рябинино, стоящем на берегу Вишеры. В 30-е годы прошлого века на многих участках в этом течении реки организовывались сплавные рейды, где отлавливали бревна, мдущие молевым сплавом и формировали из них плоты. Образовывались поселки, в которых населением, в-основном, были зэка и ссыльные переселенцы. Среди них было много католиков — прибалты, поляки, немцы. Многие оставались здесь и после реабилитации. Так в Рябинино образовалась католическая община. Священник из Березников взялся за организацию строительства в поселке католического храма. Возводился он на пожертвования от местных этнических немцев. Основным же спонсором стала уехавшая в 90-е уроженка этих мест Катарина Аккерман. Правда, посмертно. Все свое наследство она завещала на строительство церкви. В 2015 году храм Фатимской Божией Матери был освящен.

В Красновишерске первоочередной задачей у нас было покорение горы Ветлан.

Зов Пармы 2.0

Как прошло восхождение на 120-метровую отвесную скалу команды пенсионеров? Следите за отчетами участников!

В самом Красновишерске достопримечательностей, по сути, раз-два, и обчелся. Фонтан «Полюд, Ветлан и Вишера», памятник Ильичу, мемориал погибшим солдатам, небольшой сквер памяти жертв Вишерлага с памятником Варлааму Шаламову.

Не доезжая до Жуланово, свернул в лес, где спрятался мой очередной сюрприз для девушек. Т. к. фонтан в Красновишерске, судя по заглушенным трубам, никогда не работает, показал экипажу действующий фонтан.

Зов Пармы 2.0

Геологи бурили разведочную скважину, наткнулись на водоносный слой. Трубу заглушили, но мощным напором заглушку сорвало, и образовался фонтан. Речка потекла куда-то в нужную ей сторону, по берегам организовались стихийные парковки, народ понастроил навесики над столами для культурного времяпрепровождения.

В Губаху приехали под вечер, но после расположения в гостинице «Алмаз» хватило времени до темноты для небольшой прогулки по городу. В прошлый-то раз, кроме горы Крестовой, и не видели ничего. Рядом с гостиницей были памятник пермскому периоду, памятник Гагарину, храм Владимирской иконы Божией Матери, небольшой фонтан рядом с шертистым носорогом и саблезубым тигром.

Зов Пармы 2.0

День 5. Губаха — декорации фильма «Сердце Пармы» — Каменный город — Шумихинский — Екатеринбург.

Утро пятого дня началось с посещения декораций фильма «Сердце Пармы». Киношники построили «крепость», да и оставили ее на радость местным и гостям города. Народ тут же превратил деревянные постройки в достопримечательность.

Хотя и без крепости здесь шикарные виды.
Зов Пармы 2.0

О Каменном городе на Туристере много восторженных отзывов во все времена года. Еще немного фото об осени в этом месте.

Зов Пармы 2.0

Недалеко от Каменного города доживают свой век бывшие шахтерские поселки Шумихинский и Юбилейный. В первый мы заехали. За постапокалиптическими кадрами…

На этом все запланированные точки нашего автопробега под флагом Туристера по северу Пермского края закончились. Было напряженно и весело, интересно и познавательно. Я свой обзорный рассказ заканчиваю. На очереди — подробные материалы участников об отдельных местах и моментах нашей поездки.

В фоторяде к рассказу использованы фото всех участников, за что девушкам огромное спасибо!

Цикл материалов "Зов Пармы - 2"

1. Зов Пармы 2.0
  2. Пермь Великая. Ныроб

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия