Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 19:59

Соликамск — Россия Июль 2021

В начале июля прошлого года в составе небольшой группы туристеровцев я была в экспресс-туре по Пермскому краю. Многие пишущие участники этого приключения уже написали о поездке, а я хочу немного рассказать об одном городе, который был в программе нашего четырехдневного тура. Времени мы там провели немного: приехали поздно ночью, а вечером часов в пять следующего дня уже уехали.

Это Соликамск — город, жизнь и название которому дала соль.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Варить соль на берегах реки Усолки, на которой стоит Соликамск, начали еще в XV веке и варили без перерыва в течение пяти веков. По преданию, первыми начали добывать здесь соль вологодские купцы Калинниковы, их же считают основателями города. В 1430 году они основали Усолье Камское, которое через полтора столетия переименовали в Соль Камскую, а затем назвали Соликамском.

В 2011 году в Соликамске появилась «Зеленая линия» — маршрут, нанесенный на асфальт и соединяющий 18 объектов — городских достопримечательностей. Когда-то мы неплохо погуляли по нему в рассказе Валерия Исаева. Сейчас не обнаружила и следов этой линии, но и без нее мы увидели достаточно много в этом старинном городе, тем более что большинство основных достопримечательностей Соликамска располагается вокруг Центрального сквера.

История Соликамска кратко описана на щитах, расставленных по пути к краеведческому музею, воспользуюсь этой информацией. Итак:

1573 год — построена Соликамская крепость: башни, ворота, стены, вследствие чего поселение солеваров стало городом и центром уезда.

1597 год — устроена Бабиновская дорога, которая почти два столетия была единственным путем из европейской России в Сибирь и утратила свое значение только после открытия движения по Кунгурскому тракту.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Бабиновская дорога была построена от Соли Камской до Верхотурья посадским человеком Артемием Бабиновым, в честь него и названа. По этой дороге доставляли царские указы, почту, ехали посольские делегации, научные экспедиции, оправлялись крестьяне на поиски свободных земель, по ней отправили и первых ссыльных из Углича, обвиненных в убийстве царевича Дмитрия.

Нулевым километром этой дороги считается Соборная колокольня в Соликамске, здесь и поставлен верстовой столб с табличкой «Начало первой версты Государевой (Бабиновской) дороги».

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Собор Троицы Живоначальной — жемчужина архитектурного ансамбля храмов Соликамска, который был построен после большого пожара 1672 года взамен сгоревших деревянных церквей.

Каменный летний Свято-Троицкий собор начали строить в 1684 году на деньги посадских людей Соликамска. Деньги быстро закончились, тогда горожане обратились с просьбой оказать денежную помощь к царям Иоанну и Петру Алексеевичам. По указу царя в 1688 году на строительство было пожаловано 200 рублей от государевой казны, на них собор и достроили в 1697 году.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

В Свято-Троицком соборе было три престола: главный — во имя Святой Троицы, южный — во имя Иоанна Предтечи и западный — во имя святителя Николая. Собор пятиглавый, с двумя крыльцами на три схода с висячими гирьками. Сначала в соборе было три крыльца, но до нашего времени сохранились только два.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

В соборе хранилась одна из реликвий города — икона Николая Чудотворца, подаренная Соликамску царем Иваном Грозным. Собор был действующим до 1929 году, его закрыли, уничтожили иконостас и настенные росписи, а в здании разместили созданный в Соликамске обществом краеведов музей.

Во время Великой Отечественной войны в храме хранились фонды четырнадцати музеев из центральной части страны, эвакуированных в Соликамск. В настоящее время здание закрыто для посещений, ведутся ремонтно-реставрационные работы.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Здание слева от собора тоже когда-то было храмом. Это летняя Воскресенская церковь с зимним Рождественским приделом, построенная на месте двух сгоревших деревянных церквей. Причем первым был освящен в 1721 году зимний храм, а к 1752 году возвели летний храм Воскресения. Это была пятиглавая церковь с колокольней, прихожанами ее были в основном местные купцы и те, кто следовал в Сибирь по Бабиновской дороге.

В конце 1920-х годов Воскресенскую церковь закрыли, позже разобрали колокольню и купола, а в здании организовали ватную фабрику и фабрику по пошиву обуви. Сейчас здание занимает краеведческий музей, в нем находится отдел фондов и Галерея домовой росписи Прикамья.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Украшение ансамбля Центральной площади Соликамска — нарядная Соборная колокольня высотой от основания до креста 62 метра. Она была построена в 1713 году на средства, отпущенные государством на строительство Троицкого собора. Строений, подобных это колокольне, в русской архитектуре нет: восьмигранная башня стоит на двухэтажных каменных палатах с подклетами. Подклеты использовались для хранения купеческих товаров, а в XIX веке в них были тюремные камеры. Верхние этажи занимали городские и уездные учреждения — сначала магистрат, затем городская дума и училище, суд.

Башня имеет заметный наклон от вертикали, но смотреть нужно с определенной стороны здания. Изначально башню венчала главка, на шпиль ее заменили в 1837 году. После закрытия церквей соборная колокольня была в ведении НКВД, затем различных учреждений, а сейчас ее занимает Отдел природы краеведческого музея.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

1613 год — учреждено Соликамское воеводство, которому через несколько десятков лет подчинялась территория в границах нынешнего Пермского края. В 1673 году начали строить Дом воеводы — одноэтажное здание на высоком подклете, которое использовалось как приказная изба. Удивительно, но строили его 15 лет, это первое каменное гражданское здание Соликамска. Второй этаж надстроили в начале XVIII века для выросшего штата воеводской канцелярии.

В Соликамске с 1613 по 1781 год должность воеводы занимали 74 человека, среди них были представители именитых российских фамилий: Нарышкины, Голенищевы, Прозоровские и другие. В 1781 году воеводство упразднили, дом приобрел солепромышленник Суровцев. Последующие годы владельцы менялись, потом размещалась больница, а в начале XX века — тюрьма. С 1917 года здание занимает краеведческий музей, исключение составляют годы Великой Отечественной войны, когда здесь был штаб эвакогоспиталя со складом медикаментов.

Стенд, рассказывающий об истории соляных промыслов

Сейчас в Доме воеводы располагается экспозиция «Ранняя история города и Соликамское воеводство», «Соликамск в XVIII веке», а на втором этаже выставка — «Провинциальный Соликамск».

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Поскольку тур у нас был тематический, то и программа была необычная: у входа в Дом воеводы нас встречал стрелец Василий.

На первом этаже дома воссоздан интерьер приказной избы XVII века

Здесь нам показали небольшой спектакль местной театральной студии «В гостях у воеводы», в котором участвовали воеводские дочки Оленка и Настенька, их дворовая девка и стрелец Василий.

Потом и папенька-воевода прибыл, рассказал нам о своей нелёгкой службе, о событиях, случившихся с ним. Узнали много интересного о жизни и быте семьи воеводы, о его обязанностях и заботах. Театрализованная экскурсия нам очень понравилась, отдохнули, посмеялись и даже в игры старинные поиграли.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Дом воеводы был не просто старинной «конторой», он имел и оборонительное значение, обратите внимание на бойницы на фасаде.

А еще в здании стены толщиной два метра, в которых прячутся ходы и лестницы. Через такой ход нас и вывела во двор воеводская дочка Настенька.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Если интересуют сувениры, стоит обратить внимание на соседнее здание: там находится сувенирный магазин «Дом мастеров» с неплохим выбором.

Первый этаж жилого здания напротив также занимает краеведческий музей, там разместился Художественный отдел музея, собрание которого насчитывает более 6000 произведений изобразительного искусства.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Но главное здание на этой небольшой площади — великолепная Богоявленская церковь в стиле московского барокко, построенная в 1687–1695 годах.

Фасады церкви украшает богатая каменная резьба, пояс таких украшений идет вдоль всего храма, а под ним — двойной ряд поливных изразцов местного производства.

Богоявленская церковь в 1934 году была передана музею, но в 1943–1962 годах в ней совершались богослужения, затем она снова стала музеем. Благодаря тому, что здание занимал музей, в церкви сохранилось собрание икон XVII–XVIII веков и деревянный резной пятиярусный иконостас. Сейчас в Богоявленской церкви работает Музей древнерусского искусства. Главный экспонат в его экспозиции — икона Николая Чудотворца, по преданию подаренная горожанам самим Иваном Грозным в 1552 году.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Рядом с Богоявленской церковью в ограде стоит небольшая часовня Петра и Павла, построенная в XVIII веке.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Сейчас вернемся на Центральную площадь Соликамска. Вот на этом снимке наклон Соборной колокольни хорошо заметен.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Скромное здание за Троицким собором тоже из списка памятников истории. Это Земская управа, где с 1870 года размещалось земство — выборный орган местного самоуправления. Земство распоряжалось такими областями жизни уезда, как народное образование, здравоохранение, дорожное строительство и почтовое сообщение. Распорядительным органом уезда было земское собрание гласных, избиравшееся на три года, а исполнительную власть представляла земская управа во главе с председателем, которого утверждал губернатор. Сейчас в здании находится «Детская школа искусств».

Мне очень понравился Крестовоздвиженский собор, посмотрите, как красивы детали его убранства. Когда-то и он входил в Соликамский архитектурный ансамбль. Его начали строить в 1698, а освятили в 1709 году. Крестовоздвиженский собор был главным теплым храмом Соликамска, здесь совершались соборные богослужения в зимнее время.

У соликамских храмов необычная конструкция, при их строительстве учитывалась торговая функция. В Крестовоздвиженском соборе был высокий подклет, оборудованный для хранения и продажи товаров, причем он был разделен на «палатки» — складские помещения с отдельными выходами на реку. Речка Усолка протекает как раз за собором.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

У этого красивого собора была, пожалуй, самая грустная судьба. В 1929 году его закрыли и передали пищекомбинату, многие годы в нем размещался пивзавод. Можете представить, что там наделали для размещения оборудования и пр. Реставрация началась в 2005 году, но движется очень медленно.

Посмотрим с горки от Троицкого собора на Центральную площадь и улицу Революции. Слева за домами виднеются купола Спасской церкви и церкви Михаила Архангела. Справа — стоит автобус у автовокзала Соликамска.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Здания, стоящие напротив Центральной площади вдоль улицы Революции, были построены для магазинов в конце XIX века.

Купеческих домов конца XIX — начала XX века в Соликамске немного, это объясняется тем, что после открытия тракта через Кунгур и Екатеринбург в XIX веке город пришел в упадок, потеряв свое торговое и промышленное значение.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

А вот левее, за зданием гостиницы «Соликамск» начинается уже современная застройка.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Центральная площадь Соликамска когда-то называлась Соборной площадью, на ней стояли три крупнейших городских храма — Троицкий и Крестовоздвиженский соборы, Воскресенская церковь и соборная колокольня. С начала XVIII века на площади проводилась «Ярмарка на 9 пятницу». Она длилась три дня с 30 мая по 1 июня. Это был крупнейший торг на севере Пермской губернии, на площади устанавливалось свыше 500 торговых точек. Сюда съезжались продавцы и покупатели из соседних губерний.

На площади есть на радость туристам два арт-объекта. Это стилизованный знак «Я люблю Соликамск», подобные сейчас есть практически в любом городе страны. А второй арт-объект — скульптурная композиция «Хлеб-Соль» работы Рустама Исмагилова. Это самый фотографируемый памятник Соликамска и его визитная карточка, символ гостеприимства города.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Далее мы поехали к Людмилинской скважине, с которой началось освоение крупнейшего в стране Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. Эта рассолоподъемная скважина с деревянной обсадной трубой была пробурена в 1906 году на Троицком солеваренном заводе. Назвали ее по имени жены хозяина завода — А. В. Рязанцева.

При бурении обнаружили соль желтоватого цвета с красными прослойками. Анализ проб соли показал в ней значительное количество калия с примесью железа. Так было открытоВерхнекамское месторождение калийно-магниевых солей. Скважина признана историческим памятником. Сейчас вокруг нее ведется благоустройство береговой линии реки Усолка.

Соликамск не зря называли «солонкой России», уже в XVII веке пермяки поставляли 70% годового объема выварочной соли страны. На территории Прикамья было несколько солеваренных заводов, но до наших дней сохранился только один — Усть-Боровской, основанный в 1878 году купцом Александром Васильевичем Рязанцевым и закрытый в 1972 году.

Сейчас это Музей-заповедник «Сользавод». Наше знакомство с Соликамском завершилось интересной экскурсией в этот единственный в своем роде музей истории соли.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Здесь нас встретили хлебом солью, а во время экскурсии мы познакомились с цепочкой выварки знаменитой «соли-пермянки», узнали уникальную историю Усть-Боровского солеваренного завода, откуда пошла известная поговорка «Пермяк — соленые уши» и еще немало интересного.

Добыча соли начинается с соляных скважин, так как рассол нужно было выкачать из-под земли. До 1870 год соляные скважины бурили вручную, затем в землю загоняли трубу-матицу диаметром 62 см из соснового бревна, по ней бадьями поднимали рассол. Проходка скважин занимала от 3 до 5 лет, такая рассолоподъемная труба была самым дорогим элементом солеваренного производства.

Матичная труба

С XVII века для подъема рассола стали использовать насосы, а над скважинами ставить рассолоподъемные башни. На территории завода-музея сохранились три таких башни, мы заглянули в Александровскую рассолоподъемную башню, построенную в 1904 году.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Следующее звено технологической цепочки — соляной ларь, куда рассол поступал по надземному наклонному рассолоотводу самотеком. Здесь рассол отстаивался.

Александровский соляной ларь, построенный в 1882 г.

Важнейшим элементом технологического цикла была выварка соли. Основными сооружениями солеваренного завода были варницы, связанные с соляными ларями подземными деревянными трубами, по которым через отверстия в нижней части ларя выпускался рассол.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

В варницах вываривалась соль на своеобразных противнях — цыренах. Во время варки на цырен подавался рассол, а выварка соли происходила при поддержании равномерного жара в печи, которая находилась снизу под цыренами.

Рассол медленно кипел, из него кристаллизовалась соль, которую отгребали специальными скребками в углы цырена, а затем перемещали деревянными лопатами выше — на полати, где соль досушивалась. Выварка партии соли продолжалась около суток.

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Готовую соль собирали в мешки из рогожи, которые специальные рабочие-соленосы переносили в амбары. Нам показали подставки, которые крепили на спину для переноски соли, причем переноской занимались и мужчины, и женщины. Только в начале XX века начали использовать вагонетки.

Амбар стоял на берегу реки, в судоходный период соль из него грузили на баржи и оправляли по Каме в основном на Нижегородскую ярмарку.

Александровский соляной амбар, 1882 г.

В музее есть и действующий макет варницы, где любой желающий может не только увидеть, как из рассола получается соль, но и самому принять участие в этом процессе, попробовав, каков он, труд солеваров.

«Сользавод» ранее входил в состав Соликамского краеведческого музея, а в 2020 году стал самостоятельной единицей и называется музеем-заповедником. Все его здания — объекты культурного наследия федерального значения.

В бывшем здании конторы Усть-Боровского солезавода устраивают выставки, проводят различные мероприятия и интерактивные программы, а также есть постоянная экспозиция предметов быта, декоративно-прикладного искусства и пр.

Пока члены нашей экспедиции ковали подковы на счастье с музейным кузнецом, я познакомилась с музейной кошкой,

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

а затем вышла на берег Камы. Очень люблю большие реки!

Соликамск — город, который называли «солонкой России»

Вот такой он город Соликамск! Мне он очень понравился, возможно, потому что была отличная компания и хорошая погода! Надеюсь, что и вам было интересно!

Конечно, я рассказала о Соликамске далеко не все, только то, что видела сама. Вы знаете, что первый Ботанический сад в России был открыт именно здесь? Но, возможно, о нем расскажет кто-то другой, кто проведет в Соликамске больше времени.